Здавалка
Главная | Обратная связь

Политическая идеология



Политическая идеология — это: 1) система взглядов, идей и ценностей, выражающих отношение государства, общественных объединений, социальных групп к политической действительности, проблемам, задачам, средствам и методам преобразования общества; 2) концепции и учения, теоретически обосновывающие идеалы, ценности и цели. Притязания субъектов политики на управление государством и обществом.

Доминирующая в обществе идеология представляет собой систему ценностей, которые усваиваются гражданами, обретают силу веры, выступают в качестве политического мировоззрения и обладают мобилизационным потенциалом. Идеология и политика — взаимообусловленные духовные явления. Идеологические нормы и ценности переводятся на язык политических решений и программ, воплощаются в созидательных делах и поступках субъектов политики. В свою очередь, социально-политическая практика служит основой для корректировки, творческого развития и обогащения идеологических концепций и принципов.

 

 

Рисунок 1 — Уровни функционирования политической идеологии

 

Уровни функционирования политической идеологии:

- теоретико-концептуальный (политическая философия);

- программно-политический (на этом уровне принципы и идеалы преобразуются в политические программы, лозунги и требования властвующей элиты);

- актуализированный (он отражает степень социальной эффективности идеологии — усвоения ее гражданами, меру воплощения идеологических ценностей в общественной практике).

 

 

Рисунок 2 — Функции идеологии

Функции идеологии:

- познавательно-воспитательная (идеология способствует познанию и преобразованию социально-политической действительности, формированию политической культуры личности и общества);

- нормативно-ценностная (идеология ориентирует личность и общество на усвоение определенных политических идеалов, норм и принципов, усвоение которых «освещает путь» социальной практике;

- интегрирующая (выражая и защищая общенациональные интересы или интересы господствующих социальных групп, обеспечивая ценностную ориентацию сознания и поведения субъектов политики, идеология выступает консоли дующим фактором политической системы);

- мобилизационная (предлагая идеальные модели совершенного общества, идеология побуждает людей к политическим действиям, служит «компасом» в процессе принятия, корректировки и реализации управленческих решений).

Как в структуру мировоззрения, так и в структуру идеологии включаются такие компоненты, как знания, взгляды, ценности, нормативы, убеждения, действия, волевой компонент. Взгляды, представления, идеи об основах социально-политического устройства общества историчны и изменчивы, наполняясь новым содержанием вместе с развитием общества и государства, его политической системой, сменой политических режимов и процессов, становлением и развитием гражданского общества, политических партий, различных политических институтов, избирательных технологий. Несомненно, важную роль в идеологии играет система рационально и логически обоснованных теоретических концепций, идей и взглядов, выражающих сущность общественного строя и его идеалы. В этом плане идеология близка к научно-теоретическому уровню общественного сознания. Однако, если бы идеи выражались только в логически четко выстроенном виде, с рационально строгими выводами и теоретическими построениями, они были бы мало доступны широкому кругу людей. Здесь еще важен и эмоционально-чувственный, массово-психологический уровень функционирования и проявления идеологии, когда идеи способны взволновать массы, глубоко и живо затронуть их психологический и нравственный опыт. Сами по себе знания и идеи вне системы идеалов, ценностей и убеждений не обеспечивают целостности идеологии.

Понятие ценность используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Полюсами ценностного отношения человека к миру являются «предметные» и «субъектные» ценности. Ценностные системы формируются в историческом развитии общества. Они не наследуются, а усваиваются в процессе социализации человека.

Важнейший компонент системы мировоззрения и идеологии — убеждение. Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь, убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь когда знания становятся убеждениями, они вливаются в «сосуд» мировоззренческих и идеологических приоритетов. Идейная убежденность помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью, совершать подвиги во имя определенных идеалов.

В механизмах формирования убеждений наряду с знаниями, верой в их правоту, системой ценностей, важнейшую роль играет волевой компонент — способность или готовность воплотить усвоенные знания, ценности, идеалы в практической деятельности. Безволие, социальное равнодушие или расхождение реальных поступков с усвоенными знаниями и ценностями, которые человек порою демонстрирует на словах, не обеспечивают действительного мировоззрения человека, его гражданской позиции. Цепочка мировоззренческого и идеологического становления человека, таким образом, включает: знания — ценностные убеждения — воля к действию.

Как и в любом обществе, идеология в белорусском обществе выполняет такие социальные функции, как мировоззренческо-ориентирующую, нормативно-регулятивную, мобилизирующую, познавательную, коммуникативную, воспитательную, аксиологическую, мотивационную, социально-преобразовательную, прогностическую, интеграционную и др.

Осуществляя мобилизующую и интеграционную функции, идеология объединяет людей в социальное целое. Она несет в себе критическую функцию, обладает критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров. Когнитивная функция идеологии связана с тем, что, будучи отражением породившего его общества, идеология содержит в себе знания об обществе, реальные противоречия жизни, проблемы, уровнем экономического развития, социокультурной традицией.

Конструктивная функцияпроявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике.

В нормативной функции фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться.

Идеология не только наделяет действие смыслом, придает ему социальную значимость, но выполняет и компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность в наличном бытии.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.