Здавалка
Главная | Обратная связь

Часть II. Использование диаграмм.



В этой части мы подробно рассмотрим 80 диаграмм. Диаграммы разделены на пять групп по типам сравнения: покомпонентные, позиционные, временные, частотные и корреляционные. Группа временных сравнений подразделяется на сегменты: отдельно гистограммы, линейчатые диаграммы и комбинации этих двух типов. В каждой секции диаграммы расположены по нарастающей сложности - от одной круговой диаграммы на слайде до множества. Примечание: Все диаграммы в этой книге основаны на вымышленных данных. Они предназначены для иллюстрации и не могут быть использованы как исходный материал для работы.

ЗАГОЛОВКИ ДИАГРАММ

Чтобы закрепить навыки шага 1 в процессе подготовки диаграмм (формулирование идеи), во всех примерах включены заголовки, которые выражают основную идею диаграммы. На практике иногда требуется составлять диаграммы без заголовков. К примеру, когда место ограничено, заголовки включаются только в текст доклада, а на самих слайдах не указываются. Однако это не означает, что сам этап формулирования идеи можно опустить: решая, что именно показать, какой момент выделить, вы определяете тип используемой диаграммы.

ДВОЙНОЕ СРАВНЕНИЕ

Вы заметите, что в некоторых примерах диаграммы выглядят так, как будто принадлежат к другому разделу. Это сделано потому, что иногда та идея, которую вы сформулировали на основе анализа данных, требует двойного сравнения, например, позиционного и покомпонентного или временного и позиционного. В таких случаях необходимо решить, какое сравнение первично, а какое вторично. Разберем в качестве примера следующую фразу, содержащую и временное, и позиционное сравнение: "По прогнозам, в течение следующих 10 лет объем продаж увеличится, однако роста прибыли может не произойти". Первая часть фразы - временное сравнение. Однако утверждение "роста прибыли может не произойти" добавляет еще одно, позиционное сравнение. Другими словами, нас интересует не только изменение объема продаж за некий период (временное сравнение), но и сравнение поведения показателей - продаж (позиция 1) и прибыли (позиция 2). Однако первичным является временное сравнение, поэтому мы используем базовый тип диаграммы, наиболее подходящий для временного сравнения. В данном случае лучше всего подойдет график с отдельной линией для каждой позиции. В наших примерах такие двойные диаграммы включены в разделы в соответствии с тем сравнением, которое я определил как первичное.

ШКАЛЫ

Величины на шкалах не указываются, так как характер и значения данных, использованных для диаграмм (например, объем продаж в тысячах долларов), для наших целей не существенны. Конечно, на практике величины на шкалах применяют, однако их отсутствие не должно мешать пониманию взаимосвязей, показанных на диаграмме. На самом деле, убрав шкалы, вы можете с успехом проверить, наглядны ли составленные вами диаграммы, четко ли они передают основную идею.

Однако это не означает, что шкалы не играют важной роли в составлении диаграмм[4]. Напротив, неправильная шкала может случайно или, хуже того, намеренно ввести аудиторию в заблуждение. Вот крайние примеры и того, и другого.

В примере 1 диаграмма слева показывает изменения прибыли за последние пять лет. При беглом взгляде на диаграмму создается впечатление, что прибыль падает. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживаются четыре ошибки: (1) годы расположены в обратном порядке, от самого последнего слева к самого раннему справа (перенос из ежегодных отчетов, где самые свежие данные помещают слева, чтобы привлечь к ним внимание); (2) нижние 20 пунктов по вертикальной оси опущены; (3) колонки нарисованы трехмерными, поэтому трудно понять, как оценивать их высоту - спереди или сзади; (4) линии разметки нарисованы в перспективе. Все вместе создает картину упадка компании, что не соответствует действительности.

Пример ►1

Жаль акционеров. На правой диаграмме мы сразу четко видим, что прибыль растет.

В примере 2 линии разметки, нарисованные в перспективе, создают впечатление, что продажи растут. Это неверно, как мы можем видеть на правой диаграмме.

Суть в том, что диаграмма - это рисунок, на котором изображены взаимосвязи, и этот рисунок имеет первостепенное значение. Все остальное - заголовки, отметки, шкалы - только называет и поясняет рисунок. Самое важное в изображении - это полученное впечатление. Выбор шкалы является важным инструментом, помогающим создать нужное впечатление. Вот пример того, насколько серьезна роль шкалы в формировании представления об основной идее диаграммы. Какой рисунок вы выберете - А или Б?

Нетрудно ответить: "Что-то среднее". Однако и этот ответ может оказаться неверным. Решение должно опираться на ваше профессиональное понимание роли изменений. В отличие от изменения цены напольной плитки на один цент изменение в 1 тыс. долларов в многомиллионном контракте может оказаться несущественным. Сообразуясь с этим, следует выбирать шкалу для отображения вашего представления о роли того или иного изменения: возможно, левый рисунок подойдет для контрактов, а правый - для напольной плитки.

Чтобы диаграммы правильно передавали вашу оценку роли тех или иных изменений, учитывайте факторы, влияющие на рисунок:

Форма диаграммы - от низкой и широкой до узкой и высокой.

Различные шкалы - от 0 до 5, от 0 до 10 или от 0 до 25.

Эти и другие важные моменты, связанные со шкалами, рассматриваются в комментарии к диаграммам в данной главе.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.