Тесты для самопроверки знаний⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
1. Термин «идеология ввел в научный оборот: а. Т. Парсонс б. А.Д. де Траси в. К. Марс г. Наполеон Бонапарт
2. Деидеологизация – это: _______________________________________________________________________________________________________________________________
3. Ислам – это (выберите правильный вариант ответа): а. Религиозная глобальная идеология б. Локальная научная идеология в. Частичная политическая идеология г. Антигуманная политическая идеология
4. Теоретико-концептуальный уровень политической идеологии предполагает: а. Формирование политической программы, формулировку политических лозунгов, требований, ведение политической пропаганды. Б. Восприятие основных идей на уровне общественного сознания, отвержение или принятие данной идеологии. В. Формирование концепций, учений, доктрин, в которых формулируются основные цели развития социальной общности и средства их достижения. Г. Создание научных сочинений, в которых анализируется жизнедеятельность общества.
5. В конце XVIII в. развитие белорусского этноса характеризовалось: а. Расколом общества по социальному признаку, преобладанием влияния православия в религиозной жизни, прочными позициями старобелорусского языка. Б. Завершением процесса ополячивания и окатоличивания белорусской шляхты, преобладанием в официальной сфере и культурной жизни польского языка, прочными позициями белорусской элиты в высших органах государственной власти РП. В. Прочными позициями русского языка в официальной сфере и культурной жизни, расколом общества по религиозному признаку на православных, униатов и католиков, гибелью большого количества людей в ходе военных конфликтов. Г. Расколом общества по социальному, религиозному, языковому признакам.
6. Первой белорусской национальной партией являлась: а. РСДРП(б) Б. БСГ В. КП ЗБ Г. БСРГ
7. Образование БССР провозглашено: а. 1 января 1919 г. б. 30 октября 1939 г. в. 25 февраля 1918 г. г. 1 сентября 1939 г.
8. Определите, какие вопросы выносились на I, II и III белорусские республиканские референдумы:
9. Местные органы власти в РБ представлены: а. Советами депутатов и их исполнительными комитетами. Б. Верхней и нижней палатами парламента. В. Министерствами. Г. Депутатами Совета Республики.
10. До 1994 г. Беларусь являлась: а. Смешанной республикой б. Президентской республикой в. Советской республикой г. Парламентской республикой
11.Отрицательное отношение к идеологии первым в истории выразил: а. М. Вебер б. А.Д. де Траси в. Наполеон Бонапарт г. Дж. Белл
12. Реидеологизация – это: _______________________________________________________________________________________________________________________________
13. Либерализм – это: а. Религиозная локальная идеология б. Научная глобальная идеология в. Контрреволюционная политическая идеология г. Прогрессивная глобальная идеология
14. Средний уровень государственной идеологии предполагает: а. Создание политических документов. Б. Создание средств человеческой деятельности, связанных с идеологией. В. Создание научных сочинений, в которых анализируется жизнедеятельности общества. Г. Ведение политической агитации и пропаганды.
15. Идеология ВКЛ – это: а. Идеология белорусского государства б. Идеология литовского государства в. Идеология белорусско-литовского государства г. Идеология белорусско-польского государства
16. Характерными особенностями белорусской нации в конце XIX в. являлись: а. Крестьянский характер нации, раскол по религиозному признаку, существование литературного белорусского языка. Б. Крестьянский характер нации, существование белорусского языка в виде множества диалектов, преобладание православия в религиозной жизни. В. Городской характер нации, существование белорусского языка в виде множества диалектов, раскол по религиозному признаку. Г. Преобладание католичества в религиозной жизни, функционирование системы начальных школ с польским языком обучения, осуществление официального делопроизводства на русском языке.
17. На формирование советской белорусской идеологии в 20 гг. оказывало большое влияние: а. Принудительное выселение крестьян на хутора и крестьянское малоземелье. Б. Закон о добровольном выборе языка обучения в школе. В. Политика белорусизации. Г. Распространение теории деидеологизации.
18. Определите особенности организации и функционирования Верховного совета РБ и Национального собрания РБ: а. 1 палата б. Согласие/несогласие с программой президента по деятельности правительства (полномочие) ВС РБ в. 260 депутатов Г. Рассмотрение проектов Конституции и внесения в нее изменений, дополнений (полномочие) НС РБ д. 2 палаты Е. Назначение выборов президента (полномочие) Ж. Всеобщее избрание всего депутатского корпуса З. 5-летний срок работы
19. Конституция РБ принята: а. 15 марта 1991 г. б. 3 июля 1991 г. в. 15 марта 1994 г. г. 3 июля 1994 г.
20. Расшифруйте каждый компонент государственной идеологии РБ: а. Правовая основа – это _____________________________________ б. Политическая основа – это _________________________________ в. Экономическая основа – это ________________________________ г. Мировоззренческая основа – это ____________________________
21. Идея белорусской государственности восходит к а) культурно-этническим объединениям дреговичей, кривичей и радимичей; б) Полоцкому и Туровскому княжествам, которые имели все атрибуты государственной власти; в) древнерусской государственности и имеет общерусские корни ; г) Великому княжеству Литовскому, где славяне занимали 11/12 территории и составляли около 80 % населения.
22. В какой период истории Беларуси впервые отчётливо проявляется этническая самобытность белорусского народа? а) во времена Киевской Руси; б) во время существования Великого княжества Литовского; в) во времена Речи Посполитой; г) после вхождения Беларуси в состав Российской империи.
23. Находясь в составе Речи Посполитой, большинство белорусов осознало, что для своего самосохранения как этноса а) они должны вернуться к своим общерусским корням; б) они должны создать самостоятельное белорусское государство; в) они должны влиться в состав польского этноса; г) они должны влиться в состав великорусского этноса.
24. За время нахождения в составе Российского государства белорусы а) стали жертвой русификаторской политики российского правительства и вошли в состав великорусского этноса; б) добились права на политическое самоопределение и получили национально-культурную автономию; в) стали союзниками польского народа в борьбе за возрождение Речи Посполитой; г) смогли возродить свои национальные традиции, культуру, литературный язык.
25. Провозглашённую в марте 1918 г. Белорусскую Народную Республику а) следует считать первым самостоятельным белорусским государством; б) следует признать политической наследницей Великого княжества Литовского; в) нельзя признать государственным образованием даже в марионеточной форме; г) можно признать суверенным государством, которое находилось в тесных союзнических отношениях с Советской Россией.
26. 1 января 1919 г. а) было объявлено о независимости Белорусской Народной Республики; б) была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика; в) БССР вошла в состав СССР; г) создана Белорусско-литовская советская социалистическая республика.
27. С какого времени Белорусская ССР стала называться Республикой Беларусь? а) с 27 июля 1990 г.; б) с 19 сентября 1991 г.; в) с 15 марта 1994 г.; г) с 10 июля 1994 г.
28. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор а) о Сообществе суверенных государств – Республики Беларусь и Российской Федерации; б) о Союзе Беларуси и России; в) о создании Союзного государства Беларуси и России; г) об углублении экономической интеграции четырёх стран – Беларуси, России, Казахстана и Киргизии.
29. Республиканские референдумы в суверенной Республике Беларусь проводились а) 27 июля 1990 г.; 19 сентября 1991 г.; 15 марта 1994 г. б) 14 мая 1995 г.; 24 ноября 1996 г.; 17 октября 2004 г.; в) 19 сентября 1991; 15 марта 1994 г., 24 ноября 1996 г; г) 27 июля 1990 г.; 9 сентября 2001 г. .; 24 ноября 1996 г.
30. Договор о создании Союзного государства Беларуси и России был подписан а) 2 апреля 1996 г.; б) 24 ноября 1996 г.; в) 2 апреля 1997 г.; г) 8 декабря 1999 г..
31. Если определенная идеология долгое время имела доминирующее положение в каком-либо обществе, то ее влияние оставила след на всех компонентах политической культуры. В каких странах в наибольшей мере реализованы ценности идеологии: А) Либеральной 1) Англия Б) Консервативной 2) Швеция В) Социал-демократической 3) США Г) Социалистической 4) СССР Ответ: А-3, Б-1, В-2, Г-4.
32. Каждой идеологии соответствует определенная модель демократии. Назовите правильные ответы: А) Социалистическая 1) Идентитарная – воля народа Б) Социал-демократическая 2) Элитарная В) Либеральная 3) Демократия участия Г) Консервативная 4) Плюралистическая
33. Как относятся ведущие мировые идеологии к ценностям французской революции: свобода, равенство и солидарность? А) Коммунистическая 1) Главное свобода Б) Социал-демократическая 2) Главное равенство В) Консервативная 3) Все ценности одинаково важны Г) Либеральная 4) Все ценности не имеют первоочередного значения 34. Как соотносятся права личности и нации в следующих идеологиях: А) Либеральной 1) Приоритет прав нации и государства Б) Консервативной 2) Приоритет прав личности В) Социал-демократической 3) Паритет прав личности и нации Г) Фашистская
35. Какие идеологии содействуют внедрению в массовое сознание общества ценностей, норм и моделей поведения, характерных для тоталитаризма? 1) Социал-демократическая 2) Либеральная 3) Фашистская 4) Консервативная 5) Исламский фундаментализм 6) Радикальные направления социалистической идеологии (сталинизм, маоизм)
36. Католицизм и православие представляют собой разные направления: А) язычества, Б) протестантства, В) мусульманства, Г) христианства;
37. Как называется система взглядов, отвергающих религиозные представления и религию в целом: А) атеизм, Б) религиозный анархизм, В) свобода совести, Г) деизм; 38. Выделите основные функции религии: А) культурно-востпитательная, Б) мировоззренческая, В) компенсаторная, Г) идеологическая, Д) а), б), в), г).
39. Расположите традиционные конфессии Беларуси в порядке их появления на ее территории: А) Католицизм, Б) Православие, В) Ислам, Г) Иудаизм, Д) Протестантизм;
Вопросы для самостоятельной работы студентов. 1. Когда появилось понятие идеологии? Чем было обусловлено его появление? 2. Перечислите известные Вам трактовки термина «идеология». В какие группы их можно объединить? 3. Назовите причины и последствия процесса «деидеологизации». 4. Какие особенности присущи идеологии как отрасли социально-гуманитарного знания? 5. Раскройте содержание функций идеологии. 6. Какие классификации идеологий Вы знаете? 7. В чём заключается сущность политической идеологии, её особенности? 8. Назовите виды и уровни политической идеологии. 9. Расшифруйте сущность такого вида идеологии, как государственная идеология. Какова её структура? 10. Чем являлось ВКЛ: белорусским либо литовским государством? Аргументируйте ответ. 11. Сравните положение белорусских земель в составе Речи Посполитой и Российской империи с точки зрения сохранения элементов национальной автономии. 12. Перечислите деятелей национального возрождения на рубеже XIX-XX вв. В чём заключался их вклад в дело становления национальной государственности? 13. Охарактеризуйте попытки создания независимого белорусского государства после Октябрьской революции. В чём кроются причины их неудачи? 14. Проанализируйте положение БССР в составе СССР: положительный опыт, негативные последствия. 15. Дайте поступательную картину становления независимой Республики Беларусь в 90-х гг. XX в. 16. Сравните идеологии либерализма и консерватизма. 17. Сравните идеологии социал-демократизма и коммунизма. 18. Раскройте смысл принципов народного суверенитета и народовластия, взаимной ответственности государства перед гражданином и гражданина перед государством. 19. Какими правами и свободами обладает гражданин Республики Беларусь согласно Конституции? 20. Каким образом в республике осуществляется равновесие всех ветвей власти? 21. Покажите причины, согласно которым Беларусь стала президентской республикой. 22. Раскройте сущность идеологической политики Президента Республики Беларусь. Назовите её основные направления и механизм реализации. 23. Сравните специфику деятельности парламента и правительства как субъектов формирования идеологической политики. 24. Дайте определение политической культуры. Раскройте суть их взаимодействия. 25. В чем заключается сущность и содержание современного идеологического процесса? Каковы его особенности в Республике Беларусь? 26. Какую роль в современной Беларуси играет идеология? 27. Охарактеризуйте информационную политику в Беларуси. 28. Перечислите известные Вам газеты и журналы и разбейте их на группы в зависимости от характера издания. 29. Сравните возможности в области политического просвещения населения: белорусского радио и телевидения; белорусского и российского телевидения. 30. Назовите общественные функции СМИ. 31. Охарактеризуйте структуру, функции, механизм деятельности белорусских профсоюзов. Чем вызвана необходимость их реформирования? 32. Каково значение социального партнёрства в сфере трудовых отношений? 33. Сравните три вида избирательных систем, существующих в современном мире. 34. Раскройте сущность избирательной системы Республики Беларусь. 35. Опишите особенности взаимодействия избирательных комиссий и общественных объединений на региональном и центральном уровнях; Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и общественных объединений; Центральной комиссии и политических партий. 36. Оцените роль СМИ в избирательной компании. 37. В каких случаях в Республике Беларусь проводится референдум? 38. Объясните, каким образом на реформирование экономики республики влияет политическая жизнь и идеология. 39. Проанализируйте особенности проведения экономических реформ в Беларуси. 40. Сопоставьте уровень экономического развития Беларуси и стран бывшего СССР (2000-2004 гг.). 41. Назовите известные Вам общественные объединения Республики Беларусь. 42. Какие политические партии действуют в современной Беларуси? Сравните, на выбор, их программы, степень политического влияния на население. 43. Что Вы понимаете под белорусской национальной идеей? 44. Опишите особенности национального менталитета белорусов. 45. В чём заключается сущность патриотизма? 46. Объясните сущность и содержание социальной политики. 47. Каковы приоритеты социальной политики в республике? 48. Оцените результаты реформирования белорусской системы образования. 49. Охарактеризуйте конфессиональную структуру Республики Беларусь. 50. Раскройте значение православия для становления белорусской государственности на протяжении двух тысячелетий. 51. Проанализируйте механизм реализации государственной политики в отношении религиозных организаций. 52. Оцените состояние и особенности религиозности населения Беларуси. 53. В чем состоит специфика молодёжи как социальной группы? 54. Назовите основные принципы государственной молодёжной политики. Чем вызвана необходимость её активизации? 55. Какие молодёжные организации действуют в современной Беларуси? 56. Определите цели и приоритеты внешней политики Республики Беларусь. 57. Опишите национальные интересы Беларуси. 58. Перечислите причины, обусловившие интеграцию Беларуси и России. Каковы их основные вехи, достижения? 59. Дайте характеристику одному из компонентов идеологии белорусского государства (на выбор).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ
1. Сущность идеологии и её особенности. 2. Специфика политической идеологии и её функции. 3. Государственная идеология: понятие, составные элементы и механизмы формирования. 4. Формирование идеологии белорусской государственности. 5. Основные современные классические идеологии. 6. Альтернативные течения в современной идеологии (глобализм, национализм, анархизм, технократизм и т.д.). 7. Белорусская национальная идея. Особенности менталитета белорусов. 8. Конституция Республики Беларусь как правовая основа идеологии белорусского государства. 9. Белорусская экономическая модель в контексте идеологии белорусского государства. 10. Особенности идеологии белорусского государства на современном этапе. 11. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь. 12. Политическая культура в современной Беларуси и ее влияние на идеологический процесс. 13. Традиции национальной культуры и национальная идея. 14. Основные идеологические приоритеты в социальной политике Беларуси. 15. Избирательная система Республики Беларусь. Идеологическое обеспечение избирательных кампаний. 16. Роль СМИ в идеологических процессах Республики Беларусь. 17. Роль высших органов государства и управления в идеологии белорусского государства. 18. Основные направления молодёжной политики в Республике Беларусь. 19. Государственная политика в религиозной сфере. 20. Мировоззренческий компонент идеологии белорусского государства. 21. Конфессиональная структура современной Беларуси.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|