Здавалка
Главная | Обратная связь

Тесты для самопроверки знаний



 

1. Термин «идеология ввел в научный оборот:

а. Т. Парсонс

б. А.Д. де Траси

в. К. Марс

г. Наполеон Бонапарт

 

2. Деидеологизация – это:

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Ислам – это (выберите правильный вариант ответа):

а. Религиозная глобальная идеология

б. Локальная научная идеология

в. Частичная политическая идеология

г. Антигуманная политическая идеология

 

4. Теоретико-концептуальный уровень политической идеологии предполагает:

а. Формирование политической программы, формулировку политических лозунгов, требований, ведение политической пропаганды.

Б. Восприятие основных идей на уровне общественного сознания, отвержение или принятие данной идеологии.

В. Формирование концепций, учений, доктрин, в которых формулируются основные цели развития социальной общности и средства их достижения.

Г. Создание научных сочинений, в которых анализируется жизнедеятельность общества.

 

5. В конце XVIII в. развитие белорусского этноса характеризовалось:

а. Расколом общества по социальному признаку, преобладанием влияния православия в религиозной жизни, прочными позициями старобелорусского языка.

Б. Завершением процесса ополячивания и окатоличивания белорусской шляхты, преобладанием в официальной сфере и культурной жизни польского языка, прочными позициями белорусской элиты в высших органах государственной власти РП.

В. Прочными позициями русского языка в официальной сфере и культурной жизни, расколом общества по религиозному признаку на православных, униатов и католиков, гибелью большого количества людей в ходе военных конфликтов.

Г. Расколом общества по социальному, религиозному, языковому признакам.

 

6. Первой белорусской национальной партией являлась:

а. РСДРП(б)

Б. БСГ

В. КП ЗБ

Г. БСРГ

 

7. Образование БССР провозглашено:

а. 1 января 1919 г.

б. 30 октября 1939 г.

в. 25 февраля 1918 г.

г. 1 сентября 1939 г.

 

8. Определите, какие вопросы выносились на I, II и III белорусские республиканские референдумы:

 

9. Местные органы власти в РБ представлены:

а. Советами депутатов и их исполнительными комитетами.

Б. Верхней и нижней палатами парламента.

В. Министерствами.

Г. Депутатами Совета Республики.

 

10. До 1994 г. Беларусь являлась:

а. Смешанной республикой

б. Президентской республикой

в. Советской республикой

г. Парламентской республикой

 

11.Отрицательное отношение к идеологии первым в истории выразил:

а. М. Вебер

б. А.Д. де Траси

в. Наполеон Бонапарт

г. Дж. Белл

 

12. Реидеологизация – это:

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 

13. Либерализм – это:

а. Религиозная локальная идеология

б. Научная глобальная идеология

в. Контрреволюционная политическая идеология

г. Прогрессивная глобальная идеология

 

14. Средний уровень государственной идеологии предполагает:

а. Создание политических документов.

Б. Создание средств человеческой деятельности, связанных с идеологией.

В. Создание научных сочинений, в которых анализируется жизнедеятельности общества.

Г. Ведение политической агитации и пропаганды.

 

15. Идеология ВКЛ – это:

а. Идеология белорусского государства

б. Идеология литовского государства

в. Идеология белорусско-литовского государства

г. Идеология белорусско-польского государства

 

16. Характерными особенностями белорусской нации в конце XIX в. являлись:

а. Крестьянский характер нации, раскол по религиозному признаку, существование литературного белорусского языка.

Б. Крестьянский характер нации, существование белорусского языка в виде множества диалектов, преобладание православия в религиозной жизни.

В. Городской характер нации, существование белорусского языка в виде множества диалектов, раскол по религиозному признаку.

Г. Преобладание католичества в религиозной жизни, функционирование системы начальных школ с польским языком обучения, осуществление официального делопроизводства на русском языке.

 

17. На формирование советской белорусской идеологии в 20 гг. оказывало большое влияние:

а. Принудительное выселение крестьян на хутора и крестьянское малоземелье.

Б. Закон о добровольном выборе языка обучения в школе.

В. Политика белорусизации.

Г. Распространение теории деидеологизации.

 

18. Определите особенности организации и функционирования Верховного совета РБ и Национального собрания РБ:

а. 1 палата

б. Согласие/несогласие с программой президента по деятельности правительства (полномочие)

ВС РБ в. 260 депутатов

Г. Рассмотрение проектов Конституции и внесения в нее изменений, дополнений (полномочие)

НС РБ д. 2 палаты

Е. Назначение выборов президента (полномочие)

Ж. Всеобщее избрание всего депутатского корпуса

З. 5-летний срок работы

 

19. Конституция РБ принята:

а. 15 марта 1991 г.

б. 3 июля 1991 г.

в. 15 марта 1994 г.

г. 3 июля 1994 г.

 

20. Расшифруйте каждый компонент государственной идеологии РБ:

а. Правовая основа – это ­­­­­_____________________________________

б. Политическая основа – это _________________________________

в. Экономическая основа – это ________________________________

г. Мировоззренческая основа – это ____________________________

 

21. Идея белорусской государственности восходит к

а) культурно-этническим объединениям дреговичей, кривичей и радимичей;

б) Полоцкому и Туровскому княжествам, которые имели все атрибуты государственной власти;

в) древнерусской государственности и имеет общерусские корни ;

г) Великому княжеству Литовскому, где славяне занимали 11/12 территории и составляли около 80 % населения.

 

22. В какой период истории Беларуси впервые отчётливо проявляется этническая самобытность белорусского народа?

а) во времена Киевской Руси;

б) во время существования Великого княжества Литовского;

в) во времена Речи Посполитой;

г) после вхождения Беларуси в состав Российской империи.

 

23. Находясь в составе Речи Посполитой, большинство белорусов осознало, что для своего самосохранения как этноса

а) они должны вернуться к своим общерусским корням;

б) они должны создать самостоятельное белорусское государство;

в) они должны влиться в состав польского этноса;

г) они должны влиться в состав великорусского этноса.

 

24. За время нахождения в составе Российского государства белорусы

а) стали жертвой русификаторской политики российского правительства и вошли в состав великорусского этноса;

б) добились права на политическое самоопределение и получили национально-культурную автономию;

в) стали союзниками польского народа в борьбе за возрождение Речи Посполитой;

г) смогли возродить свои национальные традиции, культуру, литературный язык.

 

25. Провозглашённую в марте 1918 г. Белорусскую Народную Республику

а) следует считать первым самостоятельным белорусским государством;

б) следует признать политической наследницей Великого княжества Литовского;

в) нельзя признать государственным образованием даже в марионеточной форме;

г) можно признать суверенным государством, которое находилось в тесных союзнических отношениях с Советской Россией.

 

26. 1 января 1919 г.

а) было объявлено о независимости Белорусской Народной Республики;

б) была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика;

в) БССР вошла в состав СССР;

г) создана Белорусско-литовская советская социалистическая республика.

 

27. С какого времени Белорусская ССР стала называться Республикой Беларусь?

а) с 27 июля 1990 г.;

б) с 19 сентября 1991 г.;

в) с 15 марта 1994 г.;

г) с 10 июля 1994 г.

 

28. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор

а) о Сообществе суверенных государств – Республики Беларусь и Российской Федерации;

б) о Союзе Беларуси и России;

в) о создании Союзного государства Беларуси и России;

г) об углублении экономической интеграции четырёх стран – Беларуси, России, Казахстана и Киргизии.

 

29. Республиканские референдумы в суверенной Республике Беларусь проводились

а) 27 июля 1990 г.; 19 сентября 1991 г.; 15 марта 1994 г.

б) 14 мая 1995 г.; 24 ноября 1996 г.; 17 октября 2004 г.;

в) 19 сентября 1991; 15 марта 1994 г., 24 ноября 1996 г;

г) 27 июля 1990 г.; 9 сентября 2001 г. .; 24 ноября 1996 г.

 

30. Договор о создании Союзного государства Беларуси и России был подписан

а) 2 апреля 1996 г.;

б) 24 ноября 1996 г.;

в) 2 апреля 1997 г.;

г) 8 декабря 1999 г..

 

31. Если определенная идеология долгое время имела доминирующее положение в каком-либо обществе, то ее влияние оставила след на всех компонентах политической культуры. В каких странах в наибольшей мере реализованы ценности идеологии:

А) Либеральной 1) Англия

Б) Консервативной 2) Швеция

В) Социал-демократической 3) США

Г) Социалистической 4) СССР

Ответ: А-3, Б-1, В-2, Г-4.

 

32. Каждой идеологии соответствует определенная модель демократии. Назовите правильные ответы:

А) Социалистическая 1) Идентитарная – воля народа

Б) Социал-демократическая 2) Элитарная

В) Либеральная 3) Демократия участия

Г) Консервативная 4) Плюралистическая

 

33. Как относятся ведущие мировые идеологии к ценностям французской революции: свобода, равенство и солидарность?

А) Коммунистическая 1) Главное свобода

Б) Социал-демократическая 2) Главное равенство

В) Консервативная 3) Все ценности одинаково важны

Г) Либеральная 4) Все ценности не имеют

первоочередного значения

34. Как соотносятся права личности и нации в следующих идеологиях:

А) Либеральной 1) Приоритет прав нации и государства

Б) Консервативной 2) Приоритет прав личности

В) Социал-демократической 3) Паритет прав личности и нации

Г) Фашистская

 

35. Какие идеологии содействуют внедрению в массовое сознание общества ценностей, норм и моделей поведения, характерных для тоталитаризма?

1) Социал-демократическая

2) Либеральная

3) Фашистская

4) Консервативная

5) Исламский фундаментализм

6) Радикальные направления социалистической идеологии (сталинизм, маоизм)

 

36. Католицизм и православие представляют собой разные направления:

А) язычества,

Б) протестантства,

В) мусульманства,

Г) христианства;

 

37. Как называется система взглядов, отвергающих религиозные представления и религию в целом:

А) атеизм,

Б) религиозный анархизм,

В) свобода совести,

Г) деизм;

38. Выделите основные функции религии:

А) культурно-востпитательная,

Б) мировоззренческая,

В) компенсаторная,

Г) идеологическая,

Д) а), б), в), г).

 

39. Расположите традиционные конфессии Беларуси в порядке их появления на ее территории:

А) Католицизм,

Б) Православие,

В) Ислам,

Г) Иудаизм,

Д) Протестантизм;

 


 

Вопросы для самостоятельной работы студентов.

1. Когда появилось понятие идеологии? Чем было обусловлено его появление?

2. Перечислите известные Вам трактовки термина «идеология». В какие группы их можно объединить?

3. Назовите причины и последствия процесса «деидеологизации».

4. Какие особенности присущи идеологии как отрасли социально-гуманитарного знания?

5. Раскройте содержание функций идеологии.

6. Какие классификации идеологий Вы знаете?

7. В чём заключается сущность политической идеологии, её особенности?

8. Назовите виды и уровни политической идеологии.

9. Расшифруйте сущность такого вида идеологии, как государственная идеология. Какова её структура?

10. Чем являлось ВКЛ: белорусским либо литовским государством? Аргументируйте ответ.

11. Сравните положение белорусских земель в составе Речи Посполитой и Российской империи с точки зрения сохранения элементов национальной автономии.

12. Перечислите деятелей национального возрождения на рубеже XIX-XX вв. В чём заключался их вклад в дело становления национальной государственности?

13. Охарактеризуйте попытки создания независимого белорусского государства после Октябрьской революции. В чём кроются причины их неудачи?

14. Проанализируйте положение БССР в составе СССР: положительный опыт, негативные последствия.

15. Дайте поступательную картину становления независимой Республики Беларусь в 90-х гг. XX в.

16. Сравните идеологии либерализма и консерватизма.

17. Сравните идеологии социал-демократизма и коммунизма.

18. Раскройте смысл принципов народного суверенитета и народовластия, взаимной ответственности государства перед гражданином и гражданина перед государством.

19. Какими правами и свободами обладает гражданин Республики Беларусь согласно Конституции?

20. Каким образом в республике осуществляется равновесие всех ветвей власти?

21. Покажите причины, согласно которым Беларусь стала президентской республикой.

22. Раскройте сущность идеологической политики Президента Республики Беларусь. Назовите её основные направления и механизм реализации.

23. Сравните специфику деятельности парламента и правительства как субъектов формирования идеологической политики.

24. Дайте определение политической культуры. Раскройте суть их взаимодействия.

25. В чем заключается сущность и содержание современного идеологического процесса? Каковы его особенности в Республике Беларусь?

26. Какую роль в современной Беларуси играет идеология?

27. Охарактеризуйте информационную политику в Беларуси.

28. Перечислите известные Вам газеты и журналы и разбейте их на группы в зависимости от характера издания.

29. Сравните возможности в области политического просвещения населения: белорусского радио и телевидения; белорусского и российского телевидения.

30. Назовите общественные функции СМИ.

31. Охарактеризуйте структуру, функции, механизм деятельности белорусских профсоюзов. Чем вызвана необходимость их реформирования?

32. Каково значение социального партнёрства в сфере трудовых отношений?

33. Сравните три вида избирательных систем, существующих в современном мире.

34. Раскройте сущность избирательной системы Республики Беларусь.

35. Опишите особенности взаимодействия избирательных комиссий и общественных объединений на региональном и центральном уровнях; Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и общественных объединений; Центральной комиссии и политических партий.

36. Оцените роль СМИ в избирательной компании.

37. В каких случаях в Республике Беларусь проводится референдум?

38. Объясните, каким образом на реформирование экономики республики влияет политическая жизнь и идеология.

39. Проанализируйте особенности проведения экономических реформ в Беларуси.

40. Сопоставьте уровень экономического развития Беларуси и стран бывшего СССР (2000-2004 гг.).

41. Назовите известные Вам общественные объединения Республики Беларусь.

42. Какие политические партии действуют в современной Беларуси? Сравните, на выбор, их программы, степень политического влияния на население.

43. Что Вы понимаете под белорусской национальной идеей?

44. Опишите особенности национального менталитета белорусов.

45. В чём заключается сущность патриотизма?

46. Объясните сущность и содержание социальной политики.

47. Каковы приоритеты социальной политики в республике?

48. Оцените результаты реформирования белорусской системы образования.

49. Охарактеризуйте конфессиональную структуру Республики Беларусь.

50. Раскройте значение православия для становления белорусской государственности на протяжении двух тысячелетий.

51. Проанализируйте механизм реализации государственной политики в отношении религиозных организаций.

52. Оцените состояние и особенности религиозности населения Беларуси.

53. В чем состоит специфика молодёжи как социальной группы?

54. Назовите основные принципы государственной молодёжной политики. Чем вызвана необходимость её активизации?

55. Какие молодёжные организации действуют в современной Беларуси?

56. Определите цели и приоритеты внешней политики Республики Беларусь.

57. Опишите национальные интересы Беларуси.

58. Перечислите причины, обусловившие интеграцию Беларуси и России. Каковы их основные вехи, достижения?

59. Дайте характеристику одному из компонентов идеологии белорусского государства (на выбор).

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ

 

1. Сущность идеологии и её особенности.

2. Специфика политической идеологии и её функции.

3. Государственная идеология: понятие, составные элементы и механизмы формирования.

4. Формирование идеологии белорусской государственности.

5. Основные современные классические идеологии.

6. Альтернативные течения в современной идеологии (глобализм, национализм, анархизм, технократизм и т.д.).

7. Белорусская национальная идея. Особенности менталитета белорусов.

8. Конституция Республики Беларусь как правовая основа идеологии белорусского государства.

9. Белорусская экономическая модель в контексте идеологии белорусского государства.

10. Особенности идеологии белорусского государства на современном этапе.

11. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь.

12. Политическая культура в современной Беларуси и ее влияние на идеологический процесс.

13. Традиции национальной культуры и национальная идея.

14. Основные идеологические приоритеты в социальной политике Беларуси.

15. Избирательная система Республики Беларусь. Идеологическое обеспечение избирательных кампаний.

16. Роль СМИ в идеологических процессах Республики Беларусь.

17. Роль высших органов государства и управления в идеологии белорусского государства.

18. Основные направления молодёжной политики в Республике Беларусь.

19. Государственная политика в религиозной сфере.

20. Мировоззренческий компонент идеологии белорусского государства.

21. Конфессиональная структура современной Беларуси.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.