Формы коммуникации, такие как письменная, устная, визуальная, отличаются друг от друга особыми системами кодирования.
Типология коммуникации. Процесс коммуникации может быть разделён на отдельные фрагменты, единицы коммуникации – коммуникативные акты. Сам по себе коммуникационный процесс представляет собой непрерывное взаимодействие участников коммуникации. Участники коммуникации – коммуниканты (отправитель и получатель) порождающие и интерпретирующие сообщения. Коммуникантами могут быть человеческие индивиды и общественные институты (партии, фирмы, правительство). Зжесь имеем дело с некой абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный человек (коллегиальный (институциональный) отправитель). Обычно сообщение – это высказывания или тексты, но в невербальной коммуникации сообщением может бытьизображение (дорожный знак; фоторгафия; физические предметы; архитектурные сооружения, как сообщение о его предназначении; подарок, ка знак признательности). Сообщением также можно признать поступки (шаги по продвижению товара, кольцо к поволвке). Сообщение состоит из знаков различного рода, изучением которых занимается наука семиотика или семиология. Коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Вербальная коммуникация является основной для человека. К числу вербальных средств относится устная и письменная разновидность языка. Невербальные средства делятся на 2 группы: 1) первичные языки (системы жестов, но не язык глухонемых, пантомимы, мимика); Азбука Морзе, языки программирования, нотная грамматика. Вербальные средства изучаются лингвистикой (или языкознанием), невербальные – паралингвистикой и отдельные разделы – семиотикой. Уровни вербального языка:
2) морфологический (морфема);
4) синтаксический (предложение); 5) текстовый (текст); Формы коммуникации, такие как письменная, устная, визуальная, отличаются друг от друга особыми системами кодирования. Коммуникативные средства объединяют различные формы коммуникации, используя некоторую технологию для заполнения временного и пространственного расстояния между отправителем и получателем сообщения.
Средства массовой коммуникации (СМИ) также могут включать в себя различные формы коммуникации: ТВ, кино (картинки, слова, музыка), газеты (письменные слова, шрифты, иллюстрации).
Некоторые свойства и формы средств коммуникации связаны с их природой или техническими ограничениями: Слово слышно только на расстоянии силы голоса отправителя и слуха получателя. Печатные материалы более стойки ко времени и пространству. Радио и ТВ считаются средствами массовой коммуникации, хотя нет препятствий для использования их в массовой информации, в групповой и межличностной коммуникации (радиотелефон, видео-телефон). Все формы и средства коммуникации являются продолжением человеческого тела, дополняя и усиливая недостаточные функции (особенности зрения, слуха).
Американский исследователь Эдвард Сепир проводит разграничение между фундаментальными средствами или первичными процессами уже коммуникативными по своей природе и некоторыми вторичными средствами, облегчающими процесс коммуникации. Первичные средства: язык, жестикуляция, имитация публичного поведения в процессе включения в образ жизни общества. Вторичные средства: облегчают первичные коммуникативные процессы в обществе: языковые преобразования, символизм, создание физических условий для осуществления коммуникативного акта. Языковые преобразования – замена кода, устный – письменный. Символьные системы – сигналы светофора, семафора и так далее. Физические условия - железнодорожный транспорт, телеграф, телефон, авиация.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|