Здавалка
Главная | Обратная связь

ведущий ученый «кемеровской школы» теоретической поэтики



 

1964– окончил Саратовский государственный университет.

1966-1987 - работал на литературоведческих кафедрах некоторых вузов (в Пржевальске, Елабуге, Keмерово).

1967 – принят на должность старшего преподавателя на кафедру русской и зарубежной литературы Кемеровского государственного университета (КемГУ).

1973 - защитил в ЛГПИ им. А.И. Герцена кандидатскую диссертацию “«Пиковая дама» Пушкина и «Преступление и наказание» Достоевского (о преемственности нравственно-философской проблематики и жанровой традиции)”.

1976 - 1980 - заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы. Читал лекции и вёл практические занятия по истории русской литературы 19 века, Введение в литературоведение, Теорию литературы.

1987 – переехал в Москву. Работал в Полиграфическом институте, в НИИ художественного воспитания АПН.

1990- защитил в ИМЛИ докторскую диссертацию “Реалистический тип романа (на материале классических образцов жанра в русской литературе XIX века)”.

1991 - организовал кафедру теоретической и исторической поэтики историко-филологического факультета РГГУ (Москва).

Принимал участие в ряде международных конференций в Москве, Билефельде и Ольденбурге (Германия), в Taмпере (Финляндия), Гданьске и Кракове (Польша), в Будапеште (Венгрия), во Фрибурге (Швейцария) и во множестве различных конференций в провинциальных вузах России. Участвовал и продолжаю принимать участие в работе специализированных Советов по присуждению ученых степеней по филологии, в редколлегии «Болдинских чтений».

Специалист в области теории и истории романа, а также анализа художественного текста. Исследователь проблемы теории эпического сюжета, эпоса как литературного рода, а также основных эпических жанров.

Разработал и читал курсы лекций "Теоретическая поэтика", спецкурсы "М.М. Бахтин и русская религиозная философия", "Творчество «позднего» Л.Н. Толстого (1890-1910)", "Поэтика авантюрно-исторического романа", вел практикум "Анализ художественного текста (проза)".

Член диссертационных советов РГГУ. Член диссертационного совета по защите докторских диссертаций Екатеринбургского педагогического университета.

Награжден медалью "В память 850-летия Москвы".

Постоянно поддерживал тесные контакты с Кемеровским государственным университетом.

Публикации:

196 печатных работ в области теории литературы, в том числе 1 монография, 3 пособия, 1 хрестоматия для вуза и 7 школьных учебников.

· О жанровой структуре “Преступления и наказания” // Роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” в литературной науке ХХ в. Хрестоматия. Ижевск, 1993. С. 126-147;

· Спор о Боге и личности в эпоху утраченной простоты (о романе М. Берга “Вечный жид”) // Новое литературное обозрение. 1995. № 11. С. 245-255;

· Спор о Боге и личности в эпоху утраченной простоты (о романе М. Берга “Вечный жид”) // Новое литературное обозрение. 1995. № 11. С. 245-255;

· Русский классический роман XIX века: Проблемы поэтики и типологии жанра. М.: Изд. РГГУ, 1997. 203 с.;

· “Капитанская дочка” Пушкина и жанр авантюрно-исторического романа // Russian Language Journal (Michigan State University). 1999. Vol. 53, nos. 174-176. P. 119-139;

· Лев Толстой // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). Кн. 1. М., 2000. С. 336-389;

· “Эстетика словесного творчества” Бахтина и русская религиозная философия (пособие по спецкурсу). М.: РГГУ, 2001. 201 с.;

· Точка зрения персонажа и авторская позиция в реалистической драме “Гроза” А.Н. Островского // Русская трагедия: пьеса А.Н. Островского “Гроза” в русской критике и литературоведении. Спб.: Азбука-классика, 2002. С. 396-415;

· Проблема рода и жанра в поэтике Гегеля. Методологические проблемы теории рода и жанра в поэтике ХХ века. Эпика // Теория литературы. Том III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М.: ИМЛИ, 2003. С. 33-63, 81-98, 219-244;

· Роман и гротеск (о значении идей М.М. Бахтина для современной теории романа) // Изв. РАН. Серия лит. и яз. 2005. №6. С. 3-12;

· Русская повесть Серебряного века. (Проблемы поэтики сюжета и жанра). Монография. М.: Intrada, 2007. 256 с.;

· Теория литературы: В 2 томах. Т. 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М.: Академия, 2007 (Общ. ред.; Предисловие ко второму изданию, Введение; Ч. 2. Теоретическая поэтика);

· Готическая традиция в русской литературе / Под ред. Н.Д. Тамарченко М., 2008. 346 с. (Предисловие – с. 9-13; разделы в главах о Пушкине – с. 57-67 в соавт. с В.Б. Зусевой; с. 67-78; о Достоевском – с. 199-212; о Чехове – в соавт. с А.А. Поляковой – с. 239-249; Заключение – с. 297-302);

· М. Бахтин и П. Медведев: судьба «Введения в поэтику» // Вопросы литературы. Сентябрь-Октябрь 2008. С. 160-184;

· Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. (Редактирование. Предисловие. Около 70 статей);

  • Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы XIX века. Кемерово, 1977. С. 60-71.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.