Здавалка
Главная | Обратная связь

ЖП состоит в потребности к творчеству.



Философия жизни Анри Бергсона

Длительность– основная идея философии Бергсона.

Главная работа - «Творческая эволюция» 1907 год. Работа вышла в 5 томах.

1932 год - «2 источника: Мораль и религия» , перевод на русский в 1994 г.

Основная работа не переведена на русский.

Интуитивизм. Высшая познавательная способность человека – интуиция.

 

Среди всего, что нам известно, наиболее близким и очевидным, нам представляется наше собственное существование (продолжатель Декарта в этом вопросе)

Длительность – наиболее важная хар-ка человеческого и всякого другого бытия.

Изменчивость – важнейшая черта длительности.

Психологические состояния не имеют количественного эквивалента.

Бергсон:

«Наша личность растет, зреет, меняется постоянно».

«Наше восприятие одной и той же вещи никогда не будет тождественно. Пусть нам кажется, что не изменился предмет - изменились мы сами. Наш опыт , наши знания, наша личность несколько иная, чем в любой предшествующий момент».

Язык трансформизма становится обязательным для всякой философии.

Б.: «Мир – вечное становление». «Вселенная длится (в плане изменчивости)»

Длительность составляет саму ткань нашей психологической жизни, и к тому же не существует ткани более прочной, более субстанциальной.

Длительность духовна по своей сути.

Бергсон –Идеалист.

Мысль - чистое изменение, реальная длительность есть вещь духовная, или пронизанная духовностью.

Длительность – это поток, который не может пойти назад. НЕВОЗВРАТИМОСТЬ.

Бергсон: «Длительность – это непрерывный поток прошлого, вбирающий в себя будущее». 1927 году Бергсон получил Нобелевскую премию по литературе.

Бергсон: «Реальная длительность въедается в вещи, оставляя на них отпечаток своих зубов. Если все во времени, то все меняется внутреннее. И одна и та же реальность не повторится никогда».

 

Длительность хар-ется также непредвиденностью.Она предполагает свободу.
Б.: «Ошибочно считать, что всё дано». Будущее невозможно вычислить, как функцию прошлого.

 

ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ Бергсона

Основное заблуждение науки – идея линейной эволюции. Философы прошлого пытались выделить главное. Этим главным оказался человек. Согласно Б., не существует основной ветви эволюции.

Три расходящихся направлений жизни.

Оцепенение (к растительной жизни) неподвижность растений

Инстинкт (животных)

Интеллект (человека)

В основе эволюции – творческий жизненный порыв.

ЖП состоит в потребности к творчеству.

ЖП передается от одного поколения к другому по средством зародышей.

ЖП конечен и дан раз и навсегда. В своем развитии ЖП наталкивается на материю. Материя выступает препятствием на пути ЖП. Для движения вперед он должен увлекать материю за собой, но это удается не всегда, ведь ЖП не бесконечен, поэтому он дробится на ответвления, некоторые из которых останавливаются в своем развитии. Иногда эволюция на каком-то участке поворачивает назад. Но все же в 3-х направлениях ЖП достиг прогресса.

В других мирах возможно иное развертывание Жизненного Порыва.

Бергсон: «На некоторых планетах возможны единые организмы».

 

КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ:

Свое учение Бергсон противопоставляет всем прочим объяснениям эволюции.

Сводится к 2м подходам:

МЕХАНИЦИЗМ (Эволюция жизни- результат соединения физических факторов)

ТЕЛЕОЛОГИЯ (Учение о целесообразности)

Развитие мира является их реализацией.

Обе теории несостоятельны, поскольку противоречат фактам. Основной факт расхождения - это реальность – длительность.

Длительность означает создание нового и непредвиденного, в то время как Механицизм и Телеология считает возможным вычисления будущего в случае, если известно прошлое.

Оба подхода, отвергаемых Бергсоном, объединяются одной формулой «ВСЕ ДАНО».

Инстинкт и интеллект радикально отличны друг от друга. Чаще всего, подчеркивают, что инстинкт бессознателен, а интеллект сознателен. Но по Бергсону это далеко не самое важное отличие. Более важно другое – интеллект анализирует, т.е. становится как бы на внешние точки зрения в отношение вещей. Интеллект без конца разнообразит символы. Интеллект пытается постичь вещь через то, что этой вещью не является. – в этом коренной недостаток.

Инстинкт же, напротив, стремится к проникновению в самую суть вещи. Инстинкт есть сочувствие, симпатия. С помощью инстинкта животные знают о вещах очень не многое, но все же самое главное, что им нужно о них знать.

С т.з. Бергсона, интеллект имеет приспособительное значение. Задача интеллекта – действие на окружающий мир. Интеллект в силу своей природы не может постичь реальную длительность. И Вот почему: Интеллект ясно представляет себе только прерывное и неподвижное.

Б.: «Интеллект, рассматриваемый в его исходной точке, является способностью создавать искусственные предметы, из орудий фабриковать орудия, и бесконечно разнообразить их выделку».

Б.: «Материя, рассматриваемая как целое, должна быть скорее течением, чем вещью». Поэтому интеллектуальные понятие отражают не сущность вещей, а «намечают линии нашего действия на материю».

Б.: «Вполне возможно, что другие виды живых организмов иначе разделяют материю по предметам. А некоторые, вероятно, и вовсе не выделяют в ней предметов, а видят только качество». (напр., система – съедобное – несъедобное)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.