Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие общественного развития и его теоретическая интерпретация



Стратегия развития общества — один из основных вопросов идеологии любого государства. Образно говоря, политическая стратегия есть тот компас, который указывает путь государственному кораблю. И в зависимости от того, насколько правильно выбран вектор его движения, настолько успешными окажутся усилия народа по достижению поставленной цели.

Под термином аполитическая стратегия» здесь понимается главная цель общественных усилий и пути ее достижения на данном историческом этапе. Слово «стратегия» (греч. strategia от stratos — войско + ago — веду) первоначально использовалось в военном деле. Им обозначалась составная часть военного искусства, включающая вопросы теории и практики подготовки вооруженных сил к войне, ее ведения с целью достижения победы. Переносное значение слова — искусство руководства каким-либо видом деятельности, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. Выбор стратегии общественного развития, следовательно, заключается в том, чтобы дать верную оценку особенностей каждого конкретного исторического этапа и выработать адекватные ему экономические и соци­ально-политические действия, совокупным результатом которых станет ка­чественно новое состояние общества.

В общенаучном смысле термин «развитие» означает направленное изменение какого-либо объекта или явления во времени, переход его от одного качественного состояния к другому. В отличие от простых изменений развитие представляет самодвижение объекта, источник которого состоит в самом объекте. Развитие предстает как процесс, в ходе которого каждое новое состояние объекта или явления обусловлено его предыдущим состоянием, возникает из предыдущего. Результатом такого процесса выступает изменение составных элементов или структуры объекта, возникновение новых его связей и отношений с другими объектами.

В связи с тем, что смена состояний объекта происходит в результате двух противоположных внутренних процессов — возникновения одних свойств, элементов, отношений объекта и исчезновения других, то развитие может принимать характер либо прогресса (от лат. progressus — движение вперед) — переход объекта от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному состоянию, либо регресса (от лат. regressus — возвращение) — переход объекта от более сложных и совершенных форм к менее сложным и совершенным, либо функционирования — простое воспроизводство сложносоставного объекта. В развитии живых организмов и общества сочетаются и взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции. Прогресс наиболее адекватен процессу развития: именно движе­ние объекта к более сложному и совершенному состоянию чаще всего отождествляется с его развитием. Такое движение может осуществляться эволюционно (путем медленных изменений объекта) и революционно (путем резкого перехода объекта из одного качественного состояния в другое). Всякий объект в своем развитии проходит ряд стадий — от своего зарождения через внутреннее движение и устойчивое существование к упадку и разрушению. Понятие развития применяется во всех областях науки и практической деятельности людей.

Понятие «общественное развитие» применяется для характеристики динамики общественной жизни, отражения содержания процесса изменений, происходящих в различных сферах жизнедеятельности людей. Данным понятием обозначается не любое изменение в системе общественных отношений, а вся совокупность динамических процессов, развертывающихся в данном обществе и определяющих возрастание его способности постоянно адаптироваться к усложняющимся условиям, быстро и эффективно реагировать на появление новых общественных интересов и требований, создавать новые социальные институты и вырабатывать адекватные складывающимся условиям формы их деятельности. Каждая общественная система в своем саморазвитии проходит ряд стадий.

Проблема общественного развития — его причины, направление, стадии, результаты — издавна занимала умы мыслителей. Уже с античных времен общественные изменения начинают осознаваться людьми и становятся предметом теоретического истолкования. Среди мыслителей античности господствовало представление, согласно которому в общественном развитии бесконечно повторяются одни и те же стадии с постоянным возвращением общества к исходному состоянию. Данное представление получило название цикличной теории развития общества или теории исторического круговорота. В тех или иных своих модификациях она продержалась в обществоведении практически до конца XVIII в. Начиная с мыслителей Просвещения в общественном сознании постепенно утверждается пред­ставление, что наступающая эпоха является новой, никогда ранее не существовавшей ступенью общественного развития. Так появились первые теории, подорвавшие представления о цикличности общественных измнений и утвердившие идею поступательного, линейно-восходящего характера общественного развития.

В XIX—XX вв. эти два теоретических подхода продолжали служить в качестве отправных при новых попытках интерпретации процесса общественного развития. За это время были созданы три теории общественного развития, каждая из которых в той или иной мере тяготит либо к одному, либо ко второму подходу. Это — теория локальных цивилизаций, теория общественных формаций и теория постиндустриального общества. С исходными положениями первой и второй теорий мы познакомились ранее. Поэтому здесь кратко рассмотрим суть теории постиндустриального обще­ства, а затем сопоставим возможности каждой из них для разработки политической стратегии.

Теория постиндустриального общества. Понятие «постиндустриальное общество» ввел в научное употребление американский социолог Д. Белл, он же выполнил и всестороннюю разработку теории постиндустриального общества. Формированием этой теории занимались также американцы Дж. К. Гэлбрейт, 3. Бжезинский, Э. Тоффлер и др. В настоящее время теория постиндустриального общества признается в качестве методологической основы обществоведческих исследований широким кругом ученых в различных странах.

В основе подходов всех указанных авторов к анализу общественного развития лежит принцип технологического детерминизма. Данная методологическая установка исходит из того, что решающее значение в развитии общественно-экономических структур принадлежит изменениям в технической и технологической сторонах производства. В соответствии с этим любое крупное изменение технико-технологического порядка влечет за собой также изменение социальных структур и отношений. В качестве результата каждого такого кардинального технико-технологического изменения выступают последовательно сменявшие друг друга традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное) общества.

Согласно рассматриваемой теории исторически первым появляется традиционное, или аграрное, общество. Оно называется так потому, что вся его жизнедеятельность определяется традицией или, иначе говоря, от века установленными обычаями, а основным видом занятий людей в нем является земледелие. Поскольку оно предшествовало индустриальному обществу, то этим обусловлено еще одно его название — доиндустриалъное общество. Производство в нем основывается, по выражению американского экономиста, социолога и политического деятеля У. Ростоу, на доньютоновской науке и технологии и на доньютоновских упрощенных представ­лениях о внешнем мире. Оно представляет собой натуральное хозяйство, т. е. основанное на природных ресурсах и живой силе производство, которое ориентируется главным образом на удовлетворение собственных потребностей производителей. Значительная доля производимой при этом продукции, следовательно, не включается в сферу рыночного обращения. Товарообмен здесь носит в высшей степени нерегулярный характер, и общество в целом еще не живет куплей и продажей.

Для индустриального общества характерен высокий уровень развития промышленного производства, ориентированного на массовый выпуск товаров длительного пользования (например, автомобилей, холодильников, телевизоров, видеомагнитофонов, пылесосов и многих тысяч других предметов). Основанием для перехода к индустриальному обществу является научно-техническая революция, приведшая к последовательности технических нововведений в производстве и управлении. Главным их результатом стала замена живой (мускульной) силы на природные виды энергии в качестве основного производственного ресурса. В свою очередь это привело к изменению характера самого производства и к преобразованию всей общественной структуры, начиная с форм поведения и социального общения и кончая рационализацией мышления в целом.

В политической науке общество индустриального типа принято называть также модернистским (от франц. moderne — современность) обществом. Этим названием подчеркивается его принципиальное отличие от традиционного общества, институты которого общественным сознанием стали восприниматься как архаические, древние, устаревшие. Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному называется модернизацией общества. В западных странах модернизация началась в XVIII в. и завершилась к началу XX в. Считается, что здесь этот процесс носил характер естественной эволюции общества. В настоящее время понятие модернизации общества употребляется главным образом применительно к странам, которые еще не осуществили или не завершили переход от традиционного к современному индустриальному обществу. Практически это большинство стран так называемого третьего мира. Здесь модернизация выступает как результат соответствующей политики правительств.

Постиндустриальное общество, согласно Д. Беллу, являет собой новый принцип социально-технологической организации и новый образ жизни, вытесняющий индустриальную систему точно так же, как она сама вытеснила когда-то традиционную, или аграрную. Если на аграрной стадии общественного развития преобладает «первичная» сфера экономической деятельности - сельское хозяйство, а на индустриальной доминирует «вторичная» — промышленность, то на постиндустриальной выдвигается «третичная» — сфера услуг. Это отнюдь не означает, что на «третичной» стадии производство продуктов земледелия и промышленности прекращается. Наоборот, их производство продолжается, но уже на новой технологической основе. Она позволяет производить продуктов потребления гораздо больше, чем на предыдущих этапах общественного развития. Вместе с тем в постиндустриальном обществе резко возрастает объем деятельности, связанной с оказанием населению самых разнообразных услуг — в сфере быта, образования, здравоохранения, культуры, спорта, туризма и т. д.

Новой ступенью в развитии постиндустриального общества считается информационное общество. Его отличительный признак — доминирование «четвертичной», или информационной, сферы экономики, следующей за сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг. Большая часть работающих в таком обществе сосредоточится в сфере информации, которая станет важнейшим фактором общественного развития. На информационной стадии ведущая роль в социальной и технологической организации принадлежит компьютерам и телекоммуникациям, вследствие чего существенно повышается интеллектуальный уровень труда во всех областях жизнедеятельности людей. Это деятельность, связанная в первую очередь с обработкой различного рода сведений (данных), управлением и информацией. В таких условиях наука, культура, образование и здравоохранение утрачивают свое традиционное предназначение непроизводственной сферы и трансформируются в самостоятельную производительную силу, ориентированную на производство не только материальных благ, но и самого человека.

Авторы теории постиндустриального общества считают, что ныне на доиндустриальной стадии находятся страны третьего мира, на индустриальной — ряд стран Запада и Востока, в постиндустриальную стадию вступили США, Япония и другие наиболее развитые страны.

Значение приведенных теорий было бы неверно противопоставлять политики указанные три теории для общественного развития; они не столько отрицают друг друга, сколько дополняют одна одну. Каждая из них в качестве определяющего рассматривает какой-либо один фактор общественного развития. Цивилизационная теория, например, определяющее значение придает типу культуры того или иного локального сообщества людей; формационная теория исходит из положения, что исторический тип общества определяется уровнем развития его производительных сил; теория индустриализма отправным своим положением имеет утверждения о том, что общественные стадии предопределяются технологическим уровнем производства.

Цивилизационный подход к пониманию процесса общественного развития позволяет увидеть историю крупных регионов мира в их специфическом многообразии, что ускользает от внимания исследователя при формационном анализе. Главное же — цивилизационная теория отводит должную роль культуре как фактору общественно прогресса и условию устойчивого развития общества. Понимание этого обязывает субъектов политических отношений проявлять заботу о сохранении цивилизационной иден­тичности того сообщества, в рамках которого они действуют. Как показы­вает исторический опыт, попытки заменить культурный код сообщества закономерно ведут его к гибели. Следовательно, такого рода политические действия можно квалифицировать как измену национальным интересам.

Поэтому при выработке стратегии общественного развития чрезвычайно важно не потерять из виду задачи сохранения социокультурной самобытности данного сообщества, продолжения сложившихся в нем традиций, преемственности нравов и обычаев.

Формационная теория при правильном ее понимании и применении — в советское время она сплошь и рядом подвергалась примитивно-утопическому истолкованию — может пролить свет на социально-экономическую периодизацию в развитии отдельных народов и человечества в целом, а значит, и на дальние перспективы их движения. В частности, в ней на основании ана­лиза всей предшествующей истории общественного развития верно пред­восхищаются и интеграция человечества в единое сообщество (теперь это называется глобализацией), и превращение науки в непосредственную производительную силу (информатизация различных сфер жизнедеятельности людей), и применение научных методов сознательного управления экономическими процессами (примером чего ныне являются предпринимаемые усилия по обеспечению устойчивого развития стран и регионов мира). Если не подменять суть теории общественных формаций, то она может стать серьезной методологической основой для выработки правильной политической стратегии, ориентированной на дальние перспективы исторического процесса.

Теория постиндустриального общества ориентирует субъектов экономической и политической деятельности на постоянный поиск путей обновления материально-вещественного и субъектно-личностного компонентов производительных сил общества. Без этого теперь попросту невозможно обеспечение сколько-нибудь значимых целей общественного развития. Процесс технологического обновления производства уже в XX в. получил беспрецедентное ускорение: впервые в истории человечества темпы смены новых поколений техники стали стремительно опережать темпы смены поколений работников. В передовых отраслях производства, например, на протяжении трудовой деятельности человека (примерно 40 лет) происходит смена нескольких «поколений» техники, и этот процесс начинает охватывать экономическую жизнь в целом.

Таким образом, каждая из рассмотренных теорий характеризуется своими достоинствами и недостатками: придавая первостепенное значение одним факторам общественного развития, они не учитывают или низводят до ранга второстепенных другие составляющие этого процесса. Тем не менее ни одна из них не утратила своей практической значимости. Ныне все они вместе составляют теоретическую опору при определении уровня развития того или иного общества, формулировании общественных целей и обосновании политической тактики обеспечения их реализации.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.