Здавалка
Главная | Обратная связь

Общество постиндустриального типа — стратегическая цель развития Беларуси



Республика Беларусь, оказавшись в конце XX в. в новой геополитической ситуации, была вынуждена решать проблему выработки стратегии своего социально-экономического и политического развития в XXI в. Задача заключается в поиске такой модели организации общества, которая была бы адекватна историческим особенностям страны и тенденциям развития современного мира. Именно в таком направлении должен быть ориентирован вектор стратегии общественного развития для достижения положительных результатов своей деятельности.

Во второй половине XX в. по основным параметрам советское общество превратилось в индустриальное и фактически стояло на пороге перехода в постиндустриальную стадию своего развития. К данному выводу еще ранее пришел бесспорный авторитет в западном научном мире, создатель теории постиндустриального общества Д. Белл. Это положение он подтвердил и после распада Советского Союза.

Сказанное относится и к Беларуси: в советский период республика прошла индустриальную стадию своего развития и к началу 90-х гг. XX в. белорусское общество по всем критериям стало в высокой степени модернистским.

Так, в политической сфере в основном осуществился процесс становления национальной белорусской государственности с разветвленной системой политических институтов, деятельность которых основывается на принимаемых в установленном порядке законах; сформировалась модернистски ориентированная национальная интеллигенция; происходило постоянное расширение сознательного участия граждан в политической жизни.

В экономической сфере производство — как в промышленном, так и в аграрном секторах — основывалось на индустриальных технологиях; была создана практически отсутствовавшая в досоветский период «третичная» сфера экономики — сфера услуг, включающая широкую сеть учреждений здравоохранения, образования, культуры, туризма, спорта, отдыха, бытового обслуживания населения; успешно развертывался процесс формирования «четвертичной», или информационной, сферы экономики: исследования белорусских ученых в области гуманитарных наук, физики, математики, химии, биологии, машино- и материаловедения, микроэлектроники и информатики, наук о земле, рационального использования природных ресурсов получили мировое признание.

В социальной сфере были полностью преодолены существовавшие ранее элементы сословности, общественные отношения строились главным образом на целерациональных связях между индивидами, на профессиональных и относительно слабых рыночных критериях; сохранялись и традиционно высокий уровень коллективизма, солидарности и взаимопомощи, нематериальные мотивации трудовой деятельности.

В духовной сфере были достигнуты достаточно высокая степень дифференциации ценностных ориентации различных категорий граждан; практически всеобщая грамотность населения и постоянно повышающийся уровень его образованности (последовательный переход от всеобщего начального к всеобщему семи-, восьмилетнему, а затем и к всеобщему среднему образованию; высокий процент граждан с высшим образованием); постоянно возрастающий уровень секуляризации общественного созна­ния и становления идейного многообразия; относительно высокий уровень развития средств массовой информации и коммуникации.

Приведенные положения подводят к выводу, что поиск стратегии общественного развития Беларуси, должен был связываться не с идеей модернизации, предназначенной для стран, не обладающих опытом индустриального развития, и не с идеей формирования общества свободной рыночной конкуренции. Первое направление есть наше прошлое и пока еще настоящее, второе — прошлое индустриально развитых западных стран.

Будущее же нашей страны, как и западной цивилизации, находится на пути формирования общества постиндустриального типа. Только ориентированная на движение к постиндустриальному (информационному) обществу стратегия развития может обеспечить дальнейший прогресс Беларуси. Данная стратегическая установка находится в русле того направления, в каком на самом деле эволюционировала наша страна в составе СССР и эволюционирует западный мир. Других альтернатив общественного развития, — если вести речь о прогрессивном развитии, — в современном мире не существует.

Стратегия постиндустриальной модернизации, или постмодернизации, предполагает ориентацию на принципиально иные, нежели при индустриальной модернизации, параметры общества. Она предполагает также и иную постановку задач по ее реализации на той или иной стадии этого процесса. Подчеркиваем: постиндустриальное общество на высокой стадии своей зрелости предполагает превращение производства информации и знаний в основную сферу человеческой деятельности. Это и есть главный признак общества постиндустриального (информационного) типа. Очевидно, что общества в указанном смысле пока нет нигде в мире.

Беларусь выбор своего основного стратегического ориентира сделала именно в пользу формирования общества постиндустриального типа. В части теоретического обоснования данной стратегии и формулирования задач по ее реализации особое значение имеет Послание Главы государства А. Г. Лукашенко Национальному собранию Республики Беларусь от 7 апреля 1999 г. В основе его содержания — положение о том, что современный мир характеризуется переходом от индустриальной стадии, гос­подствовавшей почти два века, к новой — постиндустриальной. Эта всеобщая тенденция, подчеркивается в документе, обусловленная становлением нового технологического уклада производства, дальнейшим углублением общественного разделения труда и глобализацией хозяйственной жизни, ведет к глубоким сдвигам в уровне и структуре общественного производ­ства и соответственно в характере общественного развития.

Исходя из этой всеобщей тенденции, достигнутого в предшествующие годы уровня развития страны и потребностей социальной практики переживаемого страной исторического этапа в послании выдвигается стратегическая цель постепенного перехода Беларуси к постиндустриальному обществу на основе новых технологических укладов и формирования всесторонне развитого человека — члена нового общества. В качестве основных препосылок достижения этой цели также указываются следующие: становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики; формирование сильного эффективного правового государства; становление развитого гражданского общества. Реализация этих предпосылок позволит Беларуси уже в обозримом будущем занять достойное место в ряду самых развитых во всех отношениях стран мира.

Таким образом, в современных условиях в качестве стратегической цели развития Беларуси, которая может консолидировать и вывести общество на новый этап социального прогресса, выступает общественное устройство постиндустриального типа или, если рассматривать только технико-технологические аспекты, общество, основанное на информационных технологиях. Базовыми социальными ценностями такой стратегии развития должны стать свобода, равноправие, справедливость, солидарность, сотрудничество и ответственность. Ближайшим результатом ее реализации явится демократическое во всех отношениях общество, в котором государственная политика подчинена созданию условий для удовлетворения всеми категориями граждан своих социальных потребностей и в котором уровень благосостояния человека обеспечивается в соответствии с количеством и качеством его труда.

В контексте данной стратегии очень важно определить характер будущей экономической системы нашего общества. Под экономической системой принято понимать совокупность предприятий, организаций, учреждений и нормативных положений, посредством которых осуществляется организация и регулирование процесса производства, распределения, обмена и потребления социальных благ. Каждое общество разрабатывает теоретическую модель и формирует собственную экономическую систему, которая строится на основе творческого синтеза традиций хозяйствования и своеобразия своего развития, регионального и мирового опыта.

В мире практически не существует двух совершенно одинаковых экономических систем. Но их можно классифицировать по каким-либо характерным признакам, например по формам собственности или по формам регулирования экономической деятельности. С точки зрения форм собственности, экономические системы могут основываться на частной или государственной собственности, а в традиционном обществе — на общинной. Господствующая форма собственности определяет формы производства и распределения. Формами регулирования экономических процессов могут быть традиции, команда (планирование) или рынок. Соответственно экономические системы подразделяют на традиционные, рыночные, командные и смешанные. При традиционном хозяйстве движение ресурсов, созданных продуктов, структурные особенности производства оп­ределяются обычаями и традициями. При рыночной экономике движение созданных благ осуществляется с помощью спроса и предложения. При командной экономике хозяйственные процессы планируются и регулируются государственными координирующими органами. В смешанной экономике сочетаются различные элементы первых трех систем.

Разновидностью смешанной системы является социально ориентированная рыночная экономика. Под таковой принято понимать экономическую систему, которая позволяет государству посредством использования механизмов рыночного, государственного и общественного регулирования экономических процессов осуществлять эффективную социальную политику. Такая политика предполагает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь всем категориям граждан. Социально ориентиро­ванная рыночная экономика позволяет сочетать свободную частную ини­циативу, конкуренцию производителей с активной ролью государства в хозяйственной жизни, эффективность производства с высоким уровнем социальной защищенности населения. Такие экономические системы, как правило, отличаются высокой долей государственной собственности, широкими масштабами государственного регулирования экономических про­цессов, развитой системой социальной поддержки различных категорий граждан, наличием института производственной демократии.

Социально ориентированная рыночная экономика в той или иной мере характерна практически для всех индустриально развитых западных стран. Фактически она является неотъемлемой чертой общества на постиндустриальной стадии его развития. По оценкам специалистов, государственное регулирование экономических процессов наиболее высокой степени достигло в Германии. Здесь государство жестко связывает право распоряже­ния собственностью с ее эффективным использованием. Оно проводит активную политику в сфере денежного обращения, формирования и исполнения государственного бюджета, регулирования развития отраслей производства, обеспечения занятости населения. Немецкое государство играет существенную роль в перераспределении доходов населения методами финансовой и социальной политики. Примерами социально ориентированной рыночной экономики могут служить также Австрия, Голландия, Франция, Италия, Испания, Португалия, Скандинавские страны.

Таким образом, предопределяются следующие особенности белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики:

- сильная и эффективная государственная власть. Только такая власть, оказывая регулирующее воздействие на экономику, способна обеспечить ее динамичное развитие, а значит, и последовательное повышение уровня жизни, достижение высокого стандарта благосостояния граждан, утверждение социальной справедливости, общественного порядка и политической стабильности;

- обеспечение равноправия и эффективного функционирования частного и государственного секторов экономики. Это означает, что каждый из них должен занимать определенное место в структуре национальной экономики и служить интересам общества. В условиях рыночных отношений частный сектор может и должен развиваться, внося свой вклад в национальное достояние. Государственный сектор необходим там и в той мере, где частому сектору не под силу решение экономических задач. На каждом этапе развития страны соотношение между частным и государственным сектором экономики может быть различным и может меняться;

- подход к разгосударствлению экономики (приватизации государственной собственности) не как самоцели, а как средству повышения эффективности хозяйствования, конкурентоспособности и прибыльности экономики. При этом основная ставка должна делаться на поиск и привлечение эконо­мических субъектов, готовых вкладывать средства в приватизируемые предприятия и способных к ответственным и эффективным экономиче­ским действиям. Приватизация должна осуществляться в соответствии с интересами общества, отрасли, предприятия, работающего человека;

- многовекторность внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования. Это — важнейший принцип благоприятного существования и функционирования страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей. Ныне экономика любой страны не может успешно развиваться без ее включения в международные экономические процессы. Поэтому Беларусь, развивая интеграционные связи с Россией и другими странами СНГ, одновременно должна обеспечивать свое присутствие в тех странах и регионах мира, в таких международных экономических организациях, где это экономически выгодно, отвечает ее национальным интересам;

• сильная социальная политика. Необходимость повышенного внимания социальным аспектам жизнедеятельности общества прямо вытекает из конституционного положения о том, что Республика Беларусь является социальным государством. Это предопределяет обязанность институтов государства проявлять заботу об обеспечении достойного существования всех граждан, не подрывая при этом стимулов для полного проявления ими своих способностей. Однако необходимость осуществления сильной социальной политики диктуется и потребностями развития самой эконо­мики, условием которого является наличие физически здоровых, высоко­образованных, профессионально подготовленных и творчески мыслящих работников. Такой подход предполагает сопряжение социальной ориентации экономики с повышением эффективности инвестиций (т. е. вложения финансовых средств) в развитие человеческого потенциала. Поэтому разработка и осуществление государством программ в области образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, охраны материнства и детства, защиты пожилого населении и малообеспеченных слоев общества ныне является одной из самых отличительных особенностей белорусской экономической модели.

Таким образом, разработанная и реализуемая на практике модель белорусской экономической системы ориентирована на обеспечение высокой эффективности производства, что и позволяет проводить правительству страны сильную социальную политику. Она находит свое выражение в нарастающем и приоритетном инвестировании, вложении финансовых средств в здоровье людей, в их образование, профессиональное и культурное развитие. Высокое социальное качество нашей экономики позволяет поддерживать стабильно высокий уровень материальной обеспеченности как общества в целом, так и различных групп населения. Такая экономическая система позволяет обеспечивать рациональное и справедливое регулирование доходов и тем самым осуществлять гармонизацию доходов, а значит, и гармонизацию общественных отношений.

Как уже отмечалось, политическая стратегия предполагает не только правильный выбор цели усилий социального субъекта на определенном историческом этапе, но и путей, ведущих к ее достижению. Выше было показано, что стратегической целью развития Беларуси на современном историческом этапе является переход к постиндустриальному (информационному) обществу. Характер будущего состояния общества — организация общественного производства на основе информационных технологий — предопределяет и путь движения к такому обществу.

Отвечая на призыв Организации Объединенных Наций к государствам мира осуществить переход к новым принципам организации экономической жизни, в нашей стране в 1997 г. впервые была разработана и одобрена правительством Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь, а в 2004 г. был разработан и принят аналогичный документ на период до 2020 г. Главное внимание в нем уделяется гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных и взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек — окружающая среда — экономика». В основу документа положены индикаторы, установленные ООН по характеристике социальной сферы, экономики, экологии в их взаимодействии.

О сущности содержания Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь можно судить по тем принципам и приоритетам, которые положены в его основу:

- человек — цель прогресса; уровень человеческого развития — мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;

-повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структуры потребления;

-приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры — важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции хозяйства;

-улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;

-переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;

- усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем; рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение

- потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию расходов;

- развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;

-экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых ценностей.

Инновационный (от лат. innovatio — обновление, перемена) аспект обеспечения достижения стратегической цели развития Беларуси является конкретизацией и развитием принципов концепции устойчивого развития.

Понятие «инновационное развитие» вошло в широкий научный оборот и социально-политическую практику на постсоветском пространстве сравнительно недавно. В нашей стране оно приобрело особый статус после обсуждения проблемы инновационной политики Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов, который состоялся в Витебске 11 июня 2004 г. Можно сказать, что с этого момента идея инновационного развития становится важнейшим составным элементом идеологии белорусского государства. В последующем она получила свое закрепление в решениях третьего Всебелорусского народного собрания, ряде Указов Президента Республики Беларусь, постановлениях Совета Министров Респуб­лики Беларусь и других документах. В них определяются цель, задачи, направления, механизмы и средства генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни белорусского общества.

С учетом глобальных проблем, вызвавших к жизни идею устойчивого развития, безоговорочный в прошлом статус инноваций как принципа деятельности в последнее время проблематизируется. Сегодня утверждается представление, согласно которому естественное в жизнедеятельности людей находится в хрупкой гармонии с искусственным, незаменимой и нуждающейся в сбережении и защите. Поэтому ныне статус безусловной приобретает установка на взаимообусловленность природного и общественного процессов, предполагающая уже не вытеснение и покорение естественного искусственным в жизнедеятельности людей, а их взаимную согласованность. В соответствии с этим приемлемыми считаются не любые инновации, а лишь такие, которые не наносят ущерба среде обитания людей и возможностям развития будущих поколений.

Из этой установки исходит и программа инновационного развития белорусского общества, главным приоритетом которой является перевод национальной экономики в режим интенсивного развития. В современных условиях, когда возможности экстенсивного развития практически исчерпаны, рост валового внутреннего продукта может обеспечиваться только за счет модернизации материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий. На данном направлении ныне концентрируются усилия всех общественных структур, участвующих в процессе модернизации страны, — органов управления, научно- исследовательских и инновационно-технологических центров, финансовых институтов, учреждений образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов, организаций инновационного предпринимательства, предприятий различных отраслей хозяйства. Все они в своей совокупности образуют Национальную инновационную систему. Ключевым ее звеном выступают структуры экономики, производящие реальную про­дукцию. Востребованность и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке отечественных товаров и услуг является показателем эффективности процесса модернизации общества; ими в конечном счете обеспечивается повышение жизненного уровня народа и качество жизни белорусских граждан. Именно поэтому в осуществляемых инновационных мероприятиях главная роль отводится созданию новых предприятий и производств, модернизации действующих предприятий на основе внедрения передовых технологий. Причем особое внимание в процессе модер­низации уделяется повышению эффективности материального производства на основе энерго- и ресурсосберегающих, наукоемких технологий, что соответствует и задачам обеспечения устойчивого развития страны в более дальней перспективе.

Таким образом, продвижение нашей страны по пути устойчивого инновационного развития вплотную приблизит ее к постиндустриальной стадии, что поставит ее по уровню жизни народа вровень с экономически развитыми странами.

 

Вопросы для самоподготовки

 

1. Каковы социально-экономические основы идеологии белорусского государства?

2. В чем состоит особенность белорусской модели социально-экономического развития?

3. Что такое политическая модернизация?

4. Каковы объективные предпосылки перехода Беларуси к обществу постиндустриального типа?

5. Назовите актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности Республики Беларусь?

6. Назовите формы и методы деятельности Президента Республики Беларусь по реализации положений государственной идеологии?

7. Какова роль законодательной власти по реализации положений идеологии белорусского государства?

 


ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Тема:Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке

1. Основные теории общественного развития.

2. Тенденции эволюции современного мира и отечественный опыт общественного развития.

3. Общество постиндустриального типа — стратегическая цель развития Беларуси в современных условиях.

4. Актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности Республики Беларусь.

 

Литература

1. Лукашенко, А. Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент / А. Г. Лукашенко // Народная газета. — 2003. — 29 марта.

2. Лукашенко, А. Г. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь // Советская Белоруссия. — 2006. — 24 мая.

3. Лукашенко, А. Г. О развитии гуманитарных наук в Республике Беларусь и повышении их роли в государственном строительстве: Из выступления Президента Республики Беларусь на встрече с учеными-гуманитариями 20 ноября 1998 г. / А. Г. Лукашенко // Общество и экономика. — 1998. — № 12.

4. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл. — М., 1999.

5. Василевич, Г. А. Органы государственной власти Республики Беларусь (конституционно-правовой статус): учеб. пособие / Г. А. Василевич — Минск, 1999.

6. Государство для народа: док. и материалы третьего Всебелорус. нар. собр. (2–3 марта 2006 г.) / редкол.: А. Н. Рубинов [и др.]. — Минск: Беларусь, 2006.

7. Данилов, А. Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации / А. Н. Данилов. — Минск, 1997.

8. Данилов, А. Н. Социология власти: теория и практика глобализма / А. Н. Данилов. — Минск, 2002.

9. Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2000. — № 8. — 2/137.

10. Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. — 1997. —№ 24. — Ст. 463.

11. Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. — 1998. — № 29—30. — Ст. 466.

12. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2001. — № 69. — 1/28-52.

13. Матусевич, А. В. Политическая система. Состояние и развитие: Т. 1 / А. В. Матусевич. —Минск: Навука і тэхніка, 1992.

14. Мясникович, М. В. Наука Беларуси на современном этапе. Задачи и организация научной, научно-технической и инновационной деятельности / М. В. Мясникович, А. И. Лесникович, С. М. Дедков. — Минск, 2006.

15. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Л. М. Александрович [и др.]. — Минск : Юнипак, 2004. — 202 с.

16. Никитенко, П. Г. Ноосферная экономика и социальная политика: стратегия инновационного развития / П. Г. Никитенко. — Минск, 2006.

17. О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы: Указ Президента республики Беларусь от 26 марта 2007 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 136. —1/8435.

18. Политическая энциклопедия: В 2-х т. — М. : Мысль, 1999. — Т. 1: А–М. — 751 с.; Т. 2: Н–Я. — 702 с.

19. Соколовский, А. А. Исполнительная власть Республики Беларусь / А. А. Соколовский. — Минск, 2001.

20. Стратегия экономического развития Республики Беларусь на современном этапе: материалы постоянно действующего семинара рук. Работников респ. и местн. гос. органов (21–22 марта 2002 г.). — Минск, 2002.

21. Шинкарев, В. В. В интересах народа и государства: белорусская модель развития / В. В. Шинкарев // Информ. бюлл. Администрации президента Республики Беларусь. — 2001. — № 6.

22. Яскевич, Я. С. Политический риск в контексте глобализации мировой истории / Я. С. Яскевич. — Минск, 2001.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.