Понятие, функции, задачи и роль стратегического менеджмента в рыночной экономике.
Стратегический менеджмент - это управленческая деятельность, направленная на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды. Основная функция стратегического менеджмента состоит в формулировании ясного представления о будущем организации, а также разработке и реализации мероприятий, позволяющих это будущее достигнуть. Стратегический менеджмент можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, которые логически вытекают один из другого:диагностический анализ внутренней и внешней среды организации; формулировка миссии и стратегического видения организации; постановка целей организации; разработка стратегии; реализация стратегии; оценка эффективности реализации стратегии и внесение необходимых корректив в стратегическое видение, цели, стратегию и процесс ее реализации. Стратегический менеджмент концентрирует деятельность всей организации на достижение основной цели, заставляет менеджеров и рядовых сотрудников искать новые возможности для развития компании, а также способствует более эффективному использованию организационных ресурсов. Это говорит о необходимости существования на каждом предприятии четко отлаженной системы стратегического менеджмента. Содержанием стратегического менеджмента являются: - определение назначения и главных целей бизнеса фирмы; - анализ внешней среды фирмы; - анализ ее внутренней обстановки; - выбор и разработка стратегии фирмы; - анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры; - выбор степени интеграции и систем управления; - управление комплексом «стратегия - структура - контроль»; - определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности; - обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании; - совершенствование стратегии, структуры, управления. Этапы стратегического менеджмента Проесс стратегического менеджмента состоит из пяти основных этапов: 1) формулирование миссии компании; Миссия - это причина существования предприятия. Миссия определяется в процессе стратегического планирования, она и является основной стратегией предприятия, в соответствии с которой строится вся остальная деятельность. Ее принятие позволяет четко определить назначение деятель ности данного предприятия и не дает руководителям возможности ориентироваться на личные интересы. В условиях рыночных отношений с учетом постоянных изменений положения самого предприятия,его конкурентов, посредников, покупателей, форм финансирования и состояния отрасли, в которой работает организация, обязательной целью менеджмента также является преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем. 2) целеполагание; 3 разработка стратегий; 4) реализация стратегий; 5) Контроль и оценка эффективности реализуемой стратегии. (35-40) Этап 4 - реализация стратегий: 1) цели, стратегии, планы д.б. доведены до работников, с тем чтобы добиться у них не только понимания того, что делает фирма, но и обязательства перед фирмой по реализации стратегии 2) руководство должно обеспечить не только своевременное поступление необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и иметь план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксировать достижение каждой цели. В общем, стратегическое управление - 1) это деятельность, которая состоит в выборе сферы и образа действий по достижению долгосрочных целей организации в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. 2) сфера деятельности по управлению, состоящая в реализации выбранных перспективных целей через изменения в организации, 3) процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие с окружающей средой, 4) область научных знаний. Сущность стратегического управления: 1) Функциональная (управление рассматривается как совокупность видов деятельности, направленных на достижение определенных результатов). 2) Процессная - (управление рассматривается как действие по выявлению и разрешению проблем, т.е. процесс подготовки и принятия решений). 3) Элементная (управление рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определенных структурных элементов). 2. Характеристика основных этапов стратегического мен-та 7. Стратегическое планирование: сущность, механизм использования в практике управления. Стратегическое планирование - это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача заключается в обеспечении нововведений и изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно оно заканчивается установлением общих направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций организации. Одной из главных характерных черт стратегического плана является его адаптивность, т.е. способность приспосабливаться к различным изменяющимся факторам. Процесс планирования стратегии встречает ряд сложностей при его реализации. Основная трудность заключается в том, что процесс принятия предварительных решений находится в зависимости от структуры полномочий в организации. Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся в организации тип взаимоотношений и может войти в противоречие с политикой руководства. Естественная реакция на это - борьба против любых нововведений, нарушающих традиционные взаимоотношения и структуру полномочий. Другая существенная проблема заключается в том, что внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности (оперативным управлением), обеспечивающими получение прибыли, и новыми. В организациях на первых стадиях внедрения стратегического планирования нет ни соответствующей мотивации, ни склонности мыслить стратегически. Процесс стратегического планирования включает в себя следующие основные этапы: · формулирование целей организации · идентификация действующих в настоящее время задач и стратегии; · анализ внешнего окружения под углом действительной возможности достижения поставленных целей; · анализ ресурсов, который, с одной стороны, дает возможность идентифицировать имеющиеся в распоряжении ресурсы, а с другой - позволяет выявить сильные и слабые стороны данного предприятия; · идентификация стратегически благоприятных случаев и угроз; · установление сферы и масштаба необходимых изменений стратегии; · принятие стратегических решений; · внедрение стратегии; · контроль за реализацией стратегии Стратегическое планирование представляет собой организационный механизм разработки и реализации стратегии, с помощью которой руководство организации концентрирует ресурсы в производствах, сулящих наибольшие перспективы в будущем. В данном случае имеется в виду как финансовые и технологические, так и людские ресурсы. Редко осуществляется одноступенчатая иерархия в управлении: Высший менеджер (предприниматель) управляемые.Обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению. Иерархия управления - инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень, тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности .Уровни исполнения1.Высший уровень -стратегически общие долговременные решения (правление, том-менеджмент) 2.Средний уровень -решения по конкретному функционированию и тактические решения (директора) 3.Нижний уровень -оперативные и краткосрочные решения Стратегическое планирование- это процесс разработки (планирования) стратегии организации. Состоит из следующих этапов: Анализ внутренней и внешней среды организации. Формирование миссии, стратегического видения и целей организации. Разработка стратегии организации. Миссия- это формулировка, описывающая деятельность фирмы в настоящее время, в том числе: на удовлетворение каких потребностей нацелены ее товары и услуги; кто ее клиенты; каковы ее технологические и деловые возможности. Миссия содержит описание, за счет чего фирма достигает своих целей и что отличает ее от конкурентов. Стратегическое видение - это формулировка, определяющая образ фирмы, какой она должна стать в будущем. Цели представляют собой определенные результаты и итоги, которые необходимо достичь в заданные сроки для реализации стратегического видения организации. Для достижения поставленных целей разрабатывается стратегия. Стратегия организации- это комплексный план управления, содержащий комбинацию методов организации бизнеса и ведения конкуренции, направленный на достижение организационных целей. Процесс разработки стратегии различен для диверсифицированных (работающих в нескольких отраслях) и одноотраслевых организаций. В диверсифицированных компаниях она разрабатывается на четырех организационных уровнях и подразделяется на четыре вида стратегий: На уровне высшего корпоративного руководства разрабатывается корпоративная стратегия (стратегия для всей диверсифицированной компании). На уровне руководителей направлений бизнеса разрабатываются бизнес - стратегии (стратегии для каждого направления бизнеса). На уровне руководителей функциональных подразделений разрабатываются функциональные стратегии (стратегии для каждого функционального подразделения в рамках каждого направления деятельности компании: снабжение, производство, НИОКР, маркетинг, кадры и т.д.). На уровне руководителей структурных единиц внутри функциональных подразделений разрабатываются операционные стратегии (для каждой структурной единицы). В одноотраслевой компании стратегия разрабатывается на трех уровнях, т.к. отсутствует корпоративный уровень
8. Организационные стратегии, классификация и методы выбора. Стратегия - это унифицированный, интегрированный и понятный план, разработанный таким образом, чтобы быть уверенным в достижении целей предприятия Типы: § Портфельная (корпоративная) решения касаются деятельности предприятия в целом. Исторически бизнес был однопродуктовым, затем наступила его диверсификация, поэтому данный уровень в настоящее время связан с управлением многопродуктовым (многопрофильным) предприятием. Основной целью портфельной стратегии является выбор тех подразделений, в которые следует направлять инвестиции. Главные моменты такой стратегии охватывают распределение ресурсов между подразделениями на основе портфельного анализа; диверсификацию производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии; изменение организационной структуры корпорации; выработку единой стратегической ориентации подразделений. § Конкурентная (бизнес) Конкурентные решения распространяются на хозяйственные подразделения предприятия. Цель их - обеспечить бизнес-план, показать, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому и по каким ценам будет продаваться продукция, как ее рекламировать, как побеждать конкурентов и т.д. § Функциональная Функциональные решения принимаются в интересах отделов и служб предприятия. Это стратегии производства, маркетинга, финансов, персонала, инноваций и т.д. Их цель - рациональное распределение ресурсов отдела (службы), а также поиск эффективного поведения в рамках заданной функции. Стратегия организации- это комплексный план управления, содержащий комбинацию методов организации бизнеса и ведения конкуренции, направленный на достижение организационных целей. Методы выбора стратегий организации: 1. Матрица Мак Кинзи (привлекательность отрасли - конкурентоспособность подразделения). Каждая бизнес - единица фирмы наносится на матрицу с учетом конкурентоспособности и привлекательности отрасли в виде кругов разного диаметра, соответствующего удельной доле бизнес - единицы в общей сумме организационных доходов (УДБ): УДБ= Доход бизнес - единицы в анализируемом периоде / Общий доход организации в анализируемом периоде На основании матрицы определяются инвестиционные приоритеты организации. Высший приоритет получают бизнес - единицы, расположенные в трех клетках левого верхнего угла матрицы. Их стратегия должна быть ориентирована на рост и расширение, им передается значительная часть инвестиционных фондов организации. Средний приоритет получают бизнес - единицы, расположенные по диагонали слева направо и снизу вверх. Они инвестируются выборочно, в зависимости от масштаба деятельности и прибыльности с целью удержания имеющихся позиций. По отношению к бизнес - единицам, расположенным в трех ячейках в правом нижнем углу, проводится стратегия ликвидации.
2. Матрица Ансоффа- описывает все возможные пути развития организации.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|