Здавалка
Главная | Обратная связь

УЭ-3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.



 

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА.

 

3.1.Приступая к изучению данного вопроса, необходимо помнить, что главным средством юридического закрепления основополагающих идей, ценностей, принципов белорусской национально-государственной идеологии является Конституция страны.

Конституция, как известно, (лат.constitutio - установление, строение) являясь основным юридическим документом страны, определяет систему государственной власти и закрепляет права и свободы человека и гражданина. Поэтому важно, прежде всего, уяснить юридические свойства Конституции:

1. Конституция - ядро правовой системы. Ст. 7 Конституции Республики Беларусь указывает на то, что правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы. В развитие конституционных норм принимаются специальные законы, указы, постановления. В Конституции Республики Беларусь ссылки на закон даются около 100 раз.

2. В Конституции определяется иерархия юридических актов. По степени важности юридические акты в нашей республике располагаются в следующей последовательности:

· Конституция

· Закон о толковании Конституции

· Международные договоры Республики Беларусь

· Законы, принятые парламентом, декреты, указы Президента

· Постановления правительства

· Акты министерств, государственных комитетов

· Решения местных Советов, исполнительных и распорядительных органов.

3. Конституция обладает верховенством по отношению к тем правовым актам, которые были приняты ранее. Так, законы, принятые в Республике Беларусь до марта 1994 г., должны действовать только в той части, в какой они не противоречат Конституции.

4. Нормы Конституции имеют свойство прямого, непосредственного действия.

 

Любая Конституция - это одновременно мировоззренческий, идеологический документ, так как через формулировку положений о правах, свободах, обязанностях, общественном строе определяются конкретные ценности, идеалы, идеи - закрепляется конкретная государственная идеология. Конституция является также основным программным документом, в котором определены основные ориентиры развития данного общества.

 

Ныне действующая Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 г. Верховным Советом (в то время - парламент). В ноябре 1996 текст Конституции с некоторыми изменениями был вынесен на референдум и одобрен.

 

Конституция должна быть стабильным документом. Поэтому в тексте Конституции Республики Беларусь определен достаточно сложный порядок ее изменения. Если обычный закон принимается большинством голосов депутатов парламента, то для принятия изменений в Конституции должны проголосовать не менее 2/3 депутатов. Причем разделы 1, П, 1У, УШ (основы конституционного строя, права и свободы, система государственных органов) могут быть изменены только референдумом.

 

Контроль за соответствием Конституции всех нормативных актов в Республике Беларусь осуществляет Конституционный Суд, который состоит из 12 человек - высококвалифицированных специалистов в области права. Решение принимается большинством голосов и обжалованию не подлежит.

Общий уровень законодательства в Республике Беларусь достаточно высок и законотворческий процесс отлажен. Однако нормотворчество самый интеллектуально-емкий юридический процесс. Правовому регулированию подлежат сложные системы общественных отношений, которые постоянно меняются. Поэтому некоторые дефекты в законодательстве неизбежны. Со временем в нем возникают противоречия, несогласованность нормативных предписаний, недостаточная ясность юридических терминов, сложность формулировок. Поэтому важно, чтобы четко действовали механизмы восстановления конституционной законности. Для этого и существует Конституционный Суд. С момента образования в 1994 году он принял более 400 решений. (Советская Белоруссия, 15 марта 2008 г.).

 

3.2. Важно иметь в виду то, что наивысшая ценность белорусского общества и государства - человек, его права и свободы. Права и свободы человека - важнейшая основа конституционного строя.

Защита государством прав и свобод своих граждан не означает беззащитность других лиц, находящихся на территории Республики Беларусь. Согласно ст. 11 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами наравне с ее гражданами, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. К таким законам относится Закон о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Согласно этому закону иностранные граждане и лица без гражданства не вправе избирать и быть избранными в выборные государственные органы республики, участвовать в референдумах. Они не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь, исполнять всеобщую воинскую обязанность.

Конституция Республики Беларусь определяет принцип равенства всех перед законом и право на равную защиту законных интересов без всякой дискриминации (ст. 22). Вместе с тем закрепляется возможность ограничения прав и свобод в случаях, предусмотренных законом (ст. 23), а именно в интересах:

- национальной безопасности;

- общественного порядка;

- защиты нравственности, здоровья населения;

- прав и свобод других людей.

 

Проанализируйте права и свободы, изложенные в Конституции Республики Беларусь во П разделе "Общество, личность, государство", которые делятся на следующие группы:

 

ЛИЧНЫЕ (ГРАЖДАНСКИЕ) ПРАВА:

Право на:

· жизнь;

· свободу, неприкосновенность и достоинство личности;

· защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, на тайну корреспонденции, сообщений;

· неприкосновенность жилища;

· свободное передвижение и выбор места жительства в пределах Республики Беларусь;

· исповедывание любой религии или неисповедывание никакой (свобода совести);

· свободу мнений и убеждений и их свободное выражение;

· получение, хранение и распространение достоверной информации о деятельности государственных органов, состоянии окружающей среды.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА:

Право на:

· свободу собраний, митингов, уличных шествий;

· свободу объединения в общественные организации, политические партии;

· участие в решении государственных дел;

· право избирать и быть избранными в государственные органы;

· равного доступа к любым должностям в государственных органах;

· право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы;

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА

Право на:

· труд, выбор профессий, рода занятий, на безопасные условия труда;

· защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров и право на забастовку;

· отдых;

· право собственности;

· охрану здоровья;

· на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности;

· на жилище;

· образование;

· право сохранять свою национальную принадлежность.

 

ОБЯЗАННОСТИ:

· Каждый обязан соблюдать Конституцию РБ, законы и уважать национальные традиции.

· Каждый обязан уважать достоинство, права и свободы других лиц.

· Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности.

· Охрана природной среды - долг каждого.

· Граждане РБ обязаны платить налоги, пошлины и иные платежи.

· Защита РБ - обязанность и священный долг гражданина РБ.

 

3.3. Обратите внимание на то, что, когда в 1991 году наша страна встала на путь самостоятельного развития, при определении формы государственного правления не было сомнений в том, что это должна быть республика, общими юридическими признаками которой являются выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти, осуществление государственной власти не по собственному праву какого-либо лица, а по поручению народа, юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом.

Главной предпосылкой этого было существование белорусского государства в форме республики в советский период с 1919 г. И, хотя данная форма республиканского правления в СССР имела недостатки (не было всенародно избираемого главы государства, отсутствовал пост президента, верховная государственная власть принадлежала партийному органу, выборы законодательного органа - Верховного Совета - носили безальтернативный характер), тем не менее, определенные традиции республиканизма были заложены. В Беларуси к тому же в тот период отсутствовали представители каких-либо монархических династий, претендующих на власть.

Поэтому ст. 1 Конституции определяет форму государственного правления в виде республики. Именно республиканская форма правления обеспечивает в наибольшей степени участие населения в формировании высших органов государственной власти.

Республиканская форма правления, как известно, имеет две основные разновидности: парламентскую и президентскую. В нынешней Конституции Республики Беларусь нет статьи, где бы имело место прямое указание на одну из разновидностей республики. Однако, анализ полномочий президента, его взаимодействия с белорусским парламентом говорит о том, что белорусское государство - это республика с сильной президентской властью. Об этом свидетельствует то, что президент в Республике Беларусь напрямую избирается народом, он формирует правительство, согласовывая отдельные кандидатуры с парламентом, имеет широкие полномочия при назначении выборов, высших должностных лиц, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, вводит при необходимости военное и чрезвычайное положение, имеет право отлагательного вето, роспуска парламента.

Сильная президентская власть наиболее целесообразна в настоящее время в республике, так как страна находится в рамках переходного периода, когда еще не сформировались зрелые традиции демократического, гражданского общества. Такая власть способна быстро реагировать на возникающие проблемы и обеспечивать принятие и реализацию наиболее рациональных решений. К тому же, необходимо иметь в виду, что парламентская республика наиболее целесообразна в условиях высокой зрелости партийной системы, которая в Беларуси еще не сложилась.

При этом необходимо помнить, что деятельность президента в Республике Беларусь не бесконтрольна. В Конституции закреплена так называемая система "сдержек":

- при назначении президентом на ключевые посты (Премьер-министра, Председателя Верховного Суда, Председателя Национального банка, Генерального прокурора, Председателя Конституционного Суда и др.) требуется согласие парламента (ст. 84);

- нормотворческая деятельность президента Республики Беларусь может быть проверена Конституционным Судом на соответствие Конституции (ст. 116);

- у парламента есть право преодоления вето президента посредством принятия закона с помощью так называемого квалифицированного большинства, т.е. принятия его большинством не менее двух третей голосов депутатов (ст. 100);

- парламент ратифицирует подписанные президентом международные договоры;

- возможен импичмент (досрочная отставка) президента (ст. 88) при стойкой недееспособности по состоянию здоровья и в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления.

 

При выборе формы административно-территориального устройства Республика Беларусь определилась как унитарное государство(ст.1).

Это обусловлено тем, что в Беларуси нет народов и территорий, которые бы претендовали на роль суверенного субъекта. К моменту создания самостоятельного белорусского государства в стране не обнаруживалось тенденции к автономизации и федерализации. Имеющиеся в республике отдельные административно-территориальные единицы - области, обладая определенной самостоятельностью, не имеют признаков государственности, суверенитета.

 

3.4.Ст. 1 Конституции Республики Беларусь определяет демократическийхарактер политического режима в стране. Проанализируйте реализацию принципов и институтов демократии в политической системе Республики Беларусь через представительные и непосредственные формы демократии.

 

В Конституции Республики Беларусь закреплена главная идеядемократического государственно-политического устройства о признании народа источником государственной власти и носителем суверенитета (ст. 3). При этом подчеркивается, что народ осуществляет свою власть непосредственнои через представительные органы власти, т.е. в политической жизни белорусского общества находят свое проявление представительная и непосредственная форма демократии.

Представительная демократия проявляется в том, что воля народа выражается его представителями в конкретных органах власти. В таком случае демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом управление, и отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, законодательного ограничения компетенции органов власти и должностных лиц.

Главными чертами представительной демократии в наше время являются:

· принцип ответственного правления;

· контроль общества над институтами власти;

· наличие института свободных выборов;

Какие органы власти можно назвать формами представительной демократии?

В широком смысле слова в условиях демократического политического режима к ним можно отнести любойгосударственный орган центрального и местного характера. Но подлинно представительными формами демократии можно назвать те органы государственной власти, которые избираются народом, то есть формируются посредством выборов. По Конституции Республики Беларусь к таким органам относятся Национальное собрание (парламент Республики Беларусь), Президент, местные Советы депутатов. При этом ст. 39 Конституции подчеркивает, что граждане Республики Беларусь имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах. Не имеют значения сословные, имущественные, национальные ограничения, а лишь необходима профессиональная и деловая подготовка.

Недостатки представительной демократии, когда не может быть обеспечено "прямое правление всего народа" (Р.Дарендорф) призвана преодолеть непосредственная демократия, или демократия участия - это участие народа в выборах, митингах, собраниях, сборах подписей, уличных шествиях (ст. 35), в обсуждении проектов законов, вопросов республиканского и местного значения (ст. 37) и т.д. Она позволяет участвовать широким слоям общества в политических процессах.

Важнейшей формой непосредственной демократии в Республике Беларусь являются референдумы республиканского и местного характера, в которых могут принимать участие все граждане, имеющие избирательное право и выступающие по сути дела как законодатели, поскольку решения, принимаемые референдумом, имеют обязательный характер и могут быть отменены только посредством следующего референдума (ст. 77). Роль референдума, а, значит, и народа как участника законотворческих процессов, обозначена в 140 ст., где говорится о том, что разделы 1, П, 1У, УШ Конституции (права, свободы, основы государственного устройства) могут быть изменены только с помощью референдума.

Непосредственно гражданам Республики Беларусь (в определенном количестве) принадлежит право законодательной инициативы (не менее 50 тыс. чел.), отзыва депутата (не менее 20% граждан соответствующей территории), право инициирования проведения референдума (не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом) и др.

У непосредственной демократии есть свои минусы, проявляющиеся в больших затратах времени и финансовых средств на реализацию соответствующих мероприятий, отсутствии персональной ответственности за последствия всенародно (коллективно) принятых решений. Поэтому в современном обществе, в том числе и в Республике Беларусь, всегда стоит проблема нахождения оптимального соотношения представительной демократии и демократии народного участия.

 

Выясните, каковы основополагающие идеи и принципы избирательной системы Республики Беларусь.

Осуществление основных принципов демократии предполагает свободные, четко организованные и периодически проводимые выборы состава представительных органов власти и должностных лиц государства. В основе избирательной системы Республики Беларусь лежат принципы, содержание которых свидетельствует о соответствии ее передовым международным стандартам. Это принципы, которые явились итогом длительной борьбы граждан различных стран за отмену всевозможных ограничений избирательного права. Данные принципы закреплены в Конституции и Избирательном кодексе 2000 г.

Принцип всеобщности (ст. 64), согласно которому почти все граждане Республики Беларусь имеют избирательное право. Ограничения в этом праве определены по минимуму: возраст до 18 лет, недееспособность гражданина, признанная судом, нахождение в местах лишения свободы по приговору суда, содержание под стражей как мера пресечения действий гражданина.

Принцип свободы(ст.65), в соответствии с которым избиратель лично решает, участвовать ему в выборах и за кого голосовать. В Республике Беларусь - голосование на выборах это право, но не обязанность, за невыполнение которой может быть предусмотрено наказание (как, например, в Бельгии, Голландии, Австрии, Австралии, Пакистане).

Принцип равенстваизбирательного права (ст. 66), который означает, во-первых, то, что все избиратели в республике имеют одинаковое количество голосов (один голос) и, во-вторых, обеспечивается единая норма представительства, т.е. равное количество избирателей, представляемых одним кандидатом. Это обеспечивается тем, что избирательные округа в Республике Беларусь образуются с примерно равной численностью населения.

Принцип тайности голосования (ст. 68), согласно которому исключается контроль за волеизъявлением избирателя в ходе голосования.

Принцип прямого голосованияпри выборе депутатов в Национальное собрание и местные Советы (ст. 67).

Об открытости и прозрачности избирательного процесса в Республике Беларусь свидетельствует институт наблюдателей, законодательно закрепленный в избирательном кодексе страны. В роли наблюдателей при проведении выборов, референдумов могут быть депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов, доверенные лица кандидатов в Президенты, в депутаты, представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, иностранные наблюдатели, представители СМИ. Порядок их поведения на выборах устанавливается Центральной избирательной комиссией страны.

Один из важных вопросов избирательного процесса - финансирование выборов. В Республике Беларусь согласно Конституции (ст. 70) расходы на подготовку и проведение выборов осуществляются за счет государства. Средства, выделенные на агитационную кампанию, делятся поровну между кандидатами. В случаях, предусмотренных законом, расходы на проведение выборов могут осуществляться за счет средств общественных объединений, предприятий, учреждений, граждан.

Большое значение для проведения выборов имеет общая политическая ситуация в стране. Поэтому согласно Конституции (ст. 71) выборы в Республике Беларусь не могут проводиться в период чрезвычайного и военного положения, когда реализация избирательного права может проходить с нарушениями.

Известно, что в мире существуют две основные избирательные системы, в основе которых лежат различные способы определения результатов выборов по данным голосования: мажоритарная и пропорциональная, каждая из которых имеет определенные разновидности. Эти избирательные системы имеют как свои достоинства, так и недостатки.

В Республике Беларусь используется мажоритарная система абсолютного большинства, при которой избранным считается кандидат набравший более половины общего числа избирателей, участвующих в голосовании (минимум для победы кандидата - 50% голосов + один голос). Согласно избирательному кодексу во втором туре голосования, если таковой становится необходимым, избранным считается тот из двух кандидатов, который получил большее число голосов, при условии, что число голосов, поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против него. На выборах Президента Республики Беларусь, если ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов избирателей в первом туре, то во втором туре проводится голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан, включенных в список избирателей.

 

3.5.Выявите специфику формы государственного правления в Республике Беларусь как социального правового государства.

Идеал справедливой государственности, закрепленный в Конституции Республики Беларусь, находит выражение в идее правового государства, важнейшим принципом которого, определенного еще античными мыслителями, является принцип господства закона над всеми, в том числе и над правителями. Ст. 7 указывает на то, что в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Правовое государство основывается на таком характере взаимоотношения между личностью и государством, при котором интересы личности, права и свободы граждан являются основной социальной ценностью. Конституция Рнспублики Беларусь и соответствующие законы гарантируют права и свободы граждан (см. раздел "Личность, общество, государство").

Реализация идеи правового государства зависит от воплощения в жизнь принципа разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Данный принцип закреплен в ст. 6 Конституции. Отмечается, что государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Целью разделения властей является обеспечение свободы, законности и предотвращения произвола. Только народ признается носителем всей власти в целом. Государству должны принадлежать лишь различные виды государственной власти. Захват какой бы то ни было структурной частью государства всей полноты власти означает узурпацию власти народа, отрицание народного суверенитета. Особую роль в обеспечении принципа разделения государственных властей, координации их деятельности играет Конституционный суд Республики Беларусь (ст. 116).

Суть разделения властей не означает их полного равенства и независимости, главное - это четкое разграничение их функций, прав, обязанностей и ответственности.

Законодательная власть,реализуемая высшим представительным органом государства (парламент - Национальное собрание), принимает законы, избирает высших должностных лиц и т.п.

Исполнительная власть (правительство - Совет Министров РБ) призвана реализовывать законы и осуществлять руководство текущей жизнью общества.

Судебная власть, реализуемая системой судебных органов, осуществляет правосудие: рассматривает и разрешает уголовные дела, гражданские, трудовые споры в соответствии с установленным законом порядке.

Обратите внимание на то, что при формировании идеологии белорусского государства и определении основных политических ценностей в Конституции Республики Беларусь идея правового государства совершенно естественным образом соединилась с идеей социального государства, т.е. государства, которое проводит активную социальную политику (cт. 1). Почему?

 

Во-первых, потому, что в ХХ веке в передовых идеологиях Запада, которые выступали одним из источников формирования национальной идеологии Республики Беларусь, уже была осознана необходимость активного вмешательства государства в процессы распределения доходов в обществе, понята недопустимость их стихийного протекания, которое приводит к сильной имущественной дифференциации и формированию большого количества бедных, что делает общество нестабильным. Поэтому мысль о том, что государство посредством соответствующих мер должно проводить целенаправленную политику формирования в обществе многочисленного "среднего класса" вошла в комплекс идей формирующейся идеологии независимого белорусского государства.

Во-вторых, не нужно забывать, что Республика Беларусь являлась наследницей БССР - государства, в котором всегда проводилась активная социальная политика, направленная на обеспечение благосостояния всех граждан общества. От этой традиции независимое белорусское государство не собиралось отказываться. Ст. 21 Конституции Республики Беларусь подчеркивает, что каждый в обществе имеет право на достойный уровень жизни.

 

Социальное государство - это государство, которое поддерживает с помощью разнообразных социальных программ (развитие образования, медицины, пособия для малоимущих) беззащитных перед лицом рыночной конкуренции социально слабых слоев населения.

 

При этом молодое белорусское государство учитывало, что, с одной стороны, не каждый в обществе нуждается в государственной помощи (граждане с высокими доходами), а с другой, не каждый нуждающийся эффективно использует помощь государства, поэтому оно должно следить за тем, чтобы эта помощь не порождала иждивенчество.

Идея правового социального государства для нашей страны является в определенной мере уже реальным фактом, но одновременно - это в значительной степени тот идеал, к достижению которого должно придти наше общество.

 

3.6. Каким образом закреплена идея светского государства в Конституции Республики Беларусь?

 

При определении характера взаимоотношения государства и церкви в Конституции Республики Беларусь по сути дела была использована идея светского государства, при реализации которой имеет место невмешательство государства в дела религиозных организаций, и последние не вмешиваются в дела государства. И хотя в Конституции Республики Беларусь нет формулировки об отделении церкви от государства, реально это так, поскольку институты государства и церкви разделены и не совмещаются. Ст. 16 отмечает, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Провозглашается равенство религиозных конфессий. О нерелигиозном характере государства свидетельствует также то, что система государственного образования носит светский характер и предполагает в процессе обучения освоение дисциплин научного содержания.

Независимое существование государственных и религиозных организаций в республике не означает отсутствия между ними необходимого взаимодействия. В Послании Президента Республики Беларусь Национальному собранию 29 апреля 2008 года было отмечено, что за период самостоятельного развития между церковью и институтами власти удалось выстроить отношения на принципах солидарности, взаимодействия и взаимодополняемости.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.