Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: «Сказкотерапия в работе специалистов учреждений социального обслуживания»

Подготовила Соломатина И.В. инструктор по труду

 

Сказкотерапия переживает настоящий бум популярности. Появляются многочисленные статьи в газетах и журналах. Се­мейные теле- и радиоканалы включают в свои передачи сюже­ты о значении сказок в развитии ребенка. Большинство специ­алистов системы образования, будь то учитель информатики, иностранного языка или педагог-психолог, стараются исполь­зовать в своей работе метафорический язык сказки.

Привлекательность сказкотерапии для психологов можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью:

Сказка информативна. Через анализ придуманной клиен­том сказки психолог получает информацию о его жизни, акту­альном состоянии, способах преодоления трудностей и миро­воззренческих позициях.

Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, клиент (психолог) преодолевает самоограничения и дополня­ет, изменяет и обогащает свою жизнь.

Сказка эмоциональна. Через участие в сказко-терапевтических сессиях клиент накапливает положительный эмоциональ­ный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Еще одним большим достоинством сказки является отсут­ствие возрастных ограничений. Она эффективна не только с дошкольниками или младшими школьниками, для которых яв­ляется «родным языком», но и с подростками «группы риска». Используя богатый ресурс сказкотерапии, психолог способствует достижению согласованности между отдельными аспектами Я-концепции подростка.Педагоги и родители также с интересом участвуют в сказ­котерапевтических занятиях. Их внутренний ребенок пробуж­дается и активно вступает в игру, позволяющую не только рас­слабиться и снять напряжение, но и смоделировать, а затем проиграть многие проблемные ситуации.

Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассмат­риваться как значимый психопрофилактический фактор. Исполь­зование сказкотерапевтических технологий дает психологу воз­можность помочь клиенту справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадап­тацию, способствовать интеллектуальному развитию

ПЕРВЫЕ ШАГИ В СКАЗОЧНОМ МИРЕ

Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется фор­мированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действитель­ности, с которой имеет дело, строить ее описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой си­стемы, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность.

Четыре-пять лет — апогей сказочного мышления. Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм — стремление приписать неодушевленным предметам или животным челове­ческие черты. Он исчезает в процессе умственного и эмо­ционального развития детей: к моменту поступления в школу анимистические представления сменяются более реалистичес­кими, хотя и не исчезают совсем.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно ак­тивизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять вы­ражением своих чувств. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, для ребенка, который чего-то боится, подби­рается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллю­страции к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой рабо­ты ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три есте­ственные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2. Потребность в компетентности. Герой оказывается спо­собным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя мо­жет терпеть временные неудачи.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, нахо­дится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убе­гает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является ак­тивным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

1) автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

2) активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание парт­неров, стимулировать их коммуникативность, управлять про­цессом общения, эмоционально откликаться на состояние парт­неров;

3) социальная компетентность, которая состоит из несколь­ких компонентов;

а) мотивационного, включающего отношение к другому че­ловеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопережи­вания и содействия);

б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные си­туации способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмо­циональный опыт.

Групповые и индивидуальные занятия с детьми дошколь­ного и младшего школьного возраста проводятся два раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут (в зависимости от возраста). При групповой работе число участников состав­ляет от трех до двенадцати человек.

Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая про­грамма для детей старшего дошкольного и младшего школьно­го возраста либо строится на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в ска­зочный мир», включающее в себя любое необходимое количе­ство сказочных образов и сюжетов. Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обя­зательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из дра­матической реальности в обыденную. Для детей младшего воз­раста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебны­ми предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чте­ние волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводни­ка. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудив­шая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль про­водника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др. Сказочное путешествие детей должно быть наполнено игра­ми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой. Хочу предложить Вашему вниманию несколько игр.

«Стойкий оловянный солдатик»

Задача.Обучение саморегуляции.

Ход работы.«Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий оловян­ный солдатик на" посту, ты честно несешь свою службу, огля­нись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. Молодец!»

Когда один ребенок изображает солдатика, другим детям предлагается изобразить остальных героев сказки Г.-Х. Андер­сена «Стойкий оловянный солдатик»: балерину, черта в табакер­ке и др. Рекомендуется всем ребятам побыть в разных ролях.

«Тень»

Задача.Снятие мышечного напряжения и развитие коор­динации (для детей с 5 лет).

Ход работы.Один ребенок ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, наги­бается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень и должны быстро и четко повторять за ним движения. Затем ведущий меняется. Это упражнение можно включать в занятие с использова­нием сказки Г.-Х. Андерсена «Тень».

«Волшебники»

Задача.Развитие эмоциональной сферы. Ход работы.Вначале ребенку предлагаются две совершен­но одинаковые фигуры «волшебников». Его задача— дорисо­вать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц». Вторая часть задания состоит в том, что ребенок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил «злой» волшебник и как его победил «добрый». В заключение каждого ребенка просят изобразить «злого» и «доброго» волшебников через пантомиму, придумать для каждо­го из них танец, подобрать тему на музыкальном инструменте.

Такую игру хорошо использовать в контексте путешествия с Элли по дороге из желтых кирпичей к Изумрудному городу.

В группе целесообразно сделать выставку рисунков и об­судить их.

СКАЗОЧНЫЕ ЗАДАЧИ

На занятиях ребята любят решать различные сказочные задачи и головоломки. Они встречаются почти в каждой сказ­ке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Так наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформиру­ются. По сути, в сказке оказываются зашифрованы алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказоч­ные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам, позволяющим справляться с трудностями.

Сказочные задачи широко используют педагоги системы ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) при работе с детьми. По этой технологии издано достаточно большое коли­чество сборников со сказочными задачами, и их можно исполь­зовать для занятий.

По аналогии с готовыми сказочными задачами вы всегда сможете написать свои. Задачи можно выписать на отдельные карточки и сделать из них целую сказочную картотеку под раз­личную проблематику.

Спасибо за внимание





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.