Здавалка
Главная | Обратная связь

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ



Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие сочетания слов называют фразеологическими единицами? Чем они отличаются от свободных словосочетаний?

2. Как показать, что фразеологические единицы эквивалентны словам?

3. Какой признак положен в основу классификации фразеологических единиц В.В. Виноградовым?

4. Дайте определения фразеологических сращений, фразеологических единств и фразеологических сочетаний.

5. Что понимается под идиоматикой языка?

6. Почему невозможен дословный перевод идиом?

7. Укажите основные источники идиоматики.

8. Выполните следующие задания (по: С.И. Калабина. Практикум по курсу «Введение в языкознание». – М., 1977 / 1985).

а) Употребите следующие словосочетания в предложениях как свободные и как устойчивые, расположив эти предложения в две колонки. К устойчивым словосочетаниям подберите слова-синонимы, укажите, чем отличаются друг от друга предложения с устойчивыми словосочетаниями и с синонимичными им словами:

брать на буксир; выносить сор из избы; сидеть на мели; намылить голову; нагреть руки; смотреть сквозь пальцы; тянуть лямку; вылететь в трубу; рыльце в пушку; показывать когти; отделать под орех; шевельнуть пальцем; перегнуть палку; синий чулок; руки чешутся; зеленая улица; по шерстке гладить.

б) Дайте ряд устойчивых словосочетаний со следующими словами, объясните их смысл и происхождение:

тянуть, бить, железный, входить, красный (-ая), воздушный, давать (дать), держать, огонь, собака, рука, игра, сесть, глаз (-а).

в) Какой смысл имеют следующие выражения? Установите источники их происхождения:

как белка в колесе; прокрустово ложе; а ларчик просто открывался; игра не стоит свеч; бить баклуши; буря в стакане воды; лезть на рожон; воздушные замки; зарыть талант в землю; при царе Горохе; навострить лыжи; и ты, Брут?; брать на буксир; потемкинские деревни; ахиллесова пята; избиение младенцев; три кита; смотри в корень; ездить в Тулу со своим самоваром; Тришкин кафтан; узы Гименея; спустя рукава; тянуть лямку; перейти Рубикон; собака на сене; козел отпущения; на ловца и зверь бежит.

 

ТЕМА 19

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

Дополнительная литература

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 230 – 237.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1979. – С. 250 – 259.

Зеленецкий А.Л. Сравнительная типология основных европейских языков. – М., 2004 – С. 19 – 29.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем состоит сущность классификации языков, предложенной братьями Шлегелями?

2. Что представляют собой флективный, агглютинативный и аморфный (изолирующий) типы языка? Укажите грамматические способы, характерные для этих типов. Выделите явления флексии, агглютинации и изоляции в следующих русских предложениях.

А мне она велела учить уроки.

Покажите, как делается эта работа.

А заяц скок-поскок и прыг в окно.

До чего же мне надоел твой смех.

3. Что понимается под синтетическим и аналитическим строем языка? Приведите примеры синтетических и аналитических форм русского и изучаемого иностранного языка.

4. Что нового внес в морфологическую классификацию языков В. фон Гумбольдт? Объясните, в чем состоит сущность явления инкорпорирования.

5. Проанализируйте основные недостатки традиционной морфологической классификации языков. Покажите различие понятий типа языка и класса языков. Покажите неэквивалентность классов языков, выделяемых традиционной классификацией. Разъясните сущность явления политипологичности конкретного языка, используйте при этом материал задания 2.

6. Что представляет собой современная типология, как она соотносится с традиционной классификацией языков?

7. Что изучают базисные разделы типологии? Покажите соотношение всеобщего и единичного на примерах следующих явлений строя русского и известных вам иностранных языков:

система временны́х значений и временны́х форм;

система притяжательных и возвратных местоимений;

значение свойства предмета и средства его передачи в языковых формах.

8. Как классификация языков (их систематология) относится к базисным разделам типологии?

9. Какую роль играет в современной типологии язык-эталон?

10. Что представляет собой типологическая теория, в каком отношении она противопоставляется описательной типологии?

11. Попытайтесь найти объяснения следующих фактов русского и изучаемого иностранного языка:

а) почему русский язык обходится меньшим количеством гласных фонем, нежели немецкий (также французский, английский) язык;

б) почему в русском предложении Мать любит своего сына возможны самые различные перестановки членов предложения типа Любит мать своего сына, Своего сына любит мать, Сына своего мать любит и т. п., не нарушающие смысла предложения, тогда как в западных языках такие перестановки весьма ограничены, если не невозможны;

в) почему в русском языке возможны корни типа мгл-, зг-, тьм-, тк-, не содержащие гласных фонем.

12. Что понимается под изменчивостью типа языка? В чем состояли воззрения А. Шлейхера на изменчивость типа языка?

13. Покажите ошибочность взглядов А. Шлейхера на развитие языка как изменение его морфологического типа. Приведите примеры развития языков в различных направлениях.

14. Что понимается под панхроничностью законов типологии?

15. Почему особенности строя языка не могут считаться показателями степени его «развитости»? Что является истинным критерием степени «развитости» конкретного языка?

 

ТЕМА 20







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.