Здавалка
Главная | Обратная связь

УЭ - 4. СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА КАК СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.



 

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА.

4.1. Прежде всего, следует выяснить, чем была обусловлена необходимость экономических реформ в Республике Беларусь, которые начались в начале 90-х г.г. ХХ в. и продолжаются до настоящего времени.

При этом важно помнить, что сущность данных реформ состоит в переходе от административно-командной экономики к рыночной, преимущества которой заключаются в стимулирующей функции конкуренции, которая поощряет внедрение достижений научно-технического прогресса и позволяет:

· снижать затраты на производство единицы продукции;

· повышать качество выпускаемых товаров;

· расширять ассортимент производимой продукции;

· освобождаться от экономически слабых предприятий.

 

Административно-командная экономика, в отличие от рыночной, лишена этих стимулов и ведет к незаинтересованности производителей в повышении качества товаров, экономии сырья, энергии, времени при производстве продукции, что, в конечном счете, ведет к дефициту товаров и невозможности удовлетворить даже насущные потребности населения.

Необходимость перехода к рыночной экономике была обусловлена не только внутренними причинами, связанными с созданием эффективного производства в стране, но и внешними, предполагающими включение экономики Республики Беларусь в мировую, которая функционировала на основе рынка.

 

При этом следует иметь в виду, что условия этого перехода были двоякие - с одной стороны, благоприятные:

· высокий интеллектуальный и профессиональный потенциал населения Республики Беларусь;

· развитая наука в республике;

· достаточно высокий уровень развития системы общего и профессионального образования;

· выгодное геополитическое положение страны, обусловленное прохождением через Беларусь важных транспортных линий, связывающих Западную и Восточную Европу, Европу и Азию;

· оптимальный размер страны, который создает возможность более эффективного управления ею;

· бесконфликтные отношения между основными социальными группами в стране (отсутствие национальных и религиозных конфликтов);

· природный фактор в стране - скорее способствующий развитию экономики, чем препятствующий ее развитию: при отсутствии энергоносителей, вместе с тем, в республике имеется достаточно богатый запас иных ресурсов (лесные, водные) и отсутствие разрушительных природных катаклизмов (землетрясений, тайфунов, извержений вулканов и т.д.).

Но, с другой стороны, имели место и неблагоприятные условия, осложняющие проведение экономических реформ:

· распад Советского Союза и разрушение сложившихся экономических связей между производителями и поставщиками продукции, обострение в этой связи проблемы сбыта продукции и закупки сырья;

· экономический кризис 1992-1994 г.г., связанный с либерализацией цен, который привел к резкому снижению валового национального продукта, обесцениванию сбережений населения в результате гиперинфляции ( почти 40% в месяц). В результате произошло значительное падение уровня жизни населения.

 

4.2.Обратите внимание на то, что экономическая платформа государственной идеологии Республики Беларусь формировалась под влиянием передовых мировых идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) а также международного опыта функционирования рыночной экономики, который к этому времени обнаружил как позитивный, так и негативный потенциал данной экономики.

Главные вопросы, которые необходимо было решить сначала на теоретическом уровне, а затем на практике, были следующие:

 

· На какой форме собственности будет создаваться новая экономика?

· Какова должна быть степень присутствия государства в экономической жизни общества?

 

При поиске ответов на эти вопросы следующим образом были обозначены характерные черты белорусской модели экономики:

 

1. Плюрализм форм собственности, определяющий смешанный характер экономики. Ст. 13 Конституции Республики Беларусь фиксирует возможность существования собственности в республике в виде государственной и частной, им гарантируются равная защита и равные условия деятельности. Государство оставляет за собой право на недра, воды, леса и земли сельскохозяйственного назначения. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности отдельных граждан, не ограничивается, если оно приобретено законным путем (ст.44). Государственная собственность существует в виде республиканской и коммунальной (собственности административно-территориальных единиц).

 

2. Постепенные и умеренные темпы приватизации.Приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника, который будет заинтересован, во-первых, в долгосрочном развитии предприятия и, во-вторых, будет решать социальные проблемы работников этих предприятий. В выступлениях Президента Республики Беларусь постоянно подчеркивается, что приватизация должна осуществляться только через аукционы и конкурировать должны не фамилии крупных собственников, олигархов, а бизнес-планы и программы по поддержке трудового коллектива. Причем, стабильно и прибыльно работающие государственные предприятия не будут переходить в частную собственность.

Рыночные условия потребуют в будущем разгосударствления основных сфер производства и услуг. Однако этот процесс должен идти постепенно по мере созревания и развития в обществе необходимых механизмов, финансовой сферы, инфраструктуры, законодательной базы, менталитета народа (13,3).

 

3. Значительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционирования экономики(ст.13).Выясните, почему экономика не может обойтись без государственного регулирования, ограничившись лишь ролью рынка?

Дело в том, что рыночное регулирование имеет как положительные стороны, заключающиеся в создании постоянно действующих стимулов для повышения эффективности производства, так и отрицательные, проявляющиеся в том, что рынок как единственный регулятор экономики:

· не в состоянии обеспечить решение стратегических задач развития экономики;

· порождает тенденцию экономики к анархии, стихийности и создает кризисы, связанные с перепроизводством товаров;

· создает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение общества;

· делает экономику не восприимчивой к долгосрочным общегосударственным программам, связанным с ликвидацией социального неравенства, экологических проблем, развитием образования, медицины, созданием эффективной системы защиты безработных и т.д.

 

Поэтому государство посредством как административно-распорядительных, так и экономических методов призвано устранить или ослабить негативные последствия рынка. Примерами конкретных способов воздействия на рыночную экономики являются решулирование масштабов инвестиций, изменение условий государственных заказов, пересмотр налоговых и процентных ставок, регулирование величины денежных сбережений населения и др.

 

Белорусская модель экономики в настоящее время определяется в программных государственных документах как социально ориентированная рыночная экономика.В чем суть такой экономики?

 

Социально ориентированная экономика - это экономика, которая производит достаточное количество товаров по ценам, доступнымшироким слоям населения, в том числе и малоимущим, удовлетворяя их потребности на современном уровне.

 

 

Создание такой экономики становится возможным при:

 

· развитом секторе экономике, производящем предметы потребления (сектор В);

· развитии в экономике цивилизованной конкуренции, которая заставляет производителей снижать издержки производства и создавать предпосылки для низких цен, делая товары доступными для широких слоев населения, в том числе и с низкими доходами. Поэтому государство стремится защитить рыночную экономику, основанную на чистой, совершенной конкуренции. Для этого оно принимает антимонопольное законодательство, препятствуя появлению монополий, которые получают возможность устанавливать высокие цены и фактически ведут к устранению рынка;

· социальной защите нуждающихся слоев общества для обеспечения необходимого уровня их покупательной способности. Программы помощи социальным группам с низкими доходами разделяются на две категории: 1. Программы, повышающие доход данных групп населения (государственные пособия, льготы). 2. Программы, ликвидирующие причину их низких доходов (повышение их уровня образования, квалификации, переобучение, содействие в организации собственного бизнеса);

· организации помощи безработным;

· поддержке отечественных предпринимателей (введение таможенных квот и пошлин, ограничивающих импорт определенных товаров, государственные субсидии и займы слабым предприятиям).

Таким образом, одна из главных задач белорусского государства - формирование экономической системы с эффективными рыночными механизмами с целью удовлетворения разнообразных потребностей населения и достойного вхождения в мировое хозяйство на конкурентных началах.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.