Здавалка
Главная | Обратная связь

Типология словообразовательных отношений между словами: цепь, гнездо, парадигма, тип.

В словообразовании изучаются как комплексные типы отношений, которые существуют между парами слов, непосредственно мотивирующим и мотивированным, так и целые ряды однокоренных слов, связанных отношениями последовательной мотивации.

 

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивации. Исходным звеном цепочки является немотивированное слово. Чем дальше от исходного слова мотивированное, входящее в цепочку слово, тем выше степень его мотивированности. П: старый стареть (I) устареть ( II) устарелый(III) устарелость( IV). Слово второй, третьей, четвертой степени мотивированности можеть мотивироваться не только ближайшим из предшествующих ему слов, но и опосредованно другими предшествующими словами. П.: крахмал крахмалить накрахмалить (непосредственно мотивировано глаголом «крахмалить», а опосредованно существительным «крахмал»). Цепочка как последовательность однокоренных слов, связанных непосредственной мотивацией, может ветвиться, образуя при этом различные последовательности ( то есть этих последовательностей может быть много).

 

Словообразовательное гнездо – это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации. У каждого гнезда есть вершина (немотивированное слово). Совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово. смелость смело смелый смельчак смелеть осмелеть, посмелеть осмелиться (префиксально-суффиксально-постфиксальный способ образования).

 

Словообразовательная парадигма – это мотивированные слова (по вертикали в одном ряду), имеющие одну и ту же мотивирующую основу и находящиеся на 1 и той же ступени словопроизводства, обычно на первой ступени от мотивирующего слова. Парадигма является частью гнезда. В приведенном словообразовательном гнезде парадигму слова «смелый» образуют слова смелость, смело, смельчак, смелеть, осмелиться. Стабильная (общая) часть в парадигме – это мотивирующая основа, которая принадлежит определенной части речи. Переменными считаются мотивированные ею образования на одинаковой ступени словопроизводства. В словообразовательной парадигме главным является дополнительное словообразовательное значение, которое реализуется в соответсвующем мотивированном слове.

 

Словообразовательный тип – это основная единица классификации словообразовательной системы языка; общий образец, по которому построен ряд мотивированных слов. Слова одного типа характеризуются: общностью части речи непосредственно мотивирующих слов, формантом (словообразоват. Средство), тождественным в материальном и семантическом отношении. Пример одного словообразовательного типа: прыгнуть, свистнуть, толкнуть. Слова образованы от глаголов прыгать, свистеть, толкать при помощи форманта -ну- (суффикс), имеющего значение «однократности». То общее значение, которое отличает все мотивированные слова данного типа от их мотивирующих, является словообразовательным значением слов этого типа. Носителем словообразоват. значения является формант.

Значения типов второй группы, выводимые путем обобщения значений конкретных слов, входящих в эти типы, называются общими словообразовательными значениями. Значения, характерные для отдельных рядов слов в пределах таких типов, называются частными словообразовательными значениями. Они составляют семантические словообразовательные подтипы в рамках словообразовательного типа.

Одно и то же словообразовательное значение в одних типах может быть общим, а в других - частным. Так, значение «лицо, обладающее признаком, названным мотивирующим прилагательным», является общим для типов слов с суффиксами -аг(а), -уг(а) (бедняга, хитрюга) и частным для типов слов с суффиксами -ак, -ик: бедняк, умник. Общее значение типов существительных с суффиксами -ак, -ик, мотивированных прилагательными, - «предмет (одушевленный или неодушевленный), характеризующийся признаком, названным мотивирующим словом».

По характеру отношений между мотивированным и мотивирующим все словообразовательные типы делятся на 2 группы: Типы, у которых эти отношения в подавляющем большинстве слов одинаковы. П. Дом так же соотносится по значению с домик, как стол со столик, мяч – мячик (уменьшительно-ласкательное значение). Седой так же соотносится с глаголом седеть, как прочный с прочнеть, влажный – влажнеть (становление признака). Типы, у которых отношения нетождественны. И число отношений принципиально не ограничено. Пример: прилагательные с суффиксом н обозначают признак, относящийся к предмету, который является названным мотивирующим словом. Для прилагательных этого типа характерны разные конкретизации выражаемого в них общего значения. Внутри типа выделяются разные семантические подтипы: 1) свойственный, принадлежащий тому, что названо мотивирующим словом (лесная чаща, колокольный звон); 2) сделанный, состоящий из того, что названо мотивир. Словом(кирпичный дом); 3)предназначенный для того, что назв. Мотив. Сл. (книжный шкаф, футбольный мяч); 4) находящийся в том месте, которое наз. Мотив. Сл. (южные города, лесные птицы) и т.д. Другой пример: сущ. с суф. ость, мотивированные прилагательными, могут иметь значение отвлеченного признака (смелость, бледность), места, пространства как носителя признака (выпуклость, помятость), совокупность однородных предметов, лиц как носителей признака (юность), отдельное лицо (знаменитость, бездарность). В словообразовательных типах 2й группы частные компоненты сводятся к более общему значению, которое и является словообразовательным значением типа.П.: Сущ. с суф. к: кожанка, дюймовка (доска дюймовая), анисовка (анисовая водка) – общее значение предмет, обладающий признаком, названым мотивированным прилагательным (носитель признака).


 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.