Здавалка
Главная | Обратная связь

Механизм функционирования государственной идеологии



Будучи феноменом сознания социальных субъектов, идеология подвержена общим процессам, происходящим в сфере мышления: она возникает, развивается, обновляется и распространяется благодаря усилиям конкретных людей. Как отмечает русский философ А. А. Зиновьев (1922—2006 гг.), идеи овладевают массами не сами по себе, не своим содержанием как таковым, а лишь постольку, поскольку существует материальный механизм, вырабатывающий эти идеи и делающий их достоянием сознания людей. Поэтому идеология предполагает целенаправленную деятельность по ее созданию, воспроизводству, обновлению и распространению.

В современном обществе производством политических идей и их доведением до сознания людей заняты не только отдельные люди, которые традиционно именуются идеологами, но и создаваемые для этой цели организации и учреждения. Эти положения в полную меру относятся и к функционированию государственной идеологии. Только в тех случаях, когда государство сознательно осуществляет свою идеологическую функцию, разрабатывает, развивает и распространяет среди своих граждан различными способами определенную систему идей, ценностей и целей, направленных на интеграцию и развитие сообщества, можно с достаточной определенностью говорить о наличии и функционировании государственной идеологии.

Механизм функционирования государственной идеологии составляет совокупность лиц, институтов, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием, систематизацией, нормативно-правовым закреплением, воспроизводством идеологии данного государства и ее распространением среди членов сообщества, а также все те материализованные средства, в которых эта идеология закрепляется и посредством которых она доводится до сознания граждан. К таким средствам относятся тексты конституции и законов государства, политические манифесты, программы и доктрины общенациональной значимости, монографии, учебники, популярные книги и статьи ученых, символика государства, национальные праздники, исторические памятники, монументально-архитектурные сооружения и мемориальные комплексы, денежные знаки, произведения литературы и искусства и т.п.

Опыт XX в. показал: возможны два варианта механизма функционирования государственной идеологии — централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм без внешних признаков централизованности.

Первый складывался в Советском Союзе и других странах советского блока. Здесь, собственно, идеологические структуры создавались главным образом решениями высших органов правящих коммунистических партий. Формально они выступали как идеологический аппарат партий, хотя на деле обеспечивали идеологические потребности общества и государства. Управляющими идеологической сферой центрами являлись руководящие органы партий.

Второй вариант — механизм государственной идеологии в западных странах. Он формировался, как правило, без специальных решений властей и не обособлялся в виде централизованной системы лиц и учреждений, деятельность которых направлялась бы из единого центра. Здесь идеологический механизм выступал как составная функция определенных учреждений государства и институтов гражданского общества.

Следует, однако, иметь в виду, что в чистом виде ни одного из вариантов рассматриваемого явления не существовало: в одной группе стран преобладали признаки первого, в другой — второго. В современных демократических странах в механизме функционирования государственной идеологии преобладают черты второго варианта. Его важнейшими составными элементами являются:

-выборы, референдумы и другие формы выражения интересов и воле­изъявления граждан;

- высшие должностные лица государства как официальные выразители общенациональных интересов и разработчики стратегических целей и насущных задач развития общества;

-институты и органы государственной власти и управления — парламент, правительство, суды и другие правоохранительные органы, структуры местного управления и самоуправления, призванные выявлять существующие в обществе интересы, обеспечивать нормативно-правовое закрепление и приведение в действие общественно значимых идей, ценностей, принци­пов и целей;

- конституция, законы и другие нормативные акты как формы юриди­ческого закрепления идей, ценностей, принципов и представлений, положенных в основу организации и деятельности данного общества и государства;

- государственно-политические документы — манифесты, декларации, программы, концепции, доктрины, директивы и подобное, — в которых закрепляются те или иные положения идеологии данного государства;

-специализированные научно-исследовательские учреждения, важнейшей функцией которых является обеспечение теоретико-концептуального оформления идеологии государства и доведение ее содержания до сознания различных категорий граждан;

- учреждения национальной системы образования и культуры, призванные участвовать в распространении содержания государственной идеологии, передаче членам сообщества социокультурных идеалов и ценностей народа и формировании у них гражданских качеств;

- средства массовой информации — печать, радио, телевидение, — которые призваны отражать существующие в обществе интересы, пропагандировать идеалы и ценности народа и содействовать консолидации нации;

- материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества — монографии, учебники, популярные статьи и книги, произведения литературы, различных видов искусства, архитектуры, музейные экспозиции, памятники национальным деятелям, монументальные сооружения и мемориальные комплексы, государственные символы и ритуалы, денежные и памятные знаки, музеи и тому подобное, содержание которых отражает историю, идеалы, ценности, цели, интересы и устремления данного народа.

Создание эффективного механизма функционирования идеологии государства во все времена наряду с разработкой самой идеологии является важнейшей задачей политического сообщества.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.