Здавалка
Главная | Обратная связь

Семейное и профессиональное самоопределение в молодости.



По достижении определенного возраста перед человеком встает необходимость выбора профессии, каждая из которых предъявляет определенные требования, требует наличия определенных психических и физических качеств. Те качества, которыми обладает человек, должны соответствовать предъявляемым профессией требованиям.

От этого зависит то, насколько он преуспеет в работе в дальнейшем, насколько будет удовлетворен результатами своего труда. Молодость является периодом становления профессионального самосознания. Появляется стремление занять определенную нишу в социуме, найти свое место.

Молодой человек должен четко понимать свои желания и реально оценивать свои возможности. Он должен разграничить сферу своих интересов и интеллектуальных способностей. Также на выбор профессии оказывает влияние мировоззрение человека.

В молодости происходит осознание социальных ролей. Становление определенных психологических и социальных свойств происходит под влиянием занимаемого человеком профессионального положения.

Если общество принимает эти свойства, то интеграция проходит успешно. То, насколько хорошо человек сможет освоить социальные роли, влияет на благополучную социализацию личности. Это предполагает освоение социального опыта и успешное его применение на практике. Рассмотрим профессиональное определение человека с разных сторон.

Профессиональное самоопределение:

1) это ряд задач, предъявляемых человеку обществом, которые он должен поэтапно решить в условиях дефицита времени (за какое-то определенное время);

2) умение балансировать между собственными стремлениями, желаниями, склонностями и правилами общественной системы труда. Это умение формируется в процессе постепенного решения задач.

Выбор профессии во многом определяет будущий образ жизни человека, формирует его индивидуальный стиль.

В тот период, когда выбор профессии остался в прошлом, человек самоопределяется и начинает занимать определенную нишу в обществе, приобретает социальный статус.

Теперь для него более важной является престижность занимаемой им должности, то, насколько он авторитетен.

Авторитет определяет социальную значимость человека и то, насколько успешно он справляется с возложенными на него обязанностями.

Семья имеет большое значение в социализации человека, так как в ней ребенок впервые начинает взаимодействовать с другими людьми.

В начале жизни она имеет наибольшее значение. После того как ребенок начинает общаться со сверстниками (в детском саду, в школе, в институте и т. д.), значение семьи по-прежнему велико.

В семье социализация личности происходит посредством воспитания (это целенаправленный процесс). Отмечается процесс социального научения, когда ребенок общается со взрослыми или наблюдает за ними. Влияние родителей на социализацию личности ребенка очень велико. Есть несколько стилей поведения родителей. Д. Баумринд называет три из них: 1) авторитетный родительский контроль. Родители были нежными и доброжелательными со своими детьми, осуществляли над ними контроль, учили ребенка отдавать отчет своим поступкам. Общение занимало в их жизни большое место. Родители были едины в своих требованиях и объясняли ребенку свою мотивировку, стараясь не ущемлять его независимости. Дети, выросшие в такой семье, отличаются уверенностью в себе, они дружелюбны и активны, достаточно независимы, умеют сдерживать свои эмоции, ко многому проявляют интерес, умеют ориентироваться в новых обстановках;

2) родители, воспитывающие детей по властной модели. Они не стремились к тому, чтобы ребенок научился быть независимым, осуществляли жесткий контроль над ним, в разных ситуациях показывали свою власть, часто наказывали. Ребенку не хватало понимания и теплоты. У детей, выросших в такой семье, самооценка занижена, они замкнуты и не доверяют людям;

3) родители, воспитывающие детей по снисходительной модели. Они не предъявляли к детям больших требований, были с ними снисходительны, их домашний уклад не устоялся. Это неорганизованные родители. Они не считали нужным воспитывать в ребенке независимость и уверенность в себе. У детей, воспитывающихся в подобной семье, проявляется большая неуверенность в своих силах. Их не научили сдерживать свои эмоции, они редко проявляют интерес к чему-то. Большинство черт характера, сформировавшихся у детей, обусловлены семейными отношениями. Неправильное формирование процесса обучения может стать причиной возникновения у ребенка невроза и других нарушений. А. Е. Личко называет несколько видов неправильного воспитания: гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание в «культе болезни», эмоциональное отвержение, условия жестких взаимоотношений, условия повышенной эмоциональной ответственности, противоречивое воспитание.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.