Здавалка
Главная | Обратная связь

Национальное самосознание и национальная идея



Нация в одной и второй трактовках предстает как территориальная группа людей, отличающаяся какой-либо общей идентичностью ее членов, осознающая общность своих базовых, или жизненных, потребностей и в той или иной мере стремящаяся к обеспечению условий для своего самосохранения и развития. Следовательно, к понятию «нация» также применимо понятие «идеология»: каждая национальная общность объективно является носителем совокупности идей, ценностей и представлений, кото­рые выступают в качестве результата ее группового мышления. По крайней мере каждая считающая себя нацией общность — будь то культурно-самобытная группа людей или политическое сообщество — вырабатывает определенную совокупность представлений о самой себе: своем происхождении, своей истории, своем отличии от других общностей и своем подобии с ними. Такую совокупность представлений обычно принято называть национальным самосознанием.

Более широкий круг явлений отражает сознание национальной общности, организованной в государство и действующей как полноправный субъект политики. В данном случае нации являются носителями относительно целостной системы идей, ценностей и представлений, в которых они осознают себя, свое положение в окружающей действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулируют свои цели и устремления и обосновывают пути их достижения с помощью государственной власти. При этом каждая определяющая себя в качестве нации- государства общность людей вырабатывает и определенную сумму идей относительно своего прошлого, способов оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм взаимоотношений с другими народами, целей своего исторического развития. Указанную совокупность воззрений можно назвать уже не просто национальным самосознанием, а на­циональной идеологией.

Доминирующее в сознании определенной территориальной культурно самобытной группы людей представление, согласно которому она рассматривает себя в качестве особой общности, а именно нации, и в силу чего считает себя вправе по собственному усмотрению строить как свою внутреннюю жизнедеятельность, так и свои отношения с другими народами, в политической науке принято называть национальной идеей. Свое юридическое закрепление она получила в международно-правовых документах в виде признания права народов (наций) на самоопределение в качестве суверенного субъекта политики. Национальная идея есть исходный момент процесса формирования национальной идеологии, это — ее базовая идея. Содержание национальной идеи обычно стараниями интеллектуальной элиты конкретизируется ответами на ряд вопросов относительно бытия общности. Среди них вопросы о начале исторической судьбы народа, его генетических истоках, процессе становления цивилизационной идентичности и социокультурной отличительности, месте в современном мире, отношениях с соседними народами, особенностях национального характера и др.

Национальная идея всегда выступает как ядро национального самосознания, отражающее основной итог исторического пути народа, его современное состояние, его чаяния и устремления; она является фактором политической мобилизации общности, служит основой программ ее деятельности по устройству и переустройству способов своего существования в меняющихся исторических условиях. Когда идея нации овладевает сознанием группы (общности) людей, находящейся в составе политически органи­зованного сообщества, то она, как правило, становится отправным моментом формирования движения данной общности за национальное самоопределение. Если это движение наталкивается на сопротивление со стороны властей, то оно именуется борьбой за национальное освобождение.

Мысль о самоопределении территориальной общности в качестве особой нации и, следовательно, о своем государственном самооформлении — национальная идея — не изобретается произвольно, она возникает в созна­нии общности как итог пройденного ею исторического пути и одновре­менно как своеобразная основа ее дальнейших помыслов и устремлений. Поэтому национальная идея, можно сказать, заключает в себе двуединый смысл: с одной стороны, она есть выражение самоосознания (самоидентификации) территориальной группы людей как самобытной общности, как особого народа, с другой — ее послание окружающему миру о своем бытии, о своих идеалах, ценностях, интересах и о своей решимости добиваться их осуществления. Однажды возникнув, национальная идея становится имманентным, т. е. внутренне и постоянно присущим, сознанию социокультурной общности феноменом. Это означает, что нации в готовом виде не рождаются; в качестве наций самоутверждаются, т. е. самоорганизуются в виде политических сообществ, территориальные группы людей в процессе своего исторического развития. Акт конституирования определенного на­рода в независимое государство обычно происходит при уникальном стечении исторических обстоятельств. Как правило, он является результатом естественного исхода межгосударственых или внутригосударсвенных конфликтов. И свою жизнеспособность доказывают лишь те общности людей, которые в состоянии защищать собственное своеобразие и свои суверенные права в отношениях с другими народами.

Национальную идею не следует отождествлять с девизом нации или, что то же самое, с девизом государства. В некоторых странах таковой имеется и рассматривается как один из символов государства и его суверенитета. В общеупотребительном смысле этого слова девиз есть краткое изречение, обычно заключающее в себе руководящую идею поведения или деятельности. Девиз государства представляет собой краткое словосочетание, выража­ющее наивысшие ценности данного народа, базовые принципы организации его бытия или его представления об общественном идеале. Девизом Французской Республики, например, являются слова «Свобода. Равенство. Братство», Великобритании - «Бог и права человека», Федеративной Республики Германия — «Единство, закон и свобода». Девиз государства закрепля­ется в его конституции либо в специальном законодательном акте и, как пра­вило, помещается на государственном гербе. Разумеется, девиз государства и ключевые идеи его гимна в своей сути совпадают. Большинство государств считают достаточным иметь только текст государственного гимна.

Национальная идеология, будучи формой выражения самосознания народа, есть конкретно-исторический феномен, ее содержание формируется и развивается одновременно со становлением и развитием самой нации. Это означает, что от эпохи к эпохе национальная идеология видоизменяет свои формы и обогащает свое содержание, определяя новые приоритеты в устремлениях народа с учетом достигнутых результатов его развития и произошедших изменений в условиях его жизнедеятельности. При этом в содержании национальной идеологии сохраняется ее генетическая основа, т. е. базовые (жизненно важные) потребности, идеалы и ценности, в которых проявляются социокультурная самобытность, особенности мировосприятия, психологического (душевного) склада и характера данного народа. Утрата же народом по каким-либо причинам своих базовых ценностей или их замена смыслообразующими ценностями другого народа есть признак вырождения национальной идентичности данной общности или ее ассимиляции с другой национальной общностью.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.