ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ЯРМАРКА
Реализация задач социально-экономического развития современного села неотделима от совершенствования форм и методов организации социально-культурной деятельности и общения людей в условиях свободного времени. Постановление ЦК КПСС от 12 июня 1985 года особо указывает на необходимость «...постоянно совершенствовать формы и методы работы учреждений культуры и спорта. В организации досуга повысить роль самодеятельности, инициативы и творчества населения» (1, с. 1). Заметное место в решении данной проблемы принадлежит сельской театральной самодеятельности. В настоящее время сложился немалый опыт театрального творчества народа, включающий в себя различные формы традиционного и современного драматического народного искусства. Народный театр испокон веков славится своими прогрессивными традициями, «...демократическая направленность искусства, оптимизм, жизнеутверждающий характер действия, ...синтетический характер представления» (3, с. 8), активное включение в социально-бытовые явления жизни — все это определяет его общественную значимость. Вместе с тем,'исследования современного самодеятельного театрального творчества на селе выявили факт создавшегося противоречия «...между стремлением народа к самодеятельности, в частности, к театральному творчеству, и той организацией творческой деятельности, которая существует» (5, с. 8). Анализ деятельности сельских театральных коллективов Среднего Поволжья говорит о том, что содержание, формы и способы организации театрального творчества тружеников села еще не достаточно отвечают исторически сложившимся реальным потребностям сельчан в социально-культурной деятельности, не учитывают объективные факторы, связанные с возможностью их удовлетворения в условиях сельского образа жизни (7, с. 4). Это влечет за собой тенденцию дестабилизации театрального творче-.'■ ства. Рабочие и крестьяне, т. е. основной социальный слой сель-I ского населения, в театральных объединениях Куйбышевской * области представлены лишь 25% от общего количественного со- 5 Заказ 2187 ■ . - 65 става их участников (7, с. 5). Напрашивается вывод о необходимости повысить степень эффективности идейно-воспитательной работы клубных театральных коллективов среди колхозников и рабочих совхозов. В еннзи с этим особую важность приобретает обобщение и распространение опыта совершенствования организации сельской театральной самодеятельности, поиска ее новых форм и методов. Примером подобного опыта являются новые формы активизации театрального самодеятельного творчества в селе Пестравке Куйбышевской области, где театральная самодеятельность действует в условиях культурно-спортивного комплекса, созданного в соответствии с рекомендациями июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС по совершенствованию идеологической и массово-политической работы: Особый интерес представляют традиционные ежегодные пест-равские ярмарки, начало которым было положено еще в прошлом столетии. Известный советский кинорежиссер И. А. Пырьев так описывает традиционные сибирские ярмарки конца XIX — начала XX века: «Ярмарка — это прежде всего зрелище, и зрелище красочное, яркое, зазывающее. Помимо торговли на ярмарках всегда были карусели, балаган. При открытии ярмарки, как правило, поднимался флаг, играла музыка. Те, кто ехал на ярмарку из деревень и сел, надевали лучшую одежду, запрягали лучших коней, да не в простую сбрую, а в праздничную. Как правило, ярмарки устраивались к концу года, поздней осенью или ранней зимой. Когда на полях все убрано, когда хлеб обмолочен и лежит в закромах, а лен, шерсть и пенька являются уже товаром. Когда у крестьян свободное время, а самое главное, когда у них в кармане есть деньги, заработанные за весну и лето...» (6, с. 129—130). Особенность пестравских ярмарочных представлений заключается в том, что они знаменуют окончание весенних посевных работ и выливаются в большой театрализованный праздник сельского труда, представляющий собой своеобразное социальное торгово-художественное явление. Издавна пестравские ярмарки славятся яркостью, широтой и весельем. Открывают праздник, как правило, руководители районного Совета народных депутатов. Организация культурной программы- возлагается на Дом культуры, сценарно-режиссерскую группу культурно-спортивного комплекса. ' Театральный коллектив РДК, являясь организационным ядром ярмарочного действа, в создании его опирается на ряд важнейших художественно-педагогических принципов: применение образного режиссерского хода, как правило, создаваемого традиционными ярмарочными персонажами во главе со скоморохами; использование самодеятельных коллективов различных жанров; широкое привлечение к ярмарочному действу формально неорганизованных участников художественной самодеятельности; объединение со- циально-художественных усилий болмппнгп: Остановимся подробнее на этих принцип^' Накануне проведения ярмарки группа paNi Театрализация парада техники, обеспечинк|. кественного открытия праздника к торгово-^! сти, осуществлялась на литературной осноп' т Пестравке» из повести писателя-земляка^, р « -1икиты». Ведущий — скоморох начинал п t «Эта сцена не спроста явилась, По причине по такой простой: ,. В этом крае родился и вырос <* ,,.".■' Наш писатель Алексей Толстой . '. ■ И сегодня, словно по заяви, Из глубин истории самой '^ =-' • К нам явилась ярмарка в Пест! ч О которой написал Толсто!». Д Ведущие-скоморохи цитировали повесть A t Парад сельскохозяйственной техники ocH'i I la последней ярмарке, проходившей в Пестр ft нашел свое оригинальное отражение Закон cpf i рудовой деятельности. В статье 20-й этого д<1Ц!! (| том, что наше государство поощряет «создаЦ' ппонного народного, а также декоративно-при!^} дли реализации...» (2, c.i3). Особо подчеркшаетН) • Индивидуальная трудовая деятельность в C«jj для более полного удовлетворения обществе! \ става их участников (7, с. 5). Напрашивается вывод о необходимости поиыап ь степень эффективности идейно-воспитательной "работы клубных театральных коллективов среди колхозников и рабочих совхозов. В сннш с этим особую важность приобретает обобщение и распространение опыта совершенствования организации сельской театральной самодеятельности, поиска ее новых форм и методов. Примером подобного опыта являются новые формы активизации театрального самодеятельного творчества в селе Пестравке Куйбышевской области, где театральная самодеятельность действует и условиях культурно-спортивного комплекса, созданного в соответствии с рекомендациями июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС по совершенствованию идеологической и массово-политической работы: Особый интерес представляют традиционные ежегодные пест-р.авские ярмарки, начало которым было положено еще в прошлом столетии. Известный советский кинорежиссер И. А. Пырьев так описывает традиционные сибирские ярмарки конца XIX — начала XX века: «Ярмарка — это прежде всего зрелище, и зрелище красочное, яркое, зазывающее. Помимо торговли на ярмарках всегда были карусели, балаган. При открытии ярмарки, как правило, поднимался флаг, играла музыка. Те, кто ехал на ярмарку из деревень и сел, надевали лучшую одежду, запрягали лучших коней, да не в простую сбрую, а в праздничную. Как правило, ярмарки устра-ивались к концу года, поздней осенью или ранней зимой. Когда на полях все убрано, когда хлеб обмолочен и лежит в закромах, а лен, шерсть и пенька являются уже товаром. Когда у крестьян свободное время, а самое главное, когда у них в кармане есть деньги, заработанные за весну и лето...» (6, с. 129—130). Особенность пестравских ярмарочных представлений заключается в том, что они знаменуют окончание весенних посевных работ и выливаются в большой театрализованный праздник сельского труда, представляющий собой своеобразное социальное торгово-художественное явление. Издавна пестравские ярмарки славятся яркостью, широтой и весельем. Открывают праздник, как правило, руководители районного Совета народных депутатов. Организация культурной программы' возлагается на Дом культуры, сценарно-режиссерскую группу культурно-спортивного комплекса. ' Театральный коллектив РДК, являясь организационным ядром ярмарочного действа, в создании его опирается на ряд важнейших художественно-педагогических принципов: применение образного режиссерского хода, как правило, создаваемого традиционными ярмарочными персонажами во главе со скоморохами; использование самодеятельных коллективов различных жанров; широкое привлечение к ярмарочному действу формально неорганизованных участников художественной самодеятельности; объединение со- 66 ;■:» циально-художественных усилий большинства предприятий и организаций райцентра. Остановимся подробнее на этих принципах. Образный режиссерский ход пестравских ярмарок последних лет заключается в театрализации таких основных праздничных эпизодов, как парад>ч сельскохозяйственной техники, работа торговых рядов, проведение выставок и конкурсов, спортивных состязаний, концертных программ. Накануне проведения ярмарки группа участников театральной самодеятельности в скоморошьих костюмах на открытой машине делает объезд села, благодаря которому большинство жителей райцентра может многое узнать из того, что их ожидает на завтрашнем празднике и заранее выбирает для себя наиболее инте- • ресное. Театрализация парада техники, обеспечившая переход от торжественного открытия праздника к торгово-художественной части, осуществлялась на литературной основе главы «Ярмарка в Пестравке» из повести писателя-земляка А. Н. Толстого «Детство Никиты». Ведущий — скоморох начинал парад-представление: .' . «Эта сцена не спроста явилась, ---■^ -. В этом крае родился и вырос '.: ■ ; ■ ■", ,' ] Наш писатель Алексей Толстой. ■ ■ ■ : ■ :":' "■ И сегодня, словно по заявке, - . ' , .'''■■.■ Из глубин истории самой К нам явилась ярмарка в Пестравке, * ' ; О которой написал Толстой». Ведущие-скоморохи цитировали повесть А. Н. Толстого, отражавшую жизнь российского села начала XX века. Перед гостями праздника по контрасту проходили: деревянная соха, пахарь, одетый в лапти, и могучий «Кировец», крестьяне-косцы и красавец «Колос», па площадке которого стояли лучшие механизаторы передового колхоза. Парад сельскохозяйственной техники обычно завершается шестимем участников сценических персонажей традиционных ярмарок. На подводе восседает Кума, опоздавшая к началу торговли, по подгадавшая к веселью, и зовет за собой остальной базарный люд; звучат, блестя перламутром, баяны; исходит переливчатым звоном знаменитая саратовская гармонь; пестрят старинные русские сарафаны, казахские тюбетейки и чувашские платки на песельниках и затейниках. На последней ярмарке, проходившей в Пестравке весной 1987 г., нашел свое оригинальное отражение Закон об индивидуальной трудовой деятельности. В! статье 20-й этого документа говорится о том, что наше государство поощряет «создание изделий традиционного народного, а также декоративно-прикладного искусства для реализации...» (2, с. 3). Особо подчеркивается в Законе то, что «Индивидуальная трудовая деятельность в СССР используется для более полного удовлетворения общественных потребностей Г>* 67
в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно-полезной деятельностью...» (2, с. 2). Поэтому особое внимание на пестравской ярмарке 1987 года уделялось оформлению процесса индивидуальной торговли. Скоморохи сопровождали повозки мастеров народного промысла, предлагавших товары своего труда: яркие росписные домотканные ковры, полотенца, деревянные и глиняные игрушки, различные изделии ручного прикладного искусства, что не каждый раз встретишь и магазинах. В этом праздничном шествии было немало инсценированных картин из прошлой жизни, труда и быта современных сельчан. Веселые улыбки вызывали у зрителей традиционные для прошлых ярмарок конные повозки и базарные персонажи — - Кум с Кумой и Колечники (игрушельники), торгующие кольцами и игрушками. Таким образом, за счет сопоставления картин жизни прошлой и настоящей достигалось единство социального и художественно-эмоционального звучания. Повозки индивидуальной торговли устанавливались вокруг всей ярмарочной площади. Скоморохи-зазывалы на протяжении всего праздника выкрикивали различные «тирады»: -. ■■ . — Собирайтесь все вокруг, Ста наречий пестрый люд! .. '■--', ■ ■-'',' "• , ;- —Выносите на базар \ ' ..;: . ■ Только солнечный товар! ' : ' ",./, : —Разложите на прилавке - ■ !- •"' Радости пестравские! /; ; - — Здравствуй, ярмарка в Пестравке " » С песнями и плясками! (и т. д.) Наряду с театрализацией индивидуальных и государственных торговых рядов, сценарий действа предусматривал проведение семейного конкурса «Папа, мама, я — спортивная семья», выставку детского рисунка, конкурс рисунков на асфальте, ярмарочную вещевую лотерею, сборы с которой были перечислены в Фонд мира, театрализацию развлечений на каруселях, различных выставок, представление-рекламу «Мода! Мода! Мода!» (отдельные образцы одежды Куйбышевский Дом моделей тут же предлагал для продажи гостям ярмарки). Скоморохи приглашали принять активное участие любителей спорта и спортивных развлечений в массовых состязаниях: гонках на лошадях и велосипедах, перетягивании каната, борьбе и т. д. На ярмарочном фестивале молодежной песни состоялись выступления ансамблей и молодых солистов, выступавших с современными песнями. Существенное место в театрализации ярмарки заняли веселые пантомимы в исполнении самодеятельных актеров, которые играли их прямо на площади среди покупателей и торговых повозок. Сельские зрители удивительно непосредственно и активно восприняли эпизоды традиционного русского народного театра, например,— «Базарный люд» с выводом «Медведя», пародирующего нравы некоторых односельчан. Группа артистов, игравшая этот эпизод, творчески дополняла режиссуру всего ярмарочного представления собственными импровизациями, что позволило установить контакты с публикой в различных ситуациях народного празднества. В сценарный план праздника был включен раздел, предусматривающий пропаганду современных советских гражданских обрядов и фольклорного искусства: торжественный выезд молодоженов и выступление самодеятельного фольклорного коллектива районной больницы. Торжественный выезд молодоженов на тройке вызвал особый интерес у зрителей. Участники театральной самодеятельности — скоморохи, ряженые, базарный люд — стихотворными приветствиями, добрыми шутками и пожеланиями создали атмосферу искреннего уважения к молодой семье. «Изюминкой» обрядовой театрализации стало выступление интернациональной группы, представляющей «пестрый люд» Пест-равского района. На импровизированной арене, организованной базарным людом в самом центре ярмарочной площади, радостному событию в жизни молодой пары посвятили свои народные свадебные песни представители русской, чувашской, мордовской, украинской и казахской национальностей, проживающие в этой местности. Театрализованный выезд молодоженов завершился другим хороводом «Пестравская карусель». Исполнение его закончилось массовым песенным действом, созданным вокруг молодоженов участниками самодеятельности и многими посетителями ярмарки, пожелавшими присоединиться к хороводу. В процессе подготовки к празднику было выявлено немало формально неорганизованных участников художественной самодеятельности (например, семейный ансамбль Асимовых из колхоза «Красный путь» и исполнители мордовских, украинских и чувашских народных песен), чьи выступления украсили и разнообразили праздник. Кульминационным моментом народного зрелища стало пред-епшлонне «Скоморошипа», созданное студентами Куйбышевского института культуры- Это представление было показано на центральном сценическом помосте. Оно основано на студенческих учебных работах — режиссерских этюдах, поставленных по мотивам русских басен и народных шуточных песен. Содержанием лих миниатюр была критика, отрицательных явлений, встречающихся в нашей жизни. По сути дела, создание таких представлений, как «Скоморошипа», возможно в большинстве сельских театральных коллективов, так как оно основано на использовании жизненного опыта участников самодеятельности, их активного гражданского отношения к жизненным ситуациям и отвечает элементарному требованию, необходимому для органического существования исполнителя в сценических условиях,—«„Я" в предлагаемых обстоятельствах». Одновременно это является хорошей школой художественного воспитания участников театральной самодеятельности. Мастера народного прикладного искусства остались довольны: весь товар удалось реализовать за довольно короткий срок. Не в накладе остались и «купцы» от государственной и кооперативной торговли, чей товарооборот только за 6 часов торговли на ярмарке оказался вдвое "выше, чем на прежних ярмарках. Объединяющее начало самодеятельного театра в организации «Ярмарок н Пестравке» помогло значительно активизировать творчество коллективов различных жанров. Раньше в Пестрав-ских ярмарках принимал участие 3—4 самодеятельных коллектива, представлявших хоровой, танцевальный и чтецкий жанры. Теперь и ярмарочных действах ежегодно участвуют не менее 10-ти коллективов сельской художественной самодеятельности, выступающих в 9-ти различных жанрах. Пестравский КСК объединил художественные силы 12-ти предприятий и организаций райцентра. Таким образом, описанный здесь праздник как результат деятельности сельского театрального комплекса (СТК) — принципиально новая форма организации досуга населения. ЛИТЕРАТУРА 1. О мерах по улучшению использования клубных учреждений неспортивных 2. Закон Союза Советских Социалистических Республик об индивидуальной 3. Гусев В. Е. Фольклорно-драматическое творчество восточнославянских А. "Даль В. и. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 4. М., 1955. 5. Закшевер И. Б. Пути самодеятельного театра. М., 1981. 6. Пырьев И. А. Избранные произведения в двух томах, т. I. M., 1978. 7. Ращупкин В. Н. Пути развития сельской театральной самодеятельности.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|