Здавалка
Главная | Обратная связь

В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ ЭПОХИ БАРОККО

ЖАНР CONCERTO GROSSO(БОЛЬШОГО КОНЦЕРТА)

Кончерто гроссо (итал. concerto grosso — большой концерт) — инструментальный (ансамблево-оркестровый) жанр в музыке, зародившийся и сформировавшийся в эпоху барокко. Специфика этого жанра во многом связана с новыми традициями инструментального (сольного и ансамблевого) музицирования, которые стали активно развиваться уже на рубеже XVI-XVII веков в разных европейских странах, и прежде всего – в итальянской музыке. Однако само представление об инструментальном составе в этот период значительно отличалось от того, которое сложилось в более позднее время.

Известно, что в эпоху барокко, и, в частности, во времена Генделя и Баха (конец XVII – первая половина XVIII) термин «оркестр» в его современном понимании – как большая группа совместно играющих музыкантов – только входил в обиход. В итальянской, французской, немецкой музыкальных культурах такие составы чаще всего определялись как хор, концерт, инструменты, симфония. Наиболее употребимым был термин капелла (ит. capella), от названия церкви-часовни, где звучал такой ансамбль, впервые он упоминается в XIV веке. В эпоху барокко названием capella обозначали сначала вокальные, а потом и вокально-инструментальные коллективы. С развитием инструментальной музыки капеллы превратились в смешанные ансамбли певцов и инструменталистов при церквах и дворах — королевских, княжеских и т.д., а в дальнейшем также театральные и городские коллективы. Такие составы не были стабильными и могли различаться как по количеству входящих в них музыкантов, так и по их подбору. Немаловажную роль в этом играли финансовые возможности церкви или двора, который содержал капеллу. Капеллы могли быть также городскими, находящимися на содержании городских властей (магистрата). Так, в XVII – первой половине XVIII в. в Германии и германоязычных странах (Швейцария, Чехия) стали пользоваться популярностью «музыкальные коллегии» (лат. Collegium musicum, коллéгиум мýзикум), состоявшие из городских музыкантов (студентов, ремесленников, церковных музыкантов и др.), которые собирались для совместного музицирования. Такие коллективы существовали в Цюрихе, Санкт-Галлене, Праге, Бремене. Современник И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, знаменитый немецкий музыкант Георг Фридрих Телеман стал создателем и руководителем таких коллегий в Лейпциге (1702), Франкфурте-на-Майне (1713), Гамбурге (1722). И. С. Бах, живя в Лейпциге, возглавил созданный Телеманом collegium musicum и написал для него ряд своих оркестровых сочинений (концертов и сюит).

Руководителем капеллы был капельмейстер (нем. Kapellmeister, капельмайстер). Во времена барокко и классицизма (XVIII в.) слово «капельмейстер» употреблялось по отношению и к хоровому (церковному), и к оркестровому руководителю. Придворный капельмейстер имел разнообразные обязанности. Помимо руководства коллективом музыкантов, он должен был также подбирать репертуар, сочинять и аранжировать музыку, приуроченную к различным торжественным случаям (в т.ч. застольную — нем. Tafelmusik), а также следить за состоянием музыкальных инструментов, за нотной библиотекой, давать уроки музыки. Одной из профессий Иоганна Себастьяна Баха была профессия капельмейстера (Кётен, Лейпциг). Йозеф Гайдн, будучи капельмейстером у князя Эстерхази, большую часть своих сочинений написал для княжеских придворных концертов.

Таким образом, жанр барочного концерта, или concerto grosso, сформировался в музыкальной культуре второй половины XVII – начала XVIII вв. как результат активного развития инструментальной музыки. Итальянская культура здесь, как и во многих других сферах музыкального искусства, держала «пальму первенства», главным образом в области исполнительства и сочинения музыки для струнных инструментов. Именно в творчестве представителей различных итальянских скрипичных школ (болонской, падуанской, римской, венецианской) сложились основные жанры инструментальной музыки: барочная соната (или трио-соната): sonata da chiesa (соната да кьéза, или церковная соната) и sonata da camera (соната да камера, или камерная соната), а также жанр concerto, представленный такими его разновидностями, как concerto grosso (большой концерт) и концерт для солирующего (двух, трёх, четырёх) инструмента в сопровождении капеллы.

Термин concerto, как правило, переводят и трактуют исходя из его смысла (con certo – с согласием), т.е. как произведение, в котором инструменты, соревнуясь между собой, тем не менее, играют в совместной, согласованной манере.

Развитие музыкального материала в concerto grosso основано на принципе концертирования, предполагающем чередование и противопоставление звучания всего состава исполнителей (тутти, итал. tutti, или рипиено, итал. ripieno) и группы солистов (соли, итал. soli, или кончертино, итал. concertino). Партитура барочного концерта, таким образом, строится на соединении трёх звуковых пластов: нижнего, или basso continuo[1], включающего клавишный инструмент (клавир или орган), струнный или духовой басовый инструмент (виолончель, контрабас, фагот), среднего пласта струнных инструментов и верхнего слоя, представляющего концертирующие инструменты, отделённые от общей массы звучания.

Жанр concerto grosso зародился в Италии как продолжение и расширение возможностей жанра итальянской струнной трио-сонаты, и окончательно сформировался во второй половине XVII века. Классический образец жанра — 12 Кончерти гросси опус 6 Арканджело Корелли, опубликованные в 1714 году, уже после смерти композитора. В дальнейшем этот жанр развивали ученики Корелли: Франческо Джеминиани, Пьетро Локателли, а также Антонио Вивальди, написавший в этом жанре несколько сотен концертов, Георг Фридрих Гендель и Иоганн Себастьян Бах.

 

 

Арканджело Корелли (1653- 1713) года в старинном городе Фузиньяно в Нижней Романье в весьма просвещенной семье, учился игре на скрипке в Болонье у тамошних мастеров – Дж. Бенвенути, а также у знаменитого венецианского виртуоза-импровизатора Бруньоли. Еще в юности Корелли достиг такого искусства в области композиции, что был принят в болонскую Филармоническую академию семнадцати лет от роду. Не позже 1675 года Корелли появился в Риме, где с непрерывно нараставшим успехом играл в церквах, театрах, "академиях". Он начал вторым скрипачом в театральном ансамбле, затем стал солистом, а в конце 1670-х - начале 1680-х годов – капельмейстером церковных концертов.

Необыкновенно единодушное и широкое признание в столице и знатоков, и широкой публики отнюдь не вскружило ему голову. Он отличался большим артистическим темпераментом, разносторонними интересами (он, например, страстно любил и знал живопись; в его коллекции были работы Пуссена, Брейгеля, Маратта, Тревизани и других мастеров), трезвым и даже холодным умом. Корелли сосредоточенно и настойчиво совершенствовался под руководством композитора М.Симонелли и в начале 1680-х годов выступил с первым своим капитальным произведением -- сборником двенадцати сонат для струнного трио в сопровождении органа.

В начале 1700-х годов он вошел в «Аркадскую академию», где сблизился с Генделем, Бернарде Пасквини и Алессандро Скарлатти.

Несмотря на гордый, независимый нрав, так характерный для больших художников, Корелли вынужден был связать себя службой у богатых римских меценатов – кардиналов Панфили и Оттобони. Справедливость требует отметить, что эти деятели церкви, будучи страстными любителями музыки, по достоинству оценили искусство великого скрипача и оказывали ему большую поддержку. Он прослужил у них капельмейстером с 1687 года и до смерти в 1713 году. В этот период он создал большую часть своих трио-сонат, знаменитые сонаты для скрипки соло с сопровождением клавесина (1700 год) и, наконец, concerti grossi (опубликованы в 1714 году).

Ведя жизнь скромного труженика и никогда не выезжая за границу, Корелли завоевал мировую славу и оставил после себя школу, к которой принадлежали такие замечательные музыканты, как Пьетро Локателли, Франческо Джеминиани, Джованни Баттиста Сомис и другие. Последователем Корелли был также крупнейший скрипач XVIII века Джузеппе Тартини.

Трудно назвать другого композитора, творчество которого получило бы столь безоговорочное и единодушное признание при жизни. Вероятно, это объясняется не только его гениальностью, трудолюбием и несравненным артистическим обаянием, но и тем, что в искусстве своем он необыкновенно гармонично и цельно ответил на те вопросы, которые инструментальная культура его страны и эпохи уже поставила.

Творческое наследие Корелли заключено в шести опусах: четыре сборника по двенадцать трио-сонат, изданных в 1681, 1685, 1689, 1694 годах, двенадцать сонат для скрипки соло с басом, а также двенадцать concerti grossi. Шестьдесят сонат Корелли разделяются на несколько групп по различным жанровым и структурным признакам: сорок восемь из них - трио, двенадцать - сольных, тридцать - церковных с органом, тридцать - с чембало. В своем последнем, шестом опусе Корелли опубликовал двенадцать Больших концертов (Concerti grossi). Наряду с концертами Генделя и И.С.Баха, эти последние творения мастера представляют собою наиболее совершенные образцы в истории концертного жанра доклассической эпохи.

Уже первые двенадцать трио-сонат 1681 года открыли новую страницу в истории итальянской инструментальной музыки, и с каждым новым опусом художественное совершенство возрастало. Сольные же сонаты опус 5 и концерты опус 6 оказались вершиной, в своем роде недосягаемой.

Знаменательно, что, невзирая на связи с церковными кругами, этот великий композитор Италии совсем, либо почти совсем не написал культовой музыки. Что же касается тех сонат Корелли, которые все еще называли иногда «церковными», то они не только вполне светские по образному содержанию, но к тому же никогда не имели подобного авторского обозначения. Более того, Корелли был первым, кто в нетанцевальной скрипичной сонате заменял сопровождающий орган клавесином. Это окончательно эмансипировало сонату, оторвало ее от церкви. Корелли - композитор и виртуоз - утвердил в скрипичном искусстве стиль, сочетавший глубокую жизненную содержательность музыки с гармоничным совершенством формы, итальянскую эмоциональность - с полным господством разумного, логического начала. "Всякий труд, − писал он, − должен основываться на разуме и изучении образцов, оставленных наиболее выдающимися мастерами".

Творчество Корелли отмечено близостью традициям итальянской народной музыки. В танцевальных жанрах, особенно в жигах его партит, звучат ритмы итальянских народных плясок. Один из самых совершенных образцов его манеры - знаменитая жига из Пятой сонаты соль минор с ее увлекательно-вихревым кружением и идеально стройной формой - выдержана в ритмической фигуре тарантелльного типа. Самая популярная среди скрипичных композиций Корелли – знаменитая ре-минорная Фолия, написанная в виде вариаций на тему португальской народной песни о безумной девушке и ее несчастной любви. Жизнерадостный финал Восьмого ("Рождественского") концерта - это поэтическая картинка, с великолепным мастерством воссоздающая звучание крестьянского инструментального ансамбля со свирелями, волынками, флейтами.


[1] Генера́л-бас (нем. Generalbaß, буквально общий бас), basso continuo (ба́ссо конти́нуо, итал. непрерывный бас), цифрованный бас (итал. basso numerato) — басовый голос многоголосного музыкального сочинения с цифрами (обозначающими созвучия), на основе которых исполнитель строит (в известной мере импровизирует) аккомпанемент. Генерал-бас сложился в итальянской инструментальной музыке XVI века. Получил всеобщее распространение в гомофонной и полифонической музыке XVII — середины XVIII веков, особенно в эпоху барокко.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.