РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Основной измеряемой зависимой переменной было количество секунд, в течение которых находилась в нажатом положении кнопка помощи. Средние результаты по этому показателю для всех видов экспериментального плана и стандартные отклонения в каждом случае показаны в табл. 1. Дисперсионный анализ 3 (условия) х 2 (пол) этих результатов выявил только один статистически значимый эффект — влияние фактора экспериментальных условий (F = 4,97, р < 0,025); главный эффект влияния фактора пола был незначимым (F= 2,18). Тесты Даннетта показали, что испытуемые, смотревшие просоциальную серию «Лэсси», помогали значительно дольше, чем те, кому показывали нейтральную серию из этого же фильма (t = 2,08, р < 0,05) или «Семейку Брейди» (t = 2,79, р < 0,01). Последние группы не отличались друг от друга (t= 0.66).
Таблица 1 Среднее время оказания помощи и стандартное отклонение в секундах Для всех групп
Дополнительный дисперсионный анализ 3x2 результатов по задержке оказания помощи не выявил каких-либо значимых различий, но эта тенденция согласовывалась со временем оказания помощи: 24,6 для просоциальной серии «Лэсси», 36,1 для нейтральной серии «Лэсси» и 55,4 для серии из комедийного фильма. Отмечалась также статистическая тенденция к взаимодействию фактров пола и экспериментальных условий (F= 2.80, р < 0,10). Как видно из табл. 1, это взаимодействие имело место потому, что просоциальная серий «Лэсси» в сравнении с нейтральной серией, как правило, оказывала большее воздействие на девочек, чем на мальчиков; кроме того, девочки, в отличие от мальчиков, как правило, реагировали по-разному на нейтральную серию «Лэсси» и на «Семейку Брейди». Обе эти тенденции могли быть частично вызваны «потолочным» эффектом у мальчиков; в двух контрольных ситуациях они, как правило, помогали больше, чем девочки. Далее, девять из десяти мальчиков оказывали некоторую помощь в двух контрольных ситуациях, тогда как в этих ситуациях поступили так же только пять из десяти девочек. (Определенную помощь попавшим в беду щенкам оказали четыре из пяти мальчиков, смотревших просоциальную серию «Лэсси», и все пять девочек.) Несмотря на эти различающиеся тенденции, общие результаты данного эксперимента ясно свидетельствуют о валидности основной гипотезы, которую мы хотели доказать: пример, увиденный на телеэкране, по крайней мере при определенных обстоятельствах, может способствовать готовности ребенка оказать помощь окружающим. Полученный результат дополняет более раннюю работу с воспроизведенным телевизионным материалом и экспериментальное полевое исследование, о которых сообщают Штайн и Фридрих (Stein & Friendrich, 1973), демонстрируя влияние коммерческих телепрограмм, носящих главным образом развлекательный характер. Настоящий экспериментальный план также позволил нам выделить конкретный аспект передачи — просоциальный пример, продемонстрированный главным героем,— в качестве ключевого компонента, необходимого для того, чтобы такой эффект имел место; альтернативная серия «Лэсси» и в целом доброжелательная передача «Семейка Брейди» произвели значительно меньший эффект, связанный с оказанием помощи. Поскольку в первой из этих контрольных программ участвовали те же ведущие персонажи, использовались та же натурная обстановка и тот же в целом драматический стиль, что и в просоциальной серии «Лэсси», маловероятно, что на поведение детей, выражавшееся в оказании помощи, оказали влияние иные факторы, нежели конкретная модель поведения. Этот вывод еще больше подкрепляет сравнение между собой поведения детей, смотревших либо нейтральную серию «Лэсси», либо «Семейку Брейди»; присутствие собаки в первом из этих фильмов само по себе еще не вызывало у детей стремления оказать помощь щенкам, попавшим в беду. Таким образом, настоящие результаты теоретически поддерживают точку зрения в отношении научения социальным навыкам, которую разделяют Бандура (Bandura, 1969, 1971) и Либерт(Liebert,1970,1973; Liebert, Neale & Davidson, 1973) и которая состоит в том, что влияние телевидения на поведение опосредуется конкретными моделями (образцами) поведения и интерпретацией этих моделей ребенком, а не общим характером передачи или иными глобальными соображениями. Более того, измеряемая зависимая переменная включала в себя оказание помощи и экспериментатору, и щенкам; если дети реагировали на этот аспект ситуации, значит, полученные результаты представляют собой еще большее обобщение конкретного альтруистического поведения, модель которого представлена в просоциальной развлекательной передаче. Практическое значение настоящего эксперимента также очевидно: можно создавать такие телевизионные программы, которые носят занимательный и приключенческий характер, адресованы детской и семейной аудитории и при этом оказывают на зрителей благотворное, а не негативное социальное воздействие. Детальное понимание процессов подражания, которые участвуют в таком воздействии, может способствовать созданию других социально желательных программ в будущем. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Bandura, A. (1969), Principles of behavior modification. New York: Holt, Rinehart & Winston. Bandura, A. (1971). Analysis of modeling processes. In A. Bandura (Ed.). Psychological modeling. New York: Aldine-Atherton. Bryan.J. H. (1970). Children's reactions to helpers: Their money isn't where their mouths are. In J. Macauley & L. Berkowitz (Eds.). Altruism and helping behavior. New York: Academic Press. Friedrich, L. K. & Stein, A. H. (1973). Aggressive and prosocial television programs and the natural behavior of preschool children. Society for Research in Child Development, 38 (whole Monogr.). Liebert, R. M. (I970). Television and social learning: Some relationships between viewing violence and behaving aggressively (overview). In J. P. Murray, E. A. Rubinstein & G. A. Comstock (Eds.), Television and social behavior. Vol. II: Television and social learning. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, Liebert, R,. M. (1973). Observational learning: Some sociai applications. In P. J. Elich (Ed.). Fourth Western symposium on learning. Bellingham, Wash.: Western Washington State College. Liebert. R. M., Neale. J. M. & Davidson, E. S. (1973). The early window. New York: Pergamon Press. O'Connor, R. D. (1969). Modification of social withdrawal through symbolic modeling. Journal of Applied Behavior Analysis, 2,15-22. Stein, A. H. & Friedrich, L. K. (1970). Television content and young children's behavior. In J. P. Murray, E. A. Rubinstein, & G. A. Comstock (Eds.). Television and social behavior. Vol. II: Television and social learning. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|