Философия Анри Бергсона
Учение Бергсона может быть названо эволюционным спиритуализмом. Опираясь па достижения естественной науки, идеи европейских спиритуалистов и католицизм, он разрабатывает теорию динамического, творчески развивающегося мира. Главные произведения: «Введение в метафизику» (1903) и «Творческая эволюция» (1907). В философии Бергсона мир — это непрерывный творческий процесс эволюцииновых форм и состояний. К такому выводу философ приходит, анализируя понятие «время».Физическое или пространственное время всегда обратимо. Опыт в механике можно повторить бесчисленное количество раз с одним и тем же результатом. Но для сознания характерно другое время, которое Бергсон обозначает как «длительность».Мир физических вещей и мир сознания кардинально различаются. В реальной жизни, воспринимаемой сознанием, каждый последующий момент времени песет нечто повое. Он несводим к предыдущему моменту. Так же и в эволюции. Ее время необратимо, так как появляются новые формы, а от них невозможно вернуться к старым. Следовательно, реальное время — длительность — это жизненный поток, континуум (непрерывность), постоянное творческое становление. длительности. Бергсон не принимает декартово разделение мира па две субстанции — дух и материю. Они есть лишь полюса единой реальности («жизни»), проявляющей протяженность и мышление. Не соглашается Бергсон и с двумя традиционными представлениями эволюционизма — механистическим (эволюция целиком выводится из прошлого — свершившихся причин) и финалистическим (эволюция выводится из будущего — из цели, к которой устремлено развитие). Ограниченность этих воззрений, по его мнению, преодолевает концепция творческой эволюции, которой подвержена «жизнь». Материяв данной концепции — продукт остановки и распада жизненного порыва. Через эволюцию «жизнь» стремится освободиться от оков инертной материи. Траектория эволюции— не полет мяча, а взрыв гранаты, осколки которой и осколки осколков которой продолжают постоянно взрываться. Энергия взрыва — это и есть творческий порыв жизни. Металл гранаты, препятствующий энергии взрыва, — это материя. Человек приспособился к материальному миру с помощью интеллекта, который действует через искусственные органы. Он дробит мир на отдельные элементы, а из них строит свое искусственное восприятие действительности. Инстинкт действует через естественные органы. Он ближе к действительности. Но все же ни тот, ни другой не дают ее полного восприятия. Только интуиция способна па это. Интуиция— это разум, стремящийся стать бескорыстным инстинктом. Это проникновение внутрь «жизни» и ее всевозможных изменяющихся объектов. Это «видение духа со стороны самого духа». Не случайно учение Бергсона еще называют интуитивизмом. Оригинальны социальные и религиозные аспекты философии Анри Бергсона. Он выделяет два типа общества, а соответственно и морали — закрытое и открытое общество.Первое: полное подчинение индивида обществу и его инстинктам (главный из них — продолжение рода), человек здесь, как муравей в муравейнике. Второе: ставка на свободу и индивидуальное начало, творческую личность, которые не противопоставляются коллективу. Идеалы такого общества — человечность и универсальные моральные ценности. Носители таких идеалов — пророки и мудрецы древности. Истинная религия — это религия динамическая (открытая). Она пронизана мистицизмом, защищающим человека от угрозы мертвого интеллекта и осуществляющим интуитивное слияние с творческим жизненным порывом — «сверхсознанием»,Высшим Существом, или Богом. Идеи А. Бергсона повлияли па развитие новых философских течений (прагматизм, персонализм, экзистенциализм) и ученых-эволюционистов — Э. Леруа, П. Тейяра де Шардена, В.И. Вернадского.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|