Здавалка
Главная | Обратная связь

Школа чиновников в Древнем Египте



В Древнем Египте при дворе фараона существо­вали школы подготовки чиновников. Молодые люди, готовящие себя к управленческой карье­ре, практиковались в переписывании различных дел и сочинений, прославлявших преимущества такой карьеры. Славословие чиновника шло на фоне принижения других профессий. В одном из сочинений автор пишет: «Говорят мне, что ты бросаешь книги, предаешься танцам, обращаешь лицо к сельскому хозяйству, а не к слову божье­му. Неужели ты не помнишь положения земле­дельца во время жатвы? Черви воруют полови­ну зерна; гиппопотамы пожирают другую, мыши умножаются в поле...» В следующем тексте опи­сываются злоключения офицера: «У него множе­ство неприятностей. С детства приводят его, чтобы запереть в казарму. Обрати сердце твое, чтобы сделаться писцом, ты будешь управлять людьми».

Высмеивание различных профессий в угоду кан­целярской службе являлось мощным дидакти­ческим приемом воспитания будущих чиновни­ков. Кроме трактатов, восхваляющих чиновную профессию, будущие египетские управленцы упражнялись в литературном сочинительстве, они писали царям оды, деловые письма и отче­ты, приветственные послания, выговоры по


службе, жалобы, приказы, производили различ­ные вычисления, например, при снабжении вой­ска или назначении рабочих для возведения обе­лиска.

Особо школьные учителя следили за моральным обликом будущих чиновников. Высокое призва­ние и профессия, которые они должны получить в будущем, обязывают юношей вести достойный образ жизни. Мало уметь играть на флейте, го­ворить нараспев под псалтырь или петь под ак­компанемент гуслей. Надо еще уметь заставить себя не делать того, что тебе больше всего нра­вится, например, пить пиво или вино, веселясь в обществе девиц. Будущие чиновники должны были в совершенстве знать придворный и слу­жебный ритуал: кому и какие знаки приветствия уделять, как разговаривать и в каком тоне с ли­цами одного ранга, выше- и нижестоящими, от кого и через кого принимать письменные докла­ды. У школяров формировалась своя субкульту­ра, обычаи и традиции, даже существовало осо­бое чиновное остроумие, непонятное представи­телям других профессий. Много времени уделялось риторике, написанию гимнов, чтению различного рода «наставлений», «поучений» и трактатов. Например, «Наставления Птахотпа» или «Поучения Аменемхета I» читались и перепи­сывались в школах в течение многих веков.


 

Кожевники

раллельными рядами скамеек на два, три, четыре места. И парты, и школь­ные принадлежности, и учебный материал — все выполнялось из глины, чернильницы и клинописные таблички с «прописями» — из обожженной глины2.

В школах, где дети проводили значительную часть своей жизни, а имен­но с 5 до 16 лет, царили суровая дисциплина и телесные наказания. Основ­ными «техниками обучения» служили элементарное зазубривание и запо-

Чиновник древности — это, как правило, чело­век ученый, воспитанный, образованный. Зани­маясь вопросами приличествующего поведения и хорошего тона как знаками принадлежности к высшему классу, школяры много времени посвя­щали религиозным и этическим проблемам. Они обсуждали проблемы благоустройства государ­ства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим классам, предотвращения недовольства и социального напряжения, законоведения и практической ас­трономии. Мудрые наставники учили их, как дер­жать себя в обществе мудрейших людей, в гос­тях, в семье, с подчиненными, с начальством. Школы чиновников назывались «домами учения писанию». Попасть сюда — заветная мечта пред­ставителей среднего класса. Научиться грамоте означало выбиться в люди. В «наставлениях Дуау», египетского гражданина, устроившего сво­его сына Пиопи в придворную школу, говорится: «Нет ничего выше книг. Как в воде плавай в кни­гах — ты найдешь в них наставление: если писец находится при дворе, он не будет нищим. Я не знаю другой должности, которая могла бы дать


повод к подобному изречению, потому внушаю тебе любить книги, как родную мать, и излагаю перед тобой все преимущества. Они выше всех других должностей: нет на земле ничего выше их». Визирь царя V династии Птахотп завещал свое­му потомству следовать его жизненному приме­ру и наставлениям, обещая за это спокойную жизнь, блестящую карьеру, добрую славу, память и долголетие, которое для идеального египтяни­на составляло 110 лет. Он пишет: «Если ты воз­высился из ничтожества или разбогател после бедности, не превозносись и не насильничай, полагаясь на свои сокровища. Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, а твое жалованье в исправности. Плохо тому, кто противится начальнику, но легко жить, когда он благоволит. Мудрец сыт тем, что он знает. Хоро­шая речь выше драгоценных камней. Будь внима­телен к тому, что говоришь. Повторяй слово за словом, не пропуская, не заменяя одно слово другим».

Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. I. Л., 1936. С. 222-223, 321-322

2 Марру А.И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998.

минание материала. Таким способом обучали чтению, письму и счету, прав­да, гимнастические упражнения, плавание и этикет (церемониальный свод хороших манер) требовали уже более «творческого» подхода. Поначалу уче­ник должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем — составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Для овладе­ния грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, раз­личать беглое, упрошенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был овладеть деловым стилем — для светских нужд и уставным — для состав­ления религиозных текстов3.

В эпоху Древнего царства (III тысячелетие до н.э.) еще писали на глиня­ных черепках, коже и костях животных. Но уже в этот период появилась бумага — папирус — из болотного растения того же названия. Позже папи­рус становится основным писчим материалом. У писцов и школяров имел­ся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная до­щечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз. Школьные папирусы использовали многократно. Перед

[оршечники

очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки — пособия, которые переписывали и заучивали4.

В школах для знати обучали математике, географии, астрономии, меди­цине, языкам других народов. Сообщались некоторые сведения по матема­тике, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, хра­мов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, использо­вавшихся, в частности, для прогноза разливов Нила. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности. Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов5.

Defrates J. What do we know about the Egyptians? N.Y., 1991. Образование и литература Древнего Египта (http://www.tmn.fio.ru). Defrates J. What do we know about the Egyptians? N.Y., 1991.

Школа называлась Домом учения. Учащемуся надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: «Послушание — это наилучшее у человека». Учитель обыкновенно обращался к ученику с таки­ми словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе». Образование требовало немалого труда. Занятия в шко­ле шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями. Вот что говорится в одном из папирусов, где учитель наставляет нерадиво­го ученика: «Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товари­щами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, ина­че горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цве­тов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по ули­цам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью»6.

Всех египетских мальчиков, независимо от происхождения, принимали в школу при храме. Одна из надписей рассказывает о бедном юноше, кото­рый «достиг стоп фараона благодаря своей дощечке для письма». Каждый день матери носили учителю плату в виде съестных припасов. Подававшие надежды ученики по нескольку лет жили на территории храма. Завершив образование, включавшее изучение множества иероглифов, овладение ис­кусством письма и чтения, а также арифметикой, геометрией и географи­ей, ученики удостаивались звания «писца, получившего дощечку». За этим следовало назначение на административную должность. Особо одаренные могли продолжать занятия в «Доме жизни» на территории храма, где изу­чали труды великих архитекторов, ученых (медицина, фармакология, хи­мия, астрономия и геометрия), литераторов, а также философов и мудре­цов. Обучение включало практические упражнения и лабораторные заня­тия7.

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Индия— единственная страна в мире, где культурная и религиозная тра­диции не прерывались с древнейших времен. Великие цивилизации древ­ности — египетская, шумерская, Древний Рим, кельты — возникали и ра­створялись в небытии, индийская традиция пребывала неизменной, такой она и сохранилась до сих пор.

В Древней Индии образование было пронизано религиозным началом больше, чем в какой-либо иной крупной державе. Осталось оно таковым до известной степени и сегодня. Случилось так, что верующих в стране было почти столько же, сколько и грамотных. По расчетам специалистов, про-

6 Образование и литература Древнего Египта (www.tmn.fio.ru).

7 Дерош-Ноблькур К. Жизнь на земле фараонов // Курьер ЮНЕСКО. 1988. № 10.

цент грамотных в Древней Индии был значительно выше, чем, например, в Афинах и Спарте или в той же Индии в период английского владычества8. Другой фактор, способствовавший широкому распространению образова­ния, — его доступность. Образование в Древней Индии было бесплатным и потому доступным всем имущим категориям населения. Учителя и уча­щиеся были освобождены от всех налогов.

В древние времена жизнь мужчин-индуистов, принадлежавших к четы­рем высшим варнам брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, традиционно

подразделялась на четыре стадии: брахмачарин, грихастха, ванапрастха и саньясин. Брахмачарин — первая жизненная ступень, которая начина­лась с церемонии надевания священ­ного шнура — символа служения богу, после которой пятилетний мальчик покидал отчий дом и жил в гурукуле — удаленной от мирской суеты школе, состоящей из нескольких простых хи­жин, построенных в лесу или уединен­ном месте. Здесь жил учитель-гуру вместе со своей семьей и учениками, которые, независимо от своего соци­ального статуса, должны были заботиться об учителе, как о родном отце, и выполнять все его распоряжения, включая черную работу.

Гурукула,т.е. проживание ученика в доме учителя на правах члена его семьи в течение всего периода обучения, представляет чуть ли не самую уди­вительную форму социальной организации школы, подаренной миру Ин­дией. Ученики почитали учителя как отца: они обслуживали его лично и участвовали своим трудом в его домашнем хозяйстве. Учитель, в свою оче­редь, заботился о них, как о собственных детях. Характерной чертой систе­мы гурукула было своеобразное нищенство учеников. Регулярный сбор милостыни на содержание учителя и самих себя считался первейшей и по­четной обязанностью учеников. Другой характерной чертой системы гуру­кула был индивидуальный метод обучения. Как правило, каждый учитель имел учеников разных возрастов и сроков обучения и занимался с каждым индивидуально. Поэтому дом учителя, несмотря даже на большое число учеников, не превращался в школу. Школ в нашем понимании этого слова, т.е. стационарных учебных заведений, имевших постоянные помещения, определенную программу и сроки обучения, в Индии, по-видимому, не было до первых веков нашей эры, когда возникают буддийские монастырские школы9.

Учеников принимали только при соблюдении ими ряда условий и тре­бований, указанных учителем. Первое из них гласило: «Это знание не сле-

Кудрявцев М.К. Буддийский университет в Наландс (V—VIII вв.) // Страны и народы Востока. Вып. 14. М., 1972. Сегодня грамотность в возрастной группе от 7 до 45 лет возросла до 65%, а в южном штате Керала эта цифра— 100%.

Кудрявцев М.К. Буддийский университет в Наландс (V—VIII вв.) // Страны и народы Востока. Вып. 14. М., 1972; Кузнецов М.К. О народном образовании в Древней Индии // Индийский этног­рафический сб. М., 1961.

дует передавать неверующему, нечистому и порочному». Обычный период ученичества продолжался от 12 до 24 лет, но встречаются упоминания и о большей длительности. Возраст, когда начиналось ученичество, и период, проводимый в доме учителя, могли быть различны в зависимости от инди­видуальной склонности ученика. Считалось, что почтение к учителю необ­ходимо для высшего рода знания10.

Существовали отдельные школы для брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Образование включало в себя развитие философско-религиозного мировоззрения, этическое воспитание, обучение духовным практикам и приобретение навыков будущей профессии. Ученик подчинялся жесткой дисциплине школы, ему запрещалось иметь отношения с противополож­ным полом и покидать стены монастыря в одиночестве".

Под руководством гуру ученики познавали Гаятри-мантру, практикова­лись в искусстве йоги, заучивали наизусть священные писания, изучали различные искусства и науки, а также должны были вести простую жизнь,

исполненную спартанской дисципли­ны. Брахмачарин давал обет безбра­чия, был обязан говорить только прав­ду, работать, не забывая о высшем за­коне-дхарме, служить старшим, а также почитать своего учителя, роди­телей и гостей гурукулы, как богов. Закончив свое обучение у гуру, юноша в 20—25 лет возвращался в мирскую жизнь, чтобы жениться и обзавестись семьей. Для него начиналась вторая ступень жизни, он становился домо­хозяином — грихастха. Между двумя словами — «гуру» и «гурукула» — очень много общего. Гуру подразумевает учителя, и кула — это переиначенное слово «шикул», т.е. школа либо дом (но в значении дом для обучения): «В слове "гурукула" — первый слог — гу. В слове "ришикула" первый слог — ри или, в другом про­изношении,— ру. Два эти слога и составляют слово "гуру" — наставник. Подразумевалось, что человек, которого именовали риши (руши) должен быть свободен от желаний и пристрастий. Всеми помыслами своими такие люди были устремлены к Атме; жертвенность и ровное отношение были присущи им, и эти качества они стремились привить своим ученикам. Об­раз жизни риши был примером. Потому ашрамы и назывались ришикула — "обитель риши"». Подобных обителей теперь не существует. Исчез первый, священный слог ри. Осталось лишь шикул, т.е. школа в ее современном виде12. Во всех гурукулах обучали правилам поведения и общения. Святые наставники говорили там об идеях добра, об идеалах справедливости. Они обучали тому, как сохранять принципы, как вести добродетельную жизнь. В гурукулах учили морали и нравственности, а в ришикулах на первое мес-

10 Индийское образование (www.tmn.fio.ru).

11 Ветров И.И. Ведическая культура (http://ashtanga.narod.ru).

12 Здесь обыграно созвучие английского слова school «школа» в том виде, как оно произносится в
просторечии (шикул) и санскритского ришикул(а).

то выдвигались идеалы служения людям и деятельность ради процветания мира. Теперь же таких учебных центров более не существует»13.

Слово «гуру» вошло почти во все языки мира. Еще 5 тыс. лет назад моло­дые люди отправлялись в гурукулу (дословно переводится как «дом учите­ля»), дабы набраться жизненной мудрости, освоить навыки военного дела, политологии, религии, искусства. Они жили с учителем по нескольку лет и на время обучения полностью подчинялись ему. За учебу платили одеждой и другими товарами, чтобы учитель и его семья могли поддерживать чисто­ту и порядок в гурукуле. К гуру в основном приходили люди из высших слоев общества, большое значение имело кастовое происхождение ученика, но всегда были исключения для талантливых и самостоятельных детей.

Школа для индусов это прежде всего Учитель

Гуру — это духовный наставник и учитель, который ведет своего после­дователя, или ученика (шишья или чела), по духовному пути, направляя его к конечной цели — абсолютной самореализации. Когда приходит надлежа­щее время, гуру совершает обряд посвящения своего ученика и сообщает ему священную молитву-мантру, которая должна направлять его до конца жиз­ни. Согласно учению тантризма, гуру-человек является лишь земным про­явлением Всевышнего Гуру. Традиционно гуру воплощает высшие ценно-

Шри Сатья Саи Баба. Летние ливни в Бриндаване. Курс лекций по индийской культуре и духов­ности (http://sss.vn.ua/brind73.htm).

сти, к которым стремится простой человек. Лучше всего, если ученик жи­вет в течение 12 лет со своим учителем, постигая Путь Жизни. Истинный гуру со своими учениками живет на добровольные пожертвования верую­щих, пребывая в самых глубинах тишины. Человеку нужно искать своего гуру, который подвергнет будущего ученика строгой проверке и, возможно, даже отвергнет его. Выбранный однажды гуру навсегда остается высшим ав­торитетом для своего ученика. Приняв ученика в начале отношений, гуру часто, если не всегда, уничтожает этого ученика, чтобы создать его заново. Самостоятельным типом религиозной школы надо считать ашрам. Ашрамом называют уединенное жилище индийского аскета или учителя, которое является центром религиозного учения и практики. Это может быть

просто место, где живет гуру со свои­ми учениками, а может быть и очень сложный религиозный комплекс со множеством школ, где получают тра­диционное духовное образование, центрами медицинской помощи, большим количеством благотвори­тельных заведений и даже гостиница­ми для паломников и гостей. Суще­ствование ашрама зависит от добровольных пожертвований отдельных ве­рующих и богатых общин, занимающихся коммерческой деятельностью. Во главе ашрама обычно стоит религиозный наставник гуру. Он ведет суровую жизнь аскета, состоящую из медитаций и наставления учеников и последо­вателей. В индийской традиции ашрамы часто называют местами, где про­цветают мудрость и закон-дхарма.

Одной из особенностей индийской системы образования был преиму­щественно устный метод обучения. Наизусть заучивались не только священ­ные тексты и эпические поэмы, но своды законов и научные трактаты, на­пример по грамматике, логике и медицине. Учащиеся гурукул должны были полностью надеяться на силу своей памяти и концентрации в приобрете­нии знаний, потому что не было ни бумаги, ни ручек, ни карандашей, что­бы записать то, что говорил учитель. Их обучение заключалось просто в слушании учителя и, тем не менее, они добивались высокого образования. Процесс обучения подчинялся определенным правилам. Не следовало начинать занятия в день новолуния, на восьмой день ущербной луны, в полнолуние или на закате или рассвете — в то время, когда день встречает­ся с ночью,— в дни плохих знамений, т.е. в те дни, которые брахманы счи­тают неблагоприятными для изучения Вед, поскольку тело в эти дни недо­статочно чисто. Ученик должен был исполнить необходимые обряды и про­читать ежедневные молитвы и, очистив тело и разум, сесть рядом с наставником и повторять за ним строки авторитетных трактатов до тех пор, пока каждую из них он не запоминал наизусть. Их необходимо было повто­рять не слишком поспешно и не слишком медленно, не громко и не тихо, но отчетливо и ясно, так, чтобы ум мог усвоить произнесенное. Ученик дол­жен был быть сосредоточен на учении; во время повторения он не должен был жестикулировать или делать излишние движения. Никому не следова­ло проходить между учеником и учителем во время занятий.

Гурукулы просуществовали несколько тысячелетий и сохранились до наших дней. Правда, стечением времени изменилось ее понимание. Теперь это не уединенная лесная школа для отшельников. Сегодня принято не­сколько трактовок гурукулы: а) школа духовного учителя; б) школа с криш­наитским уклоном; в) школы-интернаты для детей кришнаитов; г) ведиче­ские гимназии — школы полного среднего и духовного образования.

Есть гурукулы и в России. В 1991 г. Министерство образования РФ заре­гистрировало необычное учреждение — гимназию им. А.Ч. Бхактиведанты, названную так в честь индийского святого. Это единственное в Москве и самое крупное в России учебное заведение с ведическим уклоном. Сегодня в ней 44 ученика — в основном дети исповедующих вайшнавскую веру (кришнаизм). В 1991 г. школа располагалась в арендованной комнате, раз­деленной пополам занавеской, где в первом и втором классах занимались по четыре ученика. Ныне это среднее учебное заведение, имеющее государ­ственную лицензию; в его 11 классах в 2001 г. обучалось около ста молодых людей. Программа гурукулы включает как духовные, так и общеобразова­тельные дисциплины. Для взрослых предусмотрены образовательные кур­сы по ведической философии, культуре и духовной практике.

Учиться здесь может любой. Глав­ное условие — не есть мяса, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь. В обмен на воздержание от пороков вам гарантируется уникальное духов­ное знание. Наряду с обязательными предметами, входящими в программу среднего образования, в гурукуле преподаются основы санскрита и ведиче­ской философии. В 1996 г. в России было зарегистрировано 112 кришнаит­ских общин и 10 средних учебных заведений вайшнавов — так называемых ведических гимназий (гурукул), где получают светское и духовное образо­вание. Они открыты в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Только в США насчитывается около 20 тыс. членов Общества Сознания Кришны и десятки тысяч постоянных прихожан храмов Кришны. Филиа­лы есть во Франции, Англии, Германии, России. Сегодня гурукулы (веди­ческие гимназии) существуют не только в Индии, но и в России (как и в других странах Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии). Религиоз­ное воспитание в современных гурукулах сочетается с преподаванием об­ширнейших теоретических и практических знаний, содержащихся в Ведах. Социологические исследования, проведенные в ряде аналогичных школ на Западе (всего в мире их насчитывается около 30), показали, что учащиеся гурукул куда менее агрессивны, нежели их сверстники из дру­гих школ. Кроме того, ученые обнаружили, что «гурукулята», хоть и мало смотрят телевизор, обладают большим знанием об окружающем мире. В них сильно развито творческое начало. Они с удовольствием поют, ри­суют, танцуют, искусно владеют разными музыкальными инструментами, часто выступают с благотворительными концертами на городских массо­вых гуляньях.

Однако есть и совсем иные данные, характеризующие гурукулы с негатив­ной стороны. Так, известно, что в начале 2000 г. сорок выпускников из раз­личных государств, воспитывавшихся в нескольких (не менее чем в шести)

кришнаитских гурукулах (школах-интернатах) в США и Индии и ставших в детском возрасте жертвами сексуальных, физических и эмоциальных пыток со стороны кришнаитских гуру (учителей), подали в суд на «Международное общество сознания Кришны» (MOCK) иск в размере 400 млн долл. В иско­вом заявлении описаны такие случаи издевательства над детьми, которые нормальный человек даже представить себе не может. Они включают в себя изнасилования, сексуальные издевательства, физические пытки и эмоцио­нальные запугивания детей, начиная с трехлетнего возраста. Многие из этих детей так и не выросли. Самоубийство стало выходом из кришнаитского ада для многих из них, начиная с 1972 г., когда в Далласе (США) была основана первая школа МОСК. Руководство MOCK вынуждено было признать обви­нения, всячески выражать сочувствие жертвам и приносить им свои извине­ния, но пока это лишь слова. По утверждениям истцов, существуют еще ты­сячи людей, таким же образом пострадавших в гурукулах, которые готовы подавать иск (по материалам сайта Стивена Хассана (http://www. freedomofmind.com) и агентства Ассошиэйтед Пресс от 12 июня 2000 г.).

Сегодня в Индии противопоставля­ют друг другу две системы образова­ния — традиционную национальную, восходящую к гурукуле, и современ­ную прозападную, основанную на кол­ ледже. Первую критики считают ис­точником духовного просветления и народной культуры и мудрости, хранимой Упанишадами, а вторую — рассад­ником бездуховности. Одиннадцатая анувака Тайтирья Упанишады содержит наставление учителя для учеников, которые только что закончили свое обу­чение и должны скоро покинуть гурукулу: «Говори правду, соблюдай этиче­ские обязательства, не уклоняйся от изучения писаний, не уклоняйся от при­обретения мастерства в различных работах, пусть мать твоя будет для тебя богом, пусть отец твой будет для тебя богом, пусть гость твой будет для тебя богом, выполняй лишь те работы, которые чисты от пороков, и никакие дру­гие, из наших поступков следуй лишь хорошим и никаким другим».

Сторонники религиозных принципов обучения полагают, что все знания уже находятся внутри нас, и образование должно пробудить их, а не при­вить извне. Цель образования заключается в том, чтобы научить нас самих думать за самих себя, а не загружать нашу память чужими мыслями. Стан­дарты западного образования, которые восходят к идеям Аристотеля, пред­полагают, что ученик поглощает из внешнего мира все больший поток ин­формации и знаний, которые помогут ему преобразовать его, подходя к себе и своей судьбе с рационально-карьерных позиций. Оно стремится подав­лять недостатки, а не развивать добродетели.

В середине 1-го тысячелетия н.э. на территории Индии существовали ты­сячи буддийских монастырей с сотнями тысяч монахов. Каждый монастырь был одновременно и школой, и почти каждый монах был учащимся. В мо­настырских школах обучались и миряне. Буддизм — одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий — возник в Древней Индии в VI—V вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). В ос­нове педагогической системы, выработанной буддийскими монахами, сле­дующие принципы: возможно меньшее количество учеников у одного на-

ставника; достижение духовной близости ученика и учителя; отрицание искусственного стимулирования образовательного процесса, т.е. ответы только на актуальные в данный момент вопросы; комплексное развитие ума, нравственности, памяти, физической культуры. Использовались многочис­ленные приемы педагогического воздействия и взаимодействия учителя и ученика, в том числе логические познавательные задачи, построенные на парадоксах (коаны), самосозерцание, медитация. В зависимости от статуса монастыря при нем существовала начальная и высшая школа. В школы принимались дети 5—8 лет без учета их сословно-кастовой принадлежно­сти; обучение продолжалось до 15—25 лет, велось на местных языках. Сис­тема обучения учитывала возрастные особенности детей14. Кроме духовно­го ил и общего образования учащиеся могли получить специальное или про­фессиональное образование по самым разнообразным дисциплинам.

В первые века нашей эры некоторые монастырские школы начинают да­вать высшее образование. Буддийские монастырские школы VII в., подобные Наланде, Валабхи и Викрамшиле, являлись настоящими высшими учебны­ми заведениями. По составу учащихся и учителей, по предметам, программе и методу обучения они представляли собой то, что в литературе принято на­зывать университетами. Принадлеж­ность монастырям не мешала им быть еще и центрами светского образова­ния, а также научных изысканий.

Буддийские монастырские школы отличались от христианских аналогов большей демократичностью, веротер­пимостью и свободой режима. Их программа была несравненно шире, в них было меньше схоластики. Все это, вместе взятое, а также отсутствие со­циальной дискриминации сделало индийские школы доступными всем слоям населения15. В Индии, помимо монастырских школ буддизма и его разновидности — ламаизма, существовали кастовые школы брахманов, выпускники которых нередко становились профессиональными жрецами. Индия, страна с тысячелетней культурой, знает, пожалуй, самые старые системы образования в истории человечества. Благодаря такой преем­ственности, передаче знаний от отца к сыну, от учителя к ученику выпуск­ники индийских школ делали величайшие открытия и создавали шедев­ры в области математики, философии и словесности, разрабатывали тео­рию поэзии и технику военного искусства, строили огромные города с дорогами и канализацией. Уже 2600 лет назад в Индии широко практико­вались хирургические операции в системе Аюрведы, быстро развились традиции библиотек, школ, вузов. В первые годы буддизма (500 лет до н.э.) существовали университеты Наланда, Такшила и тысячи известных школ.

Педагогический энциклопедический словарь (http://dictionary.fio.ru).

Кудрявцев М.К. Буддийский университет в Наланде // Страны и народы Востока. Вып. 14. М.,

За 150 лет до н.э. в Индии была построена крупная дамба. Спустя 50 лет индусы уже пользовались десятичными дробями. Также широко распро­странились астрология и астрономия, которые требуют сложных и точных математических расчетов16.

Агрессия со стороны мусульманского мира начиная с XIVв. почти пол­ностью уничтожила традиционную индийскую систему образования. Были разрушены школы, университеты, сожжены библиотеки, убиты учителя, отказавшиеся принять исламскую веру. В XVIII—XIXвв., когда Европа пе­реживала промышленную революцию и запуск первого парового двигате­ля, Индия была подчинена Британской империи. Под флагом просвещения было разрушено почти все, что удалось спасти от моголов.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

На протяжении многих веков Китайбыл изолирован от западной цивили­зации, сам собой представляя целый мир. В XIIIв. в Китае насчитывалось 110 млн жителей, что составляло около 30% всего населения земного шара. Священная Римская Империя в те времена имела не более 10 млн. Сейчас в Китае более 1,3 млрд жителей. Китай — одна из четырех стран мира, где прежде всего зародилась блестящая циви­лизация. По уровню развития древней цивилизации, на­считывающей 7 тысячелетий, Китай стоит в одном ряду с Древним Египтом, Вавилоном и Индией. Недавно архео­логи обнаружили иероглифы на глиняной посуде, датиру­ющейся 4000 г. до н.э. Оказалось, что китайским иерогли­фам столько же лет, сколько и египетским. Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н.э. и назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для преста­релых, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрель­бе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свиде­тельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI-XIвв. до н.э.).

Учение Конфуция (551—479 до н.э.) служило этической стороной всякого школьного образования в средневеко­вом Китае на протяжении столетий. Конфуцианство при­внесло в сознание народов Дальнего Востока незыблемые нравственные нормы, по силе воздействия на массовое сознание равные библейским де­сяти заповедям17. Конфуцианцы, многие из которых посвятили свою жизнь профессии учителя, уделяли массу времени и сил обработке и интерпрета­ции тех древних сочинений, которые использовались ими в процессе обу­чения.

Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. В основе их ле-

16 Яковлев А. Индийский вариант (http://ps.lseptember.ru).

17 Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982.

жали общефилософские и социальные воззрения. Он создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учи­теля с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подра­жание образцам. Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение «сынов неба» и «благо­родных мужей» шести искусствам: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

В эпоху Чжоу (XI—III вв. до н.э.) в школах обучались дети из высокопо­ставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ), причем пер­вые — в столице, вторые — в провинциальных городах. Главной целью обу­чения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникнове­ния первых школ иероглифическим письмом владели немногие. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно. Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле: легкость, согласие между уче­ником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить самостоятельно ставить и решать различные задачи.

Во II в. н.э. вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образо­вания в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере. В со­ответствии с конфуцианскими принципами путь к карьерному продвиже­нию, к чинам и непосредственно связанному с ним материальному благо­получию должен быть открыт перед любым человеком, вне зависимости от его происхождения. Единственным критерием отбора следовало считать наличие индивидуальных способностей и образования, причем не специ­ального, а весьма широкого. Воплощением конфуцианского идеала стала экзаменационная система, которая просуществовала в Китае два тысячеле­тия и давала выходцам из низов по крайней мере формальные возможно­сти головокружительной карьеры. В конфуцианской цивилизации сложился настоящий культ как собственно образования, так и всякого рода ученых степеней и званий18.

Конфуцианские правила лояльности и послушания старшим предписы­вали ученикам свято следовать наставлениям Учителя, а преемникам — ревностно оберегать опыт предшествующих поколений. Традиция переда­чи знания из уст в уста и «от сердца к сердцу», по сути дела, исключала воз­можность превратного толкования Учения, тем более что воспользоваться письменными источниками без помоши наставника было совершенно не­возможно, поскольку долг ученика перед наставником и старшими товари­щами является пожизненным и неоплатным19.

Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был состав­лен трактат «Книга обрядов» (V-IV вв. до н.э.). В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: «Если не пресечь дурное,

Рывчина Ю. Путешествие на Восток за знаниями (http://aboutstudy.ru). Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть», «Благородный муж на­ставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца». В трактате есть глава «Об учении», где содержится развернутая характеристика дидактических идей в духе конфуцианства. В ней излагаются задачи и программа девятилетнего образования и воспи-

Изготовление бумаги в Древнем Китае

тания. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7—8 лет. После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способ­ности, через три года — питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через пять лет — насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через семь лет — способен ли он к рас­судочным суждениям и умеет ли выбирать друзей. И наконец, через девять лет выпускник школы должен был «твердо стоять в науке».

Классическое китайское образование давало ученику колоссальный объем знаний, но все уроки в основном были рассчитаны на запоминание. Ученик приобщался к новой культуре, но его отнюдь не поощряли разви­вать собственное абстрактно-логическое мышление. Этот «соборный дух» сказывается и в том, что по сей день японский или китайский школьник, для того чтобы доказать какое-либо положение, не станет излагать свои аргументы, а скорее сошлется на какого-нибудь историка или писателя20.

СПАРТА

Особенно жестко государство регламентировало воспитание и обучение в Спарте— главном городе области Лакония (юго-восточная часть Пелопон­неса), давшем название целому государству. В начале VI в. до н.э. здесь сло­жилось военное государство со своей системой воспитания солдат, солдат­ских жен и солдатских матерей. Государство в Спарте осуществляло тоталь­ный контроль не только над общественной, но и над личной жизнью граждан, вмешиваясь в бытовые вопросы (отсутствие свободы в выборе про-

2(1 Степанко М. Классическое китайское образование. Китай, Япония // Образование за рубежом. 2003. № 2.

фессии, обязательное участие в совместных трапезах — сисситиях, простая одинаковая одежда, запрет на владение золотом и серебром, запрет на ис­пользование при строительстве дома каких-либо инструментов, кроме то­пора и пилы и т.д.)> в брачно-половые отношения (узаконенные пережит­ки кросскузенного брака и др.) и воспитание детей (уничтожение слабых младенцев; строжайшее воспитание в «стадах» — агелах с семилетнего воз­раста и т.д.). Жизнь гражданина всецело была подчинена интересам госу­дарства.

Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смер­ти. При рождении ребенка только государство определяло, вырастет из него здоровый гражданин или нет. Отец приносил его в «лесху», место, где сиде­ли старшие члены филы, которые ос­матривали ребенка. Если он оказы­вался крепким и здоровым, его отда­вали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участ­ков, но слабых и уродливых детей ки­дали в «апотеты», пропасть возле Тай-гета. Воспитание детей считалось в Спарте одной из главных обществен­ных обязанностей гражданина, было делом исключительно государства.

Сильные новорожденные прохо­дили курс спартанского воспитания. Первые годы жизни мальчик прово­дил дома. Кормилицы не пеленали де­тей, давая рукам, ногам и телу полную свободу, приучали их есть немного, не брезгуя никакой пищей, не бояться темноты, не капризничать и не пла­кать.

С 7 лет воспитание брало на себя государство, и почти все время дети посвящали физическим упражнениям и военной муштре, разбившись на особые отряды. Чтению и письму они учились крайне немного. Спартанские девочки также проходили атлетиче­скую подготовку, включавшую в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья. Кроме того, с малых лет их приучали отличать хорошее от дурного и судить о поведении граждан. В ответе должны были заключаться и причи­на, и доказательство, но в краткой, сжатой форме.

Чем старше возраст, тем суровее подготовка и жестче воспитание: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, обыкно­венно без одежды. Спали они на постелях, сделанных из тростника. Жили подростки практически на самообеспечении, так как их намеренно приуча­ли доставать себе все необходимое воровством. Попадавшегося без поща­ды били плетью. Так формировались ловкость и бесстрашие.

Достигший совершеннолетия и показавший успехи в обучении мог пре­тендовать на заметное место в обществе. Однако те из спартиатов, которые не смогли удовлетворительно пройти испытания, не допускались в аристо­кратическое «братство трехсот». В 20 лет молодой спартиат присоединялся

к фидитии, т.е. компании сотрапезников из пятнадцати человек, продолжая свое военное обучение совместно с ними. Он имел право вступить в брак, но навещать жену мог лишь тайком. Происхождение из знатной семьи, хотя и требовалось для успешной карьеры, не было тем не менее обязательным. В 30 лет спартиат становился полноправным гражданином и мог участво­вать в народном собрании, но львиную долю времени он проводил в гим-насии, лесхе (что-то вроде клуба) и фидитии.

Плутарх в «Жизни Ликурга» так описывает социальные отношения. Об­ращаясь к каждому отдельному взрослому мужчине-спартиату, власть пы­талась регулировать его поведение путем поощрения и наказания. Убежден­ный холостяк наказывался государством и был презираем обществом. С дру­гой стороны, отец трех сыновей освобождался от воинской повинности, а отец четырех детей — от каких бы то ни было обязанностей перед государ­ством. Пытались регулировать и качество потомства путем подбора супру­жеских пар по евгеническому принципу. Спартиатский муж получал пол­ное общественное одобрение, если, не удовлетворенный качеством потом­ства, уходил от жены к другой женщине, с которой надеялся получить лучшее потомство. Так же общество относилось и к женщине, если она в ана­логичной ситуации выбирала себе другого мужа.

Поскольку воспитание захватывало все слои населения и строилось на основе единой концепции, плана и технологии, охватывало все виды жиз­недеятельности человека, в том числе труд, учебу и досуг, то можно гово­рить о первой в истории системе то­тальной социализации, подчиненной милитаристским принципам. Мили­таризация всей жизни спартиатов оз­начала, что они постоянно находи­лись в положении воинов, живущих в военном лагере. Спартанская консти­ туция, изобретенная Ликургом в IX в. до н.э., требовала от граждан соблюде­ния жесткой дисциплины и подчинения закону независимо от возраста, пола и социального происхождения. Спартанцам было запрещено зани­маться чем бы то ни было, кроме военного дела. Труд — дело периэков и илотов. Ликургова реформа ввела возрастные классы; дети также распреде­лялись по возрастным группам, причем старшие присматривали за младши­ми и обучали их. Эти юношеские объединения были первоначальной сту­пенью подготовки к взрослым «общим столам». Всего было сорок таких «годовых классов»; все члены их были военнообязанными. Высшей точкой тринадцатилетнего образования спартанского мальчика была аттестация для вступления в один из «общих столов». Процедура принятия во фратрию была основана на кооптировании, и единственный «черный шар» означал отказ в принятии. Кандидат, которого кооптировали в «общий стол», оста­вался бессменным членом его в течение сорока лет. Он вносил регулярные взносы пожертвованиями и деньгами. Предательство или трусость, прояв­ленные на войне, влекли за собой неминуемое исключение из фратрии21.

21 Тойпби А. Спартанцы (http://blacklight.hl.ru).

Спарта в отличие от других древнегреческих полисов не произвела на свет ни одного известного мыслителя или ученого. Но зато она прославила ан­тичность выдающимися героями и патриотами. Тем не менее Спарта про­играла не только интеллектуальное, но и, как следствие, политическое и экономическое соперничество в Древней Греции. Интеллектуальный капи­тал и в ту эпоху имел решающее значение.

АНТИЧНАЯ ГРЕЦИЯ

Древняя Грециядала миру образцы демократического образования и свет­ского воспитания. Демократизм проявлялся уже хотя бы в том, что в стране отсутствовала единая и централизованная система обучения. Греция тогда состояла из автономных образований, была крайне разнородной и много­ликой. Таким же было и образование.

Первые достоверные сведения об аттическом образовании дает знамени­тый историк Геродот, который упоминает о существовании школы для под­ростков в 496 г. до н.э. Другой историк Павсаний упоминает иную дату рож­дения античной школы — 491 г. до н.э. Тогда для ее обозначений употреб­лялся термин «didaskaleion», означавший «место для инструкций». Более

привычное нам слово «школа» войдет в повседневный оборот позже. Дело в том, что его первоначальное значе­ ние — время досуга, или свободное время — обозначало на раннем этапе греческой истории только одну из особенностей образа жизни богатого клас­са. Действительно, только у его представителей было то самое scolh. Другим сословиям приходилось трудиться настолько много, что никакого досуга у них попросту не было.

В Греции, по всей видимости, в очень ранние времена большое внима­ние начали уделять образованию детей. С VI в. до н.э. изучались космоло­гия, арифметика, география, астрономия, гармония. Уже к V в. до н.э. сре­ди свободных афинян не было неграмотных людей. Система воспитания, сложившаяся в Афинах в «век Перикла», предусматривала сочетание ум­ственного, нравственного, эстетического (так называемое мусическое вос­питание) и физического (гимнастического) воспитания. До 7 лет мальчики воспитывались дома. После семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово «педагог» означает «сопровождающий ребенка»), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в грамматическую школу, где обу­чались чтению, письму и счету, а позже (или одновременно) мальчики по­ступали в кифаристские школы, где учились музыке. С 12—13 лет они пере­ходили на палестру, где получали физическое воспитание, упражняясь в пятиборье. Более состоятельные родители, готовя своих детей к обществен­ной деятельности, посылали их потом в гимнасии.

В Астипалее, Микалессе, на Хиосе и в других полисах в V в. до н.э. были и частные школы. Эти школы с одним учителем имели определенную спе­циализацию, поэтому дети от 6-7 и до 14 лет посещали обычно не одну шко­лу, а несколько — для обучения разным предметам. Занятия происходили в

частных зданиях. Ученики писали на вощеных табличках, позднее на папи­русе. Чтение (после усвоения грамматики) сводилось преимущественно к ознакомлению с классическими произведениями. Обучение арифметике, чтению и письму происходило одновременно (так как цифры изображались буквами). В восточной Греции, особенно в Ионии, обучение в школах, до­ступное для всех свободнорожденных, велось педагогами (оплачивались за счет общества) и было рассчитано на 2 года. В некоторых местах (например, в Пергаме и Теосе) существовали по­добные школы для девочек, в которых их обучали преимущественно музыке и литературе.

В школе дети занимались с тремя учителями. Первый назывался грам­матистом. Он обучал грамоте, счету и письму, читал с учениками поэмы Го­мера и басни Эзопа. За Гомером шли Гесиод и Феогнид ради их нравоучи­тельных сентенций. Крупными от­рывками заучивали наизусть их произ­ведения. Вместо тетрадей школьники пользовались так называемыми дип­тихами, двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые раскры­вались как книга или переплет. Внут­ренняя поверхность натиралась воском, на котором стилом (металлической палочкой) прорезались буквы и цифры и им же (вернее, его обратной сто­роной, где была лопаточка) стирались — saepe stylum verte! Края дощечек выступали, их можно было скрепить печатью, завязать веревкой и с другой стороны. В этом случае диптихи служили «конвертами» для писем, скры­вая написанное на внутренних сторонах дощечек. Считать учились на ка­мешках. Более сложные арифметические расчеты производили на абаке. Этот способ обучения известен и в современной школе22.

В Древней Греции основным методом воспитания было подражание мифологическим образцам, в том числе гомеровским героям, которые вы­ступали образцами поведения для благородного юноши-аристократа. Вос­питание рассматривалось как одна из функций государства, а основным воспитательным институтом в VIII—VI вв. до н.э. служила система религи­озных празднеств, требовавших предварительного обучения «мусическим искусствам». Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны. Учил их этому кифарист, прививавший детям навыки игры на струнных инструментах — лире или кифаре.

С 12 лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями педотриб (дословно «тренирующий ребенка»). Государство и

22 Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. М., 1994.

семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, силь­ными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе. Пе-дотриб показывал детям, как метать копье и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям. Спортивные занятия проводились в спе­циально подготовленных для этого помещениях — палестрах. Нередко уро­ки проводились под аккомпанемент флейты23.

Девочки учились читать и писать под наблюдением матери, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткаче­ству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в даль­нейшем участвовать в ритуальных праздниках. Знакомились они и с ли­тературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где де­вушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами. Одной из таких школ (по преданию) руководила зна­менитая поэтесса Сапфо.

С 16 (в некоторых местностях Гре­ции с 18) лет мальчики могли продол­жить свое образование в гимнасиях, школах риторов и философов. Гимна-сии распространились по всей Греции. Название «гимнасий» происходит от греческого слова gymnos, что значит «голый, обнаженный». Гимнасием в Древней Греции называли здание, предназначенное для занятий физи­ческими упражнениями или гимнас­тикой. В Аттике гимнасий были орга­низованы преимущественно частным порядком, хотя и под наблюдением выборных государственных лиц — гимнасиархов. В гимнасиях, завершив курс обучения в палестрах, тренировались знатные юноши 16—18 лет, гото­вящиеся к состязаниям и совершенствующиеся в науках. Были при гимна­сиях и комнаты, где после физических нагрузок и омовений спортсмены могли отдохнуть на удобных лавках. Там же юноши занимались с учителя­ми риторики, выступали ораторы, философы. При некоторых гимнасиях были организованы риторские и философские школы, прославившиеся своими выдающимися учителями. Так, в Афинах в IV в. до н.э. философ Платон основал знаменитую Академию. Ее ученики собирались в гимнасий, построенном в месте, носящем имя героя Академа. А неподалеку от Афин находился Ликей (современный лицей), где преподавал Аристотель, там тоже был гимнасий24. К V в. до н.э. обязательным стало военное образова­ние (эфебия) для юношей 18-20 лет.

иоаосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. 24 Там же.

Юноши в возрасте 18—20 лет проходили подготовку в эфебии. Зачатка­ми высшего образования в Греции можно считать кружки, группировавшие­ся вокруг крупных ученых (риторов, софистов, медиков и др.). «Школы» в этих случаях именовались по имени ученого или месту обучения (Акаде­мия — школа Платона, школа киников Антисфена и Ликей Аристотеля в Афинах и др.). Образование в Греции, как правило, было доступно не толь­ко свободным, но иногда и вольноотпущенникам (многие педагоги, круп­ные риторы и философы были рабского происхождения). По мере распро­странения школьного просвещения значительное развитие в Греции полу­чила педагогика, преимущественно как теория системы образования (Платон, Аристотель, Демокрит)25.

Уже в VI в. до н.э. в Древней Греции начали складываться философские школы — главные из них пифагорейские и софистические. Древнейшей из

них была пифагорейская, оказавшая сильное воздействие на последующее развитие философской и педагогичес­кой мысли. В пифагорейском братстве обучение и воспитание молодежи было хорошо продуманным делом. Возможно, оно являлось первым в истории инновационным образова­тельным учреждением. Античная школа открыла миру фундаменталь­ный принцип, на котором стала вы­страиваться вся система образования. Софисты были путешествующими лекторами, переезжавшими из одного города в другой, раздавая по пути со­веты и рекомендации в совершенство­вании себя в ораторском мастерстве и философии. Их стремление сделать достоянием широких масс последние достижения науки и философии как ничто другое ускорило процесс инсти-туализации образования. Большую роль в этом сыграла деятельность Со­крата, который в отличие от гастроли­рующих софистов учил только на ули­цах и в палестрах Афин. Наиболее популярным в тот период был особый пе­дагогический метод Сократа, майевтика — приведение собеседника в противоречие с самим собой, который успешно применялся в малых уче­нических группах (5—8 человек). Вокруг Сократа сплотился круг единомыш­ленников, считавших себя его последователями. Организационно они не оформились в школу в принятом смысле слова, а после казни учителя раз­брелись по разным городам Греции, где и возникли самостоятельные шко­лы, получившие название сократических.

25 Бузескул В.П. Античность и современность. 3-е изд. Л., 1924; Медынский Е.Н. История педагоги­ки. М, 1947; Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. 2-е изд. М, 1963.

В IV в. до н.э. философские школы создавали ученики Сократа — Евклид в Мегаре (она просуществовала около 200 лет), Федон в Элиде, Антисфен в Афинах. В своей школе Аристипп, уроженец африканской Кирены, первым из учеников Сократа начал брать плату со слушателей. В 390 г. до н.э. открыл риторскую школу Исократ26. За 40 лет существования школы в ней прошло

обучение около ста учеников, из кото­рых вышли прославленные ораторы (Иссей, Ликург), историки (Эфор, Феопомп), политические деятели и полководцы. Главным предметом за­нятий была систематизация правил риторики и упражнение в составле­нии речей. Исократ считал, что «го­раздо лучше иметь правдоподобное мнение о вещах полезных, чем о бес­полезных иметь точное знание». Курс был рассчитан на трех-четырехгодич-ное обучение, причем из-за высокой платы (около 1000 драхм) был досту­пен весьма состоятельным людям27. В конце IV в. до н.э. возникли фило­софские школы Эпикура («Сад») и стоиков («Портик»), что превратило Афины в центр образования. В 387 г. до н.э. самый знаменитый его ученик Платон учреждает свою Академию, которую историки считают первым европейским университетом. Возник­ли новые научные и культурные центры в Александрии (начало III в. до н.э.) — знаменитый Мусейон с Александрийской библиотекой и в Перга-ме — Пергамская библиотека. В Александрии на базе Мусейона и Библио­теки готовили корпус учителей всех ступеней образования. Здесь трудились Архимед, Евклид и Эратосфен. В V—IV вв. до н.э. Александрия преврати­лась в университетский город в современном понимании слова.

Возникшие в этот период школы условно можно разделить на философ­ские — школы сократиков, преимущественно развивавшие искусство веде­ния бесед (диалектику) и споров (эристику), и риторические, разрабатыва­ющие прежде всего искусство составления разного вида речей. Среди по­следних особенно выделялась школа ученика Горгия и Продика, Исократа (436-338 до н.э.)2".

Софисты установили набор наук и искусств, которые должны были обес­печить свободным юношам успех на гражданском поприще. Молодых лю­дей обучали диалектике (искусству спора) и риторике (красноречию), тре­бовавшим в свою очередь знания мифологии, истории, законодательства. Появились учебные пособия по всем отраслям знания, многие из которых были написаны философами стоической школы.

Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М., 1994. 7 Johnson H. A note on the number of Isocrates pupils // American J. of Philology. 1957. Vol. 78. P. 297-

Мочапова И.Н. Метафизика Ранней Академии и проблемы творческого наследия Платона и Ари­стотеля //AKADEMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Межвуз. сб. Вып. 3. СПб., 2000. С. 226-237.

С создания цепочки школ софистов начинается формирование регуляр­ного школьного обучения, положив основу последующему образованию в

Европе. Именно с софистов начинает­ся становление высшего образования. Важнейшая роль в истории антич­ной педагогики принадлежит Аристо­телю. Его сочинения стали базовыми учебниками по логике, физике, мета­физике и другим наукам. Система древнегреческого образования легла в основу не только римского, но и по­зднейшего европейского и арабского.

ДРЕВНИЙ РИМ

В Древнем Римеобучение прошло несколько исторических этапов. По­началу, в период родового строя (до XI в. до н.э.) существовало только вос­питание в семье, которое позже сменило школьное образование в привыч­ном для нас виде. Однако семейное воспитание — древнейший из извест­ных землянам институт образования — сохранилось и позже, но стало привилегией знати и было названо домашним обучением. Возникла необхо­димость приглашать учителей, стоивших немалых денег, по нескольким предметам, тем, которые изучались в школе, и дополнительным дисципли­нам, которые необходимы были для подготовки юноши к политической карьере или профессиональной деятельности, а девушек — к ведению до­машнего хозяйства и великосветской жизни.

Приблизительно в V—IV вв. до н.э. просвещение и научная жизнь в Риме достигают определенных высот и к 449 году до н.э. относится известие о первой школе. Дальнейший рост городского населения вызвал к жизни широкое строительство школ. Доступны они были далеко не всем. Рассло­ение римлян по имущественному признаку и знатности отразилось в деле­нии школ на элементарные и грамматические. Первые обслуживали ниж­ний слой среднего класса — небогатое и незнатное население. Богатые и знатные пропускали начальную ступень, предпочитая давать сыновьям до­машнее образование. Элементарные школы были частными и платными. В этих школах мальчики учились счету, письму, чтению.

Следующей более высокой ступенью были грамматические школы, где обучались сыновья привилегированных слоев населения. Здесь обучались грамматике латинского языка, греческому языку, риторике (искусству крас­норечия с некоторыми сведениями по литературе, истории). Умение кра­сиво и убедительно говорить требовалось тем, кто собирался занять выбор­ные руководящие должности в Римской республике.

Двухступенчатая система образования существовала на протяжении до­вольно длительного времени, а именно в эпоху Римской республики (XI— I вв. до н.э.). Позже — в период Римской империи (I в. до н.э.— V в. н.э.) — к ним прибавилась третья ступень — школы риторов, выполнявшие функ­цию высшего учебного заведения для подготовки политиков и государствен­ных мужей. В них знатные юноши обучались ораторскому искусству, фило-

софии, правоведению, греческому языку, математике, музыке. Есть сведе­ния, что они возникли уже в последние столетия республиканского Рима.

Так на свет появилась классическая римская система образования. Обу­чение в ней состояло из трех ступеней: начальной школы, школы грамма­тики и школы риторики. Грамматические школы и школы риторов, обла­дая статусом частных, требовали большой платы за обучение, а потому были доступны лишь привилегированным слоям общества.

В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учи­теля-грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств — грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и аст­рономию, а также архитектуру и меди­цину. Последняя ступень представля­ла собой высшую школу, где давали углубленный курс риторики и фило­ софии. Императоры ассигновали крупные суммы на их содержание, по­скольку они обслуживали политические потребности высшего класса. Вла­дение риторикой было необходимым условием для занятия высших государ­ственных должностей29.

Некоторое время Рим развивался в изоляции от греческой культуры. Но после завоевания Греции (146 г. до н.э.) афинская культура быстро прони­кает в Рим, и греческий язык становится языком знати. По отношению к классическому греческому искусству римляне выступали одновременно в роли завоевателей и филантропов. Во II в. до н.э. римские военачальники перешли к систематическому грабежу греческих городов, демонстрируя трофеи во время триумфальных шествий. О масштабах грабежа говорит тот факт, что лишь один из римских полководцев привез в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных греческих скульптур.

Все новые и новые завоевания способствовали обогащению римских граждан и невиданному развитию меценатства. Во времена императора Августа прославился Гай Цильний Меценат. Он оказывал материальную под­держку самым талантливым поэтам. Среди них были Вергилий, член круж­ка Мецената и автор бессмертной эпической поэмы «Энеида», Гораций Флакк — мастер совершенной формы стиха.

Римские патриции, разбогатевшие на ограблении колоний, могли позво­лить себе выступить в роли спонсоров искусства. Они покровительствова­ли обедневшим греческим художникам и скульпторам, которые в огромном количестве стекались в Рим. Даже римские императоры покровительство­вали изобразительным искусствам и архитектуре. Многие богатые римля­не, в том числе Цицерон, собирали коллекции греческой скульптуры. Имен­но римским копиям с греческих оригиналов мы обязаны большей части наших знаний о древнегреческой скульптуре.

Греческие ученые приглашались наставниками и воспитателями в бога­тые римские семьи, а их научными открытиями восхищались римские уче­ные мужи, использовавшие свои аналитические способности в более прак­тических целях, например, в земледелии или управлении государством. В области науки и философии достижения римлян были скромными. Гре-

ВинничукЛ. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима: Пер. с польск. В.К. Ронина. М., 1988.

ческие учителя, в большом числе приезжавшие в







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.