Здавалка
Главная | Обратная связь

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ



Начало 17 в. ознаменовалось бурным развитием естествознания. Потребности мореходства определили необходимость развития астрономии кораблестроения. Военное дело стимулировало развитие математики и механики. Благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галилея возникает экспериментальное естествознание. Р. Бойль применил открытия механики в химии, В.Гарвей открыл кровообращение. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики и физиологии внесли ученые Декарт и Лейбниц.

Наука из служанки богословия превращается в производительную силу. Возникает необходимость философского осмысления новых научных фактов, разработки общей методологии познания.

Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая из опытного естествознания. В процессе решения этих проблем в философии образовались два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.

Сенсуализм возник и распространился в передовых странах Европы, сначала в Англии в 1-й пол. 18 в. а затем во Франции во

2-й пол. 18 в.

Эта теория являлась философским обоснованием естественнонаучного и социального познания.

Основной тезис эмпиризма гласит: В разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах, чувства и опыт - источник знания, разум — лишь систематизатор чувственных данных».

Сенсуализм — философское гносеологическое учение, в котором главная роль в процессе познания отводится активной деятельности чувств человека (назв. сенсус — чувство.)

Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф.Бэкон, им был выведен индуктивный метод, в основе которого были наблюдения, анализ, сравнение и эксперимент. Он признавал существование вещей объективным, не зависящим от психических способностей человека. Бэкон выводил ощущения из действия вещей на наши органы чувств.

Недостатком гносеологических теорий было узкое, ограниченное представление о субъекте познания, оторванность теории от проблем общества и истории.

В отличие от эмпиризма, рационализм главным источником знания считает мысли и понятия. Мир сам по себе разумен, следовательно, познаваем средствами разума (иррационализм считает мир непознаваемым, неразумным). Рационализм противоположен сенсуализму. Истинное невозможно познать чувствами, они слишком слабо развиты по сравнению могуществом разума.

Основоположник рационализма, великий философ и математик Р.Декарт (1596-1650) считал врожденными основные идеи и свойства человеческого ума. Критерий истины он усматривал в ясности и отчетливости нашего мышления. для постижения истины необходим определенный метод познания, его нужно разделить на столько частей, на сколько возможно, для лучшего преодоления. Сложное объясняйте простым — учил Декарт. Исследователь должен подвергать сомнению все знания прошлого. Сомнения по Декарту - это не путь к отрицанию познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания. Пользуясь своим методом, он заложил основы аналитической геометрии, объяснил образование и движение небесных тел, понятие переменной величины, открыл рефлекс.

Активно развивал идеи Декарта Г.В.Лейбниц — изобретатель дифференциального и интегрального исчисления. Он подверг сомнению значимость опыта

- т.к. опыт всегда относителен и условен, он не может дать знания всеобщего.

Б.Спиноза (1632-1677), продолжая развивать учение Декарта, создал сложную систему познавательных способностей человека, основой которой является интуитивное знание, В своем главном труде - “Этика” - он стремится к последовательному обоснованию рационализма в познании. Спиноза выдвигает монистическую фил. протяженной и мыслящей субстанции, подразумевая под ней Бога, отождествленного с природой.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.