Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 4: Опыты и наблюдения по с/х труду младших школьников.



План:

1. Опытническая работа на уроках с/х труда.

2. Наблюдения на уроках с/х труда.

3. Дополнительные опыты и наблюдения.

 

1. Опытническая работа на уроках с/х труда.

Опыт как метод изучения реальной действительности широко применяется в научных исследованиях и практике растениеводства. Цель его — установить существование у изучаемых предметов некоторых предполагаемых свойств и зависимость этих предметов от окружающей среды, причем с большой степенью достоверности.

В обучении младших школьников сельскохозяйственному труду предусмотрено проведение учебных опытов, в ходе которых учащимся доказывается связь растений с. окружающей средой, в частности с деятельностью человека. В процессе опытнической работы формируется творческое, доказательное мышление детей, привычка в любом явлении искать его истинные причины. Знания, добытые в процессе постановки опытов, являются прочной основой для формирования правильного, экологически оправданного отношения к растениям как части природы.

Для понимания особенностей учебных опытов с растениями необходимо знать их отличие от опытов производственных. И те и другие имеют сходные черты. Любой опыт предполагает размещение объекта в особые, необычные условия, при которых его свойства, невидимые ранее, но существование которых предполагалось, обнаруживают себя.

Примерная тематика опытов определена в учебных программах, она соответствует возрастным особенностям учащихся. Результаты учебных опытов заранее известны учителю и используются прежде всего для обучения школьников.

Для правильного использования опыта как важнейшего из практических методов обучения сельскохозяйственному труду необходимо знать структуру деятельности учителя и учащихся в нем. Рассмотрим ее на примере одного из опытов. Учащиеся II класса засевают семенами одной культуры две делянки, одинаковые по форме, величине, расположению, структуре и питательности почвы, водоснабжению. На одну из них высевают семена сухие и одновременно на другую — пророщенные, у которых в результате предварительного замачивания уже появился корешок. В дальнейшем второклассники осуществляют за посевами совершенно одинаковый уход. В процессе выполнения работ на делянках учащиеся одновременно ведут наблюдения за состоянием растений, выполняют записи о них, в один день проводят уборку урожая. Затем школьники сравнивают результаты, полученные по каждой делянке, и делают вывод о значении проращивания семян для жизни данного вида растений на учебно-опытном участке (при таких-то погодных условиях и при таком-то уходе за растениями). Из приведенного примера следует, что учащиеся должны усвоить термин «опыт», тему и цель опыта, подготовить и провести его, пронаблюдать за изменениями по ходу опыта, закончить его и ответить на вопрос: «Что доказано опытом, где это можно использовать в жизни?»

Деятельность учителя заключается в том, что он в соответствии с программой учебного предмета определяет тематику опытнической работы, составляет план каждого опыта, организует его проведение и осмысление учащимися, использует результаты опыта в дальнейшем обучении сельскохозяйственному труду и при прохождении других учебных предметов.

Перечисленные компоненты деятельности учителя сложны по содержанию и требуют более подробного их анализа.

Определяя тематику опытнической работы по курсу, учитель анализирует содержание программы по сельскохозяйственному труду, общие особенности предусмотренных опытов. В ходе опытов выясняется влияние тех или иных приемов прямого или косвенного воздействия на жизнь и строение растений. К прямому воздействию относят обработку семян, посадочного материала (отбор по различным качествам, замачивание, проращивание и многое другое), воздействие на сами растения: закаливание, обмывание и обтирание, прищипку верхушек стеблей и корней, удаление пасынков, окучивание. К косвенным воздействиям относят приемы обработки почвы, внесения удобрений, регулирование густоты стояния растений относительно друг друга, приемы полива и др.

После составления программы опытнической работы на весь курс начальной школы учитель составляет план каждого опыта, учитывая при этом общие требования к нему: соответствие возрастным особенностям детей, усложнение от предыдущего класса к последующему.

Составление плана опыта включает следующие этапы: формулировку темы и целей опыта, разработку схемы, вариантов, хода опыта, определение сроков и техники закладки опыта, перечень и сроки работ по уходу за контрольными и опытными растениями, составление программы наблюдений учащихся, определение времени и способов окончания опыта, подведение итогов.

Формулировка темы и целей опыта:

Из формулировки темы учащиеся должны понять цель опыта, установить вид подопытных растений и критерии, с помощью которых можно судить о результатах. Все опыты во II—IV классах агротехнические, цель их — установить роль (влияние) того или иного агроприема на какие-либо признаки растений: внешнее строение, величину и качество урожая. Таким образом, в формулировку темы опыта целесообразно включить термин, обозначающий. зависимость предметов или явлений, например «влияние», «роль», «значение», затем дать название агроприема.

Выбор вида растений и показателей опыта зависит от местных условий, например ассортимента имеющихся семян, от возможности организации наблюдений, вероятности получения полного урожая и др. Поэтому учебная программа сельскохозяйственного труда содержит примерные темы опытов, их формулировку уточняет учитель.

Критерии в опытах с различными группами растений — овощными, декоративными, плодово-ягодными — значительно отличаются, поэтому отличаются и формулировки тем опытов. Рассмотрим их по каждой из названных групп. В таблице раскрыты опыты, предусмотренные программой как обязательные. Разумеется, учитель может по своему усмотрению поставить со школьниками и другие опыты, доказывающие ученикам целесообразность тех приемов выращивания растений, которыми они овладевают, например отбор крупных семян для посева, рыхление почвы, прополка и др.

Сравнивая формулировки тем опытов на овощных растениях, можно видеть, что основной показатель в них урожай. Если в школе нет возможности для возделывания овощных культур и для полного учета урожая, опыты могут быть поставлены на декоративных травянистых или комнатных растениях. В опытах с ними обычно используются другие показатели оценки опыта.

Класс № п/п Формулировка темы опыта в программе Конкретизированная формулировка темы опыта
II Опыт с одновременным посевом сухих, замоченных и пророщенных семян (появление всходов, развитие растений) Влияние замачивания и проращивания семян на сроки появления всходов, урожай фасоли (гороха и др.); сроки зацветания и продолжительность цветения настурции (горошка душистого, фасоли огненной и др.); сроки появления всходов, цветение, образование плодов и семян бальзамина, перца, паслена комнатного и др.
    Определение условий для роста растений (влага, тепло, свет) (опыт проводится в помещении) Влияние уменьшения полива, освещения, понижения температуры почвы и воздуха на рост листьев лука репчатого.
III Влияние густоты посева на урожай корнеплодов Влияние прореживания на величину , форму, общий вес корнеплодов моркови (свеклы и др.); влияние частоты посадки черенков на их строение, окраску стеблей и листьев, приживаемость.
    Влияние сроков посева на урожай корнеплодов и на время цветения декоративных растений Влияние подзимнего посева семян моркови на сроки получения первого урожая; влияние сроков посева на время появления всходов, начало и продолжительность цветения астр и др.
    Влияние удобрений на урожай корнеплодов, на рост и развитие цветочно-декоративных растений Влияние подкормок растворами удобрений на рост листьев и величину урожая моркови (редиса, свеклы и др.); на величину и количество цветков декор. раст
IV Влияние пасынкования на урожай томатов Влияние пасынкования на величину, количество плодов томатов (перцев и др.); физалиса декоративного; огурцов (партенокарпических сортов).
    Влияние подкормок на урожай растений; сроки и продолжительность цветения; рост листьев комнатных растений. Влияние внесения удобрений в посадочные лунки на величину кочанов капусты; цветение астр; влияние смены верхнего слоя почвы на рост листьев комнатных растений.

Таким образом, при отсутствии учебно-опытного участка опыты с растениями в объеме, рекомендованном программой для начальной школы, поставить можно, необходимо лишь правильно выбрать вид растения и сформулировать тему опыта с учетом особенностей роста, развития данного растения.

Второй этап в деятельности учителя при составлении плана опыта заключается в определении схемы опыта и установлении количества его вариантов.

Выбор схемы опыта, его вариантов:

В схеме опыта указывают, какие растения будут избраны как опытные и какой н них будет применен изучаемый прием. Указываются также контрольные растения — на них этот прием применяться не будет. Для повышения достоверности выводов в опыте увеличивают количество контрольных и опытных делянок. Это будут повторности. Чем их больше, тем больше можно верить результатам опыта. Однако в начальной школе делают одну, максимум две повторности

Иногда опыты ставятся в нескольких вариантах. Программой начальных классов предусмотрены варианты опытов для II класса в теме «Влияние замачивания и проращивания семян на сроки появления всходов и урожай растений». На семенах одной культуры исследуются два сходных агроприема. В этом случае закладываются две опытные делянки. На одной из них сеют набухшие семена, на другой — проросшие, с небольшим корешком. Для каждого варианта по правилам должна быть своя контрольная делянка, на которой выполнен посев сухими семенами. Для младших школьников контрольная делянка может быть одной для нескольких вариантов опыта.

При определении повторностей и вариантов опытов следует помнить, что нельзя на одной делянке испытывать несколько агроприемов. Этим будет нарушено одно из главных требований к любому опыту — соблюдение принципа единственного различия опытных и контрольных делянок (растений). Эти делянки должны иметь одинаковую по структуре и питательности почву, в один и тот же день (кроме опыта по выявлению влияния сроков посева) на них должны проводиться посевы, уход, уборка урожая.

После установления схемы опыта и выбора вариантов планируется время и способ закладки опыта.

Закладка опыта:

Заложить опыт — значит применить определенный прием по обработке почвы, самих растений, повлиять тем или иным образом на другие компоненты окружающей растения среды на одной из делянок, имея в то же время точно такую же делянку, на которой этот прием не применяется. Сроки и количество раз применения приема определяются темой опыта. Например, воздействие на семена начинается до посева, контрольные и опытные делянки закладываются при посеве. Опыты по прорывке, подкормке растений начинают обычно при появлении у них двух-трех настоящих листьев, по пасынкованию — при вырастании первого пазушного побега и т. п.

Большинство опытов предусматривает неоднократное воздействие на растения или на окружающую среду. Например, подкормку растений на опытных делянках производят обычно один раз в 10—15 дней.

Иногда на сроки закладки опыта влияет требование соблюдения единственного различия опытных и контрольных делянок (растений). Например, опыт по выявлению роли света, тепла и воды в жизни лука репчатого. При отборе луковиц-репок бывает невозможно, не разрезая луковицу, точно определить, начались в ней ростовые процессы или еще продолжается период относительного покоя. Нередко у одинаковых по величине и внешнему виду луковиц листья при проращивании появляются в разное время, растут с неодинаковой скоростью при равных условиях содержания. Для того чтобы опытные и контрольные луковицы ничем не отличались к моменту закладки опыта, его начинают, когда листья достигнут 10—15 см высоты. Из имеющихся луковиц отбирают одинаковые экземпляры, разделяют их на четыре группы. Три из них будут опытные, одна — контрольная. Следовательно, вариаций будет три, повторность одна.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.