Здавалка
Главная | Обратная связь

Орион, Сириус и каникулы



Цель. Научить следопытов находить на небе созвездия Орион, Большой Пёс и Телец.

Наставник готовит

Ø презентацию по звёздам (есть в папке с дополнительными материалами);

Ø распечатки слайда 9 с презентации для раздачи следопытам (можно уменьшить, чтобы рисунок поместился в рамочку на с. 20 дневника ступени);

Ø видеопроектор, компьютер и экран для показа презентации;

Ø тренируется находить созвездия на рисунках и показывать детям.

Дети приносят с собой: дневники ступеней, ручки, простые карандаши, ластики, клей (можно один на двоих).

Проверка домашнего задания. Просмотрите, правильно ли следопыты подписали созвездия и изобразили построения. Затем покажите им слайд 5, чтобы они могли исправить ошибки (если есть).

Мотивация. Скажите: «Среди христиан особой известностью пользуется созвездие Орион. Что вы о нём знаете? (Выслушайте ответы.) А кто может найти Орион на звёздном небе? (Если кто-то скажет «я», предложите тому следопыту рассказать, какие построения он выполнит, чтобы найти. А может, он сходу увидит Орион и покажет его. Отметьте в этом случае его знания.) А что вы знаете об этом созвездии?» Прочитайте с ребятами цитату из «Ранних произведений» Э. Уайт на с. 21 дневника ступени. Спросите следопытов, хотят ли они узнать больше об этом созвездии.

Новый материал. Всю зиму и в начале весны на южной стороне неба наиболее примечательными является созвездие Орион. В этом созвездии, прежде всего, бросается в глаза цепочка из трех звезд, образующая пояс мифического охотника Ориона. Южнее «пояса» лежат звезды «меча» с известной туманностью Ориона в центре, которая невооруженному глазу видна как едва заметное туманное пятнышко неправильной формы.

Созвездие Орион упоминается среди других в Ветхом Завете (Ам.5:8), а также под именем
Кесиль в Иов. 38:31). А Эллен Уайт с созвездием Орион второе пришествие Иисуса (Э.Уайт.
«Ранние произведения» с. ориг. 41. Прочитайте всю цитату на с.21 дневника ступени).

Как найти Орион на небе? Самый простой способ - зимой или в начале весны найти север по Полярной звезде или компасу и стать к северу спиной. Над верхушками крыш многоэтажек будет светиться Орион под небольшим наклоном влево. Ещё один способ. Помните, мы на прошлом занятии изучали, как найти Полярную звезду? Через Полярную звезду под прямым углом к линии её поиска (вот она, внизу слайда) мы проводим другую линию и ведём её на южную сторону неба, где и видим Орион.

Продолжая цепочку звезд пояса Ориона на юг можно обнаружить самую яркую звезду неба - Сириус - входящую в созвездие Большого Пса.

Весной Большой Пес невидим для наблюдения. В конце июня Сириус на короткое время незадолго до рассвета появляется над горизонтом. В Древнем Риме в этот период наступала нестерпимо жаркая погода, сопровождающаяся тропическими лихорадками и эпидемиями. В этот период в Древнем Риме объявлялся перерыв в работе всех учреждений, начинались отпуска «Пес» по-латински «канис». Поэтому летний перерыв назывался каникулами. А сегодня школьники и студенты, употребляя слово «каникулы», даже не подозревают, что это связано с созвездием Большого Пса.

Продолжение линии пояса Ориона на север проходит несколько южнее звезды Альдебаран (звезда альфа созвездия Телец).

Закрепление.Предложите следопытам рассказать:

Ø какие построения они бы сделали, чтобы найти созвездие Орион;

Ø там же пусть найдут пояс Ориона, Сириус и Альдебаран и скажут, что они запомнили об этих звёздах;

Ø откуда произошло слово «каникулы».

Раздайте следопытам распечатки слайда 9 - пусть вклеят на с. 20 дневника ступени.

Домашнее задание.Уметь находить на небе Орион, Сириус и Альдебаран. На распечатке с прошлого занятия простым карандашом изобразить построения для поиска созвездия Орион.

При возможности, организуйте для следопытов наблюдение звёздного неба и поиск на нём изученных звёзд и созвездий в вечернее, время.

 

Занятие 3
Солнечная система

Цель.Повторить из школьного курса строение Солнечной системы Научить следопытов находить на небе некоторые планёты Солнечной системы, пользоваться астрономическим календарём для их поиска.

Наставник готовит

Ø Библию;

Ø распечатки рисунка строения Солнечной системы для раздачи следопытам;

Ø видеопроектор, компьютер и экран для показа презентации;

Ø компас;

Ø школьный астрономический календарь (можно одолжить в ближайшей школе), тренируется пользоваться им и показывать детям.

Дети приносятс собой:дневники ступеней, ручки, простые карандаши, ластики, клей (можно один на двоих).

Проверка домашнего задания.Просмотрите, правильно ли следопыты изобразили построения по поиску Ориона. При необходимости исправьте ошибки. При проверке пусть также следопыты показывают Вам, как найти Сириус и Альдебаран.

Мотивация.Прочитайте детям Откр. 22:16. Спросите их: «С чем это Иисус Себя сравнивает? Что это за звезда светлая и утренняя? (Выслушайте ответы) А кто видел эту звезду на небе? В какое время? Можно пи ориентироваться по этой звезде?» (Правильные ответы: это не звезда, а планета Венера; по ней не ориентируются.) Если дети не ответят на эти вопросы, не говорите им ответы сразу. Просто скажите: «Мы сегодня поговорим об этом более подробно».

Новый материал.Скажите (если дети не сказали об этом при ответах на вопросы): «А вы знаете, что утренняя и вечерняя звезда - это не звезда, а планета? Чем планета отличается от звезды? Вы, наверное, знаете, что самая близкая к Земле звезда называется Солнце. Вокруг него вращаются 9 планет. Кто может назвать эти планеты по порядку удаления от Солнца?» Похвалите, если следопыт правильно назвал. Скажите, что запомнить эту последовательность помогают три необычных слова: МеВеЗ МаЮСУ НеП.. Есть специальные методы определения массы планет. Пользуясь ими, учёные определили массы всех планет и Солнца и вот что увидели: основная доля массы Солнечной системы сосредоточена в Солнце - 99,8%. Т. е. на массу всех 9 планет вместе приходится 0,2%. Не все планеты одинаковы по размеру.

Легче всего невооружённым глазом увидеть на небе Меркурий и Венеру. В течение почти пяти месяцев она появляется на восточной стороне неба и светится перед восходом солнца несколько ярче других звезд. За это она получила в народе название утренней звезды. Это с ней, «звездной и утренней», сравнивает Себя Иисус в Откр. 22:16. Потом в течение месяца Венеру нельзя найти на небе. В следующие пять месяцев она первой после захода солнца появляется на западной стороне неба, за что ее же называют «вечерней звездой».

Меркурий, еще одна планета, которую можно найти на небе невооруженным глазом, правда, очень-очень редко, расположен еще ближе к Солнцу, чем Венера. Наиболее часто Меркурий приходится наблюдать днем, для чего понадобится телескоп с разделенными кругами.

Кроме этого, поскольку орбиты Меркурия и Венеры меньше, чем у Земли, бывает, что Венера располагается между Солнцем и Землёй. При этом наблюдатели с Земли видят чёрную точку на фоне Солнца. Астрономы рассчитали даты и время такого явления. В Интернете можно ознакомиться с результатами расчетов для Венеры и своевременно приготовиться к наблюдению.

Потренируйте следопытов пользоваться школьным астрономическим календарём для определения места на небе, где можем увидеть данную планету.

Закрепление.Каждый следопыт, пользуясь школьным астрономическим календарём и компасом, показывает на небе или его карте, где можно найти данную планету в данное время. Например,

- первый следопыт находит Венеру 2 февраля в 4:00;

- второй - Венеру 2 февраля в 23:00;

- третий - Венеру 2 марта в 4:00;

- четвёртый - Венеру 2 марта в 23.00;

- пятый - Меркурий 2 февраля в 23:00 и т. д.

Кроме того, каждый проговаривает Вам расположение планет в Солнечной системе.

Домашнее задание.Подготовиться к зачёту.

Если представится возможность - подготовьте на одно из следующих занятий духовную часть «Порядок во Вселенной». Приведите следопытов к выводу, что благодаря Божьему мудрому управлению все небесные тела движутся по намеченным орбитам; что, вмешиваясь в творения Божие на земле, человек вносит лишь беспорядок. В каких бы сферах науки мы не рассматривали достижения -в конце концов видим, что ради временных удобств человек жертвует своим здоровьем, либо здоровьем или даже жизнью других сотворенных существ. Поэтому Бог после уничтожения греха сотворит всё новое, и гармония в природе восстановится.

 

Занятие 4

Звёзды и планеты - зачёт

Цель.Систематизировать и проверить знания и умения следопытов, предусмотренные данным требованием.

Следопыты должны:

1) Показать созвездия.

2) По астрономическому календарю, карте звездного неба и компасу определить, где (в какой части неба) можно будет в указанное Вами время увидеть Венеру и Меркурий (или другие указанные Вами планеты);

3) Рассказать расположение планет в Солнечной системе.

 

  1. ПОЛУЧИТЬ ОДНУ ИЗ ТАКИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ: «СЛЕДЫ ЖИВОТНЫХ», «КАКТУСЫ», «ЦВЕТЫ», «ЗВЁЗДЫ», «ПОГОДА».

Требования специализаций и советы инструкторам есть в соответствующем сборнике.

Думается, более оптимальным выбором есть специализации «Следы животных» или «Звёзды», поскольку основы изучаются при работе над другими требованиями ступени. В частности, на занятиях по требованию 1 изучаются основные созвездия, а над повышенным требованием данного раздела - следы и изготовление их слепков.

 

повышенное требование

1. ОПРЕДЕЛИТЬ СЛЕДЫ ШЕСТИ ВИДОВ ЗВЁРЕЙ И СДЕЛАТЬ ГИПСОВЫЕ СЛЕПКИ СЛЕДОВ ТРЁХ ВИДОВ

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.