Здавалка
Главная | Обратная связь

Сценарный ход - это прием, с помощью которого реализуется действие и компонуется в единое целое весь художественный и документальный материал.

Что касается документального материала, то здесь задача режиссера-драматурга не пересказ исторических событий, а поиск адекватных сценических средств для их поэтического воплощения. Реальные факты, как и документы, в результате художественного переосмысления, становятся художественным явлением (как в фильмах С. Эйзенштейпа, М. Ромма, А. Довженко). Последовательность художественной обработки документального материала:

- изучение, анализ, отбор наиболее ярких и выразительных действных отрывков, их монтаж;

- превращение «недейственности», заложенной в документе, в основу творческого поиска образности:

- определение действенных драматургических функций документа как динамического фактора;

- отбор художественных выразительных средств для придания документу обобщающей, символической образности.

Образность как основная сущность театрализации позволяет показать в действии те или иные факты, события, эпизоды.

Сценарный ход еще называют сюжетным ходом. Если в сценарии нужно выстроить определенную сюжетную линию с действующими лицами, то для этого необходимо найти оригинальный сюжетный ход. Сюжетный ход особенно характерен и важен для эстрадной и театральной драматургии, а также для небольших по своим масштабам театрализованных зрелищ. В эстрадных зрелищах сюжетный ход могут осуществлять ведущие (при условии их определенного образного перевоплощения) или специально написанный конферанс. Так сценарным ходом в сценарии массового театрализованного спектакля может быть, скажем, «вечный огонь» или фронтовые письма, если сценарий посвящен теме Великой отечественной войны.

Очень часто в сценариях театрализованных зрелищ за основу сценарного хода берут географическую карту города, области, страны, киноэкран в форме ордена, флага, который перелистывается, как календарь. Часто в качестве сюжетного хода используют условные путешествия, плавание на корабле и т.п. Сценарным ходом может быть как документальный, так и художественный материал. Поиск сценарного, сюжетного хода — процесс творческий, он требует знания материала и незаурядного художественного воображения.

Следующий этап работы над сценарием — определение его композиции.

Композиция — это организация действия и соответствующее расположение материала. Еще Аристотель требовал, чтобы в драме были начало, середина и окончание. В самом общем виде это требование и сегодня актуально для композиции любого драматического произведения, в том числе и для сценария театрализованного зрелища,

В сценарии обязательна экспозиция, то есть вступление в действие, короткий рассказ (сообщение) о событиях, которые предшествовали возникновению конфликта. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку или непосредственное развитие действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными, так как они несут значительную психологическую погрузку, фиксируя внимание зрителя, готовя его к восприятию действия. Для экспозиции-завязки могут быть использованы стихотворные заставки, сцены из пьес, хоровые композиции, фрагменты из кинофильмов, песни, театрализованные шествия, выступления ведущих и т.д.

Следующая часть композиции — основное действие, которое имеет свои требования, логику развития, закономерности:

- строгая логичность раскрытия и развития темы— каждый эпизод сценария должен быть логически обусловленным, связанной по смыслу с предыдущими и последующими, однако логичность совсем не обязательно означает лишь хронологическую последовательность событий; - нарастание действия— развитие действия к кульминации и развязке, поэтому нельзя выстраивать последовательность от эмоционально более сильных к более слабым эпизодам. Например, с самого начала не стоит привлекать зрителей к массовым коллективным действиям, так как соучастие— это наивысший эмоциональный всплеск, после которого трудно достичь чего-то более сильного, к нему необходимо постепенно подводить, готовить как участников, так и зрителей;

- завершенность каждого отдельного эпизода как самостоятельного элемента спектакля, эпизод имеет внутреннюю логику построения и должен быть обязательно завершен, прежде чем начнется другой. В миниатюре, эпизод должен повторять структуру сценария, иметь все его компоненты, завершенную композицию;

- кульминация — действие в своем развитии должно быть доведено до переломного, решающего момента, к высочайшему своему выражению, когда идея сценария приобретает наиполнейшее выражение.

- финал — часть композиции, которая имеет особую содержательную нагрузку, так как является наивыгоднейшим моментом для максимального творческого самовыражения всех участников. Распространенной формой финала в театрализованных спектаклях является сводное выступление всех исполнителей — коллективное, массовое пение, принятие текста обращения, письма, клятвы.

Приобщая студентов к овладению навыками создания композиционной структуры сценария, не лишне будет напомнить слова Вс. Мейерхольда, может, с первой точки зрения, несколько неожиданные. По свидетельству драматурга и поэта И. Сельвинского, Вс. Мейерхольд очень часто определял требования к композиционной структуре драмы с точки зрения зрителя:

«Пьеса должна учитывать специфику восприятия. Если все акты пьесы написаны с исключительной силой, провал спектакля обеспечен: зритель такого напряжения не выдержит. Пьеса держится на трех точках опоры: - начало — оно должно быть захватывающим, привлекательным, многообещающим;

- середина — одна из картин этой части должна быть ошеломляющей по своей силе воздействия, пусть даже «бьет по нервам» — бояться этого не следует;

- финал — здесь нужен эффект, но лишним будет напряжение.

Между этими точками вся протоплазма драмы может быть несколько разреженной...

Вообще, ничего не следует делать абстрактным. Даже в

стихе красивая рифма запоминается тогда, когда возникает в окружении более или менее обычных созвучий».

Пролог - это один из определяющих компонентов драматургии театрализованных зрелищ; пролог и эпилог— важнейшие элементы сценарной конструкции; выстроить соответствующей теме, идейной направленности и эмоциональной насыщенности пролог— задача ответственнейшая: ведь он является — запевом ко всему спектаклю, он задает тон всему действию, это своеобразный камертон, который определяет общую «тональность» массового зрелища.

Эпилог завершает тему и часто бывает кульминационной точкой в спектакле; затянутый, многоступенчатый, он обесценивает впечатление, разрушает концепцию; его задача — закрепить в сознании зрителей то, для чего, собственно, и создан спектакль, к чему стремились его постановщики.

Особое место в создании сценария принадлежит монтажу, стрежнем которого является сценарный ход, на который как бы нанизывается все действие. С помощью монтажа патетику можно сменить лирическими отступлениями, трагическое — светлым, радостным. Что касается сквозного действия, тоже необходимого в любом спектакле, театрализованном зрелище, оно тоже определяется, проявляется и утверждается с помощью монтажа, то есть объединением отдельных компонентов спектакля в стройную драматургическую целостность. Умение монтировать разнообразный материал в единое, целостное произведение является важнешм профессиональным навыком студента и гарантией успешного создания им сценария зрелища.

Что касается собственно творческого процесса работы над сценарием, то здесь общих правил, безусловно, быть не может, как и четкой последовательности действий. Это моменты творческие, а, следовательно, — и индивидуальные.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.