Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ЯРМАРКА

Реализация задач социально-экономического развития совре­менного села неотделима от совершенствования форм и методов организации социально-культурной деятельности и общения людей в условиях свободного времени. Постановление ЦК КПСС от 12 июня 1985 года особо указывает на необходимость «...постоянно совершенствовать формы и методы работы учреждений культуры и спорта. В организации досуга повысить роль самодеятельности, инициативы и творчества населения» (1, с. 1).

Заметное место в решении данной проблемы принадлежит сельской театральной самодеятельности. В настоящее время сло­жился немалый опыт театрального творчества народа, включа­ющий в себя различные формы традиционного и современного драматического народного искусства. Народный театр испокон веков славится своими прогрессивными традициями, «...демокра­тическая направленность искусства, оптимизм, жизнеутвержда­ющий характер действия, ...синтетический характер представле­ния» (3, с. 8), активное включение в социально-бытовые явления жизни — все это определяет его общественную значимость.

Вместе с тем,'исследования современного самодеятельного театрального творчества на селе выявили факт создавшегося противоречия «...между стремлением народа к самодеятельности, в частности, к театральному творчеству, и той организацией твор­ческой деятельности, которая существует» (5, с. 8).

Анализ деятельности сельских театральных коллективов Сред­него Поволжья говорит о том, что содержание, формы и способы организации театрального творчества тружеников села еще не до­статочно отвечают исторически сложившимся реальным потреб­ностям сельчан в социально-культурной деятельности, не учиты­вают объективные факторы, связанные с возможностью их удов­летворения в условиях сельского образа жизни (7, с. 4). Это вле­чет за собой тенденцию дестабилизации театрального творче-.'■ ства. Рабочие и крестьяне, т. е. основной социальный слой сель-I ского населения, в театральных объединениях Куйбышевской * области представлены лишь 25% от общего количественного со-

5 Заказ 2187 ■ . - 65


става их участников (7, с. 5). Напрашивается вывод о необходи­мости повысить степень эффективности идейно-воспитательной работы клубных театральных коллективов среди колхозников

и рабочих совхозов.

В еннзи с этим особую важность приобретает обобщение и распространение опыта совершенствования организации сельской театральной самодеятельности, поиска ее новых форм и методов.

Примером подобного опыта являются новые формы активиза­ции театрального самодеятельного творчества в селе Пестравке Куйбышевской области, где театральная самодеятельность дей­ствует в условиях культурно-спортивного комплекса, созданного в соответствии с рекомендациями июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС по совершенствованию идеологической и массово-политической работы:

Особый интерес представляют традиционные ежегодные пест-равские ярмарки, начало которым было положено еще в прошлом

столетии.

Известный советский кинорежиссер И. А. Пырьев так описы­вает традиционные сибирские ярмарки конца XIX — начала

XX века:

«Ярмарка — это прежде всего зрелище, и зрелище красочное, яркое, зазывающее. Помимо торговли на ярмарках всегда были карусели, балаган. При открытии ярмарки, как правило, подни­мался флаг, играла музыка. Те, кто ехал на ярмарку из деревень и сел, надевали лучшую одежду, запрягали лучших коней, да не в простую сбрую, а в праздничную. Как правило, ярмарки устра­ивались к концу года, поздней осенью или ранней зимой. Когда на полях все убрано, когда хлеб обмолочен и лежит в закромах, а лен, шерсть и пенька являются уже товаром. Когда у крестьян свободное время, а самое главное, когда у них в кармане есть день­ги, заработанные за весну и лето...» (6, с. 129—130).

Особенность пестравских ярмарочных представлений заключа­ется в том, что они знаменуют окончание весенних посевных работ и выливаются в большой театрализованный праздник сельского труда, представляющий собой своеобразное социальное торгово-художественное явление. Издавна пестравские ярмарки славятся яркостью, широтой и весельем. Открывают праздник, как правило, руководители районного Совета народных депутатов. Организация культурной программы- возлагается на Дом культуры, сценарно-режиссерскую группу культурно-спортивного комплекса. ' Театральный коллектив РДК, являясь организационным ядром ярмарочного действа, в создании его опирается на ряд важнейших художественно-педагогических принципов: применение образного режиссерского хода, как правило, создаваемого традиционными ярмарочными персонажами во главе со скоморохами; использо­вание самодеятельных коллективов различных жанров; широкое привлечение к ярмарочному действу формально неорганизованных участников художественной самодеятельности; объединение со-


циально-художественных усилий болмппнгп:
типизации райцентра. »

Остановимся подробнее на этих принцип^'
ссрский ход пестравских ярмарок последним,
театрализации таких основных праздничных^1
сельскохозяйственной техники, работа торговДк
выставок и конкурсов, спортивных Caen '
программ. А;

Накануне проведения ярмарки группа paNi
^самодеятельности в скоморошьих костюмах р\
■делает объезд села, благодаря котором) 6(51i
■райцентра может многое узнать из того, чтс i
|втрашнем празднике и заранее выбирает для \
[ресное. fl

Театрализация парада техники, обеспечинк|. кественного открытия праздника к торгово-^! сти, осуществлялась на литературной осноп' т Пестравке» из повести писателя-земляка^, р « -1икиты». Ведущий — скоморох начинал п t

«Эта сцена не спроста явилась, По причине по такой простой: ,. В этом крае родился и вырос <* ,,.".■' Наш писатель Алексей Толстой . '. ■ И сегодня, словно по заяви,

Из глубин истории самой '^ =-' • К нам явилась ярмарка в Пест! ч О которой написал Толсто!». Д

Ведущие-скоморохи цитировали повесть A t
жавшуюЪкизнь российского села начала IX jPiJ:
праздника по контрасту проходили: деревяД;
одетый в лапти, и могучий «Кировец», креаьяА;
«Колос», на площадке которого стояли лу<- i
передового колхоза. »|

Парад сельскохозяйственной техники ocH'i
iiicrniin'M участников — сценических персона^}:
ярмарок. На подводе восседает Кума, опозда! t)|
гонли, но подгадавшая к веселью, и зовет за Ц
(арный люд; звучат, блестя перламутром,
линчатым звоном знаменитая саратовскаяrapj
рминые русские сарафаны, казахские тибет1 s
п.мтки на песельниках и затейниках. \

I la последней ярмарке, проходившей в Пестр ft нашел свое оригинальное отражение Закон cpf i рудовой деятельности. В статье 20-й этого д<1Ц!! (| том, что наше государство поощряет «создаЦ' ппонного народного, а также декоративно-при!^} дли реализации...» (2, c.i3). Особо подчеркшаетН) • Индивидуальная трудовая деятельность в C«jj для более полного удовлетворения обществе! \


става их участников (7, с. 5). Напрашивается вывод о необходи­мости поиыап ь степень эффективности идейно-воспитательной "работы клубных театральных коллективов среди колхозников и рабочих совхозов.

В сннш с этим особую важность приобретает обобщение и распространение опыта совершенствования организации сельской театральной самодеятельности, поиска ее новых форм и методов.

Примером подобного опыта являются новые формы активиза­ции театрального самодеятельного творчества в селе Пестравке Куйбышевской области, где театральная самодеятельность дей­ствует и условиях культурно-спортивного комплекса, созданного в соответствии с рекомендациями июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС по совершенствованию идеологической и массово-политической работы:

Особый интерес представляют традиционные ежегодные пест-р.авские ярмарки, начало которым было положено еще в прошлом столетии.

Известный советский кинорежиссер И. А. Пырьев так описы­вает традиционные сибирские ярмарки конца XIX — начала XX века:

«Ярмарка — это прежде всего зрелище, и зрелище красочное, яркое, зазывающее. Помимо торговли на ярмарках всегда были карусели, балаган. При открытии ярмарки, как правило, подни­мался флаг, играла музыка. Те, кто ехал на ярмарку из деревень и сел, надевали лучшую одежду, запрягали лучших коней, да не в простую сбрую, а в праздничную. Как правило, ярмарки устра-ивались к концу года, поздней осенью или ранней зимой. Когда на полях все убрано, когда хлеб обмолочен и лежит в закромах, а лен, шерсть и пенька являются уже товаром. Когда у крестьян свободное время, а самое главное, когда у них в кармане есть день­ги, заработанные за весну и лето...» (6, с. 129—130).

Особенность пестравских ярмарочных представлений заключа­ется в том, что они знаменуют окончание весенних посевных работ и выливаются в большой театрализованный праздник сельского труда, представляющий собой своеобразное социальное торгово-художественное явление. Издавна пестравские ярмарки славятся яркостью, широтой и весельем. Открывают праздник, как правило, руководители районного Совета народных депутатов. Организация культурной программы' возлагается на Дом культуры, сценарно-режиссерскую группу культурно-спортивного комплекса. ' Театральный коллектив РДК, являясь организационным ядром ярмарочного действа, в создании его опирается на ряд важнейших художественно-педагогических принципов: применение образного режиссерского хода, как правило, создаваемого традиционными ярмарочными персонажами во главе со скоморохами; использо­вание самодеятельных коллективов различных жанров; широкое привлечение к ярмарочному действу формально неорганизованных участников художественной самодеятельности; объединение со-

66 ;■:»


циально-художественных усилий большинства предприятий и ор­ганизаций райцентра.

Остановимся подробнее на этих принципах. Образный режис­серский ход пестравских ярмарок последних лет заключается в театрализации таких основных праздничных эпизодов, как парадсельскохозяйственной техники, работа торговых рядов, проведение выставок и конкурсов, спортивных состязаний, концертных программ.

Накануне проведения ярмарки группа участников театральной самодеятельности в скоморошьих костюмах на открытой машине делает объезд села, благодаря которому большинство жителей райцентра может многое узнать из того, что их ожидает на за­втрашнем празднике и заранее выбирает для себя наиболее инте- • ресное.

Театрализация парада техники, обеспечившая переход от тор­жественного открытия праздника к торгово-художественной ча­сти, осуществлялась на литературной основе главы «Ярмарка в Пестравке» из повести писателя-земляка А. Н. Толстого «Детство Никиты». Ведущий — скоморох начинал парад-представление:

.' . «Эта сцена не спроста явилась,
" - По причине по такой простой: „ .

---■^ -. В этом крае родился и вырос '.: ■ ; ■

■", ,' ] Наш писатель Алексей Толстой. ■ ■ ■ :

:":' "■ И сегодня, словно по заявке, - . ' ,

.'''■■.■ Из глубин истории самой

К нам явилась ярмарка в Пестравке, * ' ; О которой написал Толстой».

Ведущие-скоморохи цитировали повесть А. Н. Толстого, отра­жавшую жизнь российского села начала XX века. Перед гостями праздника по контрасту проходили: деревянная соха, пахарь, одетый в лапти, и могучий «Кировец», крестьяне-косцы и красавец «Колос», па площадке которого стояли лучшие механизаторы передового колхоза.

Парад сельскохозяйственной техники обычно завершается шестимем участников сценических персонажей традиционных ярмарок. На подводе восседает Кума, опоздавшая к началу тор­говли, по подгадавшая к веселью, и зовет за собой остальной ба­зарный люд; звучат, блестя перламутром, баяны; исходит пере­ливчатым звоном знаменитая саратовская гармонь; пестрят ста­ринные русские сарафаны, казахские тюбетейки и чувашские платки на песельниках и затейниках.

На последней ярмарке, проходившей в Пестравке весной 1987 г., нашел свое оригинальное отражение Закон об индивидуальной трудовой деятельности. В! статье 20-й этого документа говорится о том, что наше государство поощряет «создание изделий тради­ционного народного, а также декоративно-прикладного искусства для реализации...» (2, с. 3). Особо подчеркивается в Законе то, что «Индивидуальная трудовая деятельность в СССР используется для более полного удовлетворения общественных потребностей

Г>* 67


 


в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно-полезной деятельностью...» (2, с. 2).

Поэтому особое внимание на пестравской ярмарке 1987 года уделялось оформлению процесса индивидуальной торговли. Ско­морохи сопровождали повозки мастеров народного промысла, предлагавших товары своего труда: яркие росписные домотканные ковры, полотенца, деревянные и глиняные игрушки, различные изделии ручного прикладного искусства, что не каждый раз встре­тишь и магазинах. В этом праздничном шествии было немало инсценированных картин из прошлой жизни, труда и быта совре­менных сельчан. Веселые улыбки вызывали у зрителей традици­онные для прошлых ярмарок конные повозки и базарные персо­нажи — - Кум с Кумой и Колечники (игрушельники), торгующие кольцами и игрушками. Таким образом, за счет сопоставления картин жизни прошлой и настоящей достигалось единство соци­ального и художественно-эмоционального звучания.

Повозки индивидуальной торговли устанавливались вокруг всей ярмарочной площади. Скоморохи-зазывалы на протяжении всего праздника выкрикивали различные «тирады»: -. ■■ .

— Собирайтесь все вокруг,

Ста наречий пестрый люд! .. '■--',

■ ■-'',' "• , ;- —Выносите на базар

\ ' ..;: . ■ Только солнечный товар! ' : '

",./, : —Разложите на прилавке

- ■ !- •"' Радости пестравские!

/; ; - — Здравствуй, ярмарка в Пестравке " »

С песнями и плясками! (и т. д.)

Наряду с театрализацией индивидуальных и государственных торговых рядов, сценарий действа предусматривал проведение семейного конкурса «Папа, мама, я — спортивная семья», выстав­ку детского рисунка, конкурс рисунков на асфальте, ярмарочную вещевую лотерею, сборы с которой были перечислены в Фонд мира, театрализацию развлечений на каруселях, различных вы­ставок, представление-рекламу «Мода! Мода! Мода!» (отдельные образцы одежды Куйбышевский Дом моделей тут же предлагал для продажи гостям ярмарки).

Скоморохи приглашали принять активное участие любителей спорта и спортивных развлечений в массовых состязаниях: гонках на лошадях и велосипедах, перетягивании каната, борьбе и т. д. На ярмарочном фестивале молодежной песни состоялись выступ­ления ансамблей и молодых солистов, выступавших с современ­ными песнями.

Существенное место в театрализации ярмарки заняли веселые пантомимы в исполнении самодеятельных актеров, которые играли их прямо на площади среди покупателей и торговых повозок. Сель­ские зрители удивительно непосредственно и активно восприняли эпизоды традиционного русского народного театра, например,— «Базарный люд» с выводом «Медведя», пародирующего нравы некоторых односельчан. Группа артистов, игравшая этот эпизод,


творчески дополняла режиссуру всего ярмарочного представления собственными импровизациями, что позволило установить контак­ты с публикой в различных ситуациях народного празднества.

В сценарный план праздника был включен раздел, предусма­тривающий пропаганду современных советских гражданских обря­дов и фольклорного искусства: торжественный выезд молодоженов и выступление самодеятельного фольклорного коллектива район­ной больницы.

Торжественный выезд молодоженов на тройке вызвал особый интерес у зрителей. Участники театральной самодеятельности — скоморохи, ряженые, базарный люд — стихотворными привет­ствиями, добрыми шутками и пожеланиями создали атмосферу искреннего уважения к молодой семье.

«Изюминкой» обрядовой театрализации стало выступление интернациональной группы, представляющей «пестрый люд» Пест-равского района. На импровизированной арене, организованной базарным людом в самом центре ярмарочной площади, радост­ному событию в жизни молодой пары посвятили свои народные свадебные песни представители русской, чувашской, мордовской, украинской и казахской национальностей, проживающие в этой местности. Театрализованный выезд молодоженов завершился другим хороводом «Пестравская карусель». Исполнение его закон­чилось массовым песенным действом, созданным вокруг молодо­женов участниками самодеятельности и многими посетителями ярмарки, пожелавшими присоединиться к хороводу.

В процессе подготовки к празднику было выявлено немало формально неорганизованных участников художественной само­деятельности (например, семейный ансамбль Асимовых из колхоза «Красный путь» и исполнители мордовских, украинских и чуваш­ских народных песен), чьи выступления украсили и разнообразили праздник.

Кульминационным моментом народного зрелища стало пред-епшлонне «Скоморошипа», созданное студентами Куйбышевского института культуры- Это представление было показано на цен­тральном сценическом помосте. Оно основано на студенческих учебных работах — режиссерских этюдах, поставленных по мо­тивам русских басен и народных шуточных песен. Содержанием лих миниатюр была критика, отрицательных явлений, встреча­ющихся в нашей жизни.

По сути дела, создание таких представлений, как «Скоморо­шипа», возможно в большинстве сельских театральных коллек­тивов, так как оно основано на использовании жизненного опыта участников самодеятельности, их активного гражданского отно­шения к жизненным ситуациям и отвечает элементарному тре­бованию, необходимому для органического существования испол­нителя в сценических условиях,—«„Я" в предлагаемых обстоя­тельствах». Одновременно это является хорошей школой художе­ственного воспитания участников театральной самодеятельности.



Мастера народного прикладного искусства остались довольны: весь товар удалось реализовать за довольно короткий срок. Не в накладе остались и «купцы» от государственной и коопера­тивной торговли, чей товарооборот только за 6 часов торговли на ярмарке оказался вдвое "выше, чем на прежних ярмарках.

Объединяющее начало самодеятельного театра в организации «Ярмарок н Пестравке» помогло значительно активизировать творчество коллективов различных жанров. Раньше в Пестрав-ских ярмарках принимал участие 3—4 самодеятельных коллек­тива, представлявших хоровой, танцевальный и чтецкий жанры. Теперь и ярмарочных действах ежегодно участвуют не менее 10-ти коллективов сельской художественной самодеятельности, выступающих в 9-ти различных жанрах.

Пестравский КСК объединил художественные силы 12-ти пред­приятий и организаций райцентра.

Таким образом, описанный здесь праздник как результат дея­тельности сельского театрального комплекса (СТК) — принципи­ально новая форма организации досуга населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. О мерах по улучшению использования клубных учреждений неспортивных
сооружений. Постановление ЦК КПСС от 12 июня 1985 г. Правда, 18 июня 1985 г.

2. Закон Союза Советских Социалистических Республик об индивидуальной
трудовой деятельности. Правда, 21 ноября 1986 г.

3. Гусев В. Е. Фольклорно-драматическое творчество восточнославянских
народов. В. кн.: Фольклорный театр народов СССР. М., 1985.

А. "Даль В. и. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 4. М., 1955.

5. Закшевер И. Б. Пути самодеятельного театра. М., 1981.

6. Пырьев И. А. Избранные произведения в двух томах, т. I. M., 1978.

7. Ращупкин В. Н. Пути развития сельской театральной самодеятельности.
Куйбышев, 1986.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.