Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 2: Средства обучения с/х труду младших школьников.



План:

1. Учебно – опытный участок начальной школы.

2. Наглядные пособия.

 

К средствам обучения обычно относят все материальные объекты, используемые в учебно-воспитательном процессе.

По сельскохозяйственному труду ими являются:

1) учебно-опытным участок,

2) оборудование и ручной инвентарь для работ по выращиванию растений в открытом грунте и в помещениях,

3) живые растения в составе уголка природы,

4) самодельные и заводского изготовления наглядные пособия — сноповой материал, наборы плодов и семян, гербарии, растительные коллекции, муляжи, таблицы, технические средства.

 

§ 1. УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Учебно-опытный участок является основным средством обучения младших школьников сельскохозяйственному труду. Он представляет собой земельную площадь, отведенную школе для постоянного использования в целях воспитания у детей интереса к сельскохозяйственному труду, привития им определенной системы первоначальных знаний, умений, навыков выращивания растений, формирования на основе опытнической работы творческого отношения к труду.

Организация учебно-опытного участка и работ на нем осуществляется в соответствии с утвержденным типовым «Положением об учебно-опытном участке общеобразовательной школы» (1986 г.).

В «Положении...» подчеркивается, что в городских школах в случае невозможности выделения учебно-опытного участка работы детей организуются на межшкольных участках, на учебно-опытном участке другой школы, станции юннатов, в Домах школьников, на участках горзеленхозов и других пригодных для выращивания культурных растений площадях.

Размер учебно-опытного участка зависит от многих факторов, в первую очередь от количества учащихся, их возраста, степени механизации работ, условий выращивания (с поливом или без него), от вида выращиваемой культуры. Для большинства видов растений норма на одного ученика I—II класса составляет 1 м2, II—IV классов—1,5 м2. Под участок отводится земельная площадь, находящаяся, как правило, около школы. Это позволяет сократить расход времени на передвижение детей к месту работы.

По возможности участок должен быть расположен на ровной поверхности, защищен от господствующих ветров зданием школы или зелеными насаждениями, быть хорошо освещен, иметь постоянный источник водоснабжения, удобные подъездные пути.

Особенно велики требования к качеству почвы. В пределах участка она должна быть однородной по составу, структуре, питательности, обводненности, кислотности, глубине пахотного слоя. Для культур, предусмотренных программой для выращивания младшими школьниками, нужны легкие, высокоструктурные, плодородные, достаточно обводненные почвы с нейтральной или слабокислой реакцией среды, незасоренные. Глубина пахотного слоя должна быть не менее 30 см.

На отдельном участке начальных классов обязательно должны быть оформлены овощной, декоративный, плодово-ягодный и коллекционный отделы.

Соотношение отделов по площади неодинаково для разных типов школ. В сельской школе самую большую площадь занимает обычный отдел с овощами, в городской — цветник, декоративные кустарники и деревья. Вся площадь, кроме дорожек, распределяется на делянки размером примерно 0,7X1,0 м или произвольной длины. Вообще же ширина грядки должна быть такой, чтобы ученики, стоя сбоку, свободно доставали руками до ее середины.

Многолетние насаждения целесообразно располагать ближе к краям участка. Это будут культуры для III и IV классов. Ширина центральной аллеи составляет обычно 1,5 м, бо­ковых дорожек — 0,8—1,0 м со скатом к краям, поперечные дорожки между делянками — по 0,5 м, чтобы по ним можно было пройти нескольким ученикам. На легких почвах дорожки обычно протаптываются, на тяжелых прокапываются. При такой планировке участок красив и удобен в использовании. Высота грядок зависит от состава почвы, требований растения и других факторов. Чем легче и суше почва, тем грядки ниже. Некоторые растения лучше растут на грядках (например, корнеплоды), другие — на ровной площади (земляника садовая, капуста, томаты и др.).

 

Примерный план учебно-опытного участка четырехлетней начальной школы.

 

Декоративные травы (в обиходе чаще называемые цветами) обычно располагают в соответствии с общим планом озеленения территории школы, т. е. они могут быть вынесены за пределы учебно-опытного участка. Исключение составляет зеленая изгородь из кустарников, окаймляющая участок.

При ежегодном планировании площади посевов в первую очередь нужно учесть требование плодосмена. На одной и той же площади в каждом последующем году целесообразнее выращивать новые виды растений. Основное требование заключается в том, чтобы культуры принадлежали к разным ботаническим семействам. Этим ограничивается распространение специфических для семейства вредителей и болезней, обеспечивается более равномерный вынос питательных веществ из почвы.

Принятая на ряд лет очередность в смене культур называется севооборотом. Для колхозов и совхозов каждой местности наукой и практикой выявлены свои оптимальные севообороты, обеспечивающие получение высоких устойчивых урожаев без истощения почв района.

В школе целесообразно было бы использовать именно их. Однако для начальных классов наиболее распространенные в хозяйствах травопольные севообороты неприменимы. В овощном отделе можно рекомендовать следующее чередование культур в течение пяти лет:

Годы Культуры
1-ое поле 2-ое поле 3-е поле 4-е поле 5-е поле
картофель корнеплоды томаты капуста Горох
корнеплоды томаты капуста горох Картофель
томаты капуста горох картофель Корнеплоды
капуста горох картофель корнеплоды Томаты
горох картофель корнеплоды томаты капуста

 

Как видим, севооборот здесь пятипольный. По классам представлен следующим образом: горох выращивают ученики вторых классов, корнеплоды — третьих, остальные культуры — ученики четвертых классов. (Первоклассники овощных растений не выращивают.)

Посмотрим, что дает такой севооборот. В данном наборе культур картофель является самым требовательным к питательности почвы. Его выращивают по большой дозе удобрений в частности навоза и калийных солей. За одну вегетацию удобрения расходуются частично, поэтому за картофелем можно размещать культуры, которые не переносят свежего навоза, но требовательны к питательности почвы. К таким растениям относятся корнеплоды. Кроме того, почва после выращивания на ней картофеля - обычно хорошо очищается от сорняков в результате интенсивной междурядной обработки, развития мощной ботвы, которая затеняет и тем самым угнетает сорняки.

В коллекционном отделе работают учащиеся четвертых классов, выращивают растения, предназначенные для изготовления наглядных пособий для уроков природоведения и внеклассной работы. Чаще всего здесь представлены полевые, технические и другие культуры, типичные для сельского хозяйства данного района. Здесь же возможно выращивание лекарственных растений дикорастущих видов и других культур по программе общественно полезного труда.

При определении видового состава растений для класса надо учитывать, что необязательно все ученики должны выращивать одну и ту же культуру. Главное в том, чтобы учащиеся одного класса выращивали растения со сходной технологией, то есть осваивали умения и навыки одинакового порядка и уровня сложности, принимали одинаковое участие в планировании работ, расчете семенного и посадочного материала, разбивке делянок, подготовке почвы, ее маркеровке, посеве и посадке, уходе за растениями, в уборке и учете урожая, изготовлении наглядных пособий.

На территории учебно-опытного участка, кроме растений, располагают помещения для ручного инвентаря и инструментов, отводят специальное место для занятий с классом, снабженное сиденьями, столами и навесом. Наличие столов и навеса обеспечивает возможность использования такого зеленого Класса не только для проведения здесь занятий, но и для сушки урожая, размещения учебно-наглядных пособий и других целей. На участке должны быть парники и рассадники. Их размеры обычно меньше стандартных. Рассадники представляют собой гряды с высокими краями. Поперек гряд можно положить пленку, укрепив дополнительно ее края. В получившемся укрытии можно временно выращивать рассаду теплолюбивых культур.

На участке должно быть специальное место для хранения, минеральных и органических удобрений, приготовления компостов.

Среди ручного сельскохозяйственного инвентаря, который применяется в начальной школе, различают инвентарь индивидуального и группового использования. К первому относят лопаты, грабли, мотыги, совки для выемки рассады, ручные рыхлители, лейки, рулетки, шнуры, шагомеры. Ко второй группе относят тележки, носилки, маркеры, корзины,, ящики для рассады и другое оборудование, которым обычно пользуются вдвоем. Весь инвентарь для сельскохозяйственного труда младших школьников должен быть облегченного и уменьшенного типа — более узкое и короткое полотно лопат, гребенок грабель. Все инструменты и оборудование складываются только чистыми.

Для оказания учащимся первой помощи при возможных травмах на участке обязательно должна быть аптечка.

 

Подбор культур для выращивания младшими школьниками:

Программа по сельскохозяйственному труду для учащихся I—IV классов дает большой список видов растений для выращивания. Из них необходимо выбрать один-два вида из каждой группы (овощных, декоративных, плодово-ягодных), руководствуясь следующими общими требованиями.

При подборе культур для разных классов большое значение имеет срок вегетации растений, определяемый скоростью роста и развития. Для учащихся I и II классов используются виды быстрорастущие, причем в I классе— декоративные растения, во II — овощные. Чаще всего это горошек душистый, настурция, ноготки, фасоль огнецветная, фасоль обыкновенная, горох посевной, бобы пищевые. Эти растения имеют крупные семена, которые обычно высевают прямо в открытый грунт.

Для учащихся III класса рекомендуются для выращивания виды, также обладающие быстрым ростом и развитием, но требующие другой обработки почвы и отличающиеся в остальных элементах технологии. В большинстве случаев это растения из группы корнеплодов — редис, морковь, репа, свекла, зеленные корнеплоды — петрушка, сельдерей и др. Из декоративных растений для этого класса подходят петунья, львиный зев, однолетние гвоздики и др.

В IV классе дети учатся выращивать растения рассадным способом, т. е. растения, имеющие длительный вегетационный период. Из группы овощных для данного класса программой рекомендуются томаты, огурцы, кабачки, баклажаны, капуста и др. Набор декоративных растений, размножаемых рассадным способом, чрезвычайно велик, из них в школе чаще используют астры, циннии, гвоздики, петунью, георгины однолетние и др.

Кроме семенного размножения, младшие школьники долж­ны научиться и некоторым способам вегетативного: стеблевыми черенками (черная смородина и другие ягодные кустарники, комнатные растения)—III класс, усами, делением куста (земляника садовая, декоративные многолетники открытого грунта» комнатные растения)—IV класс.

Тема «Работы в классе» в основном включает труд детей по выращиванию комнатных растений. Естественно, они не относятся к растениям учебно-опытного участка, но имеют свои особенности, которые необходимо учесть при выборе видов для младших школьников. Например, в 1 классе дети должны „усвоить основные правила ухода за комнатными растениями. Опыт показывает, что в этом возрасте учащиеся знают о необходимости полива растений, рыхления почвы, обмывания и обтирания растений и посуды, но делать это правильно в большинстве случаев не умеют. Поэтому для них комплектуется набор растений, .неприхотливых к условиям, с прочными стеблями, листьями, выдерживающих не столь осторожное обращение с ними. К таким относятся лимоны, аспидистры, сансевьеры, плющи, кливии и др.

Во II классе ученики выращивают комнатные растения из семян. Для этой цели подходят бальзамин комнатный, паслен комнатный, гиппеаструм и др. Кроме того, дети продолжают ухаживать за растениями, которые они выращивали в I классе.

В III классе учащиеся овладевают умениями размножать комнатные растения стеблевыми черенками, в IV — делением куста (или другими сходными несложными способами вегетативного размножения, но не стеблевыми черенками). В связи с этим для III класса целесообразно избрать такие виды, как традесканции, пеларгонии, колеусы, фуксии, плющи, сциндапсус, плектрантус, седумы и др., для IV — папоротники, корневищные бегонии, аспарагусы и т. д.

Таким образом, используя приведенные общие положения, учитель из всего разнообразия имеющихся растений сможет выбрать такие, которые позволят сформировать предусмотренные программой для данного класса растениеводческие знания и умения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.