Здавалка
Главная | Обратная связь

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ



Студент должен знать:

· различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

· нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных жанров;

Студент должен уметь:

· строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

· анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

· пользоваться словарями русского языка.

 

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

(ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ):

· основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика устной и письменной речи;

· понятие культуры речи;

· понятие о нормах русского литературного языка; виды норм;

· функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля;

· лексика; лексические нормы; использование в речи изобразительно-выразительных средств;

· фразеология; типы фразеологических единиц, их использование в речи;

· лексикография; основные типы словарей;

· фонетика; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности;

· орфоэпия; орфоэпические нормы русского литературного языка; понятие о фонеме;

· графика; позиционный принцип русской графики;

· орфография; принципы русской орфографии;

· морфемика; словообразовательные нормы;

· морфология; грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы;

· синтаксис; основные единицы синтаксиса; русская пунктуация;

· лингвистика текста.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала Объем аудиторработы. Объем самостоятельн. работы
Введение Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.  
  Раздел 1. Язык и речь    
Тема1.1. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности.Русский литературный язык и языковые нормы Язык и речь. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).
  Раздел 2. Фонетика    
Тема2.2. Фонетические единицы языка. Ударение словесное и логическое. Орфоэпические нормы   Звук и фонема. Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи Логическое ударение. Произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности.
Тема2.2. Фонетические средства речевой выразительности. Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство.
  Раздел 3. Лексика и фразеология    
Тема 3.1.Слово, его лексическое значение. Лексика с точки зрения ее употребления.   Слово, его лексическое значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Употребление профессиональной лексики и научных терминов.
Тема 3.2. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические ошибки и их исправление: тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.
  Раздел 4. Словообразование    
Тема 4.1. Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
Тема 4.2. Словообразование и орфография. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов, терминов
  Раздел 5. Части речи    
Тема5.1.Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм слова. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. Употребление форм имен существительных, имен прилагательных, числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Употребление местоимений в речи. Синонимия местоименных форм. Употребление форм глагола в речи. Употребление наречия в речи. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей
  Раздел 6. Синтаксис    
Тема 6.1.Основные синтаксические единицы. Типы предложений Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Нормы построения словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложение. Актуальное членение предложения.
Тема 6.2. Основные выразительные средства синтаксиса. Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и другие фигуры речи). Синонимия словосочетаний. Синонимия составных сказуемых. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).
  Раздел 7. Нормы русского правописания      
Тема 7.1.Принципы русской орфографии и пунктуации Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значений. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование  
Тема 7.2. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.  
  Раздел 8. Текст. Стили речи      
Текст 8.1.Текст и его структура. Функциональные стили речи и их особенности Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей..  
         
Тема 8.2. Жанры деловой и учебно-научной речи. Официально-деловой, публицистический, художественный стили Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме Особенности построения текста разных стилей. Жанры деловой и учебно-научной речи.  
         
  Всего часов по дисциплине: 56  

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.