Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитию опорной функции стоп



 

При повышенном напряжении приводящих мышц бедерребенокс трудом разводит бедра в стороны, при поддержке под мышками пере­ крещивает ноги (рис. 182).

 

Прежде чем выполнять упражнения лечебной гимнастики, необходи­ мо расслабить эти мышцы с помощью массажа.

 

Массажвключает в себя большое количество поглаживаний, в томчисле и по внутренней поверхности бедра (не затрагивая половых орга­ нов). Приемы растирания и разминания применяются только на наруж­ ной стороне бедер. Большое внимание уделяется массажу спины, особен­ но поясничной области и ягодиц.

 

Эффективен точечный массаж, особенно в сочетании с пассивным разведением ног ребенка (при согнутых коленях).


 


 
 

 


Рис. 182. Перекрещивание ног

 

Коснитесь подушечкой одного пальца (или двух) в месте, соответ­ ствующем проекции тазобедренного сустава сбоку (рис. 183). Надо по­ чувствовать при надавливании как бы углубление, а затем мягко, медлен­ но оказывать одновременно вибрационное и давящее воздействие на точ­ ку (зону). Одновременно мягко, можно в сочетании с потряхиванием, постепенно отводите бедро ребенка наружу.

 

Разводя бедра, нельзя допускать резких движений, насилия, это мо­ жет вызвать боль при рефлекторном сокращении мышц бедер и еще большее их напряжение.

 

Сделайте точечный массаж зоны, расположенной примерно на сере­ дине внутренней поверхности бедра (рис. 184). Одновременное отведе­ ние в сторону и потряхивание согнутой ножки будет способствовать рас­ слаблению приводящих мышц бедра (рис. 185).

 

Значительно снизить напряжение мышц ног можно, покачивая ма­ лыша на весу в вертикальном положении или покачивая таз ребенка, лежащего на столе с согнутыми ногами.

 

Разведение согнутых ног выполняется только после достижения рас­ слабления мышц мягкими вибрационными движениями, без насилия. Затем между ног кладут свернутую в несколько раз пеленку и фиксируют


 


 
 

 


Рис. 183. Точечный массаж в области тазобедренного сустава


 

 


Рис. 184. Точечный массаж внутренней поверхности бедра


 

21Х


 
 

 

 


Рис. 185. Отведение согнутой ноги

 

ее другой пеленкой или штанишками. Это так называемое «широкое» пеленание,которое может быть рекомендовано всем детям первых меся­цев жизни в профилактических целях (рис. 186).

 

Упражнения для ног,такие как: сгибание и разгибание, «скользя­щие шаги», «топание» стопами по поверхности стола и т. д. делаются только с широким разведением бедер в стороны (рис. 187).

 

Очень полезно рефлекторное «ползание», разведение согнутых ног ребенка, лежащего на животе (рис. 188).

 

Научите малыша играть со своими ножками, подтягивать их ко рту — это важно не только для физического развития ребенка.

 

Многие упражнения можно делать во время купания, теплая вода замечательно расслабляет мышцы.

 

При повышенном напряжении задней группы мышц голенейре­бенок в вертикальном положении (поддерживаемый подмышки) опирает­ ся на пальцы ног, стоит «на цыпочках».

 

При этом тонус мышц передней поверхности голени и тыла стопы снижен (мышцы ослаблены и растянуты), а мышцы задней поверхности голени излишне напряжены. Поэтому массаж ног должен быть диффе­ ренцированным:

 

И. п.: ребенок лежит на спине, ноги в коленях согнуты, слегка разведены.


 

21')


 
 

 


Рис. 186. «Широкое» пеленание


 


Рис. 187. Упражнения для ног с широким разведением бедер 220


 
 

 


Рис. 188. Разведение согнутых ног

 

Вначале проводят массаж подошвы с одновременным потряхиванием сто­ пы и сгибанием ее вперед. Для облегчения сгибания проведите точечный массаж:мягко и глубоко надавите в месте перехода тыла стопы в голень (рис. 189).Затем, с целью укрепления растянутых мышц, проводят массаж мышц пере­ дней поверхности голени и стопы (поглаживание, растирание).

 

Задняя поверхность голени массируется более мягко (поглаживание, очень легкое растирание и разминание, потряхивание икроножной мышцы).

 

Затем положите малыша на живот. Согните его ножки в коленях голени вертикально, перпендикулярно к опоре), и мягко, пластично, с вибрационными движениями надавите на подошвы, растягивая ахиллово сухожилие (рис. 190).

 

В положении ребенка лежа на животе стопы его должны быть вне стола (свисать) (рис. 191).

Для развития опорной функции стопрекомендуются упражнениядля стоп, основанные на рефлексах: указательным и средним пальцами захватите стопу ребенка, а большим — нажмите на подошву у основания пальцев. Это вызовет сгибание стопы.

Затем проведите с нажимом по наружному краю стопы — к пятке. Происходит разгибание стопы.

 

Массажтыльной поверхности стоп заключается в поглаживаниибольшими пальцами в направлении от основания пальцев к голени, оги­ бая лодыжки спереди назад.


 


 
 

 

 


Рис. 189. Точечный массаж тыла стопы


 


Рис. 190. Надавливание на подошвы 222


 
 

 


Рис. 191. Свисание стоп с края стола

 

Очень полезны следующие упражнения.

 

Рефлекс опоры и выпрямления ног.Поддерживая малыша в вер­тикальном положении, дайте ему опереться о поверхность стола. При соприкосновении ступней полусогнутых ног ребенка с опорой происхо­ дит их разгибание

 

Рефлекторная «ходьба».Поддерживайте ребенка в вертикальномположении, слегка наклоняя его вперед. При соприкосновении стоп с твердой поверхностью стола малыш совершает автоматические «шаги» (см. стр. 33).

 

• Разгибанию ног и развитию опорности стоп способствует рефлек­ торное ползание (см.стр.28), ползание в полувертикальном положе­ нии (см.стр.175), ползание на спине (см.стр177.)

 

При покачивании на мячеследите за тем, чтобы малыш при дви­жении назад ставил стопы на поверхность стола и самостоятельно оттал­ кивался. Не допускайте положения «на цыпочках». При необходимости помогайте ребенку (рис. 192). Положите большой пластиковый мяч в ножной конец кроватки — пусть малыш пинает его ногами (рис. 193).

«Скользящие шаги»рекомендуются детям старше 4 месяцев (ког­да исчезает физиологический гипертонус мышц-сгибателей ног). Более ранний вариант этого упражнения — «топание» стопами согнутых ног по поверхности стола (см. стр. 42).


 


 
 

 

 


Рис. 192: Покачивание на мяче с тренировкой опорности стоп упором

 


Рис. 193. «Топтание» мяча


 


Полезны упражнения в ванне с теплой водой. Их делают непосред­ ственно во время купания ребенка. Ребенка поддерживают в вертикальном положении, фиксируя его грудь обеими руками сзади и спереди. Поставьте малыша на дно ванны и, перенося вес с одной его ноги на другую, стиму­ лируйте переступание (рис. 194). Целесообразно на дно ванны на время проведения этого упражнения положить резиновый рифленый коврик.

 

Во время плавания побуждайте ребенка отталкиваться от стенки ван­ ны (рис. 195).

 

Для более старших детей, которые уже стоят с опорой, рекомендуется: Приседания с поддержкойвыполняют с самостоятельно стоящими,держащимися за опору, детьми. Можно превратить это упражнение в игру,

 

говоря малышу «стань маленьким», затем «стань большим».

 

Осторожно! Не следует стимулировать стояние и ходьбу преждев­ ременно, ребенок встанет и пойдет тогда, когда будет к этому готов. В про­ тивном случае резко увеличивается вероятность деформации ног.

 

Также не стоит пользоваться «прыгунками», в которых закрепляется порочное положение стоя «на цыпочках».

 
 

 


Рис. 194. «Ходьба» в воде


 

8 Та ли 225


 
 

 


Рис. 195. Отталкивание от бортика ванны

 

 

Некоторые приемы массажа и упражнения, способствующие укреплению мышц

 

Многолетний опыт доказывает, что ежедневные занятия гимнастикой и массаж позволяют укрепить и развить мышечную систему ребенка, что особенно важно для детей, имеющих сниженный тонус мышц (гипотонус).

 

Для укрепления мышцзаднейповерхности туловища(заднейгруппы мышц шеи, спины, ягодиц) используют все приемы массажа, которые выполняются более энергично, особенно растирание и размина­ ние. Широко применяются легкие ударные приемы: поколачивание паль­ цами, похлопывание, стимулирующее пощипывание.

 

Эффективен точечный массаж — тонизирующий метод. Быстрые, отрывистые надавливания подушечкой пальца (среднего, указательного или большого) на определенную точку (зону) вызывает напряжение соот­ ветствующих мышц.

 

Упражнения подбираются в соответствии с возрастом и возможнос­ тями ребенка:


 


Частое выкладывание на живот и рассматривание игрушек в поло­ жении на животе. Если ребенок плохо удерживает голову, то под грудь ему подкладывают валик.

 

Повороты на бокс рефлекторным разгибанием позвоночника(см. стр. 23).

Повороты со спины на животс помощью и без (см. стр. 44, 62).

 

Рефлекторное ползание: (см.стр.28)

 

•Ползание в полувертикальном положении (см.стр. 175)•Ползание на спине (см.стр. 177)

Поза «пловца»:взрослый поддерживает ребенка одной рукой подгрудь, другой — за ноги (см. стр. 47).

«Парение» на животе с опорой:взрослый поддерживает ребенка подгрудь двумя руками, ноги малыша упираются ему в живот (см. стр. 67).

 

•«Парение» без опоры ног(рис. 196).

 

Удерживание туловища на весу:положите ребенка на край столатак, чтобы плечевой пояс и грудь были на весу (см. стр. 185).

Удерживание ног на весу:ребенок лежит на краю стола так, чтоноги остаются на весу (рис. 197). В обоих этих упражнениях можно помо­ гать малышу, стимулируя мышцы спины и ягодиц точечным массажем.

 

• Для более старших детей полезны наклоны из положения

 

стоя (рис.198).

 

«Тачка»— ходьба на руках (см. стр. 85).

 
 

 


Рис. 196. «Парение» без опоры ног


 


 
 

 

 


Рис. 197. Удерживание ног на весу


 

 


Рис. 198. Наклоны 228


Поднимание из положения на животе(см. стр. 80)

• Особенно полезны ползание и ходьба на четвереньках — это пре­ красная тренировка всего тела ребенка, в том числе мышц спины, шеи и ног, подлезание (рис. 199), лазание.

 

Для укрепления мышц передней поверхности тела(передней по­верхности шеи, брюшного пресса), кроме приемов массажа живота, реко­ мендованных в возрастных комплексах, широко применяют стимулирую­ щее пощипывание вокруг пупка и точечный массаж.

 

В положении на спине полезны любые самостоятельные движе­ ния ногами.

 

С 1,5-2 месяцев можно делать специальные упражнения (располо­ жены по степени увеличения сложности), включая их в ежедневный ком­ плекс и занимаясь дополнительно.

 

Повороты на бок

 

Повороты со спины на живот(см. стр. 44, 62)

 
 

 


Рис. 199. Подлезание


 


• Переход из горизонтального положения в полувертикальное и обратно

Это упражнение удобно делать, держа малыша у себя на коленях. Следите, чтобы голова не запрокидывалась (рис. 200).

 

Выкладывание спиной на мяч (см.стр.55) •«Парение» на спине(рис. 201) или подготовка к нему

Присаживаниеза отведенные в стороны руки (см. стр. 68)

 

Присаживание за согнутые руки (см.стр.85)

 

Наклоны из положения стоя (см.рис.198)

Поднимание выпрямленных ног(«достань ногами до палочки»),вначале с помощью взрослого, затем самостоятельно (см. стр. 80, 89)

Повороты туловища в стороны(рис. 202)

 

Более старшие дети могут выполнять присаживание самостоятельно или за руку (рис. 203).

 
 

 


Рис. 200. Переход из горизонтального положения


 

Л0


 
 

 


Рис. 201. «Парение» на спине


 


Рис. 202. Повороты


 


 
 

 

 


Рис. 203. Присаживание за одну руку

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.