Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 7. Религия и право: основные этапы взаимовлияния, особенности, современное состояние.



В доклассовом обществе основными формами древнего правосудия являлись табу и кровная месть, весьма эффективно регулировавшие межличностные и межгрупповые взаимоотношения. Ибо поведенческие «нельзя» и «можно» имели смысл лишь как религиозные предписания. Кровная же месть отнюдь не означала произвол и агрессию в выявлении отношений.
И то, и другое – первые в истории человечества средства установления разумного социального порядка. Студенту важно осознать, что их смысл был непосредственно связан с древнейшими верованиями, в которые сплелись элементы фетишизма, магии, тотемизма и анимизма.

 

В заменивших ранние формы религии национальных религиях особое влияние на современное общество оказывает иудаизм. Священное писание – Тора – основной источник еврейского права. Большинство законов Торы относится к сфере гражданского и уголовного права, а не собственно к религии. (Многие юридические нормы евреев были сформулированы и существовали независимо от государства и до его появления). Ибо Бог не только создатель и судья мира, но и его законодатель. В общественном сознании сформировалась своеобразная иерархия – право и закон первичны, а государство и власть вторичны.

В христианстве, где Бог не устрашающий, а любящий и милосердный, сформировались иные, отличные от иудаизма правовые принципы.
В XII-XIII вв. западное европейское общество осознало необходимость права как единственного средства обеспечения порядка и безопасности. Правовая мысль развивалась в форме канонического права, оказавшего на европейское (прежде всего романо-германское) право огромное влияние. В России православное церковное право длительное время (с 1721 г.) рассматривало церковь как часть государства. А поэтому весьма широко выходило за пределы внутрицерковной жизни. Понятно, что церковное право сыграло значительную роль в формировании правосознания российского общества и его правовой культуры. Хотя в современной России православное церковное право регулирует лишь внутреннюю жизнь Русской православно церкви.

В мусульманском обществе правила личной жизни возводятся на уровень правовых норм, а правонарушения отождествляются с нарушениями религиозных установлений. Государство, наказывая виновного, выступает с позиций общины верующих, защищающих свои религиозные идеи. Мусульманские правоведы убеждены, что их система права (в отличие от европейской) имеет божественное происхождение и черпает свою силу в воле Аллаха. Теология и право тесно переплетены в исламском обществе. Неудивительно, что принимаемые законы должны строго соответствовать принципам, обозначенным Кораном. «Правильные» законы – исполнение воли Аллаха, а «неправильные» – результат греховного своеволия
отдельных индивидов.

Освоение темы предполагает тщательную проработку источников
(№ 1, 2, 3), основной литературы (№ 1, 7), а также литературы 6 семинарского занятия. Дополнительный материал содержится в религиоведческих Интернет-ресурсах (№ 2, 4, 7, 8, 9, 19), а также в лекции дьякона А. Кураева «Парадоксы церковного права», изданной издательством Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 2007 г. (DVD video).

 

Тема 8. Законодательство о религиозных культах в царской
России и СССР.

В Российской империи сформировалась государственная религия, преимущества которой по отношению к другим вероисповеданиям были установлены законодательно. Православная церковь была «первенствующей и господствующей». Все же прочие религиозные организации были или «терпимыми», или «гонимыми». Вплоть до начала XX в. закон обязывал всех подданных Российской империи исповедовать ту или иную религию. Лишь в 1905 г. был принят указ «Об укреплении начал веротерпимости». После этого в России обретает практическую реализацию свобода совести, по существу сводящаяся к свободе выбора религии, к свободе вероисповедания, получившая наиболее полное развитие после Февральской революции.

Одним из первых законодательных документов Советской республики был декрет от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В нем провозглашалось право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Однако в реальной жизни продекларированная свобода совести всячески ущемлялась. Принимаемые в стране различного рода правовые акты значительно ограничивали реальные возможности и верующих, и религиозных организаций.

Ужесточение государственной политики по отношению ко всем религиозным организациям было завершено Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях», действовавшем с некоторыми исправлениями вплоть до 1990 г. Юридические документы, называющиеся «советским законодательством о религиозных культах»,
в первую очередь выражали интересы неверующих, атеистов.
А, следовательно, неизбежно содержали и дискриминационные нормы по отношению к верующим.

Материалы, освещающие различные аспекты темы, студент легко найдет в рекомендованной к 7 семинарскому занятию литературе. Значительную помощь ему могут оказать и религиоведческие Интернет-ресурсы (№ 4, 5, 6, 7, 8, 9), журнал «Религия и право», а также нормативные акты, судебная практика, содержащаяся в дополнительной литературе
(№ 22, 23, 24, 25).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.