Здавалка
Главная | Обратная связь

Философия Анри Бергсона

В начале XX в. Огромную популярность получило учение французского мыслителя Анри Бергсона (1859-1941) - представителя интуитивизма и философии жизни. Его воззрения можно найти как генеральное возражение против материалистически-механистического и позитивистского направления философской мысли. Более принципиально его учение об интенсивности чувств, о времени, о свободе воли, о памяти в её соотношении со временем, о творческой эволюции и роли интуиции в постижении сущего. Значимо в его концепции рвение выстроить-картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природы и развитие человека в их единстве.

Критикуя механицизм и догматический рационализм, А. Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, хорошую от материи и духа: жизнь устремлена 'вверх', а материя - 'вниз'. Материя, отождествляемая с прерывностью, пространством и миром 'твердых тел', оказывает сопротивление жизни и становлению. Сущность жизни, по Бергсону, постижима только с помощью интуиции, которая интерпретировалась как своеобразная симпатия и которой доступно непосредственное проникновение в сущность предмета методом как бы слияния с его неповторимой природой. Говоря другими словами, интуиция понималась как самопостижение жизни, т.Е. Познание ею самой же себя. Поэтому Бергсон не противопоставлял объект субъекту.

Бергсон призывал обратиться к жизни нашего сознания: ведь она дана нам конкретно в нашем самосознании, а оно указывает, что тончайшая ткань психической жизни есть длительность, т.Е. Непрерывная изменчивость состояний. Мысль длительности - излюбленная центральная категория в философии Бергсона. Длительность - атрибут времени, трактуемый как 'живое' время, владеющее особой энергией спонтанного порыва. Из создаваемого человеком вида времени как времени глобальных событий нельзя 'вычесть' влияние длительности как 'целостного потока', включенного в необратимую человеческую жизнь. Идеи Бергсона о времени созвучны теории относительности: длительность событий и состояний - это базовая черта времени.

В собственных гносеологических рассуждениях Бергсон противопоставляет интеллект интуиции, полагая, что интеллект - это орудие оперирования с материальными, пространственными объектами, тогда как интуиция дает человеку возможность схватывать суть 'живой целостности' вещей, явлений. В собственных метафизических Воззрениях (при рассмотрении эволюции органического) Бергсон Трактовал жизнь как некий метафизически-космический процесс, Как 'жизненный порыв', как могучий сгусток творческого формирования, при этом по мере ослабления напряжения этого порыва хизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, которую он разглядывал как неодушевленную массу - вещество. Человек не являет собой творческое существо, и через него проходит путь жизненного порыва'. Великий дар творчества, по Бергсону (который в этом следовал А. Шопенгауэру), органически связан с иррациональной интуицией, а она есть божественный дар и дается только избранным.

Философские позиции Бергсона, изящно выраженные в бессчетных трудах и оказавшие огромное влияние на развитие философской культуры, уязвимы: он резко противопоставил интеллект и интуицию, что делает невозможным познание, нуждающееся единстве того и другого, в их взаимодополнении. И в самом деле, созерцаемое в незапятанной интуиции без всякого понятийного различе-вия и логического осмысления по существу оказывается просто даже невыразимым. Не считая того, Бергсон, абсолютизируя принцип изменчивости сущего, вступает в явное противоречие с достижениями науки и философии, исходящими из неоспоримого принципа единства изменчивости и стойкости.Ученые и философы высоко ценили динамизм картины мира у Бергсона, критику им 'атомистического' истолкования духовного мира человека (души) и развитие идеи целостности сознания. Идеи Бергсона роднят его с символистами. Он оказал огромное влияние на ряд направлений в философии, в том числе на прагматизм с У. Джемсом во главе. Отметим, что Бергсона постоянно интересовали такие трудности, как душа и тело, мысль духовной энергии, сновидения и т.П. Они имели для него особенное значение, во-первых, потому что он желал 'освободить' дух от тела и тем самым доказать возможность бессмертия души, а во-вторых, с ними был связан его энтузиазм к спиритизму и телепатии; он усматривал в этом путь к опытному подтверждению способности непосредственного общения сознания без обращения к языку и телесным движениям.Само литературное творчество Бергсона различалось увлекающим за собой порывом, борьбой, полемикой, все новым продолжением вперед во времени, все новым самовоспламенением. Его произведения приветствовали даже как революционную философию. К примеру, У. Джемс назвал его философию благой вестью, а некие ученики Бергсона видели в собственном учителе пророка.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.