Здавалка
Главная | Обратная связь

Национальное государство, или нация-государство



Взаимосвязь понятий «государство» и «нация» позволяет соединить их в понятие «национальное государство». В одних источниках оно конструируется также в словосочетание «государство-нация», в других — «нация-государство». Порядок расположения слов в этих словосочетаниях указывает на некоторые особенности понимания исследователями самого процесса образования различных национальных государств.

В первом случае («государство-нация») считается, что национальное государство является результатом деятельности, направленной на культурную гомогенизацию (языковую и/или религиозную) населения издавна существующего территориального государства на основе культуры домини­рующей в нем этнической общности. Во втором случае («нация-государство») национальное государство рассматривается как результат осознанной деятельности, имеющей своей целью превращение определенной территориальной группы людей, которая первоначально лишь в воображении предстает как особая общность («воображаемая общность»), в реальную политическую и социокультурную целостность («нацию-государство»). В первом случае действующими лицами выступают государственные чи­новники (юристы, министры, военные, дипломаты), создающие «рациональные государственные институты», во втором — интеллектуальная элита (писатели, историки, ученые, публицисты), подготавливающая осознание территориальной группой себя особой общностью и обеспечивающая ее последующее конституирование в политическое сообщество.

В современной литературе термины «государство-нация» и «нация-государство» употребляются как взаимозаменяемые. Оба они отражают тот факт, что национальное государство возникает в результате слияния в единое целое нации как культурной общности и государства как политического сообщества. Причем, как считает видный английский антрополог и политолог Эрнест Геллнер (1925—1995 гг.), основным формирующим гражданскую нацию субъектом является государство как таковое. Только твердо признав устанавливаемые им «определенные общие права и обязанности по отношению друг к другу», «группы людей становятся нацией».

Входящий в состав гражданской нации этнос, который внес решающий вклад в становление данного национального государства и именем которого оно названо, принято обозначать термином «титульный этнос». Прилагательным «титульный», считает белорусский философ И. Я. Левяш, подчеркивается «почетная ответственность данного этноса за процесс консолида­ции единого и неделимого субъекта — нации как полиэтнической, политической и социокультурной целостности».

Превращение относительно гамогенной (однородной) в каком-либо отношении территориальной группы в суверенный субъект политики или, проще говоря, в нацию-государство, знаменует собой рождение государства современного типа, пришедшего на смену средневековым феодальным, династическим и религиозным политическим образованиям. Данная форма самоорганизации территориальной группы людей в качестве политического субъекта первоначально возникла в Европе, а затем утвердилась и в других регионах мира. Политические и административные институты наций-государств устанавливаются, как правило, конституциями, законами и иными правовыми актами.

Следствием утверждения нации-государства как формы политического сообщества стало формирование современной системы международных отношений. В ее основе лежит принцип национального, или государственного, суверенитета, и потому ее принято определять как нациоцентристскую или же государственноцентристскую международную систему. За точку отсчета ее истории принимается завершение тридцатилетней войны в Европе и заключение Вестфальского мирного договора (1648 г.), который закрепил статус государства как суверенного субъекта международных отношений. С этого момента суверенитет впервые становится атрибутом государства и его носителем признается народ, а не монарх, что не только серьезно видоизменило политическую карту Европы (распад Священной Римской империи на ряд наций-государств), но и привело к изменению межгосударственных отношений. От ничем не мотивированных связей, кроме воли монарха, государства стали переходить к упорядоченным отношениям друг с другом на основе появления у них целого комплекса осознанных национальны интересов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.