Образец вузовского разбораСтр 1 из 2Следующая ⇒
Образцы разборов Классификация гласных звуков
Классификация согласных звуков
Примечание: в каждом квадрате вверху – звонкие, внизу – глухие. Порядок фонетического разбора 1. Выписать фонетическое слово, записать его в транскрипции, разделить на слоги. 2. Записать количество слогов, охарактеризовать характер каждого слова: ударный / безударный, прикрытый / неприкрытый, открытый / закрытый. 3. Привести другие формы разбираемого слова, поставить в них ударение, сделать вывод о характере ударения в этом слове: подвижное / неподвижное. 4. Выписать отдельно каждую букву (правильно называя ее) и звук (звуки), который она обозначает, охарактеризовать каждый звук: 1) гласный или согласный; 2) для гласных: ударный / безударный, ряд (передний / средний / задний), подъем (верхний, верхне-средний, средний, нижний), лабиал. / нелабиал.; 3) для согласных: место образования, способ образования, сонорный или шумный, для шумных – звонкий или глухой, твердый или мягкий (по последним 2 признакам указывается парность - непарность); 5. Количество звуков и букв в слове (если оно различается, объяснить почему). Образец с ёлкой – [с=j,ол / къй] 2 слога, 1 – ударн., прикрыт., закрыт., 2 – безударн., прикрыт., закрытый. Ударение неподвижное: ёлкой – ёлка – ёлки. эс – [с] – согл., переднеяз., зубн., щелев., шумн., глух. парн., тверд. парн. - [j] – согл., среднеяз., щелев., сонорн., мягк. непарн. ё - [о] - гласн., ударн., заднего ряда, среднего подъема, лабиал. эль – [л] – согл., переднеяз., зубн., смычно-прох., боков., сонорн., тверд. парн. ка – [к] – согл., заднеяз., смычн., шумн., глух. парн., тверд. парн. о – [ъ] – гласн., безударн., средн. ряда, средн. подъема, нелабиал. и краткое – [й,] = [j]. 6 букв, 7 зв., т.к. "Ё" обозн. 2 звука. Порядок вузовского морфемного разбора 1. Часть речи – изменяемая (как изменяется) / неизменяемая. 2. Характеристика окончания: - по характеру формального выражения (материально выраженный или нулевой), - по характеру грамматического значения. 3. Характеристика основы: - членимая / нечленимая, - простая / сложная, - прерывистая / непрерывная. 4. Характеристика корня: - по степени самостоятельности (свободный / связанный), - по характеру значения (предметный / глагольный / признаковый: качественный и количественный признак), - по наличию чередований. 5. Характеристика суффиксов: - по функции (словоизменительный / словообразовательный), - по значению. 6. Характеристика приставок: - по структуре (производная / непроизводная), - по функции (словоизменительная / словообразовательная), - по значению. 7. Характеристика постфиксов: - по функции (словоизменительный / словообразовательный). 8. Характеристика интерфикса: соединительная гласная, способствующая образованию слова / незначимая прокладка, обеспечивающая сочетаемость морфем. Перечень значений суффиксов: 1. Грамматика СРЛЯ – 1970, 2. Русская грамматика – 1980, т. I, 3. З.А. Потиха "Современное русское словообразование".
Образец морфемного разбора 1) со-труд-ник- – сущ-ное, измен-ся по числам и падежам. 2) Окончание нулевое, выражает грамм. значение м. рода, ед. числа, им. пад. 3) Основа сотрудник членимая, простая, непрерывная. 4) Корень –труд- свободный, предметный, чередование д // ж // жд (труд – тружусь - утруждать). 5) Суффикс –ник- материально выраженный, словообразоват., имеет значение "название лиц по отношению к к-н предмету". 6) Приставка со- непроизводная, словообразовательная, имеет значение "совместности". Словообразовательный разбор Цель словообразовательного разбора – определение направления производности и установление мотивирующего слова, рассмотрение соотношения мотивирующего и мотивированного слова в формальном и семантическом плане. В процессе анализа выделяется производящая основа и словообразовательный формант, выявляется словообразовательное значение производного, которое выражается способом словообразования. Для словообразовательного анализа могут браться только слова производные, и только в начальной форме. Словообразовательный анализ осуществляется с позиций синхронии, с учетом живых семантических и структурных связей слова. Схема словообразовательного разбора 1. Мотивирующее слово. 2. Мотивация. 3. Производящая основа. 4. Словообразовательный формант. 5. Способ словообразования. Образец вузовского словообразовательного разбора Перезваниваться ← звонить 1. Мотивирующее слово – звонить. 2. Мотивация: перезваниваться – периодически звонить друг другу. 3. Производящая основа – звони. 4. Словообразоват. формант – комбинация приставки пере-, суффикса –ива-, постфикса. – (УСТНО) 5. Способ словообразования – морфологический, преф.-суфф.-постф. Образец школьного словообразовательного разбора Водопровод ← воду проводить (сложение) Подснежник ← снег (приставочно-суффиксальный способ). Схема вузовского морфологического разбора имени существительного I. Часть речи. Классное категориальное значение (указать, к какой лексико-семантической группе относится). II. 1. Начальная форма. 2. Лексико-грамматические разряды, постоянные грамматические признаки сущ-го: а) нарицательное / собственное; б) неодушевленное / одушевленное; в) отвлеченное / конкретное / собирательное / вещественное; г) род (грамматическое значение и форма его выражения); д) склонение. 3. Словоизменительные категории сущ-го: а) в каком числе употреблено (коррелятивное / некоррелятивное по числу); б) в каком падеже стоит, типовое и частное значение падежной формы. III. Синтаксическая функция Образец вузовского разбора Платок (из) пуха – сущ-е, т.к.: I. Имеет ККЗ предметности (обозн. материал). II. 1. Н.ф. пух. 2. а) неодуш. (обозн. пр-т нежив. природы, В.п = И.п.), б) нариц. (обозн. предмет как представителя класса однородных предметов, пиш-ся со строчной буквы), в) веществ-е (обознач. вещество как неделимое целое, не изменяется по числам, не сочетается с числ-ми, образует единичное сущ-е пушинка, имеет варианты в Р.п. – а / -у), г) м. р. (имеет ГЗ качеств. определенности, ср-во выражения – нулевая флексия), д) 2 скл-я. 3. а) в ед. ч. (некоррелятивное, S. t), б) в Р. п. (типовое значение – определительное, ЧЗ – род-й материала). III. из пуха (несогл. определение). Морфологический разбор имени прилагательного I. Часть речи. Классное категориальное значение (призначности). II. 1. Начальная форма. 2. Лексико-грамматический разряд, постоянные грамматические признаки прилагательного: а) качественное, относительное или притяжательное (обосновать принадл-ть к тому или иному разряду); б) вариант склонения (для качественных и относительных: твердый, мягкий и смешанный; для притяжательных – с основой на j или с суффиксами –ов, -ев, -ын, -ин). 3. Словоизменительные категории прилагательного: а) род, б) число, в) падеж, г) в полной или краткой форме (для качественных), д) степень сравнения (для качественных). III. Синтаксическая функция прилагательного. Образец вузовского разбора Чистейшей прелести чистейший образец Чистейшей (прелести) – прилагательное, т.к.: I. Имеет ККЗ призначности. II. 1. Н.Ф. чистый. 2. а) качественное (обозначает изначальный признак предмета: характеристику поверхности, имеет краткую форму чист, степени сравнения чище, образует отвлеченное сущ-е чистота, сочетается с наречием степени очень чистый, имеет антоним грязный), б) твердый вариант склонения. 3. в форме ж. р., ед. числа, род. п., в превосх. степ. сравнения. III. чистейшей (прелести) – согл. определение. Морфологический разбор имени числительного I. Часть речи. ККЗ (отвлеченного количества или порядка предметов при счете). II. 1. Н.ф. 2. Лексико-грамматические разряды и постоянные признаки числительного: а) разряд (количественное, порядковое или собирательное); б) для количественных (определенно-количественное, неопределенно-количественное или дробное); в) тип по составу (простое, сложное или составное). 3. Словоизменительные категории числительного: а) в каком падеже употреблено, б) в каком роде, числе – если у числительного есть такие формы. III. Синтаксическая функция. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|