Здавалка
Главная | Обратная связь

Философия киников и стоиков



Киники — философская школа древней Греции сократовского периода. Основателем кинизма считается ученик Сократа Антифен, а его ярким представителем — диоген Синопский. Антифен вел свои беседы в гимназии “Киносарг”, проповедовал нетребовательность и умеренность. Не оставив после себя никакого фил. и литературного наследия, прославился тем, что казал современникам самый простой путь в жизни Платон называл диогена собакой, и даже памятник в конце жизни соотечественники воздвигли ему а виде собаки — на греческом “кинос” отсюда назв. школы — киники.

За основу своей фил. они приняли практическую мораль Сократа, присущее ему самообладание, неприхотливость в еде и одежде, но эти нормы жизни не смогли подкрепить должным интеллектуализмом и в результате этого скатились к идеалам самодостаточной жизни. Признаком позднего кинизма является пренебрежение ко всякой культуре и ко всем обычаям, иногда переходящее в цинизм. Киники обосновывали образ жизни с философской точки зрения вне связи с обществом. Характерными черты их быта: разрыв социальных связей, одиночество, паразитический образ жизни, аскетизм, агрессивность, восхваление бедности, отсутствие патриотизма, неприятие иных мнений и фил. радикализм. Латиняне называли киников циниками и постепенно слово “циник” приобрело негативное значение. Приемлемым в цинизме считается попрание общественных нравственных норм. В основе такого поведения всегда обнаруживается духовная нищета.

Киническая фил. пришлась на пору глубокого кризиса античного полиса и была поддержана многочисленной толпой состоящей из людей, не нашедших себе достойного места в государстве. Возврат к подобному наблюдается и в современном обществе, сходство с образом жизни и философии киников есть у йогов, хиппи и др. Но и в основе их философии отрицания ценностей современной культуры лежат те же причины, которые привели к кризису их античных предшественников — киников.

Философская школа стоиков стала ответом на распространение идей киников. Стоя — широко распространенное в древней Греции философское течение, основано за 300 лет до Р.Х. Зеноном из Китона. Он собирал своих учеников в одном из портиков в Афинах. Стоя — назв. портика (отсюда – «стоики»).

Основная идея стоиков идентична идее фил. школы киников — это освобождение от влияний внешнего мира. Но для достижения своей цели они избрали не путь отрицания ценностей традиционной культуры, а пошли дорогой постоянного усовершенствования. мудрости, восприятия и приумножения лучших достижений культуры. Идеалом стоиков становится просвещенный человек — мудрец, который, познав истину, освободился от влияния внешнего мира и ушел от мирской суеты.

Стоическая философия развивалась поэтапно:

Ранняя стоя (3-2 вв. до н.э.) — Зенон, Клеанф ир.

Средняя (2-1 вв. до н.э.) — Панеттий, Посидоний.

Поздняя (1 в. до н.э.-3 в. н.э.)— Сенека, М. Аврелий.

Характерными чертами стоической философии являются следующие: признание добродетели высшим благом, а порока - единственным злом, неучастие в жизни государства, признание законов государства лишь при условии их добродетели, аскетизм, стремление к счастью, призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом, осуждение человеческих пороков.

Во времена империи учение Стои превратилось в своего рода религию для народа. для стоиков, которые соединили в своей фил. самые различные учения, Бог и природа становятся сутью одного и того же, а человек - частью этой богоприроды.

Наиболее известными представителями этого периода являются философы Сенека и Марк Аврелий.

Сенека (5 г. до н.э. - 65 г. н.э.) — крупный римский философ, влиятельный политик, проповедовал идеи фил. Стоики. Утверждал философию как практическое руководство к управлению государством.

Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.) — крупнейший римский философ, римский император, автор философских произведений “К самому себе. Размышления”, “Наедине с собой”.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.