Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные направления государственной правовой поддержки социальной работы.



Одним из главных направлений соц политики явл совершенствование законодательства о правах инвалидов. Появился Указ Президента РФ «О мерах по профес-й реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25 марта 1993 г. В нем давались указания министерствам труда и соц защиты в трехмесячный срок разработать рекомендации. Но только в мае 1995 г. Минтруда приняло постановление, утверждающее квотирование мест на предприятиях, в учреждениях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Однако надежного правового механизма по-прежнему не было. Налоговое законодательство и рыночные отношения сводили на нет действия подобных нормативных актов. Появление Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», подписанного Президентом в 1995 г., обозначило качественный сдвиг в этом вопросе. Видимо, этот прорыв не был свободен от предвыборной конъюнктуры, но в любом случае важно, что он наметился. Закон стал соц-правовой основой для развертывания комплексной СР с инвалидами. В нем определяются понятия «инвалид», «ограничение жизнедеятельности» (статья 1), «соц защита инвалидов» (статья 2), «медико-соц экспертиза» (статьи 7, 8), «реабилитация инвалидов» (статьи 9—12), «обеспечение жизнедеятельности инвалидов» (статьи 13-32). Правительством РФ, гос-ми органами субъектов Федерации начата работа по нормативному и организационному обеспечению реализации норм закона. Правительство РФ приняло постановление «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам соц инфраструктуры» от 7 декабря 1996 г. № 1449. В постановлении конкретизировались задачи различным министерствам и ведомствам по бюджетному финансированию средств для субтитрирования и сурдоперевода общественно значимых программ, поддержки периодической печати для инвалидов, выпуска специальных теле- и радиопрограмм и специальной литературы для инвалидов. В региональных целевых программах продолжалось целенаправленное формирование институтов СР и соц защиты. В частности, в Московской области была разработана и утверждена государственная программа «Соц поддержка инвалидов в Московской области на 1998—2002 гг.». Для ее реализации созданы или модернизированы 27 реабилитационных служб. Парламентариями и субъектами Федерации с правом делегированного законодательства (правительства, администрации субъектов Федерации) проведена законотворческая работа, поддерживающая СР с детьми и семьей. Была принята Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в РФ. Важным явилось, например, постановление о контроле органов образования над приватизацией и обменом жилья семьями, имеющими несовершеннолетних детей. С 1992г., после начала приватизации жилья стали поступать сигналы, что в результате приватизации немало детей оказалось бездомными. Меры, предусмотренные рядом нормативных актов, не компенсировали рост цен, положение большинства семей резко ухудшилось. В 1992г. был принят Закон РФ «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (от 4 апреля 1992 г.), где подтверждались и расширялись права беременных женщин и маленьких детей: продолжительность отпуска по беременности и родам определялась в 70 календарных дней до родов и в 70 календарных дней после родов. Затем был принят Указ Президента РФ «О мерах по соц поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992г. Он предусматривает для таких семей скидку в размере не ниже 30\% установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией или от стоимости топлива; беспл выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей для детей до 6 лет; беспл проезд на внутригородском транспорте; беспл питание для учащихся общеобразовательных и профес-х учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отношений; беспл обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе; один день в месяц беспл посещение музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок. 4 сентября 1995 г. Правительство России утвердило Положение о порядке назначения и выплаты гос-х пособий гражданам, имеющим детей (№ 883). Госдума приняла ФЗ «О гос пособиях гражданам, имеющим детей». 27 января 1996 г. Правительство России утвердило изменения и дополнения в своем сентябрьском Положении. Немалое значение будут иметь Национальный план действий в интересах детей и Основные направления гос соц политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года, вводимые Указом Президента. Предусмотрено приведение законодательства РФ в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, усиление защиты личных и имущественных прав детей и подростков с учетом изменений соц-экономических условий и отношений собственности. В этом документе дан реалистичный анализ демографической, соц-экономической, криминогенной ситуации, сделан вывод о необходимости принятия экстренных мер, в том числе создание ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних, обеспечение правовых гарантий несовершеннолетних в условиях вынужденной миграции, образование системы соц обслуживания семьи и детей, квотирование рабочих мест для несовершеннолетних с предоставлением налоговых льгот и компенсационных выплат, более строгий контроль за выполнением трудового законодательства и ответственность за детский травматизм, создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установление повышенной уголовной ответственности за привлечение несовершеннолетних к изготовлению, торговле или рекламированию продукции порнографического содержания, к занятиям проституцией, употреблению наркотиков, алкоголя; защита прав детей при разводах и др. Государство, определенное в Конституции как «социальное», в силу поспешного разрушения преемственности с социалистическими достижениями и расхождения рыночных и социальных приоритетов оказалось как бы только в начале большого пути. Этот путь начат как движение к социальному правовому государству Последнее утверждение справедливо и по отношению к правовой базе СР с гражданами пожилого возраста, наркоманами, мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами, с безработными. Необходимо усилить гос-правовое регулирование соц конфликтов, соц аспекты трудовых отношений, соц поддержку молодежи и студентов, систему образования и здравоохранения. Совсем незначительны шаги по снижению остроты жилищной проблемы. На трудном пути к правовому соц государству необходимо принять еще немало правовых нормативных актов, организационных и финансовых мер. Но для соц работника в конечном счете создается правовое поле, позволяющее реализовывать на практике ряд основных направлений проф деятельности.


13. Роль социальной работы в реализации социальной политики.

Успешное функционирование СР как общественного института определяется её эффективным взаимодействием с др институтами общества. Среди них по значимости на первом месте для СР стоит государство, которое определяет курс соц политики и масштабы развития гос системы помощи. В современной России, где доля гос сектора «на рынке» соц услуг значительно превышает все остальные, взаимосвязь СР и соц политики государства явл одним из факторов, определяющих результативность деятельности института СР в целом. Влияние СП на СР:Как главный институт политической системы общества, государство определяет выбор той или иной модели соц политики, её основные направления, а через неё влияет на развитие СР. Государство в значительной степени определяет СР в той или иной стране. Оно определяет масштабы выделяемых средств на соц нужды, а значит и масштабы соц помощи тем или иным соц группам, количество учреждений соц профиля. Государством устанавливаются стандарты оказания соц помощи и услуг. В этом проявляется известная закономерность детерминированности масштабов и форм СР целями и задачами гос соц политики.

Влияние СР на СПол: В демократических странах институт СР оказывает обратное влияние на государство и его соц политику. Обратная связь СР и соц политики должна иметь определённые каналы взаимодействия:

- соц учреждения явл для гос органов важным источником информации о реальном положении дел в соц сфере, имеющихся здесь проблемах и потребностях общества;

- соц работники представляют и отстаивают интересы своих подопечных, будучи хорошо осведомлены об их нуждах;

- влияние на гос органы должно включать действия через другие институты гражданского общества – общественные организации, общественную палату при главе государства и главах субъектов федерации, через средства массовой информации;

- необходимо стимулирование собственной активности клиентов СР, в частности, при решении проблем местных территориальных сообществ;

- необходимы специальные меры, направленные на повышение уровня правовой культуры клиентов СР, обучение методам отстаивания собственных прав и законных интересов в гос инстанциях разных уровней и направленности. Необх условием эффективного влияния на соц политику государства со стороны института СР явл наличие в стране авторитетных организаций соц работников. Примером успешной деятельности в данном направлении является Национальная Ассоциация соц работников США, насчитывающую в своих рядах около 150 тыс. членов. Существует влиятельная международная организация соц работников – Международная федерация соц работников (МФСР).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.