Здавалка
Главная | Обратная связь

Франсуа Милле в литературе

Введение

 

История искусства открывает перед нами порталы в мир нескончаемой красоты и душевной гармонии. На классике художественного искусства нас учат видеть красоту, чувствовать ее силу, учат переносить искусство в повседневную жизнь. Человек, познавший и понявший искусство силен и высок духовно. Он как стихия, черпающая силы природы, окружающей нас, из картин, музыкальных произведений классиков, скульптур.

Каждому из нас, для того чтобы понять творчество того или иного мастера или творчество в целом, надо изучить жизнь отдельного художника. Прожить его жизнь вместе с ним. И только тогда мы сможем приблизиться к искусству, понять, почему он писал так, а не иначе, что творилось в его голове во время создания произведения.

Мой реферат повествует об одном из основателей барбизонской школы Жане Франсуа Милле. Его творческий путь к славе был тернист, и признание не пало к нему в руки без борьбы. Работа над собой и стремление выжить поднимали его на ноги многие годы. Своей внутренней силе он обязан и благодаря ей в сегодняшнее время у меня есть возможность поделиться найденным материалом с товарищами по курсу.

 

Жан Франсуа Милле́ (фр. Jean-François Millet, 4 октября 1814 — 20 января 1875) — французский художник, один из основателей барбизонской школы.

 

Творческая биография

Жан Милле родился в семье зажиточного крестьянина из маленькой деревушки Грюши на берегу пролива Ла-Манш близ Шербура. Его художественные способности были восприняты семьёй как дар свыше. Родители дали ему денег и позволили учиться живописи. В 1837 г. он приехал в Париж и два года занимался в мастерской живописца Поля Делароша (1797—1856).

С 1840 г. молодой художник начал выставлять свои работы в Салоне. В эти годы Милле писал тонкие по настроению портреты, мифологические композиции, галантные сцены в духе Франсуа Буше, к концу десятилетия сблизился с художниками барбизонской школы и обратился к изображению повседневной крестьянской жизни, наделяя образы сельских тружеников, изображенных обычно на фоне пейзажа, достоинством и внутренним величием (“Сборщицы колосьев”, 1857, “Анжелюс”, 1859, “Человек с мотыгой”, 1863, - все в Лувре, Париж). Высокие нравственные критерии, симпатия и соучастие, простота и поэзия правды определяют существо творчества Милле. Произведениям Милле свойственны торжественная лаконичность монументальной композиции, богатый валёрами землистый колорит. Как график Милле работал главным образом в

 

В 1849 г. художник поселился в Барбизоне и прожил там до конца своих дней. Тема крестьянской жизни и природы стала главной для Милле. «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», — говорил он о себе.

 

На пути к славе

В 1837 году Милле поступил в престижную парижскую Школу изящных искусств. Он учился у Поля Делароша - известного художника, писавшего несколько театральные полотна на исторические темы. Поссорившись в 1839 году с Деларошем, Жан Франсуа вернулся в Шербур, где пытался добывать себе средства на жизнь портретами. Он получил заказ на посмертный портрет бывшего мэра Шербура, но работу отвергли по причине ее малого сходства с умершим. Чтобы сводить концы с концами, художник какое-то время зарабатывал тем, что писал вывески. В ноябре 1841 года Милле женился на дочери шербурского портного Полипе Виржинии Оно, и молодая пара переехала в Париж. Он бился в тисках нищеты, которая стала одной из причин смерти его жены. Она умерла от туберкулеза в апреле 1844 года, в возрасте 23 лет. После ее смерти Милле вновь уехал в Шербур. Там он познакомился с 18-летней Катрин Леком. Их гражданский брак был зарегистрирован в 1853 году, но обвенчались они лишь в 1875 году, когда художник был уже при смерти и от этого брака у Милле родилось девять детей.
В 1845 году, проведя недолгое время в Гавре, Милле (вместе с Катрин) поселился в Париже.

В это время Милле забросил портрет, перейдя к небольшим идиллическим, мифологическим и пасторальным сценкам, пользовавшимся большим спросом. В 1847 году он представил в Салопе картину «Дитя Эдип, снимаемый с дерева», получившую несколько благоприятных отзывов. Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году. Отчасти это было связано с политическими событиями, а отчасти с тем, что художник нашел, наконец, тему, которая помогла ему раскрыть свой талант. В ходе революции король Луи-Филипп был свергнут, и власть перешла в руки республиканского правительства. Все это отразилось и на эстетических предпочтениях французов. Вместо исторических, литературных или мифологических сюжетов популярность обрели изображения простых людей. В Салоне 1848 года Милле показал картину «Веяльщик», как нельзя лучше отвечавшую новым требованиям. Полотно удостоилось хвалебных отзывов, и его приобрел министр внутренних дел Александр Ледрю-Роллен. Обласканный демократической властью, художник полностью отдался изображению сцен скудной крестьянской жизни.

Как Милле относился к революции, в точности неизвестно. Во всяком случае, политические перемены сулили художнику безоблачное будущее. Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но не закончив ее, сменил тему заказа. Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев». Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа. Этот переезд был вызван тем, что обстановка в столице вновь обострилась. Ко всем неприятностям добавилась еще и эпидемия холеры. Барбизон же издавна считался художественным местом, здесь жила целая колония художников, создавших знаменитую «барбизонскую школу». «Мы собираемся пробыть тут какое-то время», - писал Милле вскоре после прибытия в Барбизон. В результате он прожил в Барбизоне всю оставшуюся жизнь (не считая периода франко-прусской войны (1870-71), когда Милле укрывался с семьей в Шербуре).

Жизнь вне Парижа имела свои недостатки. Самый неприятный заключался в том, что здесь было сложнее зарабатывать на жизнь. Милле нашел выход из нелегкого положения. Он заключил соглашение со своим другом коллекционером Альфредом Сенсье. Суть соглашения сводилась к следующему: Сенсье платил художнику регулярное жалование и помогал в приобретении необходимых материалов, в обмен за это получая в свое распоряжение картины Милле. Милле также помогали его друзья-барбизонцы - в первую очередь, Теодор Руссо, успехи которого резко обозначились в 1850-х годах. Однажды Руссо даже анонимно купил в Салоне картины Милле, выдав себя за богатого американца.

И все-таки поначалу нужда время от времени давала о себе знать. Немало крови попортили Милле и критики, чье отношение к его живописи было далеко неоднозначным. У них стало правилом трактовать картины художника, исходя из собственных социально-политических пристрастий. Консерваторы видели в крестьянах потенциальную угрозу политической стабильности и находили образы Милле грубыми и даже провокационными. Левые критики, напротив, полагали, что его картины возвышают образ трудящегося человека. Подобный анализ скользил по поверхности, не раскрывая истинного значения художественного мира Милле.

 

Слава

1860-е годы оказались для художника гораздо более успешными. Его работы пользовались большим спросом у коллекционеров. Немалая заслуга в этом принадлежит бельгийцам Э. Бланку и А. Стивенсу. В 1860 году Милле заключил контракт с ними, по которому обязывался поставлять ежегодно им для продажи 25 картин. Со временем он нашел условия контракта слишком обременительными и в 1866 году прекратил его действие. Но многочисленные выставки, организованные бельгийцами, уже сделали свое дело, и популярность Милле продолжала расти.

В Салопе 1864 года публика очень тепло приняла прелестную сцепку из сельской жизни, названную «Пастушка, охраняющая стадо». Годы нищеты остались позади. Художник познал славу. В 1867 году когда в рамках Всемирной парижской выставки проводилась выставка его работ, он стал кавалером ордена Почетного Легиона.

Милле всегда был неравнодушен к пейзажу и в последние годы жизни, вдохновленный примером своего друга Теодора Руссо, работал по преимуществу в этом жанре. В 1868-74 годах он написал серию картин на тему времен года для коллекционера Фредерика Хартмапа. Эти полотна можно назвать одной из вершин в творчестве художника. Последняя работа Милле, «Зима», так и не была закончена. В ней уже ощущается дыхание смерти. В конце 1873 года Милле серьезно заболел. В мае 1874 года он получил престижный заказ на серию картин из жизни святой Женевьевы (небесной покровительницы Парижа) для Пантеона, однако успел сделать лишь несколько предварительных набросков. 20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.

 

Франсуа Милле в литературе

Марк Твен в рассказе «Жив он или умер?» описал историю о том, как группа художников, устав от нищеты, решила разрекламировать, а затем инсценировать смерть одного из них, чтобы поднять цены на его картины. Художники руководствовались высказыванием о том, что денег, потраченных на похороны и эпитафии мастеров, умерших от голодной смерти, с лихвой хватило бы им на безбедную жизнь. Выбор пал на Франсуа Милле. Написав несколько картин и несколько мешков набросков, он «после тяжелой и продолжительной болезни умер». Примечательно, что в рассказе Франсуа Милле сам нес «свой» гроб. Цена на картины сразу подскочила и художники смогли добиться своей цели - получить за свои произведения реальную цену при жизни.

Алекс Тарн в рассказе "Анжелюс" показывает, как одна картина может изменить мир человека, его отношение к себе, к жизни, к другим людям. "И весь мир освещается этим светом, и все вокруг вдруг обретает какой-то пронзительный смысл, дальний, как этот колокольный звон, очень важный, но невыразимый словами. И они видят, что жизнь – это не только нескончаемое картофельное поле, не только осенняя грязь на деревянных башмаках, не только мозоли на руках и на сердце… это ещё и свет, и чудная свежесть вечера, и смысл, и радость, и любовь, и счастье…"

 

Описание картин

«Мужчина, просеивающий зерно»

На этом полотне Милле впервые обозначил сельскую тему, ставшую ведущей в его творчестве. В Салоне 1848 года картина была встречена с восторгом, хотя некоторые критики отмечали шероховатость письма. Полотно купил министр французского правительства Александр Ледрю-Роллен. На следующий год он бежал из страны - вместе с ним исчезла и картина. Полагали даже, что она сгорела во время пожара в Бостоне в 1872 году. Позже Милле написал еще два варианта «Веяльщика», эти копии и были известны. В 1972 году - ровно через сто лет после предполагаемой гибели оригинал «Веяльщика» нашли в Соединенных Штатах, на чердаке одного из домов. Картина (лишь сильно загрязненная сверху) оказалась в хорошем состоянии и даже в оригинальной раме, на которой сохранился регистрационный номер Салона. Ее показали на двух юбилейных выставках, посвященных столетию со дня смерти Милле. В 1978 году «Веяльщик» был куплен на нью-йоркском аукционе лондонской Национальной галереей.

Красный головной убор, белая рубашка и синие штаны крестьянина соответствуют цветам французского республиканского флага. Лицо веяльщика находится в тени,делая анонимной и как бы обобщенной фигуру этого, занятого тяжелым трудом,человека.
По контрасту с лицом веяльщика, его правая рука сильно освещена. Это рука человека, привыкшего к постоянному физическому труду.
Подбрасываемое зерно образует золотое облако и резко выделяется на темном фоне. Процесс просеивания приобретает на картине символический смысл: зерно новой жизни отделяется от плевел.

«Сборщицы колосьев»рис. 1

На полотне изображены три крестьянки, собирающие оставшиеся после жатвы колоски (это право предоставлялось беднякам). Тяжесть труда крестьян, их нищета и смирение отразились в картине (1857 г.). Фигуры женщин на фоне поля согнуты в низком поклоне — только так им удастся собрать, оставшиеся после жатвы, колосья. Вся картина наполнена солнцем и воздухом. Работа вызвала разные оценки публики и критики, что заставило мастера временно обратиться к более поэтичным сторонам крестьянского быта.

В 1857 году, когда картина была показана в Салоне, крестьяне рассматривались как потенциально опасная, революционная сила. К 1914 году шедевр Милле стали воспринимать уже иначе — как символ французского патриотизма. Его даже воспроизвели на плакате, призывающем вступать в ряды национальной армии. Сегодня многие критики, признавая непреходящую ценность картины, находят ее слишком сентиментальной. Склоненные фигуры крестьянок напоминают классическую фреску. Очертания фигур перекликаются со скирдами хлеба на заднем плане, чем подчеркивается ничтожность того, что досталось на долю этих бедных женщин. Ван Гог написал однажды: «Я полагаю, что именно Милле, а не Мане, является подлинно современным художником, открывшим для многих из нас новые горизонты».

Ван Гог не раз копировал работы Милле. К таким опытам относится и картина «Полуденный отдых» (1889-90). Вслед за Милле многие художники открыли для себя крестьянскую тему, и простые крестьяне стали излюбленным образом французской живописи второй половины XIX века. Образы Милле вдохновили немало художников, шедших вслед за ним. Подобно Писсарро, Ван Гогу и Гогену, Милле искал в крестьянском быту идеал патриархального мира, еще не зараженного тлетворным дыханием цивилизации.

Все они помышляли о бегстве из города в гармонию сельской жизни. В 1850-х годах подобные пристрастия не слишком приветствовались — во-первых, крестьянская масса рассматривалась как источник революционной опасности, а во-вторых, многим не нравилось то, что образы невежественных крестьян возвышались до уровня национальных героев и библейских персонажей. При этом сельская тема была достаточно распространена в тогдашней живописи, но крестьяне в существовавшей традиции изображались или пасторально, или, напротив, иронично. Ситуация изменилась с приходом импрессионистов и постимпрессионистов. В частности, Писсарро постоянно интересовался реалиями повседневного крестьянского труда, а у Ван Гога крестьянин неизменно воплощал утраченную современным обществом простоту и духовную возвышенность.

 

«Крестьянки с хворостом»

Картина Милле почти условна, почти вся ее выразительность сведена к нескольким неярким краскам, приглушенным темным фоном встающего стеной леса, и формам, стремящимся к универсальности геометрических фигур, что достигается за счет длинных юбок, придающих телу первой крестьянки вид треугольника, а второй – вид прямоугольника. Фигуры двух крестьянок упрощены настолько, насколько это возможно для реалистического метода, так что невольно вспоминаются образы крестьян, которые создал много позже К. Малевич, используя формы овала и усеченного конуса. Но это не от того, что Милле менее внимателен. Нет, просто он не боится упустить деталей, не боится, что ток мастерства, пропущенный через гальванизируемый труп не поднимет его из мертвых. Милле не создает подобий, свободным духом он творит новый мир. Художник как бы говорит нам, реально не то, к чему можно прикоснуться и ощутить, что можно увидеть или вдохнуть. Реально то, чем дух наполняет все формы и явления, которые сами по себе, в отдельности – только абстракции.

Искусство – это не предельное мастерство передачи форм действительности, это великое мастерство сочетать необходимую меру условности с требованием духа, которому нужна только Правда, а не правдоподобие. О правде крестьянской жизни Милле знал не понаслышке. Он знал ее тяжесть, ощущал на себе ее косность, ее подавляющее воздействие.

 

«Анжелюс»рис. 2

Картина «Анжелюс» (1859 г.) показала, что Милле способен передать в своих работах тонкие эмоциональные переживания. В поле застыли две одинокие фигуры — муж и жена, заслышав вечерний колокольный звон, тихо молятся об умерших. Неяркие коричневатые тона пейзажа, освещённого лучами заходящего солнца, создают ощущение покоя.

 

«Смерть и Дровосек»

Сюжет картины заимствован из басни Лафонтена. Старый дровосек, уставший от непосильной работы, просит Смерть избавить его от страданий. Однако, когда Смерть является ему, старик ужасается и начинает судорожно цепляться за жизнь. Этот сюжет необычен не только для Милле, но и в целом для живописи. Впрочем, в XVIII веке он уже был использован художником Джозефом Райтом из Дерби (Милле вряд ли знал о существовании этой картины). Работу Muлле жюри Салона 1859 года отвергло - скорее, по политическим, чем по художественным соображениям. (В то время лесорубы считались социально опасным слоем, и потому та симпатия, с которой изображен старик, могла насторожить консервативно настроенных членов жюри). В левой руке Смерть держит изогнутые песочные часы, символизирующие быстротечность времени и неизбежность смерти. На плече Смерти — коса которой она срезает жизнь человека подобно жнецу, срезающему созревший колос. Дровосек в ужасе отворачивает голову, но Смерть уже крепко сжимает его горло своей ледяной рукой.

«Весна»рис. 3

«Весна» (1868—1873 гг.) — последняя работа Милле. Полная жизни и любви к природе, сияющей яркими красками после дождя, она закончена незадолго до смерти художника.

Это первая из четырех картин серии «Времена года». В настоящее время все четыре картинги находятся в разных музеях. Милле получил полную свободу от коллекционера Фредерика Хартмана, заказавшего всю серию, и поэтому все четыре полотна довольно произвольно соотносятся друг с другом. Каждое представляет собой самостоятельное произведение, хотя, взятые вместе, конечно, отражают особенности каждого времени года, тем самым передавая динамику природных часов. "Весна" изображает сельский сад после дождя.

Солнце пробивается сквозь относимые прочь грозовые облака, и молодая листва, промытая дождем, играет всеми оттенками изумрудного цвета. Живое освещение, простота и непринужденность композиции создают волнующую атмосферу свежести, присущую всякой весенней поре.В верхнем левом углу картины поднимается играющая яркими красками радуга. Она отчетливо выделяется на фоне серого грозового неба.

Цветущие фруктовые деревья блестят на солнце и словно перекликаются с деревьями Ван Ibra, которые будут написаны им в Арле в 1888 году. (В 1887 году Ван Гог видел «Весну» Милле на выставке в Париже). На переднем плане земля и растительность переливаются яркими красками, создавая живой фон картины, который как будто движется и меняется каждую секунду. На заднем плане изображены деревья, воплощающие плодородие природы. Они написаны разными оттенками зеленого.

 

Милле никогда не писал картин с натуры. Он любил ходить по лесу и делать маленькие зарисовки, а потом по памяти воспроизводил понравившийся мотив. Художник подбирал цвета для своих картин, стремясь не только достоверно воспроизвести пейзаж, но и достичь гармонии колорита.

Живописное мастерство, стремление без прикрас показать деревенскую жизнь, поставили Жана Франсуа Милле в один ряд с барбизониами и художниками реалистического направления, работавшими во второй половине XIX в.

 

 

Заключение

Роль искусства, определенно, важна для каждого человека независимо от того в каком городе, стране он проживает. Изобразительное искусство – это то, что делает нас людьми, умными, гармоничными, видящими и ценящими жизнь. Это очень важно. Спустя два с половиной курса, я сделала не один реферат, изучила не одного художника, посетила не одну выставку. Весь этот материал копится во мне и несет определенную пользу для саморазвития, самопонимания.

Жизнь Милле – она особенна тем, что, не смотря ни на что, он остался человеком, который создавал шедевры, который стал классиком и вошел в историю, как один из основателей барбизонской школы. Мы можем сказать, что он был мастер широкого профиля, ведь он в живописи обращался к различным темам, писал различными техниками, работал в технике офорта, создавая замечательные графические работы.

Я хочу сказать, что каждый изученный материал несет в себе не только просвещающую информацию, но и теоретическую информацию о жизни. Если человек не глуп, он всякое слово использует во благо себе, а может и во благо окружающим, даже если это слово взято из реферата о французском художнике Жане Франсуа Милле.

 

Список литературы:

 

· "Европейская живопись 19 века"

· Жан-Франсуа Милле: Альбом / Сост. и вступ. статья Н. Я. Нерсесова о творчестве художника и репродукции с его произведений. — М.: Изогиз, 1958. — 14, [32] с. — (Мастера мирового искусства).

· Замятина А. Н. Милле. — М.: Искусство, 1959. — 64, [34] с. — 8 000 экз. (обл.)

  • "Искусство - это не прогулка, это борьба, это схватка"- Жан Франсуа Милле

Страницы книги: 1- 20

  • "Изобразительное искусство 19 века"
  • Краткий очерк жизни и творчества Милле:
    Страницы: 1-11

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.