Здавалка
Главная | Обратная связь

ЧЕЛОВЕК В УЧЕНИЯХ СОФИТОВ И СОКРАТА



Софисты — учителя мудрости (философская школа в древней Греции, 5-б вв. до н.э.) выступали как теоретики и философы—педагоги, обучающие граждан философии, ораторскому искусству и другим знаниям. Свою правоту в диспутах они доказывали с помощью “софизмов — логических приемов, уловок. Разделялись по группам — были старшие софисты и младшие. Софистов отличало:

- критическое отношение к окружающей действительности;

- стремление к логике и практике в процессе по- знания;

- неприятие опыта прошлых цивилизаций;

- отрицание старых норм, законов и привычек, не доказанных современным знанием,

- субъективизм в оценках и суждениях.

Главной заслугой софистов является их критика окружающей действительности, а также просветительский характер их деятельности среди граждан греческих полисов.

Первыми, кто обратился к проблеме человека, были софисты. Их мнение, что человек только в себе самом может найти истину, четко сформулировал софист Протагор: « Человек есть мере всех вещей существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют”. для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, ибо человек изменчив. В философии софистов человек становится единствеI4ным бытием в отличие от предыдущих времен, когда бытие искалось вне человека. На первый план выходит проблема отношения человека к миру, их постоянное соотнесение. В этом софисты, а том числе и Протагор не избежали крайностей релятивизма (условность и относительность человеческого познания).

Сократ (469-399 гг. до из.) — ученик софистов, не признавал в рассуждениях его учителей засилье относительного, забвение абсолютного, неумение и даже нежелание его поисков. Он превосходит софистов в понимании общего.

Сократ не оставил в наследие философских произведений, но вошел в историю как непревзойденный полемист, оратор, философ и мудрец. Значителен его вклад в просветительскую деятельность: ведя свои диспуты среди простого народа, он затрагивали и пытался дать ответь, на злободневные темы того времен, не потерявшие актуальности и по сей день:

добро и зло, любовь, счастье, честь, и т.д.

Сократ выработал и применял метод «майевтики», благодаря которому с помощью логических приемов и наводящих вопросов он подводил собеседника к самостоятельному нахождению истины. Метод широко применяется в современном образовании.

Его философия основана на нравственности. Нравственное можно познать и усвоить, а отсюда - и жить в соответствии с этими знаниями. Он пытается внушить людям понятия об истинно нравственном. Сократ разрабатывает диалектику, которая поможет приобрести людям знания. диалектика состоит из иронии (спор, диалог) и майевтики (рождение мысли).

Сократ совершил коренной переворот в философии. Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, он по-другому подходит к решению вопроса о природе и содержании человека. Вместо физики он на первое место выводит этику. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, е не наоборот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее и разумное.

Человека от других живых существ отличает наличие души. Душа — это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным. Тело человека не довлеет над душой, наоборот, оно является инструментом души. Сократ занимался телесными упражнениями, а еще больше душевными. Без последних нельзя воспитать в себе добродетели, среди которых главные - мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, даже физическое насилие не может ее разрушить.

Это означает, что Человек становится свободным, и именно в этом состоит его счастье.

 

 

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

Платон — самый выдающийся мыслитель времен античности (427-347 гг. до н.э.), состоялся как философ под влиянием идей Сократа и Аристотеля. Он основал в 387 г. собственную философско-религиозную школу, которая просуществовала более 1000 лет. Выпускники Академии Платона существенно повлияли на развитие идей платонизма и неоплатонизма и признания их ведущими направлениями европейской философии.

Наибольшее влияние на философские взгляды оказали его теория идей и философия государства. Платон является основоположником идеалистического направления е философии. Он первый, кто оставил после себя ряд произведений. Наиболее значимые из них: “Апология” (защита Сократа), “Критон” (об уважении к законам), Пакет” (о мужестве) “Хармид (о благоразумии) “Эвтифрон” (о благочестии), “Менон” (о риторике), Государство” (о справедливости), “Кратил” (о языке). Большинство произведений Платона написано в форме диалога.

Платон является автором философского учения о триаде — все существующее состоит из трех субстанций: “единого”, ума”, и “души’.

Философия Платона включает в себя все основные направления фил. знания того времени. Главным является то, что он впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, материально-чувственного и идеально-существенного, отдавая приоритет идеям

и заложив тем самым основу идеалистической линии

в философии.

Основные положения учения Платона: все материальное изменчиво и со временем прекращает свое существование, окружающий мир временен и изменчиво и в действительности как самостоятельная субстанция не существует, реально существующими являются лишь чистые идеи, они вечны и постоянны, все вещественное является лишь материальным отражением первоначальной идеи.

Совокупность идей представляет особый мир, существующий независимо от человека и называемый бытием.

Платон утверждает, что чувственное восприятие дает только мнение. Действительное знание приходит вместе с понятиями, и только в том случае, если эти понятия неизменны. Понятие должно иметь объект, к которому оно относится. Этот объект не может быть идентичным объекту чувственного восприятия, он должен быть сверхчувственным — идеей. Таким образом, в наших понятиях совершается познание сверхчувственного мира. Понятия являют отражением идей. Причастность духа к миру идей доказывает бессмертие души. душа имеет в себе самой идеи еще до того, как соединяется с телом. Самая главная идея — это идея блага. Платон понимает эту идею, как идею Бога, который сначала создает мировую душу, как нетелесную, везде проникающую движущую силу. Материя сама по себе не существует, она становится реальной только тогда, когда в ней присутствует идея. Этика Платона исходит из идей, которые руководят жизнью. Последняя, в свою очередь, осуществляет идею нравственности, т.е. добродетели (порядок и гармонию).

Платон различает четыре основных добродетели:

мудрость, мужество, благоразумие и гл. добродетель

— справедливость, которая, в свою очередь, компенсирует и сочетает в себе другие добродетели.

В отличие от своих предшественников особую роль в философии Платон уделил проблеме государства. Он определил его основную задачу — это самосохранение государства; посредством воспитания граждан в духе добродетели с определенной политической целью — воспитание идеального гражданина общества. В античной фил. было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Платон считал, что наиболее удачным вариантом государства является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, в материальные блага производят ремесленники, они одни имеют право на владение собственностью, т.к, им необходим стимул к труду. В утопически идеальном государства. Платона утверждаются идеалы единомыслия, разделения труда, общественного воспитания детей, презрение к богатству и бедности как к порокам, ведущим к порче людей и социальным возмущениям.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.