Вариации как целое.
Вариации.
Определение. Вариации (форма вариаций, тема с вариациями, вариационный цикл, от лат. «variato» - «изменять») - форма, состоящая из первоначального изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений, называемых вариациями. Следовательно, в основе формы вариаций лежат принципы повтора и видоизменения - варьирования. Происхождение и сфера применения. Вариационная форма происходит от танцевальной и народной музыки. Применяется: 1. Как самостоятельная форма Л. Бетховен. «32 вариации» для фортепиано 2. Как часть цикла Л. Бетховен. Сuмфония N5, 2 часть В. Моцарт. Соната №11, 1 часть, Й.Гайдн. СuмфонияN103, 2 часть 3. Как часть более сложной формы Н. Римский-Корсаков. «Шехеразада», 2 часть Вариации как целое. Как правило, тема вариаций всегда простая, что облегчает ее дальнейшее развитие и первоначальное восприятие. Форма темы - простая 2-х частная, простая 2-х частная репризная, реже - простая 3-х частная форма, очень редко используется форма периода. В качестве темы вариаций могут использоваться темы собственные и заимствованные темы, фольклорные темы. 4. Для вариаций как цикла характерно: 1.Обилие звеньев, причем число вариаций не ограничивается. 2.Вариации всегда объединяются в группы по общему признаку варьирования. 3.Структура, гармония и тональность в основном не меняются. 4.Степень сложности к концу цикла возрастает. Наиболее сложная вариация расположена перед последней, а последняя наиболее близка теме, чтобы придать форме симметричность. 5.В вариациях возможен контраст темпов. 6.Возможно наличие коды. 5. Классификация вариационных форм: 1.Старинные неостинатные вариации XVI-XVII веков. Встречаются в клавирной музыке в следующих жанровых разновидностях: ария с вариациями, песня с вариациями, танец с вариациями, вариации на хорал, дубли (обычно в сюитах) Методы варьирования: а) фактурный - соединение фрагментов полифонического и смешанного складов фактуры; б) колорирование мелодии - включение в мелодию орнаментальных формул; в) орнаментация - включение орнаментальных формул во все голоса фактуры; г) диминуция - ритмическое дробление мелодии; д) редукция - смена четного метра на нечетный, умеренного движения на быстрое. 2.Остинатные вариации на выдержанный бас (вариации на basso ostinato, они же старинные вариации). Происхождение связано с медленными трехдольными танцами пассакальей и чаконой. Темой обычно является предложение или период в 4 - 8 тактов. Методы варьирования: а) полифоническое развитие верхних голосов; б) гармоническое развитие баса (перегармонизация баса) в) транспозиция темы. (Д. Букстехуде. Пассакалья d-тol).l
3. Строгие (фигурационные, классические) вариации ХVIII - XIX вв. Методы варьирования: а) в тематизме сохраняется структура, темп, метр, гармония и опорные тоны мелодии; б) часто изменяется лад, но тональность - крайне редко; в) при варьировании темы строгих вариаций большую роль играют фигурации.
4. Свободные (романтические, жанрово-характерные) вариации XIX-XX вв. Методы варьирования: а) существенное нарушение гармонии, темпа, метра темы; б) имеются невариационные построения (связки, предыкты и т.д.). Характерно вычленение мотивов и разработочность; в) возможно изменение жанра темы (Ф. Шуман. Симфонические этюды №4, №9). 5. Вариации на выдержаннvю мелодию (soprano ostinato, «глинкинские»). По сравнению с вариациями на basso ostinato, тема более характерна и поэтому варьирование является средством обогащения и переосмысления мелодии.
6.Двойные и многотемные вариации. Двойные - вариации на 2 темы: а) классического вида - А+В+А1+В1 (Л. Бетховен. Симфония №5, 2 ч.); б) с противопоставлением групп вариаций - А+А1+А2+В+В1+В2 (М. Глинка. «Камаринская»); в) встречаются вариации на 3 темы (Н. Римский-Корсаков. Увертюра на 3 русские народные песни); г) бывают многотемные вариации типа попурри. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|