Здавалка
Главная | Обратная связь

Топографическая карта и пользование ею.



Конспект занятия

Цель.Объяснить следопытам назначение топографической карты и научить пользоваться ею.

Вообще-то, чтобы научить детей пользоваться топографической картой, одного занятия недостаточно. Поэтому, если у вас в клубе или на лагерном собрании будет оставаться лишнее время, можно потратить его на отработку навыка движения по местности с использованием карты. Готовится к печати книга «От Друга до Проводника. Руководство для активных наставников», в которой, среди прочего, подробно расписана методика занятий по обучению следопытов работе с картой. Здесь же мы описываем занятие, на котором следопыты получают лишь представление о пользовании топографической картой.

Наиболее полное представление об этом даст пользование картой в походе. Старание увеличивается ещё и потому, что при ошибке одного всей группе придётся накручивать дополнительные километры.

Наставник готовит:

Ø маршрут похода - такой, чтобы местность была наиболее разнообразной;

Ø топографическую карту, на которой есть и район похода (если есть возможность, скопируйте эту часть карты на каждого следопыта);

Ø шесть-восемь (по количеству следопытов в звене) интересных пунктов на маршруте (если карта одна на группу, то её передача будет происходить в этих пунктах);

Ø распечатки обозначений на картах, рисунки ориентирования карты по местным предметам и по компасу для вклеивания в дневники ступени;

Ø карточки с увеличенными обозначениями на картах для показа следопытам;

Ø всё необходимое для похода.

Дети берут с собой:дневники ступени, простые карандаши, ручки и клей - можно один на двоих-троих; всё остальное по списку снаряжения для похода.

Повторяют из школьного курса географии, что такое топографическая карта.

Мотивация.Придите в точку начала маршрута вашего похода. Скажите: «Все вы хоть раз в жизни брали в руки какую-нибудь карту и пробовали по ней что-то найти. Но когда мы будем идти в поход, нужно будет очень точно определять по карте, правильно ли мы идём! Иначе всей группе придётся возвращаться и проходить лишние километры. Для того, чтобы научиться ориентироваться по карте, мы сегодня начнём тренироваться. Хотите?»

Новый материал - изучение и закрепление.Раздайте копии карт следопытам. Если карта только одна, дайте её одному следопыту, и пусто он держит её так, чтобы и другим было видно. Скажите: «Мы сейчас вот в этом месте карты (покажите каждому следопыту) - Первое, что нужно сделать, взяв карту, это сориентировать её. Т. е. держать её так, чтобы вот эта трасса, которая сзади нас на местности, была расположена сзади нас и на карте А вот эта тропинка, которая уходит влево на местности, уходила влево от нас и на карте. Разверните сейчас карты так, чтобы они были сориентированы. А я проверю». Проверьте, чтобы у всех карты были сориентированы. Тем, кто ошиблись, покажите, как должно быть и почему. Если карта только одна, проверьте, правильно пи её сориентировал следопыт.

Скажите: «Вообще-то картой пользуются не просто ради интереса: нужно выйти на какой-то объект. Например, мы сейчас должны выйти к пещере (ДОТу, памятнику - назовите первый интересный пункт). Вот он(а) на карте. Давайте посмотрим, как к нему (к ней) выйти». Проговорите с помощью детей, по каким ориентирам мы пройдём к этому пункту. Скажите следопыту, который держит карту, что он туда должен вывести группу. Периодически останавливайтесь и пусть он показывает Вам, где, по его мнению, находится сейчас группа. Исправляйте его, если он ошибся. В таком режиме работают в этом походе с картой все следопыты.

При движении по маршруту периодически показывайте следопытам по нескольку карточек с обозначениями, и пусть дети их расшифровывают.

На одном из привалов раздайте следопытам распечатки ориентирования карты для вклеивания в дневники ступени. Вклеив, пусть посмотрят на эти рисунки и будут готовы объяснить Вам, как ориентировать карту.

На одном из последних привалов раздайте следопытам обозначения на картах. Пусть вклеят в дневники ступеней и тут же карандашом подпишут значения знаков. Проверьте, правильно ли они подписали: каждый читает значения нескольких знаков, а Вы и группа проверяете.

Подведение итогов.Возвращаясь в клуб, повторите со следопытами:

Ø как ориентировать карту;

Ø условные обозначения на топографических картах (по заготовленным Вами карточкам).

На следующем занятии каждый следопыт должен рассказать Вам обозначения на топографических картах. Те, кто не были в походе, должны также объяснить, что такое топографическая карта, что можно найти на ней и для чего она применяется, выполнившие эти задания получают подпись о выполнении данного требования.

 

Повышенные требования

ПОВТОРИТЬ, ВЫУЧИТЬ ТРИ ОСНОВНЫХ ВЯЗКИ (СПОСОБЫ СВЯЗЫВАНИЯ ЖЕРДЕЙ ВЕРЁВКАМИ) И ИЗГОТОВИТЬ ЛАГЕРНОЕ СООРУЖЕНИЕ, ТОЛЬКО ИЗ ЖЕРДЕЙ И ВЕРЁВОК

 

Вязки.

Конспект занятия

Цель.Научить следопытов соединять жерди верёвками разными способами в зависимости от назначения. Наставник готовит:

Ø верёвку (подойдёт даже тонкая бытовая, которая продаётся по 1000 м в катушке; но удобнее всего - плетеная синтетическая диаметром 3-4 мм), отмерьте отрезки по 3,5 - 4 м на каждого следопыта;

Ø отрезки репшнура, которым пользовались для тренировок по узлам;

Ø отрезки жердей диаметром 2 - 3 см и длиной около 50 см каждая - по четыре на каждого следопыта (или на предыдущем занятии покажите образцы, чтобы каждый следопыт принёс себе сам, но Вы для себя не забудьте принести);

Ø фотографии лагерных сооружений (попросите у руководителя следопытов своей конференции). + Тренируется вязать вязки.

Дети готовятдневники ступени (и жерди, если наставник поручал).

Мотивация.Скажите: «Следопыты на своих лагерных собраниях изготавливают лагерные сооружения из жердей и верёвок. Это такое их фирменное занятие, и результаты удивительны. Вот смотрите, что соорудили наши следопыты в (поза) прошлом году!» Покажите следопытам приготовленные Вами фотографии сооружений с прошлых лагерных собраний. Спросите: «Вы бы хотели смастерить подобное?»

Актуализация опорных знаний.Скажите: «Нам понадобится знание прямого узла, удавки и выбленки». Раздайте отрезки репшнура и предложите завязать прямой узел. Похвалите тех, кто правильно завязали. Так же пусть вспомнят удавку и выбленку. Соберите отрезки репшнура.

Новый материал и его закрепление.Покажите какой-нибудь рисунок лагерного сооружения. Скажите: «Давайте посмотрим, как будет передаваться нагрузка по этому сооружению через места соединений. Вот эти (покажите) соединения будут нагружаться больше всего. Подобные соединения выполняются с использованием крестообразной вязки. А вот в этих местах (покажите) большая нагрузка появится, если вот эти несущие балки начнут крениться, что, вообщем то, маловероятно. Поэтому здесь используется диагональная вязка.

Лагерные сооружения, буквами к и х обозначены места применения крестообразной вязки, буквой д - диагональной, буквой п – параллельной. (см. Дневник)

Давайте выучим эти вязки. Начнём с крестообразной. Где она на рисунке? Похвалите следопытов, которые правильно показали. Далее научите её вязать (последовательность ясна из рисунка): Вы вяжете, следопыты повторяют за Вами по шагам.

Затем они берут две другие жерди (первая пара остаётся связанной, чтобы могли на неё подсматривать). А Вы ходите и смотрите, как у кого получается. Подсказываете, но не помогаете вязать - у них есть образцы. Отмечайте тех, кто правильно или с небольшой подсказкой завязали - они в конце занятия получат подпись о выполнении требования. Аналогично изучаете и проверяете диагональную вязку (перед этим Вы и следопыты развязываете крестообразную, освобождая принесенные жерди для следующей вязки).

Затем покажите сооружения, в которых используется параллельная (удлиняющая) вязка (мачта, тренога). Объясните, что применяется она тогда, когда нагрузка передаётся вдоль обеих жердей, т. е. обе жерди сопротивляются не изгибу, как в случае двух предыдущих вязок, а сжатию. Покажите, как её вязать (понятно из рисунка) и научите следопытов. Проверьте, как они научились.

Закрепление. На с. 39 дневника ступени следопыты исправляют «Квадратный узел» на «Крестообразная вязка». Диагональный узел» на «Диагональная вязка» и «Параллельный узел» на «Параллельная (удлиняющая) вязка», рисуют эскизы и записывают в отведенные поля, для чего предназначены соответствующие вязки.

Подведение итогов. Пусть следопыты повторят назначение каждой вязки. Поставьте подписи о выполнении первой части требования тем, кто правильно завязали все три вязки. Тех, кто не получил подпись за вязки, оставьте после данного занятия (закончите его раньше), чтобы они смогли по свежей памяти сдать. Оставьте их любым способом. Если будут в конце занятия говорить, что им надо домой, напомните им: «Мы сегодня раньше закончили. А ты ведь в начале занятия не предупреждал(а) меня, что тебе нужно раньше уйти». Можете даже позвонить родителям и «отпросить» их ребёнка на 10 минут. В общем, примените на практике статью «Честно исполнять свой долг» Закона следопытов.

Лагерное сооружение следопыты строят на лагерном собрании. Те, кто не смогли поехать в лагерь, могут принести на занятие сооружение типа вешалки или подставки для миски.

 

*2. СОСТАВИТЬ МЕНЮ ДЛЯ 3-ДНЕВНОГО ПЕШЕХОДНОГО ПОХОДА НА 6 ЧЕЛ., ПРЕДУСМОТРЕВ ХОТЯ БЫ ДВАПРИЁМА ПИЩИ СУХИМ ПАЙКОМ

Составление меню для похода |

Конспект занятия Ш ' ■ Щ'. ■■

Цель.Научить следопытов подбирать блюда для походного/лагерного меню, составлять калькуляцию продуктов.

Наставник готовитраспечатки «Составление меню» (есть в папке с материалами) на каждого следопыта. Если большинство следопытов в звене - вегетарианцы, а в продаже в вашем городе есть продукты, которыми можно заменить невегетарианские ингредиенты - можете сразу откорректировать файл «Составление меню» перед распечатыванием.

Дети приносят с собойдневники ступени (между с. 40 и 41 вклеивают чистый лист), ручки, простые карандаши и клей - можно один на двоих-троих.

Мотивация.В походе с нехристианами после каждого приёма пищи благодарность звучит так: «Спасибо дежурным и слава завхозу!» Дежурным - за то, что приготовили. А завхозу за то, что всем всего хватило и все наелись. Ведь именно завхоз составляет меню, рассчитывает количество продуктов на группу, отвечает за их закупку и упаковку для похода. Мы сегодня начнём учиться составлять меню и калькуляцию продуктов для похода. Приступим!

Новый материали его закрепление.В литературе можно встретить разнообразные советы по приготовлению пищи в походе. Часто встречаются рекомендации просчитывать калорийность рациона. Но на курсах инструкторов туризма преподаватель-практик сказал нам, что никто эту калорийность не считает. Просто есть определённые нормы количества ингредиентов и схема построения меню. Если её придерживаться - все наедятся.

Мне пришлось водить группы в походы с 1998 г. За это время практически всегда пищи, приготовленной по нормам, как раз хватает на группу, и даже остаётся на добавку. В папке с материалами есть файл «Составление меню», где указаны эти нормы. Пользуясь ими, попробуем сейчас составить меню для 3-дневного похода.

Раз поход 3-дневный, значит, пообедать нормально (не сухим пайком) можно было бы во второй день. Ведь в первый будет подъезд к месту начала похода (или, как говорят туристы, «заброска»), выход на маршрут, втягивание в походный режим... Т. е. приготовить горячую пищу удобнее будет только на ужин. Обед 3-го дня тоже будет, скорее всего, на вокзале или автобусной станции или на подходе к ним - сухой паёк будет удобнее.

Раздайте следопытам распечатки «Составление меню», пусть вклеят их между с. 40 и 41 дневников ступени. Обратите внимание детей сначала на нижнюю таблицу. Объясните принцип повторения блюд в меню. Например, если гречневая молочная каша была на завтрак в четвёртый день, то вновь гречка встретится в супе на 5-й день и в качестве гарнира на ужин в 6-й день. Проследим принцип ещё раз, теперь для вермишели: вот она на завтрак во 2-й день, на обед (суп) в 3-й день и на ужин в 4-й день. Через 5 дней цикл повторяется, т. е. вот на ужин в 1-й день было вот такое меню, а на 6-й день на ужин вновь оно повторяется. Понятно, что на 7-й день на завтрак меню будет такое же, как было на завтрак 2-го дня.

Так составляются меню на многодневные походы. У нас же задание составить на 3 дня, причём на обеды 1-го и 3-го дней будут сухие пайки (их, кстати, тоже надо расписать). Поэтому, чтобы вам было приятнее, давайте включим в меню самые вкусные блюда из этих, которые тут видны. Что вам нравится больше? (Выслушайте ответы. Скорее всего, ребята назовут спагетти и картофельное пюре.) Хорошо, ставим это на ужины в 1-й и 2-й дни. Пишите на странице 41: в каждый день вписываем слова «Завтрак», «Обед» и «Ужин». Между ними оставляем по три-четыре строчки для вписывания блюд. Теперь простыми карандашами записываем на ужин в 1-й день спагетти по-итальянски, на ужин во 2-й день пюре картофельное. Что ставить на обед 2-го дня, завтраки 2-го и 3-го дней, решите сами и запишите в дневники ступени. Только не пишите «Каша 1» или «Суп из крупы 2», а конкретно название крупы: «Каша ячневая», «Суп гречневый». На обеды в 1-й и 3-й дни пишем сухой паёк.

Теперь - самое интересное: расписать, из чего мы будем готовить эти блюда. Вот, например, как должно выглядеть в меню спагетти по-итальянски:

Спагетти по-итальянски Вермишель 70 г

Масло слив. 10г

Сыр 40 г

Кетчуп 120г

Соль -по вкусу

Давайте так распишем хотя бы завтрак и обед второго дня.

Пусть следопыты распишут, а Вы ходите и проверяете, подсказываете.

Далее. В группе 6 человек, об этом говорится в требовании. Что нужно сделать с этим количеством, которое вы написали в расчёте на одного человека? Правильно, умножить на 6. Таким образом, спагетти по-итальянски на 6 чел, будет выглядеть так:

В таком виде вы должны к следующему занятию сделать меню на все три дня. Если не помещается на отведенные места на странице 41 - доклеивайте листики под каждым днём.

Теперь выписываем на чистом листе (вы вклеили его между с. 40 и 41) из меню все названия продуктов (каждое по разу) и считаем количество каждого продукта на весь поход. Например, вермишель встречается только раз. Так и пишем: вермишель 420 г. Пишем: масло сливочное: 60 г + 60 г + 240 г = 360 г. Далее, сыр есть в списке спагетти и на завтраки, на бутерброды. Пишем: сыр 240 г + 240 г + 240 г = 720 г.

Так нужно расписать все продукты. То, что у вас выйдет, называется калькуляция продуктов.Её тоже нужно закончить до следующего занятия.

Домашнее задание.Закончить составление меню и калькуляции продуктов. Подготовиться к походу, в котором некоторые из этих блюд нужно будет приготовить (наставник говорит, какие).

 

3. ОТПРАВИТЬ И ПРИНЯТЬ СООБЩЕНИЯ ФЛАЖКОВЫМ СЕМАФОРОМ ИЛИ МЕЖДУНАРОДНЫМ КОДОМ МОРЗЕ ИЛИ ЯЗЫКОМ ЖЕСТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ ГЛУХОНЕМЫМИ.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.