Здавалка
Главная | Обратная связь

Важнейшие элементы культуры



 

Важнейшими компонентами культуры можно назвать:

1. Знаково-символический элемент, то есть знания, сформулированные в понятиях, представлениях и зафиксированные в языке. Язык – это форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Язык – это система знаков и символов, кодов, наделенных определенным значением, транслируемая из поколения в поколение и служащая основой вербального взаимодействия. Люди овладевают ими в процессе воспитания и образования. Это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

2. Ценностно-познавательная система. Ценность – это свойство предмета удовлетворять определенные потребности, интересы. В систему ценностей социального субъекта входит предпочтительное и желательное.

смысложизненные ценности – представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;

универсальные: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, семья, родственники, образование, правопорядок), общественного признания (трудолюбие), межличностного общения (честность, бескорыстие), демократические (свобода слова, совести, партий, национального суверенитета);

партикулярные - привязанность к малой родине, семье, вера в Бога.

ценностная установка является программой с возможностью выбора вариантов деятельности, она направляет и стимулирует человека;

мотив – это фактор, который ведет к превращению установок в активную деятельность. На основе интересов субъекта формируется цель деятельности как прообраз будущего.

3. Социокультурные нормы – правила или регулирующие начала. Особенность социальных норм – их императивность (повелительность). Это значит, что поведение, не соответствующее норме, вызывает негативную реакцию у других людей. Нормы возникают стихийно и по мере развития общества либо утверждают, либо утрачивают свое значение.

 

4. Синтетической формой культуры являются образцы поведения:

Обряд – совокупность коллективных действий, вбирающих в себя социальные идеи, нормы, представления и вызывающих коллективные чувства. Обряд эмоционально действует на людей.

Обычай – это форма социального регулирования деятельности и отношений людей, это предписание из прошлого в виде праздников, обрядов, навыков, правил поведения. Обычай – это обобщенный компонент культуры – приготовление пищи, воспитание детей, отношение к старикам, манера поведения.

Традиция – это элементы социального и культурного наследия, переходящего из поколения в поколение длительное время. Совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры.

Символы – образуют систему кодов социального общения в рамках одной культурной системы.

Ритуалы – это фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых и произносимых в строго определенное время, в строго определенном месте и в строго определенных обстоятельствах.

Модели поведения – это идеальные представления о том, как надо себя вести в той или иной ситуации.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Разъясните понятие «культура», покажите ее основные типы и функции.

2. Проанализируйте культуру по субъектам, по роли, по происхождению, по назначению.

3. Разъясните основополагающие закономерности развития культуры.

4. Сущность массовой культуры, ее функции и цели.

5. Объясните содержание форм духовной культуры.

6. Покажите основные компоненты культуры: элементы, ценности, установки, нормы, традиции, обычаи.

7. Концепции культуры, их сходство и различие.

 

Рефераты

 

1. Культура как система, ее компоненты.

2. Функции и виды культуры.

3. Субкультура. Массовая культура. Контркультура.

4. Религия как компонент культуры.

5. Культура и человек.

6. Образование как процесс постижения культуры.

7. Музеи Омска как очаги культуры.

 

Контрольная работа

 

Вариант 1

1. Сущность культуры и ее типы.

2. Формы духовной культуры.

 

Вариант 2

1. Функции культуры.

2. Массовая культура и ее формы.

 

Вариант 3

1. Закономерности развития культуры.

2. Основные компоненты культуры.

 

Тест

 

1. Отметьте, какое понятие культуры вы считаете наиболее приемлемым:

Культура есть зеркало достижений общества, срез жизни.

Культура система регулятивных ценностей, норм, нравов.

Культура исторический уровень развития общества.

 

2. Продолжите называть известные вам типы культуры:

Материальная, духовная _____________________________________

 

3. Верно или неверно названы функции культуры: человекотворческая, гносеологическая, ориентационная, рекреативная информационная, переориентационная, продуцирование и накопление духовных ценностей, нормативная, в чем их сходство и различие.

 

4. Расшифруйте, что означают закономерности в развитии культуры:

Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни________________________________________________________

преемственность ______________________________________________

неравномерность развития______________________________________

рациональность и гуманность ___________________________________

специфическая роль традиционных начал _________________________

интернациональность в развитии и сосуществовании культур ___________________________________________________________

 

5. Массовая культура проявляется в _____________________________

_________________________________________________________

 

6. Разъясните сущность и место в формировании образа жизни следующих элементов культуры: традиции, обычая, обрядов, норм, ритуалов, церемоний, языка, эталонов поведения, знания, символов, идей. Приведите примеры.

 

7. Определите сущность основных видов духовной культуры:

Миф – это ________________________________________________

Религия – это ______________________________________________

Нравственность – это _________________________________________

Искусство – это _____________________________________________

Философия – это ____________________________________________

Наука – это ________________________________________________

Идеология – это

 
 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.