Здавалка
Главная | Обратная связь

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ



 

Основной измеряемой зависимой переменной было количество секунд, в течение которых находилась в нажатом положении кнопка помощи. Сред­ние результаты по этому показателю для всех видов экспериментального плана и стандартные отклонения в каждом случае показаны в табл. 1. Дис­персионный анализ 3 (условия) х 2 (пол) этих результатов выявил только один статистически значимый эффект — влияние фактора эксперименталь­ных условий (F = 4,97, р < 0,025); главный эффект влияния фактора пола был незначимым (F= 2,18). Тесты Даннетта показали, что испытуемые, смотрев­шие просоциальную серию «Лэсси», помогали значительно дольше, чем те, кому показывали нейтральную серию из этого же фильма (t = 2,08, р < 0,05) или «Семейку Брейди» (t = 2,79, р < 0,01). Последние группы не отличались друг от друга (t= 0.66).

 

Таблица 1

Среднее время оказания помощи и стандартное отклонение в секундах

Для всех групп

  Пол испытуемого   Для обоих
  Женский Мужской полов
Просоциальная серия «Лэсси» 105,48 79,80 [20.37] [47,38] 92,64 [36,94]
Нейтральная серия «Лэсси» 34,80 68,20 [46,30] [53,36] 51,50 [50,28]
«Семейка Брейди» 8,50 66,50 [14,18] [45,55] 37,50 [44,13]
       

 

Дополнительный дисперсионный анализ 3x2 результатов по задержке оказания помощи не выявил каких-либо значимых различий, но эта тенденция согласовывалась со временем оказания помощи: 24,6 для просоциальной серии «Лэсси», 36,1 для нейтральной серии «Лэсси» и 55,4 для серии из комедийного фильма.

Отмечалась также статистическая тенденция к взаимодействию фактров пола и экспериментальных условий (F= 2.80, р < 0,10). Как видно из табл. 1, это взаимодействие имело место потому, что просоциальная серий «Лэсси» в сравнении с нейтральной серией, как правило, оказывала боль­шее воздействие на девочек, чем на мальчиков; кроме того, девочки, в отличие от мальчиков, как правило, реагировали по-разному на нейтральную серию «Лэсси» и на «Семейку Брейди». Обе эти тенденции могли быть час­тично вызваны «потолочным» эффектом у мальчиков; в двух контрольных ситуациях они, как правило, помогали больше, чем девочки. Далее, девять из десяти мальчиков оказывали некоторую помощь в двух контрольных ситуациях, тогда как в этих ситуациях поступили так же только пять из десяти девочек. (Определенную помощь попавшим в беду щенкам оказали четыре из пяти мальчиков, смотревших просоциальную серию «Лэсси», и все пять девочек.)

Несмотря на эти различающиеся тенденции, общие результаты данного эксперимента ясно свидетельствуют о валидности основной гипотезы, которую мы хотели доказать: пример, увиденный на телеэкране, по крайней мере при определенных обстоятельствах, может способствовать готовности ребенка оказать помощь окружающим. Полученный результат дополняет более раннюю работу с воспроизведенным телевизионным материалом и экс­периментальное полевое исследование, о которых сообщают Штайн и Фридрих (Stein & Friendrich, 1973), демонстрируя влияние коммерческих телепрограмм, носящих главным образом развлекательный характер. Насто­ящий экспериментальный план также позволил нам выделить конкретный аспект передачи — просоциальный пример, продемонстрированный глав­ным героем,— в качестве ключевого компонента, необходимого для того, чтобы такой эффект имел место; альтернативная серия «Лэсси» и в целом доброжелательная передача «Семейка Брейди» произвели значительно меньший эффект, связанный с оказанием помощи. Поскольку в первой из этих контрольных программ участвовали те же ведущие персонажи, исполь­зовались та же натурная обстановка и тот же в целом драматический стиль, что и в просоциальной серии «Лэсси», маловероятно, что на поведение де­тей, выражавшееся в оказании помощи, оказали влияние иные факторы, не­жели конкретная модель поведения. Этот вывод еще больше подкрепляет сравнение между собой поведения детей, смотревших либо нейтральную серию «Лэсси», либо «Семейку Брейди»; присутствие собаки в первом из этих фильмов само по себе еще не вызывало у детей стремления оказать помощь щенкам, попавшим в беду. Таким образом, настоящие результаты теоретически поддерживают точку зрения в отношении научения соци­альным навыкам, которую разделяют Бандура (Bandura, 1969, 1971) и Либерт(Liebert,1970,1973; Liebert, Neale & Davidson, 1973) и которая состоит в том, что влияние телевидения на поведение опосредуется конкретными мо­делями (образцами) поведения и интерпретацией этих моделей ребенком, а не общим характером передачи или иными глобальными соображениями.

Более того, измеряемая зависимая переменная включала в себя оказание помощи и экспериментатору, и щенкам; если дети реагировали на этот аспект ситуации, значит, полученные результаты представляют собой еще большее обобщение конкретного альтруистического поведения, модель ко­торого представлена в просоциальной развлекательной передаче.

Практическое значение настоящего эксперимента также очевидно: можно создавать такие телевизионные программы, которые носят занимательный и приключенческий характер, адресованы детской и семейной аудито­рии и при этом оказывают на зрителей благотворное, а не негативное социальное воздействие. Детальное понимание процессов подражания, которые участвуют в таком воздействии, может способствовать созданию других социально желательных программ в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Bandura, A. (1969), Principles of behavior modification. New York: Holt, Rinehart & Winston.

Bandura, A. (1971). Analysis of modeling processes. In A. Bandura (Ed.). Psy­chological modeling. New York: Aldine-Atherton.

Bryan.J. H. (1970). Children's reactions to helpers: Their money isn't where their mouths are. In J. Macauley & L. Berkowitz (Eds.). Altruism and helping behavior. New York: Academic Press.

Friedrich, L. K. & Stein, A. H. (1973). Aggressive and prosocial television pro­grams and the natural behavior of preschool children. Society for Research in Child Development, 38 (whole Monogr.).

Liebert, R. M. (I970). Television and social learning: Some relationships between viewing violence and behaving aggressively (overview). In J. P. Murray, E. A. Rubinstein & G. A. Comstock (Eds.), Television and social behavior. Vol. II: Television and social learning. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office,

Liebert, R,. M. (1973). Observational learning: Some sociai applications. In P. J. Elich (Ed.). Fourth Western symposium on learning. Bellingham, Wash.: Western Washington State College.

Liebert. R. M., Neale. J. M. & Davidson, E. S. (1973). The early window. New York: Pergamon Press.

O'Connor, R. D. (1969). Modification of social withdrawal through symbolic modeling. Journal of Applied Behavior Analysis, 2,15-22.

Stein, A. H. & Friedrich, L. K. (1970). Television content and young children's behavior. In J. P. Murray, E. A. Rubinstein, & G. A. Comstock (Eds.). Television and social behavior. Vol. II: Television and social learning.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.