Здавалка
Главная | Обратная связь

Эмоциональное уплощение

Выздоровление

Переход в хроническое состояние – менее выраженные, но преобладающие в клинической картине продуктивныесимптомы.

 

Продуктивные симптомы – неспецефическая реакция психики на этиологические факторы заболевания. Качественно новые, психические проявления, связанные с заболеванием (галлюцинации, бред, кататонические расстройства).

Негативные симптомы – вызванные самим патологическим процессом обратимый или стойкий ущерб, изъян, дефект вследствие того или иного болезненного психического процесса (истощаемость психических процессов, дисгармония личности, снижение энергетического потенциала, снижение уровня личности, регресс личности, слабоумие, амнезия, абулия, апатия).

Позитивные и негативные симптомы в клинической картине болезни проявляются в единстве, сочетании и имеют, как правило, обратно пропорциональное соотношение: чем более выражены негативные симптомы, тем меньше, беднее и фрагментарнее – позитивные.

 

Синдром – закономерное сочетание симптомов, которые связаны между собой единым патогенезом и соотносятся с определенными нозологическими формами.

А.Е. Щербак (1901) рассматривал синдромы в качестве типовой формы психического реагирования, как реакцию мозга на действие вредности, механизмы которой обусловлены нарушениями в области интернейрональных контактов. Заболевание, по мнению автора, проявляется различными сочетаниями симптомокомплексов и определенной последовательностью их смены в ходе его течения. Один и тот же психопатологический синдром при разных психических заболеваниях «получает своеобразный оттенок (нюанс клинической картины)».

Синдром («совместный бег» симптомов)—совокупность симптомов, имеющих общий механизм развития. Сам по себе симптом вне синдрома лишен клинического смысла. Отдельные расстройства психических функций встречаются у большинства здоровых индивидуумов. Патологические явления имеют системный характер и выражаются в форме синдромов. Из синдромов и закономерной последовательности их смены — патокинеза — складывается клиническая картина заболевания в его статике и динамике. От «синдрома» следует отличать понятие «симптомокомплекс». Под симптомокомплексом чаще понимают совокупность симптомов, свойственных данному заболеванию. В другой интерпретации симптомокомплекс — это сумма всех нарушений, выявляющихся у пациента на момент исследования.

 

Совокупность всех симптомов, выявленных в процессе обследования конкретного больного, образует симптомокомплекс.

 

В процессе психического заболевания существенно меняются взаимоотношения биологического и социального. Временно или на более продолжительный период могут устанавливаться природно-психические явления: расторможение влечений при п/подобных состояниях; регресс психики на более ранний уровень развития при орг заболеваниях, Ш, иногда и психогенных (истерических) расстройствах. В этих случаях появляются двигательные стереотипии, эхопраксии, эхолалии, моторные автоматизмы, утрата двигательных навыков, утрированная боязливость.

Значительное влияние на формирование учения о синдромах оказала концепция эволюции и диссолюции психической деятельности выдающегося шотландского невропатолога Джексона (1884). Основные положения ее таковы:

— психическая деятельность осуществляется иерархически расположенными уровнями или центрами, причем деятельность низших центров регулируется высшими;

— при повреждении или временном выключении высших уровней деятельность нижележащих не прекращается;

— следствием и клиническим выражением выпадения функций высших центров является негативная симптоматика, продуктивные симптомы возникают в результате высвобождения активности нижележащих центров и не находятся в непосредственной причинной связи с болезнью;

— клиническая картина возникающих психических расстройств определяется также различиями в темпе, в котором происходит дезинтеграция (диссолюция) психической деятельности;

— неврологические расстройства вызваны более локальной диссолюцией, а психические — глобальной, равномерной, «униформной».

 

Различают продуктивные (позитивные) и негативные (дефицитарные) психопатологические синдромы. Продуктивные психопатологические синдромы — более динамичные образования, они чаще всего указывают на активное течение болезненного процесса, и, как считается, относительно менее специфичны для того или иного заболевания, чем дефицитарные симптомокомплексы. В действительности же и те и другие расстройства внутренне взаимосвязаны и выступают в единстве, что определяет клинические особенности заболевания как в его «поперечном разрезе», так и в динамике, «в длинике».

По тяжести выделяют следующую последовательность продуктивных синдромов:

Астении и эмоционально-гиперэстетические расстройства.

Аффективные (депрессивные и маниакальные).

Невротические (навязчивости, истерические, ипохондрические).

Паранояльные, вербальный галлюциноз.

Галлюцинаторно-параноидные, парафренные, кататонические.

Помрачение сознания (делирий, аменция, сумерки).

Парамнезии.

Судорожные.

Психоорганические.

Наряду с продуктивными и негативными психопатологическими синдромами, обусловленными механизмами патологической активации и выпадения деятельности относительно зрелых церебральных структур, существуют также продуктивные и негативные дизонтогенетические симптомокомплексы, наблюдающиеся при психических нарушениях в детском и подростковом возрасте.

Дизонтогенез – нарушение темпа, сроков развития психики в целом и отдельных ее частей, нарушение соотношения компонентов развивающейся психики ребенка. В основе лежат явления «дисфункции созревания», выражающиеся длительной фиксацией преходящих способов нервно-психического реагирования, свойственных тому или иному этапу постнатального онтогенеза. Это некоторые виды страхов, патологическое фантазирование, явления дисморфофобии, сверхценные расстройства, эхолалия, эхопраксия и подобные психические нарушения. Может быть детерминирован биологическими или неблагоприятными микросоциальными и психологическими воздействиями. Биологические факторы участвуют в формировании н-п состояния, взаимодействуя с факторами соц-псих среды, а вызванные средовыми воздействиями отклонения психики в своей основе имеют механизмы перехода соц-психического через природно-психическое в нейродинамические изменения.

Психический дизонтогенез в форме задержанного или искаженного (диспропорционального) развития психики может быть основой доманифестной (до развертывания симптомов) шизофрении или даже ее сутью. Это различные варианты асинхронии развития, т.е. сосуществования задержки своевременного развития одних функциональных систем и обгоняющего развития других систем.

Другой вариант дизонтогенеза – ретардация – задержка своевременного развития или созревания одной или нескольких функциональных систем организма. (умственная отсталость, ЗПР, психический инфантилизм). Имеет место запаздывание перехода природно-психических функциональных систем в более сложные соц-психические образования, что приводит к недостаточности последних.

В основе формирования дизонтогенетических симптомов лежит задержка, замедление, остановка или искажение развития н-п функций. Некоторые носят преходящий характер.

Акселерация – может сделать более злокачественным, тяжелым течение некоторых заболеваний, ускоряет появление первых симптомов шизофрении, способствует обострению в ремиссии, чаще острое и подострое начало.

 

1. Существует две относительно независимые линии развития негативных расстройств:

 

— проявляющиеся с самого начала болезни (расстройства) тотальными изменениями личности. Шкала последних может быть такой: астеническое снижение уровня функционирования личности — акцентуация и психопатизация личности, включая разные формы патологического ее развития — диссоциация личности, в частности, феномен множественной личности — регрессия личности, например, вторичный инфантилизм — парциальная, а затем тотальная деменция — психический маразм;

— начинающиеся с изменения отдельных психических функций (внимания, памяти и др.) и до какого-то момента прогрессирующих без изменения личности в целом. После этого обе линии расстройств личности «сливаются». Механизмы личностной интеграции продолжают нередко функционировать даже при значительных локальных нарушениях.

 

2. Существуют дефицитарные расстройства, по крайней мере, двух типов:

 

— не сопровождающиеся продуктивными нарушениями;

— развивающиеся в единстве с продуктивными нарушениями, согласно концепции Джексона.

 

3. Продуктивные расстройства также могут быть двоякого типа:

 

— связанные с первичным поражением психических функций (например, острые психозы);

— обусловленные регрессией личности и высвобождением неконтролируемой активности нижележащих структур (например, вторичная кататония).

 

Продуктивные и дефицитарные психические нарушения выявляются как в процессуальной стадии болезни, так и по ее завершении. Из этого следует, что понятия «продуктивный» и «процессуальный», и соответственно «дефицитарный» и «дефектный», нетождественны. Для процессуальной, характеризующей активное течение болезни симптоматики, свойственна определенная динамика, закономерная смена одних психопатологических явлений другими, постепенное нарастание негативных расстройств. Исключая формирующиеся при этом явления дефекта, указанная симптоматика в значительной степени обратима. Постпроцессуальные нарушения — явления собственно психического дефекта (как негативные, так и продуктивные симптомы) — более устойчивы, стабильны, возможность их обратного развития менее очевидна.

 

Шизофрения – хронически текущее прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся диссоциативностью психических функций, т.е. утратой единства психических процессов с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа:

- аутизмом (прогресиирующей интровертированностью)

- эмоциональным оскудением (уплощением)

- снижением активности (падение энергетического потенциала)

- разнообразными продуктивными психопатологическими расстройствами (бред, галл, аффективные нарушения)

 

Признак №1: есть начало и хроническое течение

Признак № 2: развитие выраженных стойких изменений психики после периода выраженных и меняющихся по интенсивности симптомов. Характерны не сами изменения, а их своеобразие.

Утрата единства псих процессов: нарушение естественно-логического строя мышления, выпадение руководящих целевых представлений (в том числе в речевом потоке), оторванность высказываний от содержания ситуации, несоответствие эмоций высказываниям и поведению.

Аутизм – отгороженность и оторванность от реальности, погружение в мир собственных внутренних переживаний. Инкапсуляция от внешнего мира с пассивностью или неадекватностью по отношению к реальности.

Эмоциональное уплощение

Личностное снижение или оскудение – утрата интереса к прежним увлечениям, привязанностям, поддержанию внешнего вида, выполнению необходимых гигиенических процедур, инертность и безразличие к жизненным побуждениям.

Снижение активности – отсутсвие инициативы и побуждений к деятельности, снижение воли.

Признак № 3: продуктивные психопатологические расстройства – непостоянен.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.