Здавалка
Главная | Обратная связь

Ценообразующие факторы



Устанавливая цену, нужно знать факторы, от которых она зависит. Эти факторы подразделяются на две большие подгруппы.

1. Объективные (стоимость производства товара, его качество, соотношение спроса и предложения, состояние денежной сферы).

2. Субъективные (ценовое законодательство и др.).

Стоимость производства включает издержки производства, сбытовых и торговых организаций, среднюю прибыльпроизводства, сбытовых и торговых организаций. Поскольку на рынке действует множество компаний и у каждой своя себестоимость, при установлении цены учитывается средняя себестоимость. И горе тем, у кого она выше.

Качество товара (потребительские свойства) измерить в цифрах сложно, но каждый понимает, что это его надежность, безопасность, приспособленность к техническому и сервисному обслуживанию. За это люди готовы заплатить.

Состояние денежной сферы - звучит абстрактно. Но все знакомы с инфляцией, неплатежами, бартером, скачками валютных курсов, которые отражаются на ценах.

Ценовое законодательство - субъективный фактор, влияющий на цену. Бывают случаи, когда государство начинает напрямую регулировать цены (на электроэнергию, газ, воду и т.д.). Кроме прямого регулирования цен государство еще занимается косвенным, например с помощью акцизных марок на алкогольную продукцию, акциза на бензин другие товары.

Из прочих субъективных факторов формирования цены можно выделить:

-объем поставок. Как правило, при его увеличении продавец предоставляет оптовую скидку, то есть снижает цену, поскольку это обеспечивает стабильный канал сбыта, позволяет уменьшить издержки производства на единицу товара;

-взаимоотношения покупателя и продавца. Например, постоянным покупателям часто предоставляют скидки;

-условия платежа. Одно дело - предоплата, другое - оплата через один - два месяца после поставки товара или оплата наличными и бартер. Обычно по бартеру цена выше, за наличные - ниже;

-условия поставки. Все расходы на доставку, страхование, таможенную очистку продавец никогда не забудет включить в цену. Если эти обязанности ложатся на покупателя, он обязательно потребует снизить цену.

В рыночной практике применяются два основных типа механизма ценообразования:

1. затратный (производственный);

2. рыночный.

Они различаются прежде всего факторами, влияющими на формирование цен.

При затратном механизме ценообразования основу цены составляют производственные затраты, связанные с созданием продукции. При этом предполагается, что производитель и продавец товара должны не только возмещать издержки, но и получать определенную прибыль.

Формула цены, определяемой на основе затратного подхода, будет иметь вид:

Ц = С + П + Н

где С - средние издержки производства и реализации единицы продукции (товара);

П - прибыль, получаемая производителями (продавцами) в расчете на единицу продукции (товара);

Н - НДС в расчете на единицу продукции (товара).

Цена на производимую продукцию устанавливается с ориентиром на текущие затраты.

Суть рыночного механизма ценообразования заключается в том, что цена ориентируется на получение целевой прибыли в результате соглашения между двумя сторонами - продавцом и покупателем, интересы которых встретились на свободном рынке. Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется двумя законами:

-законом спроса - при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цены и меньше - при повышении;

-закон предложения - если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цены и меньше - при понижении.

В современной экономической системе Российской Федерации базовым в ценообразовании признан рыночный метод.

Существуют и другие методы установления цен, в частности:

1.Достижение ценовой рентабельности на вложенные в компанию деньги;

2.Метод биржевых котировок;

3.Ориентация на "ценового лидера" и др.

Независимо от модели ценообразования структура цены по мере продвижения товара включает определенные элементы, отражающие интересы всех участников товарного производства и обращения от изготовителя до розничной торговли. Процесс формирования цены представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Формирование и структура цены
Элементы цены Виды цены
1. Себестоимость производства и реализация продукта + прибыль изготовителя Оптовая цена изготовителя
2. Оптовая цена изготовителя. Акциз. НДС Оптовая цена отпускная (контрактная)
3. Отпускная цена. Издержки посредника. Прибыль посредника. НДС посредника Оптовая цена посредников.
4. Издержки оптовых и розничных организаций. Прибыль оптовых и розничных организаций.  
НДС торговых организаций Розничная цена

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.