Здавалка
Главная | Обратная связь

Основы певческой работы в хоре».



Дыхание. Важнейшим у певцов является дыхание. Техника певческого дыхания складывается из различных навыков:1) правильного вдоха;2) задержкой набранного в легкие воздуха воздуха;3) организация экономного выдоха.

По типу вдоха дыхание делится на 3 разновидности: верхнереберное (ключичное), среднереберное (грудное), нижнереберное (диафрагменное или брюшное). Наиболее полным являеися нижнереберное дыхание, где легкие наполняются воздухом у основания и расширяется нижний отдел грудной клетки. Вдох при пении может быть коротким, энергичным или продолжительным, спокойным. Это обусловливается характером и темпом исполняемого произведения.

Атака звука. Атака- начало звука. Бывает мягкая и твердая (и придыхательная). Мягкая атака характеризуется непосредственным переходом от вдоха к звучанию голоса минуя момент полного замыкания голосовых связок. При твердой атака звука голосовые связки плотно сжимаются до начала вдоха.

Цепное дыхание. В некоторых хоровых произведениях встречаются длинные музыкальные фразы, которые трудно или невозможно спеть. В этих случаях пользуются приемом цепного дыхания, где певцы поочередно берут дыхание. При этом необходимо у каждого певца выработать навык осторожного подключения к общему ансамблю, чтобы не нарушить стройность общего звучания. Навык цепного дыхания можно развивать упражнением на выдержанный звук выдержанный звук, следить за чистотой интонации и равностью звучания, чтобы ни один голос не выделялся ни силой, ни тембром.

 

Формы звуковедения. Legato-непрерывное связное пение. Основная форма звуковедения. При легато все гласные должны быть плотно сцеплены между собой. Их артикуляция максимально сближена, произношение согласных производится быстро. При хорошем legato один звук непосредственно переливается в другой без перерыва и толчка.При исполнении мелодии non legato звуки исполняют энергично, подчеркнуто.При Staccatto звук исполняется коротко, упруго, легко, светло. При всех формах звуковедения, возобновление дыхания производится только на границах музыкальных фраз.

Хоровой ансамбль- это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов хорового звучания. Существуют следующие разновидности ансамбля:1)частный; 2)общий, в который входит:+динамический ансамбль, +ритмический ансамбль,+темповый ансамбль,+тембровый ансамбль,+дикционный ансамбль,+гармонический ансамбль,+полифонический ансамбль.

 

Частный ансамбль- ансамбль одной хоровой партии. Подразумевается слитность голосов по тембру и силе, где используется единая певческая манера. Для достижения хорошего частного ансамбля необходимо добиваться единства ощущений темпа, ритма, метра, динамики.

Общий ансамбль- ансамбль всего хора. Необходимым условием является количественное и качественное равновесие хоровых партий.

Динамический ансамбль- слитность голосов по силе звучания. Динамический ансамбль определяется фактурой изложения хорового произведения.

Гомофонно-гармонический склад письма- незначительное выделение голоса ведущего мелодию.

В полифонических произведениях выделяются голоса ведущие тему.

Гармонический (аккордовый) ансамбль-все голоса равны по силе звука.

В динамическом ансамбле есть понятия естественный и искусственный. Естественный ансамбль- голоса находятся в одинаковых тесситурных условиях. Искусственный ансамбль- когда голоса находятся в разных тесситурных условиях (т.е. одни партии поют высоко, а другие низко). В самодеятельных хорах искусственный ансамбль создается еще и из-за численного состава хора.(разное количество поющих в хоровых партиях).

Ритмический и темповый ансамбль – важно воспитать ощущение пульсации, чередования сильных и слабых долей. Простые размеры для исполнения легче, нежели сложные, смешанные, переменные. В целях сохранения ритмического ансамбля полезно применять способ дробления долей. Это поможет ощутить внутренний пульс и движение музыки.

Тембровый ансамбль- ансамбль голосов связанный с окраской звука.

Дикционный ансамбль- необходима работа над артикуляционным аппаратом.

Общий ансамбль-это соединение частных ансамблей. Решает общие исполнительские задачи основанные на раскрытии полного художественного образа произведения.

Строем в хоре называется чистота интонирования в пении. Строй бывает мелодическим – чистота интонирования каждой хоровой партии и гармоническим – вертикальный, чистота интонирования хора в едином звучании.

Мелодический строй основан на выработке каждой хоровой партией унисона. Достижение унисона зависит от музыкального слуха каждого участника хора. Участник должен слушать не только себя, но и всю хоровую партию.

Без хорошего мелодического строя в каждой хоровой партии нельзя добиться четкого гармонического строя. Начинать работу ч гармоническим строем с неопытными певцами целесообразно с гармонического двухголосия. Особенно сложны в исполнении произведения без сопровождения. Следует помнить, что возникающая малозаметная интонационная неточность в одной из хоровых партий приводит к фальшивому строю всего хора. Чаще всего в произведениях без сопровождения хоровой строй склонен к понижению.

К наиболее типичным трудностям, которые приходится преодолевать в работе над строем относятся: 1) отклонения и модуляции, сопоставление тональности, 2) исполнелнение произведения в очень медленном или быстром темпе,3) неудобная для пения тесситура (высокая, низкая), 4) состояние голоса певца

Опытный дирижер может помочь хору при понижении строя жестом (на дыхание и вверх)

Основными условиями и средствами художественной выразительности хорового пения являются: ансамбль, вокальная культура (особое звукоизвлечение), строй, динамика, звуковедение (legato, non legato, staccato), темп, размер, эмоциональность и выразительность. В результате их умелого воплощения создается полноценный художественный образ исполняемого произведения.

Темп. Необходимо правильно определить указанный автором темп, пначе исказится характер исполняемого произведения. Помощь в установлении нужного темпа поможет указать метроном.

Динамика. Это сила звука в произведении. Динамика бывает постоянная (f,ff,fff,mf, p,pp,ppp,mp) и переменная (крещендо, диминуэндо)

Художественно-выразительное исполнение невозможно без артистического начала, яркой, эмоциональной окраски произведения, а руководитель должен обладать художественным вкусом, богатым опытом, музыкальной и общей культурой.

 

 

3. «Создание самодеятельного хора и организация его работы».

Руководитель самодеятельного хора должен быть не только педагогом-хормейстером, но и хорошим организатором, человеком находчивым, инициативным.

Подготовительный период.

При организации хорового коллектива целесообразно заручиться поддержкой общественных организаций, использовать местную и стенную печать, местное радио, афиши, личные беседы с потенциальными участниками. Процесс организации длится от 1-2 недели до года.

Если имеются предпосылки для создания стабильного хора (хорошие муз. Данные участников, поддержка и заинтересованность местного руководства, муз. Инструменты) привлекать к хоровой работе необходимо всех имеющих муз. Слух и голос.

Создаваемый коллектив может быть мужским, женским или смешанным. Оптимальное количество участников хора 20-30 человек.

Проверка музыкальных данных и певческих способностей участников хора. Первое занятие целесообразно посвятить знакомству с коллективом, дать возможность хористам поближе узнать друг друга. В этот период хорошо попробовать петь всем вместе в один голос известные массовые народные песни, непринужденно беседовать с участниками хора на различные темы, например, какой музыке отдают предпочтение, каких исполнителей любят, знают, приходилось ли раньше петь в хоре. Когда создана благоприятная обстановка, можно прейти к индивидуальному прослушиванию каждого участника, которое проводится в присутствии всего коллектива.

Самому смелому участнику предлагается повторить на «а» или «ля» сыгранный на инструменте звук. Для женских голосов он берется в пределах первой октавы, для мужских – в малой. Затем предлагается спеть мажорное трезвучие вверх или вниз, начать следует с трезвучия до-мажор, двигаться по полутонам вверх, определить верхнюю границу диапазона, затем это же упражнение выполнить вниз и определить нижнюю границу голоса певца.

По чистоте интонирования определить наличие музыкального слуха у певца.

Проверка чувства ритма: руководитель задает несложный короткий ритмический рисунок, простукивая его рукой.

Музыкальную память можно проверить попросив певца повторить несложную мелодию, проиграв ее 2-3 раза на инструменте

Все результаты прослушивания заносятся в специальный журнал (5 баллов)

Никогда нельзя высказывать свое мнение относительно плохого голоса и слабых музыкальных данных, это может обидеть человека и навсегда оттолкнуть его от музыки.

Самоуправление в хоре. Необходимо выбрать на общем собрании совет хора. В совет входит 4-5 человек (председатель и его заместители). Они следят за посещаемостью, записывают вновь поступающих, ведут документацию коллектива, отвечают за хоз. Часть, инвентарь, костюмы, следят за подготовкой помещения к занятиям. Однако, это не означает, что хормейстер отстранен от всей этой работы. Он несет ответственность за все стороны работы коллектива, организацию занятий. Как правило, участники заняты 2 раза в неделю по 2-3 часа в одну репетицию с 10-15 минутными перерывами.

Наиболее активный период с сентября по июнь. В течение года репетиции целесообразно проводить следующим образом: в один из дней недели занятия с одной группой, в другой – со второй, а в третий со всем хором общую. Важно, чтобы дни и часы были закреплены и не менялись в течение года, что организует и дисциплинирует участников.

Руководитель должен обеспечить четкий ритм и хороший темп репетиций, продумать ее план.

Организация учебно-воспитательной работы в хоре. Учебная работа ведется по 3 основным разделам: 1) овладение репертуаром и выработка вокально-хоровой техники, 2) изучение музыкальной грамоты и сольфеджио, 3) расширение знаний по теории и истории музыки.

Воспитание осуществляется в процессе обучения певцов, приобретения профессиональных навыков и усвоения ими специальных знаний, необходимых для хорового исполнения, что формирует их личность.

 

Основная задача руководителя связана с общеэстетическим развитием участников хора, с расширением их знаний в области музыки, народно-музыкального и композиторского творчества

 

Подбор репертуара – сложная задача, стоящая перед руководителем хора. Он должен ясно представлять себе художественно- исполнительские особенности своего коллектива. Хорошее знание хоровой музыки различных эпох, стилей, жанров необходимое условие для подбора репертуара. Если хор еще не овладел техникой исполнения сложных многоголосных произведений, в репертуар следует включать двухголосные и трехголосные произведения.

Приступая к разучиванию с хором того или иного произведения руководитель должен изучить его сам. Необходимо знать все хоровые партии, уметь спеть их, уметь рассказать коллективу о произведении. Необходимо разделить произведение на фразы, определить: динамику каждой фразы и всего произведения в целом, характер звуковедения, темп, и другие средства художественной выразительности. В повседневную работу обычно включают одновременно несколько произведений, поэтому нужно определить примерные сроки освоения хором каждого из них. Приступая к работе над новым произведением, не следует сразу репетировать его с начала до конца, необходимо разделить его на отдельные части и разучив каждую, соединить их.

У руководителя должен быть план проведения каждой репетиции и перспективный план на несколько занятий, обычно он составляется с учетом задач концертной деятельности хора.

Успешное концертное выступление самодеятельного хора дает силы для творческого подъема. Виды концертного выступления самодеятельного хора могут быть различны. Хор может участвовать в сборном концерте, где исполняется 2-3 произведения. Обычно выбор репертуара в таких концертов определяется замыслом режиссера.

Самым сложным и ответственным видом деятельности самодеятельного хора является его самостоятельный концерт. Руководитель должен составить концертную программу из различных произведений, контрастных по художественному образу и характеру исполнения. При составлении программы следует учитывать, что интерес к ней у слушателей должен повышаться до конца выступления хора. Количество концертных выступлений хора определяется его творческими возможностями и уровнем его исполнительского мастерства. Хорошо подготовленный самодеятельный коллектив должен выступать не более 12-14 раз в течение учебного года.

Перед выступлением необходимо выделить место и время для распевания хора и выяснить акустические особенности сцены и концертного зала, и с учетом их расположить на сцене хор и аккомпанирующий инструмент.

Целесообразно каждое концертное выступление анализировать с хоровым коллективом, отмечая его положительные стороны и обращая внимание на недостатки, с целью устранения их в последующем исполнении.

Музыкально-образовательная работа необходима для повышения его творческая. Практика показала, что музыкальное образование не только не мешает сохранить специфику народного хора, но и укрепляет ее, внося элемент сознательности.

Цель музыкально-образовательной работы в хоре состоит в том, чтобы преодолеть музыкальную безграмотность, развить сознательное отношение к творческому процессу пения.

Принципы музыкально-образовательной работы.

1) Систематичность. 2) Тесная связь теоретического материала с изучаемым репертуаром. 3) Разносторонность музыкального образования.

Систематичность музыкально-образовательной работы в хоре. Опыт показывает, что она будет эффективной лишь при условии непрерывности и систематичности. Целесообразно I раз в неделю проводить занятия по муз.грамоте и теории, и один раз беседу или лекцию муз. Обр порядка. Полезно также каждую репетицию начинать распеванием с элементами муз.грамоты. Дополнительные занятия с «новичками» дают возможность постепенно «подтянуть» их до муз уровня коллектива в целом.

Тесная связь. Только в тесной связи с изучаемым материалом можно сделать занятие по муз теории содержательными, увлекательными и достичь результатов, именно на песенном репертуаре руководитель раскрывает выразительные свойства лада, мелодии, ритма, гармонии. При ознакомлении с трезвучием внимание певцов останавливается на песнях начинающихся на звуки трезвучий («Калинка» - мажор, «Под окном черемуха колышется» - минор). При ознакомлении с длительностями хору предлагаются песни, ритмический рисунок которых у них на слуху (длительности с точкой- «Славное море -священный Байкал»

Разносторонность. Уже в распевании начинается развитие слуха, ритма, муз памяти. В практике распевания певцы закрепляют теоретические сведения, полученные на муз занятиях. Учитывая «самостоятельность» (без дирижера) исполнения народного хора, развитию чувства ритма уделяется большое внимание. Чуткое ощущение ритма можно выработать двумя путями: Прохлопыванием ритмического рисунка муз фразы или периода простой мелодии из репертуара.

Пение гамм ритмически варьированных (четвертными, восьмыми, и т.д.) Ритмическое разнообразие в пении гамм имеет определенную цель -подготовить певцов к исполнению песен с тем или иным ритмом.

В хоре им. Пятницкого и др. хорах занятия по муз грамоте сочетаются с коллективным сольфеджио, где практически претворяются полученные теоретические знания. На занятиях сольфеджио участники хора начинают разучивать песню по нотам, сто ускоряет процесс разучивания.

Основная задача занятий муз теорией: 1) Научить петь по нотам, с тем, чтобы ускорить процесс освоения песен и внести в него процесс сознательности. 2) При импровизационном распеве песни суметь сделать запись своего варианта напева.

 

4. «Стилевые особенности современного хора русской народной песни».

3 стиля исполнения. Народные хоры различают по составам в зависимости от историко-географических условий. Есть три основных стиля исполнения русских народных песен.

Первый стиль. Северный стиль- охватывает Архангельскую, Вологодскую, Новгородскую области. Носителем является Северный народный хор (имеется однородный женский состав, единственный). Хоры преимущественно женские, одноголосная основа, мелодия сопровождается проходящими и вспомогательными звуками, нет скачков и нет долгостоящих звуков. Одноголосная песня разветвляется на подголоски, которые звучат в двух октавах. Т.к. на севере певцы поют на грудном и высоком грудном регистре, характерной особенностью является октавное удвоение верхними голосами мелодии, которые ведут низкие голоса. Звучит свободное пение во второй октаве (ми, фа, соль второй октавы). На севере округляют букву «О» (окающий диалект), заменяют «ЧК» на «ЦК» (пляцка).

Второй стиль. Хор Средней полосы России- Московская, Курская, Рязанская области. Хоры имеют смешанный состав: голоса низкие, средние, высокие; мужские, женские. В основе стиля двухголосная песня, октавное вариационное дублирование женских голосов мужскими (основная партия у женских), удвоенное в октаву трехголосье, основная мелодия у женских голосов. В верхних голосах, второй голос втора. Двухголосная песня распевается в двух- трех октавах со свободным варьированием.

Третий стиль. Южный стиль-Ростовская область, Ставропольский и Краснодарский край. В южных хорах преобладают мужские голоса. Доминирующую роль играет верхний мужской голос, который поет мелодию в унисон примы с нижним женским голосом. Высокий голос называется – дишкант. Песни имеют очень часто долгие и широкие распевы слогов. Песни кубанских казаков отличаются от песен донских казаков украинским диалектом.

В зависимости от места исполнительских традиций различен характер звуковедения: твердая атака звука на севере, «звук на губах» в центральной области, характерная певучесть в русских народных хорах.

Исполнительские особенности русского народного певца. Регистровая специфика. Позиция звука. У русских народных певцов раличаются два основных регистра: грудной и головной. Натуральный грудной регистр- тот, в котором звучит разговорная речь. Поэтому грудной регистр преобладает в массовой народной певческой практике. Но поскольку в народе поют как кому удобно можно встретить и звонкие высокие голова свободно поющие во второй октаве, в основном в пределах головного регистра. Такое пение можно услышать в Подмосковье, на Севере, в Поволжье, на Дону и в других областях РФ.

Грудной и головной регистры весьма контрастны тембровой окраской. Объясняется особенностями резонирования: грудного и головного.

Грудной регистр обладает большой звучностью и красочностью. Диапазон его у каждого голоса октава- децима. (терция через октаву), на звуках ре, #ре второй октавы звучание грудного регистра уже теряет свою естественность и становится крикливым.

Верхний регистр слаб и менее тембрист. При переходе к головному звучанию народные певцы освобождаются от грудного резонирования, а головные резонаторы, которые служат прикрытию звука, используются ими лишь частично. Умение пользоваться головным регистром расширяет выразительные возможности певцов (Людмила Зыкина). В силу контрасности и изолированности регистров певцы обычно в одной и той же песне не пользуются и грудным и головным регистром. Если мелодия песни охватывает больше одного регистра (в среднем: грудной -октава, головной- секста),то певцы при импровизационном стиле исполнения искусно передают часть мелодии другому голосу. Переходные микстовые звуки слабые, тихие если певица поет в головном регистре, и напротив резкие, напряженные если в грудном. Лишь немногие спецы владеют искусством пения в микстовом характере на межрегистровых звуках. В Волжском хоре эти певцы составляют так называемую микстовую группу. В основном они пользуются микстовыми звуками в качестве нижних головному регистру, поэтому звучание для группы мягкое, неяркое. Пример переходных микстовых звуков. Между грудным и головным регистром будут звуки ля, си первой октавы, до второй октавы.

Диапазоны отдельных народных голосов нередко весьма индивидуальны, поэтому не диапазон определяет характер голоса, а его основная тембровая окраска.Характерной особенностью звуковой позиции народного певца является близость ее к звуковой позиции разговорной речи. Близкая позиция отличается звонкостью, яркостью и полетностью. В связи с использованием одного регистра своего голоса у народных певцов наблюдается ограниченность рабочего диапазона. У академических певцов за счет глубокой позиции звука, округления гласных диапазон до двух с половиной октав, так как они пользуются приемом сглаживания регистров.

В народном хоре используется 2 метода певческого воспитания: 1) предполагает перенимание опыта и вокально-исполнительских приемов от лучших певцов в хоре. 2) систематичную тренировку, формирование певческих навыков под контролем руководителя. Если руководитель не является народным певцом , должен сам изучать искусство народных певцов, овладеть народной манерой пения. Руководитель не овладевший народной манерой пения не может научить певцов народному вокальному искусству и заниматься постановкой народного голоса, такому руководителю не только не нужно, а даже вредно.

Практика показывает, что чуткий хормейстер может в известной мере овладеть певческой манерой своего хора и быть учителем-вокалистом для народных исполнителей, так частично овладели народ. Манерой основатель и первый руководитель Лев Львович Христиансене, Нина Констант. Мешко, рук. Северного хора, освоила подмосковную и северную манеру.

Единая манера пения, говор. Народная манера пения складывается на основе областных певческих традиций: север, юг, средняя полоса России.

Север – сдержанность подачи звука (Не бела заря), что можно объяснить

климатическими особенностями – поют в основ в помещении.

Не свойственно жителям Севера *пение на открытом воздухе, *с массовыми гуляниями, *вождение хороводов. Мягкость, легкость высоких голосов и сдержанность, даже суровость глубоких, почти баритональных альтов. Свободное резонирование грудного и головного регистров.

Средняя и южная полоса России. Манера пения очень ясная, разговорная, почти везде можно услышать пение половины 2-й октавы, чем южнее тем, соне, просторнее звучат голоса.

Открытое, полевое пение, особенно широко пользуются певцы грудным регистром, так поют в Курской, Воронежской, Белгородской областях.

Одна из самых первых задач в НХ – выработка единой манеры пения всех певцов. Местная манера является вокальной основой любого областного, районного или сельского хорового коллектива.

Создать хор из певцов, поющих в одной манере легче в сельской местности, где люди живут с детства. В городе, где много переселенческого населения нужно определить ту местную манеру пения, которая наиболее устойчивая, хотя бы у части певцов.

Как добиться единой манеры пения. Прежде всего руководитель должен сам четко какую именно народную манеру культивирует хор и учитывать это при подборе певцов коллектива, т.е. подбирать участников с ярко выраженными местными традициями пения. Немалую роль для певческой манеры играет говор певцов.

Основных говоров в русском языке 3: окающие, акающие, якающие. Московская речь на певучем акающем говоре. Северный, приволжский, уральский, сибирские регионы разговаривают на окающем говоре. Более яркое «о» у северян.

В Курской, Белгородской, Воронежской области и на Дону – якающий говор.

Выработка единой манеры пения должна осуществляться руководителем не только со всем хором, но и с небольшими группами однородных голосов. На звучании лучших певцов учиться вся группа. Нельзя механически объединять в одном хоре певцов с академической и народной манерой пения – это всегда создает фальшивое звучание. Разница академических и народных певческих манер особенно сказывается у женских голосов.

Распевание хора проводится регулярно в начале занятий. Смысл его на только в том, чтобы разогреть голосовой аппарат, но и способствует развитию певческих навыков: дыхания, звуковедения, ансамбля, строя. Закрепляются же они в процессе освоения репертуара. Народному певцу чуждо чистое вокализирование вне смыслового содержания песни, поэтому основной материал для распева песенный. Одни упражнения берутся из разучиваемого репертуара, другие создаются специально для выработки конкретного певческого навыка. Таким образом распевания применяются как песенные, так и специальные упражнения. Они разнообразятся на каждом занятии. От конкретных вокально-технических задач зависит и выбор упражнений. Например, упражнение №1 ставит цель добиться равного звука на хорошем дыхании, близкую позицию звука на гласных «и», «я».«Лилия»«Зелена трава»-для близкой позиции звука.«Сваха ты моя»,«Уж ты степь»

Следующее упражнение ставит целью выработать полное протяжное звучание в октавном диапазоне, укрепить дыхательную основу, подчеркнуть главное слово «раздольные» «Широкие степи раздольные»

В связи с тем, что манера пения народного хора разговорная, полезно проговаривание нараспев скороговорок и слов песни на определенной высоте.

 

1.На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

 

2.Кукушка кукушонку сшила капюшон, как в капюшоне он смешон.

 

3.Купи купу пик.

 

4.Курьер курьера обгоняет в карьер. И т.д.

 

Пропеть:

 

1.Веники веники да веники помелики да на печи валялися да с печи оборвалися кум Гаврила кум Гаврила я Гавриле говорили.

 

2. А тари тари тари куплю Маше янтари Куплю Маше янтари, ты носи да не дари.

 

3. Ты моя я я ты долинушка моя долина моя.

 

3. Как донские казаки по столицам гуляли. И т.д.

 

Запевала в народном хоре выступает в качестве своеобразного дирижёра. Он не только начинает песню, но и сообщает эмоциональный импульс всему исполнению. В хоре где у певцов развита самостоятельная и творческая инициатива большинство певцов могут быть запевалами. Но в народных хорах предпочтение отдается тому запевале, который обладает не только хорошим голосом и музыкальностью, но и умеет понять и передать душу песни. Естественно, что хорошими запевалами не рождаются. Запевалы воспитываются в коллективном хоровом пении. Опыт, музыкальность, искренность, переживание, характерность голоса - вот необходимые качества запевалы. Хор обычно очень чутко и ревностно относится к качеству запева. В запеве в концентрированной сжатой форме должно промелькнуть вся песня с ее настроением, характером. Без хорошего запева нет песни.

В народно-певческой практике хоровод, пляска издавна была спутниками песни. Хороводные, игровые и плясовые песни исполняемые с элементами движения вносят в исполнительскую манеру черты подлинной народности, жанровое разнообразие. Нередко подвижные песни вызывают невольное легкое приплясывание, когда певцы как бы не могут устоять на месте.

Работа над песнями с элементами движения основана на изучении живой народной исполнительской традиции. Здесь учитываются все движения и те мизансцены, которые могли бы естественно возникнуть при исполнении этих песен в быту, на гулянье и в народной игре. В хороводных и игровых песнях движение подчинено содержанию действия и части демонстрируют его. В хороводных народных гуляниях участвуют большие массы молодежи. Стремясь правдиво показать народную хороводную песню, наши концертные хоры вовлекают в вождение хоровода не только артистов плясовой группы, но и большинство хоровых певцов.

Участие певцов в хороводах требует специальной работы, которую обычно проводит руководитель плясовой группы. Постепенно молодые певцы хора овладевают умением естественно и красиво «пройтись» в хороводе, умением свободно петь во время движения.

В игровых песнях активная роль принадлежит плясовой группе. Хор при этом может и не участвовать в основном действии, но находится в активном движении, перестраивается располагаясь на сцене или группами, или хоровыми линиями, наблюдает за игрой.

Рассмотрим как происходит работа над песней «Прялочка» в Омском региональном хоре. «Прялочка» – это спокойная сибирская игра, которая и сейчас бытует в народе как одна из форм народных развлечений. Песня заканчивается, как обычно в сибирских вечерних (зимних) песнях- поцелуем. Игровое действие поставлено балетмейстером хора по мотивам народной игры. Действующие лица в игре: пряха Ксенюшка- певица хора и молодой парень с прялочкой, а также вся плясовая группа и хор. Хором была разучена мелодия и текст песни. Плясовой группой и солистами было подготовлено сценическое действие, разыгрываемое на основе содержания текста (прочитать текст).

Руководители хора считали, что период сводных репетиций плясовой и хоровой групп следует начать еще до того, как песня приобретет законченную хоровую форму, то есть непосредственно после выучивания ее в первоначальной одноголосой записи. И это не случайно. Во время работы с плясовой группой новые впечатления от игры, действия возбуждает творческие фантазии певцов, побуждают их к варьированию мелодий. Поэтому распев песни «на голоса» был приведен после ряда сводных репетиций и прошел с большим интересом.

Партитура песни, исполняемой с движением, точно не бывает многоголосной, в ней важен текст и общий хор-р. Основной напев исполняется всегда большинством голосов хора, отдельные голоса варьируют основную мелодию лишь частично отклоняясь от нее вверх или вниз. Совместная работа над музыкально- танцевальными постановками в условиях клуба состоит из работы отдельно каждой творческой группы и последующих общих репетиций.

Специфической стилевой чертой народного хорового коллектива является органическая взаимосвязь хоровой, плясовой и инструментальной группы (в отличие от ансамбля песни и пляски где хор и плясовая группа связаны так нераздельно)

Творческие группы объединяют наиболее одаренных и опытных участников коллектива из всех его групп: хоровой, музыкальной, плясовой. Вместе с руководителем хора они обдумывают репертуар, вносят свои предложения по музыкальной, поэтической или сценической обработке отдельных песен, плясок.

 

Значительна роль наиболее способных певцов в хоровом распеве. Они творчески активны и объединяют вокруг себя более молодых певцов, обучая их с голоса вокально-исполнительским приёмам народного мастерства. Такую работу в хоре им.Пятницкого проводит А.Прокошина, в Воронежском- Мордасова. Кроме того творческие группы занимаются постановками. Так воронежский хоровод в хоре им. Пятницкого поставлен Прокошиной, прекрасно знающей воронежскую песенно-танцевальную народную культуру.М.Мордасова вышла из народной среды. Сама мастер исполнения частушек. Она занимается в Воронежском хоре с группой частушечниц и пением, и текстом, и характерными движениями. Импровизации и музыкальные обработки оркестровых партитур делаются нередко участниками профессиональных народных коллективов, чаще баянистом.

 

 

Список литературы

1. Калугина Н. Методика работы с русским народным хором.

2. Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка, 1981.

3. Шамина Л. В. Теоретико-методологические основы обучения русскому народному певческому искусству.

4. Щуров В. О региональных традициях в русском народном музыкальном искусстве // Музыкальная фольклористика. - М., 1986.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.