Здавалка
Главная | Обратная связь

ХРИСТИАНС КАЯ ФИЛОСОФИЯ



Средневековая или христианская фил. развивалась в период с 1-15 вв. При европейском феодализме господствовала христианская религия. Несмотря на раздробленность феодальных государств, церковь жестко контролировала умы и души своих прихожан. Основная честь философов состояла из духовенства и, естественно, они в своих трактатах решали проблемы церкви. Философию понимали и развивали как «служанку богословия».

Церковь враждебно относилась к философии древнего мира, особенно к материализму. Идеи античности допускались частично, и только те, которые подкрепляли религиозные догмы.

Сближение фил. и религии наз. сакрализацией фил. Основными этапами средневековой фил. были патристика и схоластика. Период развития патристики - 1-6 вв. Разработчиками основных догм христианской религии явл.: Василий Великий, Августин Блаженный, Тертуллиан, Ариген. Главные проблемы патристики: проблемы сущности бога и его тройственности. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян). Понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели — «град божий . Рассмотрение свободы человека через возможность спасения или гибели его души. Проблема происхождения зла в мире, почему его терпит Бог, и др.

Схоластика - это учебная философия, а люди ею занимающиеся — ученые теоретики: Бонавентура, Фома Аквинский, Абеляр продолжали развивать проблемы, которые разрабатывали патристики. Это проблемы отношения разума и религии, религии и науки, о Божестве и тайном спасении. Схоластическая философия начинает постигать христианское учение на рациональной основе научной философии. Философия стала сочетаться с религией и заниматься вопросами спасения души. Но сводилась к отдельным понятиям, которые не были систематизированы и в результате на этом этапе она стала нежизненной и бездумной, отсюда - нарицательное “схоластика”.

Античная философия перестает быть враждебной христианству, происходит переосмысление ее положений. Космоцентризм древнегреческой фил. вытеснен идеями теоцентризма: все изменяемое сотворено Богом из ничего и стремится е конце концов к ничтожному. Природное и социальное бытие — это результат божественного предопределения. Человек признается персоной, личностью обладающей разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом.

В средневековой философии все интерпретируется исходя из принципа абсолютной личности Бога. Человек понимается как единство веры, надежды и любви. Большинству философов этого времени присуще догматическое мышление, а основным принципом их рассуждений становится формальная логика. Суммарный обзор, комментарии, цитирование — основные методы их мышления.

Во времена Средневековья возник ряд учений, которые, подорван авторитет религиозных идей, положили начало философии Нового времени:

Учение об истине веры и истине знания.

Учение о свободе воли и ее детерминированности.

Учение о соотношении вещей и понятии о них.

Учение об опыте как мериле истинности понятий.

Несмотря на сильное влияние церкви, период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Он стал связующим звеном между античной философией, философией эпохи Возрождения и нового времени. Философия средневековья развила ряд идей античного периода. Основная заслуга христианской философии - в развитии личностного начала. Главное ее достижение — это новый образ человека, превосходивший античные представления о человеческой сущности. Впервые выдвинута идея оптимизм, идея победы добра над злом, вера в воскрешение.

Представители философской мысли Средневековья внесли вклад в развитие формальной логики, гносеологии, отделили знание от веры, способствовали разделению идеализма на объективный и субъективный, поставили задачу изучения природы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.