Здавалка
Главная | Обратная связь

ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО 12 страница



20 * Филипп Добрый являлся непосредственным вассалом короны, поэтому на него
можно было приносить жалобы только в королевский совет, в данном случае
в Парижский парламент (см. прим. 4* к гл. I). Однако, по Аррасским согла-
шениям 1435 г., вассальная зависимость Бургундии сводилась к признанию
формального верховенства французской короны. Помимо этого, герцогство
Бургундское было пэрством, т.е. глава его входил в группу высшей аристо-
кратии — двенадцать пэров, для которых сам король был лишь первым среди
равных. По устаревшим, но не отмененным законам королевства Филипп
подлежал только суду пэров, т.е. равных ему. Для него была невыносима сама
мысль, что его дело будут разбирать королевские чиновники, притом выход-
цы из буржуазии. Именно это несоблюдение законов феодальной иерархии,
а не только непокорность подданного и приводит Филиппа в ярость.

21 * Король Артур и Ланселот Озерный — герои чрезвычайно распространенного
в XII—XVI вв. в Европе цикла рыцарских романов о короле Артуре и рыцарях
Круглого Стола — странствуют обычно в одиночку в поисках приключений.

22* Курфюрсты — высшие духовные и светские князья Священной Римской им-
перии. Императорский престол всегда был, хотя бы в принципе, выборным.
Первоначально император избирался всеми светскими государями или их
большинством. Постепенно выделилась группа из семи высших князей, к ко-
торым перешло право избрания и низложения императора. Эта группа име-
новалась коллегией курфюрстов.

23 * Король Англии Эдуард II был низложен и убит в результате конфликта с пред-
ставителями знати во главе с Роджером Мортимером и женой Эдуарда Иза-
беллой французской.

24 * В 1332 г., т.е. к моменту первого приступа безумия Карла VI, наибольшим
христианским государством в Европе было Польское королевство, объеди-
ненное с 1386 г. в результате Кревской унии с Великим княжеством Литов-
ским; вторым по величине — Священная Римская империя, реально пред-
ставлявшая собой конгломерат независимых государств, объединенных лишь
эфемерной властью императора, даже политическое верховенство которого
признавалось только в Германии, но не в Италии.

25 * В битве с турками под Никополисом французские войска из-за тщеславия сво-
его командующего Иоанна Бесстрашного начали сражение, не дождавшись
подхода основной армии во главе с венгерским королем Сигизмундом.

26 * Бенедикт XIII упрямо отказывается отречься в 1408 г., когда Франция, быв-
шая тогда на стороне авиньонских Пап, отказала ему в повиновении; в 1409 г.,

 

 

когда он был низложен Пизанским Собором; в 1417 г., когда его вторично
низложил Констанцский Собор; в 1418 г., после того как испанские государ-
ства, его последний оплот, перестали его поддерживать. До самой смерти (он
умер в 1424 г. на девяностом году жизни) жил в укрепленном замке близ
Валенсии, ведя себя так, как будто он был единственным Папой. Вся паства
Бенедикта XIII состояла из нескольких сотен окрестных крестьян, курия —
из четырех кардиналов преклонного возраста, с которых он взял клятву,
впоследствии ими нарушенную, в том, что они изберут ему преемника из
своей среды и не признают никого другого главой Церкви.

27 * Под Арменией здесь подразумевается Малая, или Кяликийская, Армения, об-
ласть в Малой Азии, населенная армянами, бежавшими в 1080 г. от турок-
сельджуков из Великой Армении, т.е. собственно Армении.

28 * Колесо Фортуны — распространенный в Средние века аллегорический сю-
жет, символизирующий непостоянство всего сущего и изображающий коле-
со и четырех коронованных особ. Первый из персонажей держится за обод,
второй сидит на вершине, третий падает с колеса, четвертый лежит внизу
рядом с короной. Первому сопутствует надпись: «Я буду царствовать», второ-
му — «Я царствую», третьему — «Я царствовал», четвертому — «Я отцарст-
вовал».

29 * Рене Анжуйский в 1415г. унаследовал через свою мать Иоланту Арагонскую
корону Сицилии (фактически — права на нее, ибо остров с 1409 г. принад-
лежал Арагону) и номинальный титул короля Иерусалимского. Он вел дли-
тельную борьбу за обладание Лотарингией, наследницей которой была его
жена Изабелла, с ее родственником Антуаном Водемоном. В 1431 г. Рене по-
пал в плен к Водемону и освободился только в 1437 г. В 1435 г. он унасле-
довал еще одну корону — Неаполя — от усыновившей его королевы Неапо-
литанской Иоанны II. В 1438 г. занял Неаполь, до того захваченный Альфон-
сом V Арагонским. В 1438—1442 гг. Альфонс постепенно вытеснил из Неа-
политанского королевства Рене, который до 1461 г. предпринимал
безуспешные походы, чтобы вернуть свое наследство. Он претендовал также
на венгерский престол, обосновывая свои устремления тем, что в 131 - 382 гг. в Венгрии царствовали представители Анжуйского дома, к одной из
ветвей которого принадлежал и сам Рене.

30 * Война Алой и Белой розы — династическая распря между Ланка стерами и
Йорками — называется так потому, что родовым гербом первых была алая
роза, гербом вторых — белая. В этой войне Франция поддерживала Ланка-
стеров, а Бургундия — Йорков.

31 * Я. Буркхардт (см. прим. 2* к Предисловию) выводил всю ренессансную куль-
туру из принципа индивидуализма. С одной стороны, метод Буркхардта —
рассмотрение культуры эпохи как целого — оказал большое влияние на
И. Хёйзингу, с другой — Осень Средневековья является как бы возражением
Буркхардту, так как Хёйзинга подчеркивает, что корни многих культурных
явлений, которые швейцарский ученый считал безоговорочно ренессансны-
ми, лежат в Средневековье.

32 * Одной из причин постоянных конфликтов между Францией и Империей было
так называемое «бургундское наследство», т.е. те земли, которые после кру-
шения и распада государства Карла Смелого были унаследованы его дочерью
Марией Бургундской и после ее брака с императором Максимилианом I ото-
шли к Габсбургам. Активная борьба Франции с государством Габсбургов на-
чалась в конце XV — начале XVI в., при Карле VHI, последнем представителе
старшей линии Валуа, и его преемниках Людовике XII и Франциске I, потом-
ках герцога Людовика Орлеанского.

33* В 1419 г. Иоанн Бесстрашный был убит, будучи безоружным, во время пере-
говоров о примирении с дофином Карлом, будущим королем Франции Кар-
лом VII. Поскольку Иоанн пал не в честном бою или поединке, то такая смерть считалась тяжким оскорблением для убитого и его рода, в первую
очередь для его наследника Филиппа Доброго.

 

 

34 * Картузианцы — монашеский орден, основанный в 1084 г. св. Бруно в пустыне
Шартрез (Cartusia). Принятый в 1134 г. и утвержденный в 1170 г. весьма
строгий устав требовал существенных ограничений в пище, молчания, обяза-
тельных занятий ручным трудом, в частности перепиской рукописей. В обя-
занности ордена входили гостеприимство, благотворительность и постройка
церквей.

35* Иоанн Бесстрашный погиб без покаяния, поэтому в соответствии с воззрени-
ями эпохи необходимы были различные богоугодные дела (мессы, строитель-
ство церквей и т.п.), дабы скорее высвободить душу герцога из чистилища.
Церкви или капеллы в уже существующих церквах ставились не только на
месте убийства (Монтеро) и в главных городах владений организатора убий-
ства (Париж) илиубитого (Дижон и Гент), но и в самых святых местах (Рим,
Сант Яго де Компостелла, Иерусалим), откуда молитва, как считалось, могла
быть скорее услышана.

36 * Хуксы { hoeksen} и кабельяусы { kabeljauwsen} (нидерл. крючки и треска) — на
звания группировок в Нидерландах, которые вели междоусобную борьбу с
середины XIV по конец XV в. Их вызвал к жизни раскол среди голландского
дворянства в связи с вопросом об управлении страной. Часть дворян призна-
вали графом Вильгельма V Баварского (сына Маргариты Голландской, супру-
ги императора Людовика IV Баварского и сестры и наследницы бездетного
графа Голландии Вильгельма IV, умершего в 1345 г.). Другая группировка не
согласилась с тем, что Маргарита в 1346 г. передала свои права на Голлан-
дию сыну, и потребовала, чтобы она сама непосредственно правила страной.
В борьбе со своими противниками граф Вильгельм V пытался опереться на
низшие слои населения, в первую очередь на горожан. Он одержал победу,
но борьба группировок все же продолжалась, уже без всякой связи с вопро-
сом управления страной. Конец междоусобицы положил эрцгерцог Максими-
лиан Австрийский, ставший после женитьбы на Марии Бургундской графом
Голландии. Происхождение названий хуксы и кабельяусы точно неизвестно.
Легенда, малодостоверная, но являющаяся единственным объяснением, рас-
сказывает, что сторонников молодого графа враги прозвали кабельяусами,
т.е. треской, так как иходежда была сшита из ромбов голубого и серого цве-
та — и как бы напоминала рыбью чешую. Себя же сторонники правления
Маргариты именовали хуксами, т.е. крючками. По-русски сочетание этих про-
звищ можно было бы передать выражениями вроде «рыбы и крючки», «дичь и
силки». Кабельяусы считались партией демократической, насколько этот термин
применим к Средним векам, хуксы — аристократической, однако во главе и той
и другой группировки стояли дворяне и даже графы Голландии.

37 * Распря между герцогом Арнольдом Хелдерским и его сыном Адольфом нача-
лась в 60-е годы XV в. Первого поддерживала Франция, второго — Бургун-
дия. После смерти Арнольда, заключенного сыном в тюрьму, Адольф, сам на-
ходившийся в это время в плену во Франции, получил Хелдер на законных
основаниях и объявил себя вассалом Карла Смелого. Однако его отец в по-
пытках освободиться в свое время сам завещал свои владения Бургундии, и
Адольф фактически не управлял герцогством Хелдер.

38* формула анафемствования включала в себя проклятия от имени Бога Отца,
Сына Божьего, Духа Святого, Богородицы, ангелов, архангелов, патриархов,
пророков, апостолов, мучеников, исповедников, святых дев и всех святых.

39* Андреевский крест, т.е. крест, имеющий Х-образную форму (по преданию, на
таком кресте был распят апостол Андрей), был геральдическим знаком Бур-
гундии. Ношение, обычно на шляпах, оловянных значков размером с монету
с изображением святых или эмблемами партии было широко распростране-
но во время позднего Средневековья.

40 * Соперничающие Папы взаимно отлучали от Церкви друг друга и привержен-
цев противника. Отлученные не могли входить в церковь, и ни один священ-
ник не имел права свершать для них какие-либо таинства или требы, в том числе дать им

отпущение грехов, что было необходимо для каждого христи-
анина хотя бы раз в году, перед Пасхой. В данном случае факт отлучения был
действителен только для сторонников любого из противостоящих друг другу
первосвященников, но для рядовых верующих принадлежность к одной из
партий не избавляла от необходимости участвовать в богослужении, хотя бы
и в церкви, где служили приверженцы другой партии. Некоторые монастыри
и даже целые монашеские ордена специальным папским разрешением изы-
мались из общего правила и могли допускать к себе отлученных для молитвы
и свершения таинств. Эти разрешения давались и до раскола, и во время его
противоборствующими понтификами своим последователям, и после его пре-
кращения.

41* Регентом Франции при малолетнем короле Англии Генрихе VI, унаследовав-
шем также и корону Франции, был Джон Ланкастер, герцог Бедфордский.

42 * Суды любви (фр. Cours d'amours — иначе «курии любви» или «палаты любви») -собрания придворных во главе с «принцем любви» или «королевой любви»,
роли которых исполняли государи и государыни либо ихродственники и при-
ближенные. Эти собрания созывались для разбора дел любовного свойства и
проходили в праздничной и игровой атмосфере, но вместе с тем с соблюде-
нием всех норм феодального права. Это не было ни в коей мере ни реальным
судоговорением, ни пародией на судебный процесс, но именно серьезной иг-
рой, «ludum serium». Возникновение этих судов любви ранее относили к XII в.,
веку расцвета куртуазной культуры, однако большинство современных исс-
ледователей считают, что в ту эпоху подобные суды были всего лишь литера-
турной фикцией. Во всяком случае, в XIV—XV вв. идея судов была заимство-
вана из куртуазной литературы. Как пример деятельности этих судов можно
привести малодостоверный, но чрезвычайно характерный анекдот, возник-
ший в XII в. В суд любви обратился некий рыцарь, заявивший, что он сам и
другой рыцарь любили одну даму. Дама любила второго, но обещала уступить
первому, если разлюбит своего избранника. Впоследствии она выходит замуж
за второго рыцаря. Первый рыцарь требует исполнения обещания. Суд тор-
жественно постановляет: иск его справедлив, ибо между мужем и женой
любви быть не может. См. также с. 124-125.

43* Волна процессов 1461 г. была вызвана «vauderie d'Arras» [«аррасским валь-
денством»), предполагавшимся, но вряд ли существовавшим широким движе-
нием колдунов и ведьм. К реальному вальденству — еретическому течению,
основанному в XII в. лионским купцом Пьером Вальдом, — аррасские процес-
сы не имели никакого отношения. Вальденсы именовали себя «лионскими
бедняками», проповедовали отказ от имущества, аскетизм, протестовали про-
тив обмирщения Церкви и никогда не занимались колдовством. Эта секта пе-
режила свой расцвет в XII в., испытала упадок к концу XIII в., а в XIV в. со-
хранилась лишь в глухих альпийских деревнях. В XV в. Церковь, до того в
целом скептически относившаяся к возможности колдовства, начала эту воз-
можность признавать, объясняя колдовские действия не личной злой волей
ведуна, как это было присуще народному сознанию, а пактом с дьяволом и
тем самым отпадением от Бога. Последнее позволяло сближать колдунов и
еретиков и приписывать еретикам колдовские действия, а колдунов и ведьм
обвинять в ереси. Аррасские процессы вообще весьма характерны для демо-
номании конца Средних веков. Они унесли сотни жизней, но в конце концов
были прекращены под давлением светской власти и ужаснувшегося населе-
ния, в начале процессов приветствовавшего их.

44 * «Folies moralieses» — театральные представления, схожие с моралите — алле-
горическими драматургическими произведениями морализующего характера,
но отличавшиеся большим юмором и стоявшие ближе к фарсу.

45* Доблесть Филиппа, четвертого сына Иоанна II Доброго, короля Франции, про-
явилась в битве при Мопертюи, деревне близ г. Пуатье, 1 9 сентября 1356 г.

 

 

(поэтому сражение это называется также битвой при Пуатье). Короля броси-
ли в бою все его соратники, в том числе и старший сын, будущий король
Карл V. Четырнадцатилетний Филипп единственный остался со сражающимся отцом, предупреждая его криками: «Sire mon pere [Государь отец], опас-
ность слева! Sire mon pere, опасность справа!» Эти возгласы были далеко не
лишними, так как рыцарский шлем не позволял поворачивать голову, а про-
резь в забрале давала очень малый обзор. Филипп, получивший после этого
сражения прозвище Храбрый, последовал за своим отцом, взятым в плен, в
Англию. Когда после прекращения местной герцогской династии Бургундия
отошла к французской короне, Иоанн II отдал герцогство Филиппу в награду
за верность и мужество. Первым Филипп назван в отличие от своего внука,
герцога Бургундского Филиппа Доброго. Ревность Иоанна Бесстрашного про-
явилась, по преданию, в том, что он приказал убить герцога Людовика Орле-
анского, заподозрив его в тайной связи со своей женой, герцогиней Бургун-
дской Маргаритой Баварской (ср. прим. 9* к гл. XVII).

О мстительности Филиппа Доброго см. выше, с. 30, а также прим. 33*
к гл. I. Великолепным Филипп назван в сравнении с носившим это полупроз-
вище-полутитул Лоренцо Медичи, правителем Флоренции, поэтом и гумани-
стом, при блестящем дворе которого были собраны лучшие художники, по-
эты и мыслители Возрождения. И. Хёйзинга сопоставляет с ним Филиппа по-
тому, что тот также держал в Брюсселе весьма пышный двор и активно по-
кровительствовал искусствам, хотя меценатство бургундского герцога было
лишено гуманистической направленности флорентийского правителя. Карл
Смелый мечтал создать обширное независимое королевство из областей
между Францией и Империей. Коронация его самостоятельным монархом,
на которую было получено согласие императора Фридриха III, однако, не со-
стоялась из-за оскорбления, которое заносчивый Карл нанес императору, по-
ссорившись с ним из-за места в церкви. Вообще, деятельности Карла, чело-
века большой личной храбрости и незаурядного полководца, весьма мешали
вспыльчивый характер, заставлявший его начинать войны при самых небла-
гоприятных условиях, если была задета честь, а также упрямство, не позво-
лявшее отступать ни при каких обстоятельствах. Разумеется, личные качест-
ва последнего бургундского герцога не являлись единственной причиной его
гибели и распада его государства, но, как показывает И. Хёйзинга, полно-
стью сбрасывать их со счетов тоже нельзя.

 

 

II

1 * Именно так — merencolie [меранхолия] — произносилось слово «меланхолия»
во французском языке XV в. Это объясняется как тем, что к тому времени
была забыта смысловая связь с древнегреческим [«черная желчь»] (античная медицина объясняла подавленное душевное
состояние избытком черной желчи в человеке), так и особенностями артику-
ляции языка.

2* «Сердце человеческое изменяет лице его или на добро или на зло» (Сир., 13,
31). В Средние века одновременно сосуществовали и идущие от античности,
варварской эпохи и Древнего Востока идеи о соотнесенности красоты и вы-
соких моральных достоинств, и восходящие к раннему христианству пред-
ставления об убогости, увечности, даже уродстве как признаке святости.

3 * Король-Солнце — прозвище короля Франции Людовика XIV. При нем могу-
щество страны и абсолютная власть монарха достигли высшей точки [«Госу-
дарство — это я»]. Чрезвычайно высокое мнение Людовика о своем положе-
нии побуждало его культивировать исключительно пышный и сложный при-
дворный церемониал. Прозвище его не было стертым официальным эпите-
том, а скорее аллегорией, вполне серьезно воспринимаемой королем, —
достаточно вспомнить солярную символику архитектуры Версаля.

 

4 * Герцогский дворец в Дижоне подвергся коренной перестройке в XVH—XVIII вв.

5 * Система местничества, т.е. назначения на государственные и военные долж-
ности в зависимости от знатности рода, служебного положения предков и
личных заслуг, возникла при московском великокняжеском (позднее царском) дворе в XIV в. и окончательно утвердилась к концу XV в. Внешним вы-
ражением иерархии являлось место, занимаемое за царским столом во время
заседаний или трапез: чем более высокую должность занимал тот или иной
боярин, тем ближе к царю он сидел.

Определение «доромановская Россия» не вполне точно, вернее было бы ска-
зать «допетровская», так какместничество было отменено в 1682 г. Федо-
ром Алексеевичем, третьим царем из династии Романовых, старшим братом
и прямым предшественником Петра I.

6 * Ремесло палача требовало немалой сноровки, и неопытный палач был не в
состоянии отрубить голову одним ударом. Однако дополнительные муки жер-
твы вряд ли входили в намерения Людовика XI, приговорившего коннетабля
к смерти. Видимо, здесь, по употребленному выше выражению автора, «целе-
сообразность отступает перед декором».

7 * В средневековой Франции обращение «Мадам» относили только к жене и ма-
тери короля, а также к женам старшего из его братьев и старшего сына.
Мишель французская, дочь короля Карла VI, строго говоря, не имела права
на такое обращение.

8 * Королева Англии Маргарита Анжуйская бежала вместе с сыном в Нидерлан-
ды. Бургундские герцоги поддерживали дружественные отношения с Йорка-
ми, поэтому, несмотря на весь почет, оказанный низложенной королеве, ее
вежливо выпроводили из герцогских владений во Францию, подарив, правда,
две тысячи золотых крон. Однако всю эту церемонную почтительность нель-
зя считать лицемерием. Высказанное уважение — это действие по отноше-
нию к Маргарите как к женщине и королеве, и оно лежит в сфере куртуаз-
ное™, а отказ в убежище — это действие по отношению к ней же как к
политическому противнику, и оно оказывается уже в сфере дипломатии; обе
эти сферы не пересекаются.

9 * «Agnus Dei» [лат. «Агнец Божий»] — обращенная к Христу молитва во время
мессы перед началом причастия.

I0* Обряд лобзания мира заключался в том, что епископ целовал в губы священ-
ника, тот — диакона, а последний — прихожан по очереди. В Средние века
этот раннехристианский обычай сменился иным, по которому все по очереди
целовали прямоугольную пластинку (15х10 см) с изображением распятия,
получившую от термина osculum pacis [поцелуй мира] названия pax [мир],
instrumentum pacis (орудие мира], tabella pacis (пластинка мира] или
osculatonum, что можно перевести как «поцелуйник».

11 * Жена бальи — чиновника короля или крупного феодала, главы администра-
тивно-судебного округа (бальяжа) — ощущает себя стоящей ниже на иерар-
хической лестнице, нежели жена управителя целой провинции.

12 * Льеж в Средние века представлял собой духовное княжество во главе с епи-
скопом, избиравшимся местным капитулом, т.е. собранием каноников кафед-
рального собора.

13 * В средневековой Франции не существовало строгих и однозначных законов о
первенстве среди пэров. Старшинство могло определяться по степени родст-
ва с королем, возрасту и иерархии владений. Герцоги Людовик Анжуйский и
Филипп Бургундский были братьями покойного короля Карла VI, причем Лю-
довик являлся старшим из братьев, поэтому его право на старшинство могло
оцениваться выше. С другой стороны, Бургундия была старейшим пэрством
Франции — отсюда и претензии Филиппа. Помимо этого, отец Людовика Ан-
жуйского и Филиппа Бургундского, король Франции Иоанн II Добрый, предо-
ставил, правда скорее фактически, нежели официально, первенствующее по-
ложение Филиппу, своему-любимцу, и, кроме того, владения Филиппа были

 

 

гораздо обширнее и богаче владений Людовика.

14 * В Сен-Дени, главном королевском аббатстве Франции и сакральном ее цент-
ре, находилась усыпальница французских королей, хранилась орифламма и —
временами — государственная казна.

15 * Генрих VI Английский не короновался в Реймсе, традиционном месте коро-
нации французских королей, хотя и был провозглашен королем Франции.
Только после того, как его соперник Карл VII занял Реймс и принял там ко-
рону, Генрих совершил этот обряд в Париже. В глазах большинства француз-
ского населения коронация Генриха VI не имела действительной силы.

16 * В Средние века Париж делился на три административных района: Ситэ (ста-
рый город на острове Ситэ на Сене с королевским дворцом и собором Па-
рижской Богоматери); Университет, или Латинский квартал, на левом берегу
Сены; собственно Город — на правом. Верховным властителем всего Парижа
являлся сам король (первоначально в качестве графа Парижского), управле-
ние столицей Франции осуществлял от его имени королевский прево. Поми-
мо этого, административно-судебная власть в Ситэ принадлежала епископу
Парижскому, Латинский квартал и Город пользовались определенной автоно-
мией под верховенством короля и надзором королевского прево. Во главе
Университета стоял выборный ректор, а магистратурами Города руководил
избранный торговыми гильдиями и утвержденный королем купеческий
прево.

17 * Викариат — здесь епархия, имеющая своего главу, но подчиненная архиерею
более высокого ранга (архиепископу, митрополиту, патриарху).

18 * В 1341 г. на престол Малой Армении (см. прим. 27* к гл. I) взошла династия
Лузиньянов, выходцев из Франции, представители которой занимали в раз-
ное время престолы Иерусалимского и Кипрского королевств. В 1375 г. Ки-
ликийская Армения была завоевана турками.

19* Адольф Клевский был женат на Беатрисе ван Равестейн (Беатрисе Португаль-
ской), племяннице Изабеллы Португальской.

20 * Барбетта — женский головной убор в виде белого полотнища, закрывающего
подбородок, спускающегося на грудь и завязанного на затылке; была обязатель-
на при трауре, но надевалась и в обычных условиях (ср. прим. 64 к гл. II).

21* Покойник должен был быть погребен обязательно в саване (см. прим. 27 к
гл. XXI).

22* Карл V Габсбург, потерпев в условиях Реформации и роста национального
сознания крушение всех своих попыток стать императором в средневековом
смысле слова, т.е. светским главой всех христиан, отрекся от престола. За-
вершая акт отречения, он сошел со ступеней трона, опираясь на плечо Виль-
гельма Оранского, своего молодого друга и «миньона», будущего руководите-
ля восстания Нидерландов против сына Карла короля Испании Филиппа II.

23* Трагичной или, во всяком случае, непростой была судьба всех указанных
миньонов. Гастон де Фуа и его сводный брат были заморены голодом в тем-
нице по приказу их отца, графа Гастона III Феба, обвиненные в заговоре (дру-
гая версия утверждает, что юный Гастон был заколот отцом); Пьер де Краон
запутался в интригах, принял участие в покушении на коннетабля Оливье де
Клиссона и бежал в Англию; Жак де Лален, изгнанный от двора герцога
Иоанна I Клевского, вел жизнь странствующего рыцаря и был убит в бою.

 

 

III

1* Гент и Аугсбург в XIV—XVI вв. были центрами ремесел и — особенно Аугсбург -крупных торговых и финансовых операций.

2 * По средневековым воззрениям, идущим от Псевдо-Дионисия Ареопагита, ан-
гельские существа составляют иерархию из девяти групп — три триады по
три группы. Вся иерархия носила наименование «девяти чинов ангельских»

 

 

(по латыни «чин» передается словом «ordo» — «порядок», «ряд», а также «со-
словие»). Нисходящий порядок этих чинов таков: Серафимы, Херувимы, Пре-
столы; Господства, Силы, Власти; Начала, Архангелы, Ангелы. Земной распо-
рядок сословий полагали в Средние века отражением небесной иерархии.

3 * Первоначально (с X—XI вв.) слово «виллан» (от лат. villa), буквально «поселя-
нин», означало лично свободного крестьянина, зависимого от феодала в по-
земельном и судебном отношениях, в противовес лично несвободному — сер-
ву. Но уже с XII в. это слово приобрело унижительный смысл: «мужик», «быд-
ло». Горожан именуют вилланами именно в этом смысле, так как их юриди-
ческий статус вполне отличался от статуса крестьянина. Французский язык
до сих пор сохранил слово «villain» [«подлый», «мерзкий», «гадкий»]. Ср. эво-
люцию значения русского слова «подлый».

4 * Жиль де Ре был сожжен по обвинению в колдовстве, противоестественных
пороках и массовом ритуальном детоубийстве. Некоторые исследователи по-
лагают, что он послужил прообразом главного персонажа сказки Ш. Перро
Синяя Борода.

5* Автор подразумевает здесь восстание гентских горожан в 1453 г., во время
которого городское ополчение проявило редкое мужество при защите города
от войск Филиппа Доброго, но было наголову разбито в битве при Гавере,
замке неподалеку от Гента.

6 * Kerelslied — хулительная и одновременно боевая песнь, сочиненная рыцарями,
участвовавшими в подавлении крестьянского восстания 1323—1328 гг. в
приморской Фландрии. Слово «kerel», значившее «крестьянин» и даже «моло-
дец», здесь приобретает ругательное значение: «мужик», «быдло» (ср. прим.
3* к гл. III). Название песни можно перевести описательно как «Песнь против
мужичья» или «Песнь против черни».

7 * Proverbes del Vilain [фр. Пословицы мужика] — анонимная строфическая поэма
предположительно конца XIII в., каждая строфа которой заканчивается ка-
кой-либо пословицей. Приводимые пословицы имеют, несомненно, фольклор-
ное происхождение, но поставлены в такой контекст, что демонстрируют глу-
пость мужиков.

8 * Регентами при психически больном короле Франции Карле VI были его дядя
герцог Иоанн Беррийский, брат Людовик Орлеанский и двоюродный брат
Иоанн Бесстрашный. Слова «vivat rex» взяты из Вульгаты (1 Цар., 10, 24; Цар., 11, 12; 3 Пар., 23, 11; ср.: 3 Цар., 1, 25), поэтому «rex» традиционно
передается здесь как «царь», хотя проповедник обращается к королю Фран-
ции (в данном случае его особу представляют регенты) и «rex» можно отнести
и к нему, а не только к упоминаемым в Писании ветхозаветным царям, ко-
торые, впрочем, в соответствии с воззрениями эпохи понимались как прооб-
разы христианских монархов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.