Здавалка
Главная | Обратная связь

Актуальность и необходимость курса.



ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

НАУЧНАЯ ШКОЛА НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТВОРЧЕСТВА

КАФЕДРА МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор научной школы,

__________Танирбергенов М.Ж.

«_____» ___________2014 ж.

 

СИЛЛАБУС по дисциплине

MDBK MTK 2307 Формирование элементарных математических

представлений у дошкольников

 

Специальность: 5В010100-Дошкольное обучение и воспитание

Курс: 2

Семестр: 3

Количество кредитов: 3

Количество часов: 135

Лекции -30

Практических(семинарских): -15

Лабораторных:

СРСП – 45

СРС – 45

Рубежный контроль (8 и 15 недели)

Итоговый контроль: экзамен (письменно)

Сведения о преподавателе:

Джаманкараева М.А, к.ф-м.н., ст.преп.

Е-mail: d_madina08@mail.ru

Офис: Кафедра методики начального обучения

Адрес: г.Шымкент,ул. А. Байтурсынова, 63, 207, каб

Тел.: 87027104891

Время консультаций: пятница,.13.00-16.00ч.

 

 

Шымкент-2014

 

 

Силлабус составлен на основе типовых учебных планов вузов, утвержденных приказом МОН РК от «16» августа 2013г. и учебной программы дисциплины, составленной как компонента по выбору модульных рабочих учебных планов института.

 

Силлабус рассмотрен и представлен к утверждению на заседании кафедры «Методики начального обучения».

Протокол № 1, «29» августа 2014г.

 

 

Заведующая кафедрой _____________Арзымбетова Ш.Ж..

 

 

 

 

Актуальность и необходимость курса.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Наиболее близкие и естественные для ребенка – дошкольника виды деятельности – игра, экспериментирование, познавательно-исследовательская деятельность – занимают особое место в программе. В этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе

Цель дисциплины: Теоретическая и практическая подготовка специалистов дошкольного образования в направлении формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи дисциплины:

§ изучение теоретических основ методики формирования математических представлений;

§ изучение возрастных особенностей развития у детей математических представлений;

§ вооружение студентов умениями и навыками организации работы по ознакомлению детей с математикой во всех возрастных группах дошкольного учреждения, знаниями вариантов методики формирования математических представлений у детей.

Пререквизиты дисциплины: логика, философия, физиология, гигиена детей дошкольного возраста, психология, педагогика, методика развития речи, методика ознакомления детей с природой, методика руководства изодеятельностью, методика физвоспитания и музыкального воспитания детей.

Постреквизиты дисциплины: Методика обучения математики.

2. Политика курса:

1. Задания по СРС выдаются преподавателем на первой неделе.

2. Пропуски занятий студенты отрабатывают по графику, утвержденному на кафедре.

3. В течение семестра студенты должны выполнить 2-6 заданий (в зависимости от кредитов) по графику преподавателя.

Содержание курса

3.1. Тематический план лекций

Дата Группа Тема, план часы Литература
Модуль 1История развития основных математических понятий
3.09.14 101-83 Значение и задачи курса «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников». 1.Структура дисциплины; цель и задачи курса; задачи, стоящие перед воспитателем. 1,4,6,7,8, 12,15
10.09.14 101-83 Множества. 1.Понятие множества; способы задания множеств. 2.Отношения между множествами. Операции над множествами. 3.Отношения между элементами множеств; свойства отношений. 4.Разбиение множества на классы; отношение эквивалентности и порядка. 1,4,6,7,8, 12,15
17.09.14 101-83 История развития основных математических понятий. 1.Этапы исторического развития понятия числа, счета. 2.Основные идеи количественной и порядковой теорий натурального числа. Различные виды нумераций, их особенности. Правила записи чисел в римской нумерации. 4.Системы счисления. Правила перехода из одной позиционной системы счисления в другую. Гипотезы появления разных систем счисления. История создания приборов для вычисления. 5.Этапы развития измерения величин. Происхождение названий единиц измерения. 6.История геометрии, происхождение названий геометрических фигур. 7.История развития измерения времени, происхождение названий единиц измерения времени. 8.Алгоритмы. Свойства алгоритмов.   1,4,6,7,8, 12,15
24.09.14 101-83 Геометрические фигуры. Величины. 1.Классификация геометрических фигур, определение геометрических понятий. 2. Понятие величины, свойства однородных величин.   1,4,6,7,8, 12,15
1.10.14 101-83 История методики формирования математических представлений. Содержание формирования элементарных математических представлений у дошкольников. 1.Истоки развития методики. Влияние школьных методов обучения арифметике в 19-20 в. на развитие методики формирования элементарных математических представлений в годы становления советской дошкольной педагогики. 2.Вклад М.А.Леушиной в разработку проблем математического развития дошкольников. 3.Психолого-педагогические исследования по методике формирования элементарных математических представлений в последней четверти 20 века. 4.Содержание формирования элементарных математических представлений у дошкольников. 5.Логико-математическое развитие, докомпьютерная подготовка. 1,4,6,7,8, 12,15
8.10.14 101-83 Формы развития математических представлений у дошкольников. 1.Понятие формы обучения, характеристика различных форм обучения математике дошкольников. 2.Соотношение обучения и самостоятельной детской деятельности. Разбор, составление и анализ конспектов занятий, ситуаций в разных видах деятельности, дидактических игр. 4.Нетрадиционные формы обучения дошкольников математике (занятия по индивидуальным тетрадям, тематические и игровые комплексы, занятия-сказки, занятия-путешествия, обучение на компьютерах). 1,4,6,7,8, 12,15
15.10.14 101-83 Возрастные особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Методика формирования количественных представлений у дошкольников. 1.Основные этапы и особенности развития у детей количественных, пространственных, временных представлений, а также представлений о форме и величине предметов. 2.Методика формирования количественных представлений у дошкольников 3.Этапы и методы формирования: умения группировать элементы множества по указанным признакам; понятий «один» и «много», понимания того, что множество состоит из отдельных элементов; умения выделять в окружающей обстановке один и много предметов; умения сравнивать две группы предметов по количеству; умения упорядочивать объекты по 1-2 признакам; умения считать, отсчитывать предметы; представления о порядковом счете, его отличии от количественного; представлений о цифрах и их сущности; представления о сохранении количества; представления о количественном составе числа из единиц; представления об отношениях между числами, а также между элементами различных множеств; умения считать на слух, на ощупь, движения; умения делить предметы на равные части; умения объединять неоднородные множества в группы по указанному признаку, находить пересечение и разность между множествами; 1,4,6,7,8, 12,15
22.10.14 101-83 Методика формирования представлений о величине предметов, сравнении и измерении величин у дошкольников 1.Этапы и методы формирования: умения правильно называть и показывать конкретные протяженности; умения сравнивать предметы по величине с помощью приложения и наложения; умения сравнивать предметы по массе; умения упорядочивать более двух предметов по величине; умения сравнивать объекты по величине с помощью условной мерки-посредника, а также с помощью условной мерки как единицы измерения; умения сравнивать предметы на глаз, а также по трем измерениям; представление об относительности величины и независимости величины от других признаков предметов. 1,4,6,7,8, 12,15
Модуль 2. Формирование математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста
29.10.14 101-83 Методика формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах у дошкольников. 1.Этапы формирования представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция, четырехугольник, пятиугольник, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида, призма (четырехугольная и треугольная), овалоид). 2.Характеристика методов обследования фигур на каждом этапе. Формирование представлений о свойствах той или иной фигуры. 1,4,6,7,8, 12,15
5.11.14 101-83 Методика формирования умений ориентироваться в пространстве. 1.Этапы и методы формирования умений: отличать правую и левую сторону тела; ориентироваться относительно самого себя; двигаться в заданном направлении; занимать положение в пространстве по заданному условию; ориентироваться относительно других объектов; ориентироваться в двухмерном пространстве. 1,4,6,7,8, 12,15
12.11.14 101-83 Методика формирования умений ориентироваться во времени. 1.Этапы формирования умения ориентироваться во времени. Методика формирования: умения называть и различать между собой единицы измерения времени (части суток, времена года, дни недели, месяцы); представления о последовательности единиц времени; представления о сутках, неделе, годе как обобщенных единицах измерения времени; представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра». 1,4,6,7,8, 12,15
19.11.14 101-83 Содержание и методика работы по формированию элементарных математических представлений у детей шестилетнего возраста. 1.Обучение счету группами, сложению и вычитанию, решению арифметических задач; знакомство со вторым десятком, с составом числа из двух меньших чисел; 2.Знакомство с общепринятыми единицами измерения величин, формирование представлений о функциональной зависимости результата измерения от величины условной мерки; знакомство с разными видами линий; формирование умения ориентироваться по часам и развития чувства времени. 1,4,6,7,8, 12,15
26.11.14 101-83 Преемственность в содержании, формах и методах обучения математике старших дошкольников и младших школьников 1.Определение преемственности, доказательство существования преемственности в формах и методах обучения математике. 2. Примеры нарушения преемственности в содержании обучения (геометрические представления). 1,4,6,7,8, 12,15
3.12.14 101-83 Определение уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста. 1.Основные знания и умения по разделу «Математика» для детей разного возраста, методы определения уровня математических представлений, обследование детей. 1,4,6,7,8, 12,15
10.12.14 101-83 Современные подходы к методике формирования элементарных математических представлений у дошкольников. 1.Современные концепции и методические системы математического развития дошкольников. Взгляды педагогов-новаторов на проблему математического развития дошкольников, основные принципы организации и методы работы с детьми. 2.Роль развивающей предметно-пространственной среды для познавательного и личностного развития детей. 3.Взгляды зарубежных педагогов на содержание, формы и методы обучения математике детей дошкольного возраста. Составление конспектов тематических комплексов и занятий по индивидуальным тетрадям. 4.Организация и руководство логико-математическими играми. 5.Подготовка и проведение развивающих игр. 1,4,6,7,8, 12,15
               

 

3.2. Тематический план практических, лабораторных (семинарских) занятий

Дата Группа   Тема, план Кол-во час. Литература
Модуль 1История развития основных математических понятий
5.09.14 101-83 Геометрические фигуры. Величины, свойства однородных величин»   1,2,3,4
12.09.14 101-83 Множество. Отношения между множествами. Операции над множествами»   1,2,3,4
19.09.14 101-83 Отношения между элементами множеств. Свойства отношений»   2,3,4,5,6
26.09.14 101-83 Системы счисления. Нумерации. Алгоритмы   2,3,4,5,6
3.10.14 101-83 Формы организации обучения математике детей дошкольного возраста»   1,2,5,6,7,8,10
10.10.14 101-83 Анализ конспектов занятий, дидактических игр, ситуации по формированию математических представлений у детей»   1,2,3,4
17.10.14 101-83 Формирование количественных представлений у дошкольников» (ч. 1). Формирование представлений о величине предметов и сравнении величин у дошкольников» (часть 1).   2,3,4,5,6
24.10.14 101-83 Формирование представлений о форме предметов и плоских геометрических фигурах Формирование пространственных представлений у дошкольников Формирование умения ориентироваться во времени у дошкольников 4,5,10,13
Модуль 2. Формирование математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста  
31.10.14 101-83 Формирование математических представлений через игру   9,10,11,13,12
7.11.14 101-83 Методы выявления уровня математических представлений у дошкольников   9,10,11,13,12
14.11.14 101-83 Взгляды зарубежных ученых на развитие математических представлений у дошкольников .   7,8,9,14
21.11.14 101-83 Тематический комплекс и занятие по индивидуальной тетради как формы развития математических представлений у дошкольников   7,8,9,14
28.11.14 101-83 Определение уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста”   7,8,9,14
5.12.14 101-83 Организация и методика проведения обучающих логико-математических игр у дошкольников   14,15
12.12.14 101-83 Организация и методика проведения развивающих игр 9,8,10,11
               

 

4. Тематический план СРСП

Дата Темы СРСП Кол-во час. Форма проведения Лит-ра
Модуль 1История развития основных математических понятий
1. 3.09.14 Отношения между элементами множеств; свойства отношений.   Решение задач 1,2,3,4
5.09.14 Разбиение множества на классы; отношение эквивалентности и порядка.       Решение задач 1,2,3,4
5.09.14 Различные виды нумераций, их особенности. Правила записи чисел в римской нумерации. Проверка конспекта, собеседование 1,2,3,4
10.09.14 Системы счисления. Правила перехода из одной позиционной системы счисления в другую.   Письменная работа 1,2,3,4
12.09.14 Гипотезы появления разных систем счисления.     Письменная работа 2,3,4,5,6
12.09.14 История создания приборов для вычисления.   Письменная работа 1,2,3,4
17.09.14 Этапы развития измерения величин. Происхождение названий единиц измерения.     Проверка конспекта, собеседование 2,3,4,5,6
19.09.14 История геометрии, происхождение названий геометрических фигур.   Проверка конспекта, собеседование 5,6,7,8,
19.09.14 История развития измерения времени, происхождение названий единиц измерения времени. Проверка конспекта, собеседование 2,3,4,5,6
24.09.14 Алгоритмы. Свойства алгоритмов.   Проверка конспекта, собеседование 5,6,7,8,  
26.09.14 Понятие величины, свойства однородных величин.   Проверка конспекта, собеседование 1,2,3,4
26.09.14 Психолого-педагогические исследования по методике формирования элементарных математических представлений в последней четверти 20 века. Проверка конспекта, собеседование 2,3,4,5,6
1.10.14 Разбор, составление и анализ конспектов занятий, ситуаций в разных видах деятельности, дидактических игр. Письменная работа 2,3,4,5,6
3.10.14 Нетрадиционные формы обучения дошкольников математике (занятия по индивидуальным тетрадям, тематические и игровые комплексы, занятия-сказки, занятия-путешествия, обучение на компьютерах).   Письменная работа 4,5,10,13
3.10.14 Основные этапы и особенности развития у детей количественных, пространственных, временных представлений, а также представлений о форме и величине предметов. Письменная работа 1,2,5,6,7,8, 10
8.10.14 Методика формирования количественных представлений у дошкольников. Решение задач 4,5,10,13
10.10.14 Этапы и методы формирования: умения сравнивать две группы предметов по количеству; умения упорядочивать объекты по 1-2 признакам. Решение задач 4,5,10,13
10.10.14 Этапы и методы формирования: умения считать, отсчитывать предметы; представления о порядковом счете, его отличии от количественного. Решение задач 1,2,3,4
15.10.14 Этапы и методы формирования: представлений о цифрах и их сущности; представления о сохранении количества; представления о количественном составе числа из единиц. Решение задач 4,5,10,13
17.10.14 Этапы и методы формирования: представления об отношениях между числами, а также между элементами различных множеств. Решение задач 4,5,10,13
17.10.14 Этапы и методы формирования: умения считать на слух, на ощупь, движения; умения делить предметы на равные части. Решение задач 1,2,3,4
22.10.14 Этапы и методы формирования: умения объединять неоднородные множества в группы по указанному признаку.   Решение задач 4,5,10,13
24.10.14 Этапы и методы формирования: находить пересечение и разность между множествами; Решение задач 1,2,3,4
Модуль 2. Формирование математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста  
24.10.14 Методика формирования представлений о величине предметов, сравнении и измерении величин у дошкольников.     Письменная работа 14,15
29.10.14 Этапы и методы формирования: умения правильно называть и показывать конкретные протяженности; умения сравнивать предметы по величине с помощью приложения и наложения. Письменная работа  
31.10.14 Этапы и методы формирования: умения сравнивать предметы по массе; умения упорядочивать более двух предметов по величине. Письменная работа 9,10,11, 12, 13
31.10.14 Этапы и методы формирования: умения сравнивать объекты по величине с помощью условной мерки-посредника, а также с помощью условной мерки как единицы измерения; умения сравнивать предметы на глаз, а также по трем измерениям.   Письменная работа 9,8,10,11
5.11.14 Этапы и методы формирования: представление об относительности величины и независимости величины от других признаков предметов.     Письменная работа 9,8,10,11
7.11.14 Методика формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах у дошкольников. Письменная работа 9,8,10,11
7.11.14 Характеристика методов обследования фигур на каждом этапе. Формирование представлений о свойствах той или иной фигуры. Письменная работа 9,8,10,11
12.11.14 Методика формирования умения ориентироваться в пространстве. Письменная работа 9,8,10,11
14.11.14 Этапы и методы формирования умений: занимать положение в пространстве по заданному условию; ориентироваться относительно других объектов; ориентироваться в двухмерном пространстве. Письменная работа 9,10,11,12
14.11.14 Методика формирования умения ориентироваться во времени. Письменная работа 9,8,10,11
19.11.14 Этапы формирования умения ориентироваться во времени: представления о последовательности единиц времени; представления о сутках, неделе, годе как обобщенных единицах измерения времени; представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».   Проверка конспекта, собеседование 9,8,10,11
21.11.14 Содержание и методика работы по формированию элементарных математических представлений с детьми шестилетнего возраста. Письменная работа 7,8,9,14
21.11.14 Знакомство со вторым десятком, с составом числа из двух меньших чисел. Письменная работа 9,8,10,11
26.11.14 Знакомство с общепринятыми единицами измерения величин, формирование представлений о функциональной зависимости результата измерения от величины условной мерки. Письменная работа 9,8,10,11
28.11.14 Знакомство с разными видами линий. Письменная работа 7,8,9,14
28.11.14 Формирование умения ориентироваться по часам и развития чувства времени.   Письменная работа 7,8,9,10, 14,15
3.12.14 Преемственность в содержании, формах и методах обучения математике старших дошкольников и младших школьников. Письменная работа 7,8,9,14
5.12.14 Определение уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста.   Письменная работа 7,8,9,10, 14,15
5.12.14 Современные подходы к содержанию, формам и методам развития математических представлений у дошкольников. Письменная работа 8,9,15
10.12.14 Роль развивающей предметно-пространственной среды для познавательного и личностного развития детей. Письменная работа 7,8,9,14
12.12.14 Взгляды зарубежных педагогов на содержание, формы и методы обучения математике детей дошкольного возраста.   Письменная работа 8,9,15
12.12.14 Организация и руководство логико-математическими играми. Письменная работа 9,10,11, 13,12

5.Тематический план СРС

 

Темы СРС Форма проведения Срок сдачи
Модуль 1История развития основных математических понятий
Понятие множества; способы задания множеств. Отношения между множествами. Операции над множествами. Письменная работа 1неделя,пт, 13.00-16.00
Этапы исторического развития понятия числа, счета. Основные идеи количественной и порядковой теорий натурального числа. Письменная работа 2неделя,пт, 13.00-16.00
Классификация геометрических фигур, определение геометрических понятий. Понятие величины, свойства однородных величин. Письменная работа 3неделя,пт, 13.00-16.00
Влияние школьных методов обучения арифметике в 19-20 в. на развитие методики формирования элементарных математических представлений в годы становления советской дошкольной педагогики. Письменная работа 4неделя,пт, 13.00-16.00
Понятие формы обучения, характеристика различных форм обучения математике дошкольников. Письменная работа 5неделя,пт, 13.00-16.00
Основные этапы и особенности развития у детей количественных, пространственных, временных представлений, а также представлений о форме и величине предметов. Письменная работа 6неделя,пт, 13.00-16.00
Этапы и методы формирования: умения группировать элементы множества по указанным признакам; понятий «один» и «много», понимания того, что множество состоит из отдельных элементов. Реферат 7неделя,пт, 13.00-16.00
Этапы и методы формирования:умения правильно называть и показывать конкретные протяженности;умения сравнивать предметы по величине с помощью приложения и наложения. Реферат 8неделя,пт, 13.00-16.00
  1-й рубежный контроль контрольная работа 8 неделя
Модуль 2. Формирование математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста  
Этапы формирования представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция, четырехугольник, пятиугольник, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида, призма (четырехугольная и треугольная), овалоид). Письменная работа 9неделя,пт, 13.00-16.00
Этапы и методы формирования умений:отличать правую и левую сторону тела;ориентироваться относительно самого себя; двигаться в заданном направлении. Письменная работа 10неделя,пт, 13.00-16.00
Этапы формирования умения ориентироваться во времени. Методика формирования: умения называть и различать между собой единицы измерения времени (части суток, времена года, дни недели, месяцы). Письменная работа 11неделя,пт, 13.00-16.00
Обучение счету группами, сложению и вычитанию, решению арифметических задач. Письменная работа 12неделя,пт, 13.00-16.00
Определение преемственности, доказательство существования преемственности в формах и методах обучения математике. Примеры нарушения преемственности в содержании обучения (геометрические представления). Письменная работа 13неделя,пт, 13.00-16.00
Основные знания и умения по разделу «Математика» для детей разного возраста, методы определения уровня математических представлений, обследование детей. Письменная работа 14неделя,пт, 13.00-16.00
Современные концепции и методические системы математического развития дошкольников. Письменная работа 15неделя,пт, 13.00-16.00
  2-й рубежный контроль контрольная работа 15 неделя

Примечание:Сдача заданий СРС производится в соответствии с графиком сдачи и в аудитории, указанному на кафедре.

Список видов СРС и содержание:

СРС проводится по определенным разделам курса или сквозным проблемам, охватывающим несколько тем. разделов или модулей. Наиболее исследовательский характер носит СРС по определенному курсу вопросов, чаще всего это вопросы методологического характера.

Все виды СРС могут проводиться разнообразными методическими приемами в различных сочетаниях. Наиболее распространенными видами СРС являются:

Формулировка какого-либо понятия, написание краткого эссе (0.5стр. не более).

Обзор по теме - письменно написать краткий литературный обзор на 1-2 стр. по рекомендуемой теме с привлечением дополнительного материала из печати и информационных ресурсов Интернета.

Написание глоссария - краткое разъяснение терминов и понятий по заданной теме, можно заменить кроссвордом.

Презентация-выбор студентом определенной темы для презентации и выражение своего видения, понимания или непонимания какого-либо аспекта, рассматриваемого в презентации. Время презентации -8-10 минут. Оценивается презентация по критерию степени раскрытия темы, степени интереса, вызванного у слушателей, профессионализму.

Деловая игра - ролевая или командная, вырабатывающая у студента навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Иногда требует домашней подготовки или завершения в библиотеке.

Учебная конкретная ситуация - ситуация, требующая ответов студента на вопросы по ней или написания своего видения проблемы.

Групповой проект - в группе должно быть не более 4-5 человек, каждая группа разрабатывается своей проект; например как сделать нашу область зоной свободного предпринимательства. Рекомендуется использовать ЭММ, блок-схемы и др. Можно проводить в форме КВН.

Индивидуальный проект - выполняется наиболее подготовленными студентами по желанию. Работа должна отличаться уникальностью темы и исследовательским характером.

Устное изложение материалов (presentation). Студент излагает материал на заданную тему в соответствии с вопросами самоподготовки. Время presentation - 10-15 минут. Оценивается по следующим критериям - несколько раскрыта тема и вызвала интерес окружающих (обсуждение). Насколько использована литература, в особенности дополнительная.

Письменные работы (конспекты, эссе) производятся в конце каждого модуля. Они должны включать использованные источники. Письменная работа должна быть изложена кратко 1-2 страницы, эссе максимум 2 и содержать исчерпывающую информацию рассматриваемого вопроса.

Тесты проводятся в конце каждого модуля, а также преподаватель может без предупреждения студентов провести пятиминутное тестирование по любой теме. За все правильные ответы - 5 баллов.

Составление кейсов. Составляется на основе метода анализа ситуаций. Студентам предлагается осмыслить ситуацию, описание которой отражает проблему. При этом проблема не имеет однозначных решений. Действия в кейсе даются либо в описании, либо предложены в качестве способа решения проблемы.

Рефераты и доклады готовятся студентами по выбору (по одному реферату из каждого модуля). Могут готовиться и группой студентов, каждый из которых разрабатывает один из разделов. Реферат должен раскрыть суть вопроса, быть максимально информативным и содержать собственна е выводы.

Отзывы на презентации студентов и рефераты друг друга. Отзыв должен содержать краткий анализ полученной информации, отражать слабые и сильные стороны доклада.

Решение задач. Каждый студент получает от преподавателя индивидуальное задание, которое он должен выполнить в письменной форме.

Составление задач. Студенты составляют условия задач по теме, которую они прошли на лекции. Вместе с условием должно быть приложено решение задачи.

Все задания должны быть сданы вовремя. Задания, выполненные с опозданием, автоматически будут оцениваться ниже (за каждый просроченный день снимается по 0,5 балла с каждого задания).

 

 

6. График сдачи и выполнения заданий:

Месяцы сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Дни   01.09 08.09 15.09 22.09 29.09 06.10 13.10 20.10 27.10 03.11 10.11 17.11 24.11 01.12 08.12
Недели Задания
Сдача лаб.работ                              
Задания СРСП     19.09   03.10   17.10     07.11   21.11   05.12  
Эссе или глоссарий   *   *         *     *      
Презентация или кейс-стади                       *   *  
Обзор литературы     *               *   *    
Реферат или доклад   *   *           *       *  
Интерактивные задания             *     *       *  
Подготовка слайда           *       *   *      
Рубежный контроль               *             *
Оценка (в %)                          

Список рекомендуемой литературы и web-сайтов

Основная:

1.Будзько Т.С. Развіццё матэматычных уяўленняў у дашкольнікаў. – Мн., 1998.

2.Житко И. и др. Гуляем, навучаем, развіваем, ці знаёмім дзяцей з матэматыкай. – Мн., 1997.

3.Пралеска: Программа воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации /Под ред. Е.А.Панько. – Мн., 2000.

4.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /Под ред. А.Столяра. – М., 1988.

 

Дополнительная:

5. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет-форма-количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста /Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина. – М., 1984.

6. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! – М., 1988.

7. Будько Т.С. Методические разработки конспектов комплексно-математических занятий для детей старшего дошкольного возраста. – Брест, 1996.

8. Волина В.В. Математика. – Екатеринбург, 1997.

9. Глейзер Г.И. История математики в школе. IV-VI классы.

10. Грошев В.Д. Календарь российского земледельца. – М., 1991.

11. Детская энциклопедия. Т. 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. – М., 1972.

12. Грин Г., Лаксон В. Введение в мир числа. – М., 1982.

13. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб, 1996.

14. Давайте поиграем /Под ред. А.Столяра. – М., 1991.

15. Доман Г. и Д. Как обучить ребенка математике. – М., 2000.

16. Доронова Т.М., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации.

17. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. – М., 1992.

18. Ерофеева Т.И. и др. Математическая тетрадь для дошкольников. – М., 1992.

19. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Математическая азбука. – М., 1984.

20. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. – М., 1985.

21. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. – СПб., 1997.

22. История математики. Т. 1 /под ред. Юшкевича А.Г. – М., 1970.

23. Краткий энтомологический словарь русского языка.

24. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 1974.

25. Логика и математика для дошкольников /Авт.-сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. – СПб, 1997 (Библиотека программы «Детство»).

26. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., 1984.

27. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. 2-е изд., доп. – М., 1985.

28. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.

29. Моро М.И. и др. Математика в картинках (Для занятий с детьми 5-6 лет). 2-е изд., испр. – М., 1986.

30. Материалы конференции «Использование игровых материалов при ФЭМП». – Л., 1985.

31. Математика до школы /Сост. З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая. – СПб, 1998 (Библиотека программы «Детство»).

32. Математика от трех до семи /Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н.Иоффе. –СПб, 1997 (Библиотека программы «Детство»).

33. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и наши внуки. – М., 1989.

34. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – М., 1990.

35. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. (Методические рекомен дации к программе «Школа 2000»). – М., 1998.

36. Педагогическая практика в группах дошкольного возраста: Учебно-методические рекомендации. – Брест, 2002.

37. Папи Ф., Папи Ж. Дети и графы. – М., 1974.

38. Пышкало А.М. и др. Математика. М.,1977.

39. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и обучению детей в детском саду / Сост. Т.Н.Доронова. – М., 1996.

40. Рихтерман Т.Д. Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1982.

41. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., 1992.

42. Смоленцова А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М., 1988.

43. Сай М.К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду. – Мн., 1990.

44. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников. – М., 2000.

45. Тарабарина Т.И. Детям о времени. – Ярославль, 1996.

46. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. 2-е изд., испр. – М., 1980.

47. Удальцова Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. – М., 1982.

48. Фидлер М. Математика уже в детском саду. Перевод с польского О.А.Павлова. – М., 1981.

49. Словарь иностранных слов.

50. Фомин С.В. Система счисления. – М., 1964.

51. Хренов Л.С., Голуб И.Я. Время и календарь. – М., 1989.

52. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М., 1980.

 

8. Вопросы рубежного контроля:

Рубежный контроль

  1. Этапы в истории развития понятия числа.
  2. Из истории нумераций. Определение. Названия нумераций. Характеристика некоторых нумераций. Правила записи чисел в римской нумерации.
  3. Особенности разных систем счисления. Определение. Правила перехода из одной системы счисления в другую.
  4. История развития измерения величин. Происхождение названий единиц измерения.
  5. История происхождения геометрических понятий.
  6. История развития измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени.
  7. Понятие множества. Способы задания множества. Отношения между множествами. Операции над множествами.
  8. Отношения между элементами множеств. Свойства отношений. Разбиение множества на классы. Отношения эквивалентности и порядка.
  9. Геометрические фигуры (определения).
  10. Величины. Свойства однородных величин.
  11. Основные идеи количественной и порядковой теории натурального числа. Определение понятия числа.
  12. Алгоритмы (определение, свойства, формы, записи, примеры).
  13. Возрастные особенности развития представлений о множестве.
  14. Возрастные особенности развития представлений о числе, натуральном ряде чисел, особенности развития деятельности счета.
  15. Возрастные особенности развития представлений о величине предметов, сравнении и измерении величин.
  16. Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигур.
  17. Возрастные особенности развития умения ориентироваться в пространстве.
  18. Возрастные особенности развития умения ориентироваться во времени.
  19. Истоки развития методики ФЭМП.
  20. Влияние школьных методов обучения арифметике в 19-нач. 20 вв. на развитие методики ФЭМП.
  21. Взгляды Н.Ф.Блехер и Е.Тихеевой на обучение дошкольников математике.
  22. Вклад А.М.Леушиной в разработку проблем математического развития дошкольников.
  23. Психолого-педагогические исследования в области теории и методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников в последней четверти 20 века в России.
  24. Исследования в области теории и методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников казахстанских педагогов.
  25. Взгляды педагогов-новаторов на проблему математического развития дошкольников.
  26. Логико-математическая и докомпьютерная подготовка дошкольников.
  27. Характеристика форм обучения дошкольников математике.
  28. Особенности в содержании и формах развития математических представлений в альтернативных программах дошкольного образования («Пралеска», «Радуга», «Детство»).
  29. Взгляды американских ученых (Грин Р., Лаксон В.) на содержание, формы и методы обучения математике детей дошкольного возраста.
  30. Отличия в содержании, формах и методах в немецких (Альтхауз Д., Дум Э) и польских (Фидлер М.) программах обучения детей дошкольного возраста математике по сравнению с национальной программой «Пралеска».

Рубежный контроль

1. Этапы и методы формирования понятий один и много. Формирование понимания того, что множества состоят из отдельных элементов. Объединение неоднородных элементов множества по некоторому признаку.

2. Этапы формирования умения выделять в окружающей среде один и много предметов.

3. Методы сравнивания двух групп предметов по количеству.

4. Этапы и методы обучения счету. Методика обучения отсчитыванию предметов.

5. Методика формирования представлений у детей о порядковом счете, отличия между количественным и порядковым счетом.

6. Этапы и методы знакомства дошкольников с цифрами и сущностью цифр.

7. Методика формирования представлений о независимости количества от качественных признаков и пространственного размещения предметов.

8. Методика формирования представлений о количественном составе числа из отдельных единиц.

9. Методика обучения счету на ощупь, с помощью слухового и двигательного анализаторов.

10. Этапы и методы формирования представлений об отношениях между натуральными числами.

11. Методика обучения сравнению предметов по величине с помощью приложения и наложения.

12. Методика обучения сравнению предметов по массе. Правила сравнения.

13. Этапы и методы обучения упорядочивания 3-х и более предметов по величине.

14. Методика обучения сравнению предметов по величине при помощи условной мерки-посредника. Правила сравнения.

15. Методика обучения сравнению предметов по величине при помощи условной мерки как единицы измерения.

16. Методика развития глазомера.

17. Методика формирования представления о том, что величина (масса, длина, объем, площадь) не зависят от изменения формы предметов.

18. Этапы и методы формирования представлений о плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция, четырехугольник).

19. Этапы и методы формирования представлений об объемных геометрических фигурах (шар, куб, цилиндр, конус, овалоид, пирамида, призма).

20. Этапы и методы формирования умения ориентироваться относительно себя.

21. Этапы и методы формирования умения ориентироваться относительно других предметов.

22. Этапы и методы формирования умения ориентироваться в двухмерном пространстве.

23. Методика формирования умения называть и различать между собой единицы измерения времени (части суток, времена года, дни недели, месяцы).

24. Методика формирования представлений о последовательности единиц времени (частей суток, времен года, дней недели, месяцев).

25. Методика формирования представлений о сутках (неделя, год) как единицы измерения времени. Объяснения слова «сутки».

26. Методика формирования представления о «вчера» - «сегодня» - «завтра».

27. Методика обучения шестилеток сложению и вычитанию.

28. Этапы и методы обучения шестилеток решению арифметических задач.

29. Методика знакомства шестилеток с общепринятыми единицами измерения величины. Объяснение функциональной зависимости результата измерения от величины условной мерки.

30. Методика формирования у шестилеток чувства времени, умения ориентироваться по часам.

 

Вопросы итогового контроля (экзамен)

(тестовые вопросы предоставляются в виде списка или на электронных носителях)

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.