Здавалка
Главная | Обратная связь

Примерная тематика рефератов



1. Идеология и мировоззрение: содержание, структуры, функции.

2. Национально-государственная идея Республики Беларусь.

3. Концептуальные основы идеологии белорусского государства: гуманистический подход.

4. Истоки и этапы становления идеологии белорусского государства.

5. Приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества.

6. Современные идеологические концепции и доктрины: либерализм, консерватизм, социалистическая и социал-демократическая идеологии.

7. Конституция Республики Беларусь — правовая основа идеологии белорусского государства.

8. Права человека или критерий гуманистического измерения политики и идеологии.

9. Политическая культура и идеологические процессы.

10. Государственный герб и Государственный флаг Республики Беларусь в идеологическом воспитании.

11. Политическая социализация и идеологические процессы.

12. Избирательная система в Республике Беларусь в контексте идеологических процессов.

13. Средства массовой информации в идеологических процессах.

14. Президент Республики Беларусь — глава государства и формирования идеологии белорусского государства.

15. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.

16. Правительство Республики Беларусь и идеологические процессы.

17. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах.

18. Внешняя политика Республики Беларусь и информационно-идеологическое обеспечение.

19. Геополитические изменения на рубеже XXI века и Республика Беларусь.

20. Белорусская экономическая модель развития — компонент идеологии белорусского государства.

21. Идеологическая политика в социальной сфере.

22. Религиозный аспект идеологии белорусского государства.

23. Идеологическая политика в молодежной сфере.

24. Идеологии белорусского государства в формировании мировоззренческо-воспитательной позиции.

25. Роль образования в Республике Беларусь и идеологические процессы.

26. Идеология белорусского государства и социально-экономические преобразования в Республике Беларусь.

 

Выполнение реферата по основам идеологии белорусского государства предполагает:

- развитие мышления и навыков письменного изложения;

- глубокое изучение литературы, систематизация и анализ полученных знаний, умение делать из них обобщающие выводы и связывать теоретические положения с условиями современности;

- творческий исследовательский подход к конкретному учебному материалу;

- оказание помощи слушателям в овладении необходимыми навыками правильной организации самостоятельной работы;

- контроль за работой слушателей по данной дисциплине (насколько успешно он ее усваивает; выявление ошибок и путей их исправления).

Одновременно реферат является важным средством самоконтроля слушателей, залогом глубокого усвоения учебного материала и способствует активной подготовке к зачетам и экзаменам.

 

Общие требования выполнения рефератов:

- рефераты выполняются в соответствии с тематикой, утвержденной кафедрой;

- слушатель может предложить свою тему (по согласованию с преподавателем).

 

Порядок определения темы реферата:

студенты, фамилии которых начинаются с букв А, Б, выполняют реферат № 1; В — № 2; Г — № 3; Д — № 4; Е,Ё — № 5; Ж — № 6; З — № 7; И, Й — № 8; К — № 9; Л — № 10; М — № 11; Н — № 12; О — № 13; П — № 14; Р — № 15; С — № 16; Т — № 17; У — № 18; Ф — № 19; Х — № 20; Ц — № 21; Ч — № 22; Ш — № 23; Щ — № 24; Э — № 25; Ю, Я — № 26.

 


ГЛОССАРИЙ

 

Абсентеизм (от лат. «отсутствующий») — 1) в конституционном праве термин, означающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме; 2) в сельском хозяйстве форма землевладения, где собственник земли, не участвуя в процессе производства, получает денежный доход в виде ренты или прибыли.

Абсолютизм — форма государственного правления, характеризующаяся всевластием монарха, его неограниченными полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах.

Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточием всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а в отдельных случаях также и духовной (религиозной) в руках монарха.

Автаркия (от греч. «самоудовлетворение») — политика экономического, социального и культурного обособления страны, изоляция ее от международных культурных, экономических и политических связей, от мирового рынка, международной кооперации.

Авторитаризм (от лат. «власть, влияние») — антиправовая, антидемократическая, антилиберальная концепция и практика властвования насильственными средствами.

Авторитет (от лат. «власть, влияние») — общепризнанное значение, влияние, которым пользуется человек, группа, общественная организация, социальный институт.

Агрессия— в международном праве противоправное применение силы, в том числе вооруженной, каким-либо государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства.

Адаптация (от лат. «приспособлять») — 1) приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды; 2) в теории Т. Парсонса адаптация — вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой.

Администрация (от лат. «управление») — 1) деятельность государства по управлению посредством общегосударственной администрации, которая составляет исполнительные и распорядительные органы государства; 2) распорядители, ответственные устроители чего-либо; 3) должностные лица управления.

Аксиология — учение о ценностях, цель которого — исследовать высшие смыслообразующие принципы как условие необходимого и общезначимого различия истинного и ложного, доброго и злого, справедливого и несправедливого и т. д.

Аморализм — 1) общественно-историческое явление, выражающееся в отрицании общепринятых норм морали в поведении людей; 2) принцип практической или идейной ориентации, обосновывающий правомерность нигилистического отношения к общепринятым нормам морали в поведении человека, а также в политике, проводимой определенными группами людей или политическими партиями; 3) характеристика совокупности отрицательных качеств человека, его поступков и образа жизни (подлость, бесчестие, беспринципность, предательство, бессовестность, ложь, обман).

Анархизм — теория и леворадикальное общественно-политическое течение, отрицающие необходимость государственной и иной политической власти, использования методов насилия и принуждения, ограничивающих свободу личности.

Белорусская идея — термин, обозначающий систематизированное обобщение национального самосознания и представленный как в рационализированной, социально-философской и общественно-политической форме, так и в образно-художественно-материальном выражении. Суть ее заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия и борьбы белорусского народа, его национальной идентичности и самости, генетических истоков, исторического предназначения, идей сосуществования, особенностей национального характера, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности.

Бюрократизм — 1) концепция в своекорыстных целях реальных рычагов власти, организационно-исполнительных полномочий в руках работников специализированного аппарата различных социальных институтов и организаций в условиях неразвитости или авторитарной деградации демократического контроля; 2) бюрократическая система аппаратного властвования и управления, инструментальные функции которой фактически трансформируются в целеполагающие; претендующая на господство над обществом социально-безответственная система осуществления монополизированных распорядительно-распределительных, учетных и прочих функций, а также функций по организации идеологических воздействий, обеспечивающих поддержку лидерства и принятых решений.

Власть — функция, необходимый элемент жизнедеятельности социальной системы. Ее содержание — подчинение воле носителей функции (лиц, групп, учреждений) всех субъектов данной системы. По сфере распространения, а также по набору соответствующих инструментов и приемов властвования выделяют, в частности, экономические, политические, семейные и другие виды власти. По количеству индивидов, играющих ключевые роли среди властвующих, виды власти уже иные: коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная). По степени доступности ролей в пирамиде власти для каждого субъекта системы различают власть открытую и закрытую и т. д.

Власть государственная — система органов государства, наделенная правом повелевать для осуществления своих целей. Принципы организации государственной власти: разделение властей, законность, уважение прав и свобод личности, приоритет общепринятых принципов международного права. По своим функциям государственная власть выступает в качестве побудительной и организующей силы в обществе.

Внешняя политика государства — деятельность национального государства на международной арене, его отношения с другими государствами и международными организациями.

Всеобщая декларация прав человека — первый международный акт по правам человека универсального характера. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.

Всеобщее избирательное право — конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (исключая недееспособных лиц и лиц, находящихся в местах лишения свободы), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным, устанавливаемым Конституцией или законами избирательным цензам.

Выборы — способ формирования с помощью голосования органов государства и органов местного самоуправления. Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством. Порядок и правила их проведения закрепляются в конституциях и других конституционно-правовых актах конкретных государств. Выборы могут быть парламентскими и президентскими (в зависимости от того, какой орган избирается), всеобщими или частичными (если избирается только часть совета парламента), общегосударственными или местными, очередными или досрочными, однопартийными, многопартийными или беспартийными, на альтернативной основе или безальтернативные (если выдвигается только один кандидат), прямыми или косвенными (многоступенчатыми), основными или дополнительными.

Геополитика — междисциплинарное научное направление, изучаемое зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, экономических и военных взаимосвязей, обусловленных географическим положением страны (региона) и другими физико- и экономико-географическими факторами (климатом, природными ресурсами, расселением и т. д.). Цель геополитики — разработка геостратегии государства, т. е. направлений его внешнеполитической деятельности.

Глава государства — высшее должностное лицо (значительно реже — коллегиальный орган), считающееся верховным представителем государства и, как правило, носителем исполнительной власти.

Глобализация — философско-культурологическая интегративная концепция, отражающая тенденции развития мировой истории на современном этапе. В рамках данной концепции утверждается, что современное общество — это целостный и взаимосвязанный мир, постоянно сталкивающийся с необходимостью культурного плюрализма при решении глобальных проблем современности (установление международного порядка на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества; развитие экономической интеграции; проблема предотвращения мировой ракетно-ядерной войны; экологические проблемы во всех проявлениях; демографические, энергетические, продовольственные проблемы; проблема использования космоса; субглобальные проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, связанные с ликвидацией эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства). Становится ясно, что при всей уникальности и неустранимости различий между отдельными цивилизациями — западной, исламской, индийской, африканской, китайской и другими, при всем их культурном, этническом, социальном плюрализме тезис о единстве мировой цивилизации уже не кажется ложной концепцией, и рассмотрение современного мира сквозь призму евроцентристского, рационального, западного видения отвечает духу времени и глобальному планетарному мировосприятию.

Государство — основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под государством понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти – особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения.

Гражданин — человек, принадлежащий к определенному государству, наделенный гражданскими правами, свободами и исполняющий обязанности перед государством и обществом.

Гражданское общество — многообразие не опосредованных государством взаимоотношений юридически свободных и равноправных в своем социально-политическом выборе граждан; непосредственно не контролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов.

Гражданство — устойчивая правовая связь человека с конкретным государством, которое признает и гарантирует его права и свободы, защищает его и покровительствует ему за границей. Совокупность прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства.

Гуманистические основы политики — 1) ориентация политики на практическое воплощение в социальной практике общечеловеческих ценностей и приоритетов; 2) отражение в политической деятельности идей, взглядов и убеждений, утверждающих высокое общественное призвание человека, его достоинство как личности, право на свободу, счастье, развитие способностей и дарований.

Движение социальное — массовые действия представителей какой-либо одной небольшой социальной группы или нескольких, направленных на обеспечение групповых или общественных интересов, удовлетворение потребностей.

Демократия — форма (разновидность) общественной власти (государства), основанная на признании народа в качестве власти.

Детерминизм — учение об объективной закономерности взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе в противоположность индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

Детерминизм культурный — концепция, согласно которой явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии общества; культура рассматривается как относительно автономное образование, независимо от других сфер общественной жизни.

Детерминизм экономический — экономическая интерпретация истории, вульгарно-материалистическая концепция, согласно которой общественно-историческое развитие всецело определяется действием экономического фактора (или экономической среды).

Деятельность социальная — совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества. Эти действия преследуют определенные социальные цели и интересы и используют во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства — экономические, социальные, политические и идеологические.

Диалог — логико-коммуникативный процесс, при котором люди взаимодействуют посредством своих смысловых позиций. Такое взаимодействие ведет к кристаллизации идей, их творческому взаимодействию и синтезу.

Дипломатия — один из способов реализации внешней политики государства.

Евразийство — геополитическая доктрина, специфическая форма общественного сознания и государственной политики.

Законодательная власть — система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории национального государства.

Идентификация — психологическая категория, отражающая процесс и результат эмоционального и иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом и идеалом.

Идеология — представляет собой систему исторически сложившихся концептуально-теоретических взглядов и идей, а также эмоционально-психологических средств, выражающих основные социальные программы и приоритеты, интересы и цели, идеалы и ценности определенных социальных общностей и организаций, наций и государств, политических партий и общественных движений, направляющих их деятельность на сохранение или преобразование существующего общественного устройства. В отличие от объективистски-рационального, логически выстроенного теоретического представления соответствующих социальных программ, идеологический способ представления знаний оперирует концептуально-теоретическими и эмоционально-психологическими средствами. Он обращается к соответствующей системе ценностей, интересов, образов, символов, лозунгов, политических симпатий и антипатий, программ действия, обеспечивая своего рода посредническую связь между научно-теоретическим и естественно-обыденным взглядом на мир, выступая в зависимости от отстаиваемых приоритетов как объединяющий, консолидирующий или разъединяющий фактор общественного сознания.

Идеологизация — понимание политических и иных общественных институтов исключительно как выразителей той или иной идеологии, отражающей противоположные классовые интересы и нацеленной на их легитимацию, реализацию и защиту.

Избирательная система — порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства. Является важнейшим элементом политической системы государства, регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право, и охватывают принципы и условия участия в формировании избираемых органов; организацию и порядок выборов и, в некоторых странах, отзыва выборных лиц. Принципы избирательной системы ряда государств: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, свобода предвыборной агитации, равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании.

Избирательное право — 1) система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных государственных органов, т. е. избирательную систему; является одним из институтов конституционного права; 2) право гражданина избирать и избираться в государственные органы (различают активное и пассивное избирательное право). Является одним из основных конституционных прав граждан, относится к группе политических прав.

Избирательный процесс — один из основных элементов избирательной системы.

Избирательный процесс включает:

- назначение выборов;

- регистрацию избирателей в установленном законом порядке;

- организацию избирательных округов, районов и т. д., которые формируются в соответствии с принципами представительства (территориальным, национальным, производственным и т. д.), образуются также избирательные участки и пункты для голосования;

- выдвижение кандидатов (осуществляется, как правило, политическими партиями, избирательными блоками, иногда собраниями избирателей, трудовыми коллективами и др.);

- проведение голосования (в один или два тура);

- определение результатов голосования (подсчет поданных голосов) и распределение депутатских мандатов, осуществляемые местными и центральными избирательными органами.

Инновацияinnovation — нововведение; явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях развития и которые, появившись, получили признание, социализировались, вписались в культуру, закрепились в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержания самой этой деятельности. Через информации изменяются существующие нормы и традиции, порождаются новые подходы и нормы регулирования в различных областях культуры (науке, политике, искусстве и т. д.).

Интеграция (от лат. «integratio» — восстановление, соединение) — процесс, результатом которого является достижение единства и целостности, согласованности внутри системы, основанной на взаимозависимости и взаимодополняемости отдельных специализированных элементов.

Информационная культура — способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять в области развития средств информатизации и информационных технологий.

Информационная свобода личности — возможность человека получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и развития информацию, а также выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений, передавать информацию другим людям, то есть распространять ее в обществе.

Информационное общество — интегральное понятие, охватывающее все стороны функционирования социальной системы. Основные характеристики этого общества в технической среде — широкое внедрение информационных технологий во все сферы производственной, экономической и деловой жизни, в систему образования и быт; в политической сфере — свобода доступа к информации как основа политического прогресса, реализующего принципы плюрализма и демократии и т. п. В контексте имеющихся тенденций передовых в промышленном отношении стран информационное общество можно определить как общество, в котором информация и уровень ее использования существенным образом обуславливают качество жизни, а также перспективы экономического развития и социальных изменений. В таком обществе уровень жизни, характер труда и отдыха, система образования и рынок непосредственно испытывают на себе растущее влияние информации и знаний.

Исполнительная власть — система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внешней и внутренней политики государства. Высший орган исполнительной власти — правительство; на региональном и местном уровне ее функции выполняют органы местного управления и самоуправления.

Исторический материализм (материалистическое понимание истории) — концепция общества, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом, согласно которой «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Развитие теории системного анализа, нелинейных процессов, массовой коммуникации, психоисторических, цивилизационных и других методик реконструкции исторического процесса показали ограниченность исторического материализма как универсальной модели объяснения закономерностей социального развития.

Консерватизм в политике — 1) политическая идеология, ориентированная на защиту и сохранение традиционных, исторически сложившихся, апробированных временем форм государственной и общественной жизни; 2) критически-негативное отношение к реформам и инновациям как средству радикального преобразования политической системы.

Конституционализм — государственное правление, ограниченное конституционными принципами, нормами и методами.

Конфедерация — временный союз самостоятельных государств для осуществления экономических, военных и других задач, отвечающих их национальным интересам. Характеризуется неустойчивостью и неэффективностью.

Конфликт — а) категория, отражающая стадию (фазу и форму) развития категории «противоречие», когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности (полярность, антагонизм), достигая момента взаимоотрицания друг друга и снятия противоречия; б) в общественных науках (история, политология, социология, психология) — процесс развития и разрешения противоречивости целей, отношений и действий людей, детерминируемый объективными и субъективными причинами.

Конфликтология — область междисциплинарного исследования социального конфликта. Объектом К. являются конфликты между социальными субъектами; индивидами, группами, государствами.

Конформизм (позднелатинск. «подобный сходный») — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д.

Космологизм — идея, провозглашающая принцип вселенского гражданства, право каждого человека, независимо от его принадлежности к конкретной стране, стать гражданином мира. В политическом лексиконе космополитами называют людей, лишенных чувства гражданственности, патриотизма, гордости за свою Родину, культуру, традиции и свершения своего народа.

Культура (от лат. «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание») — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура духовная — часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты.

Культура массовая — понятие, отражающее наиболее типичный способ бытия культуры в условиях современного общества; в самом общем виде означает производство культурных ценностей, рассчитанное на массовое потребление, то есть подчинение ему, как своей цели.

Культура нормативная (от лат. «правило, образец») — сфера культуры, охватывающая весь спектр поведенческих норм: право, мораль; включает в себя также и нравственные предписания религии, этикет, правила, связанные с принадлежностью к различным ассоциациям. Внутри культуры нормативной, в свою очередь, выделяются субкультуры: правовая (юридическая), нравственная (этическая), общения, т. е. поведения.

Лидерство (от лат. «ведущий, руководитель») — 1) ведущее положение отдельной личности, социальной группы, класса, партии, государства, обусловленное более эффективными результатами деятельности (экономической, политической, научной, спортивной и др.); 2) процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов.

Личность — целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена социума.

Лоббизм (от англ. «кулуары») — разновидность закулисной политики. Лоббисты — это влиятельные деловые люди и политики, стремящиеся оказать давление на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект.

Мажоритарная избирательная система — регулируемый правовыми нормами порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства. Победителем на выборах признается кандидат, получивший установленное (абсолютное или относительное) большинство голосов в избирательном округе.

Международные отношения — совокупность экономических, политических, правовых, дипломатических, военных, культурных и других отношений между субъектами мировой политики.

Международное право — система правовых норм и принципов, выражающих согласованную волю государств и регулирующих отношения между ними с помощью международных организаций.

Мировоззрение — предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места человека в нем.

Мораль (от лат. «нравственный») — нравственность, форма нормативно-оценочной, нравственной ориентированности в поведении и духовной жизни, взаимовоспитание и самовоспитание людей.

Мотив (от лат. «побуждать, приводить в движение») — одно из фундаментальных понятий, используемых в психологии для описания механизмов побуждения субъекта к деятельности.

Мотив моральный — внутреннее побуждение личности к нравственному поступку. Мотив моральный выступает в качестве движущей силы нравственного поведения человека, т. к. обусловлен воздействием как слабо, так и глубоко осознанных влечений, чувств, потребностей, намерений и т. д.

Мотив социальный — осознанное, являющееся свойством личности побуждение к деятельности, возникающее при высшей форме отражения потребностей (их осознания).

Национализм — система взглядов, идеология, питающаяся этноцентризмом и имеющая выраженную социально-политическую направленность. Идеологи национализма полагают, что главным видом социальных связей являются связи национальные (этнические) и главным субъектом истории – национальные (этнические) общности, сотрудничающие или зачастую враждующие между собой.

Национальные интересы — осознанные субъектами политики объективные потребности национальной государственности, побуждающие к ее защите, укреплению и совершенствованию, обеспечению благополучия и безопасности граждан.

Нация (от лат. «народ») — тип этноса, характерный для развитого классового общества. Возникновение нации исторически связано со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности, усилением хозяйственных и др. связей, распространением грамотности и литературы на родном языке, укреплением этнического (национального) самосознания.

Неомарксизм — течение общественной мысли (30–70-е гг. XX в.). Неомарксизм объединяет неоднородные и противоречивые течения. Для него характерны смесь марксизма с элементами неогегельянства; ницшеанства; вариантами «философии жизни»; (франкфуртской школы; «левого» экзистенциализма (Ж.-П. Сартр); неофрейдизма как в либерально-гуманистической трактовке (Э. Фромм), так и в анархо-радикальном духе «сочетания» социально-политической революции с тотальной, «сексуально-культурной» революцией (Г. Маркузе, В. Райх), структурализма (Л. Гольдман), философской герменевтики (Ю. Хабермас) и пр. В США и Англии 60-х гг. прошлого столетия Неомарксизм выступил и как особая социологическая тенденция, критически противостоящая официальной социологии (Ч.Р. Миллс, Н. Бирнбаум, А. Гоулднер и др.).

Образование — 1) совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях; 2) социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества.

Общественный идеал — образ совершенного, разумно устроенного, гуманного общества. В соответствии с идеальными представлениями об обществе определяются цели социально-политической деятельности, пути и средства их достижения.

Общечеловеческие ценности — совокупность идеалов, принципов, приоритетов и норм, отражающих духовно-нравственный опыт человечества, объединяющих людей в их стремлении к миру, достойной жизни, равноправному и взаимовыгодному международному сотрудничеству.

Организация объединенных наций (ООН) — международная организация, учрежденная в 1945 году. На основе добровольного объединения суверенных государств в целях поддержания и упрочения мира и безопасности, развития международного сотрудничества.

Парламент (англ. от фр. «говорить») — родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Парламент как собственное наименование для обозначения высшего представительного органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии и др.; в США и большинстве стран Латинской Америки парламент называется конгрессом. Различаются однопалатная и двухпалатная структуры парламента.

Парламентаризм — система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа парламента по отношению к другим государственным органам. При парламентаризме правительство образуется парламентом и ответственно перед ним.

Патриотизм — чувство любви к своему Отечеству, проявляющееся в практических делах, способствующих укреплению авторитета, могущества и благополучия суверенного национального государства.

Плебисцит (лат. «простой народ» и «решение, постановление») — опрос населения, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории. В некоторых странах (напр., во Франции) считается синонимом референдума. С формально-юридической точки зрения процедура проведения плебисцита, независимо от того, какой вопрос при этом решается, ничем не отличается от процедуры референдума.

Политика (от греч. «государственные или общественные дела» от «polis»«город-государство») — деятельность классов и иных социальных групп, связанная с определением содержания и форм, задач и функций государства, а также его взаимоотношений с другими странами. Посредством политики выражаются коренные интересы участвующих в ней субъектов (индивидов, коллективов), прежде всего интерес в овладении и распоряжении основными очагами публичной власти классового общества.

Политика и мораль — два относительно самостоятельных способа регуляции поведения людей. Мораль обосновывает гуманность целей, средств и методов политической деятельности, оценивает практическую политику общественным мнением. В свою очередь, политика оказывает активное влияние на мораль, формируя политическую культуру граждан, побуждая к участию в управлении делами государства и общества.

Политические идеалы — неотъемлемая часть социальных идеалов. По своему содержанию — это то, что составляет высшую цель политической деятельности: демократизация общества; обеспечение прав и свобод человека; укрепление государственности и конституционного строя; политическая стабильность государства; общественный прогресс.

Политическое воспитание — процесс систематического и целенаправленного действия на сознание и поведение личности в интересах приобщения ее к ценностям демократической политической культуры, утверждения гуманистических начал в социально-политической практике.

Политическая идеология — 1) система взглядов, идей и ценностей, выражающих отношение политических институтов к действительности, проблемам, задачам, средствам и методам ее преобразования; 2) концепции и учения, теоретически обосновывающие идеалы, ценности, интересы и цели субъектов политики.

Политическая информация — совокупность знаний, сведений о политической жизни общества, которыми обмениваются «коммуникаторы» и «реципиенты» — потребители.

Политика как искусство — политика, основывающаяся на научных знаниях, правовых и нравственных нормах, управленческих решениях и действиях, адекватных интересам личности, общества и государства.

Политическая коммуникация — взаимодействие (отношения) политических субъектов на основе обмена информацией и духовного общения.

Политическая культура — исторический опыт, традиции и ценности политической жизни, убеждения и представления, образцы, нормы и мотивы поведения, проявляющиеся в деятельности субъектов политического процесса.

Политика культурная — совокупность теоретических принципов и практических мер, разрабатываемых и реализуемых государством в сфере духовной культуры и направленных на широкое, массовое распространение и усвоение духовных ценностей общества всеми социальными слоями и группами.

Право — форма общественного сознания, суть которого состоит в социальной регуляции. Выражена в социальных нормах, обеспеченных принуждением со стороны государства, в чем и заключается основное отличие права от морали.

Правовое государство — тип государства, последовательно воплощающего принципы конституционализма, ограниченного в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем политической власти.

Прагматизм — философское учение, рассматривающее действие, практическую деятельность и полезность в качестве наиболее конструктивного свойства человеческой сущности и основания философской рефлексии.

Президентская республика — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит президенту.

Проблема (от греч. «задача») — 1) все то, что требует изучения и решения; 2) объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Проблема социальная — объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие; задача, требующая решения средствами социального управления. Проблемы социальные различаются в зависимости от глубины общественных преобразований, обеспечивающих их решение. Так, существуют проблемы социальные, затрагивающие в основном частные сферы общественной жизни; выходящие на уровень социальных институтов; наконец, требующие структурных преобразований в общественном организме.

Проблемы глобальные — совокупность проблем, затрагивающих интересы всего человечества и требующих для своего разрешения объединенных усилий всего человечества. Выделяют три основные группы глобальных проблем, которые включают конкретные однотипные их разновидности: 1) суперглобальные (общемировые, глобальные) проблемы современности, связанные с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества; 2) общепланетарные глобальные проблемы (ресурсы), связанные с проблемами оптимизации, гармонизации и гуманизации отношения общества к природе; 3) общечеловеческие субглобальные проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые связаны с демократией отношений общества и личности.

Психология (от греч. «душа» и «учение, наука») — 1) наука о закономерностях развития и функционирования психики, о психических процессах и свойствах, являющихся компонентами деятельности и общения людей; поведения животных; 2) совокупность психических процессов, обусловливающих какой-либо род деятельности; 3) особенности характера, душевный склад.

Разделение властей — основополагающий демократический принцип функционирования государственной власти, предполагающий ее разделение на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип позволяет ветвям власти, сохраняя зависимость, конструктивно сотрудничать, предупреждать злоупотребления властными полномочиями и осуществлять взаимный контроль.

Религия — социальный институт, мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которые определяются верой в существование сверхъестественного. Религия представляет собой один из наиболее важных социальных институтов, включающих в себя систему социальных норм, ролей, обычаев, верований и ритуалов (культа), предписаний, стандартов поведения, организационных форм.

Республика — форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат либо всем дееспособным гражданам, либо большинству из них. ОТ имени граждан (народа) управление осуществляется представительными органами, избираемыми прямым или косвенным волеизъявлением.

Референдум — институт непосредственной демократии; голосование граждан, обладающих избирательным правом, по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Самоуправление — в самом общем смысле автономное функционирование какой-либо организационной системы (подсистемы), принятие ею решения по внутренним проблемам.

Свобода мысли и совести — одно из ключевых политических прав личности, предполагающее свободу от идеологического контроля государства и общественных объединений, независимое самоопределение в системе духовных ценностей.

Секуляризация (лат. «светский») — первоначально термин, обозначающий конфискацию церковной и монастырской собственности в пользу государства. Сейчас им обозначают процесс, в результате которого все большие сектора общества, культуры, различные социальные группы и отдельный индивид освобождаются от религиозного санкционирования и влияния.

Символика — 1) выражение идей, понятий или чувств с помощью условных знаков или предметов (символов); 2) совокупность символов.

Синергетика — междисциплинарное направление в современной науке, в рамках которого обосновывается теория сложных самоорганизующихся систем; исследуется совместное действие многих подсистем самой различной природы, в результате которого возникает структура и соответствующее функционирование (Г. Хакен, 1978).

Система (греч. «целое, составленное из частей; соединение») — 1) упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство; 2) порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий, например, в работе принятый установившийся порядок чего-либо; 3) форма, способ устройства, организация чего-либо; 4) общественный строй; 5) совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и обучения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Социалистическая (коммунистическая) идеология— социально-политическая доктрина революционного разрушения капиталистической общественной системы и построения социализма. Попытка осуществления коммунистической идеологии в СССР и других странах (занимали 26,2% территории нашей планеты) не увенчалась успехом, потерпела крушение.

Социал-демократическая идеология — доктрина постепенного (мирного) преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократизации политической, экономической, социальной и духовной сфер его жизни, гражданского (межклассового) согласия. Основные ценности — свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность. Ее политический идеал — «демократический социализм», рассматриваемый как общество будущего, как принцип деятельности западноевропейских социал-демократических партий.

Социализация политическая — понятие, возникшее в западной социальной и политической психологии. Для одних авторов — это усвоение «курса гражданственности», преподаваемого в школах, для других — «все политическое обучение», то есть осознание политической системы общества и усвоение ее норм; для третьих — отношение к власти и ее представителям и т. д.

Социальное государство — демократическое государство, осуществляющее эффективную социальную политику, гарантирующее достойные условия жизни и свободного развития личности.

Социальная политика — деятельность государства по стимулированию созидательно-творческой активности граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, обеспечению прав и свобод человека.

Социализация правовая — процесс приобретения личностью правовых знаний и опыта правового общения. Целью социализации правовой является выработка адекватных и гармоничных позиций по отношению к праву и закону, привитие навыков законопослушного поведения.

Социальные нормы — совокупность правил общежития людей, правил социально значимого поведения членов общества, коллективов, организаций. Социальные нормы отражают достигнутый уровень экономического, политического и духовного развития общества, исторические и национальные особенности жизни народа, характер государственной власти, качество жизни людей. Социальные нормы классифицируются на группы во взаимосвязях друг с другом. В их состав входят экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, нравственные, эстетические и др. нормы.

Социология (лат. «общество» и греч. «учение, слово») — наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов. Объектом социологического познания является общество, рассматриваемое как единый социальный организм.

Социология личности — область изучения личности как социально-типичного выражения системы общественных отношений социально-типичного субъекта этих отношений. Социология личности имеет своим предметом социально-исторические и социально-культурные типы личности, а также социально-типичные проявления ролевой структуры личности, являющейся отображением многообразных социальных связей и общественно необходимых функций, реализуемых индивидами.

Социология политическая — отрасль социологии, исследующая политику в контексте и через призму анализа общества во всей сложности и многообразии его социальной структуры и процессов. Основным предметом социологии политической является политическая власть, формы и методы ее функционирования и распределения в государственно организованном обществе в тесной связи с изучением реального политического сознания, интересов и поведения индивидов, социально-классовых групп, этнических общностей и их организаций.

Средства массовой информации — социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т. д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Массовая информация предназначена для численно большой, обычно географически рассредоточенной аудитории и отличается быстротой и регулярностью распространения, практической одновременностью потребления, опосредствованным, в известной степени стереотипизированным характером. Ее распространение – неотъемлемая часть массового духовного общения людей, которое возникло на определенной ступени развития человечества в дополнение к непосредственному межличностному общению.

Стратификация (лат. «слой» и «делать») — 1) социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях и т. д.; 2) постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе (от малой группы до общества).

Суверенитет политический — верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее в международных отношениях.

Сциентизм (лат. «наука») — позиция, основанная на преувеличении роли и возможностей науки в разрешении всех социальных проблем.

Теории элиты (от франц. «лучшее, избранное, отборное») — социально-философские теории, обосновывающие тезис о том, что необходимыми составными частями любой общественной структуры являются высшие, привилегированные слои (или слой), осуществляющие функции управления, развития науки и культуры.

Теория ролей — концепция, возникшая для объяснения взаимоотношений индивида и общества. Формирование теории ролей связано с именами Дж. Мида, Р. Линтона, Я. Морено. В теории ролей можно выделить три уровня анализа: социологический, где роль рассматривается по преимуществу как элемент социальной структуры и культуры; социально-психологический уровень социального взаимодействия индивидов между собой, индивида и группы, где роль оказывается совокупностью общих значений, без которых немыслима коммуникация; наконец, роль может рассматриваться на уровне личности как система.

Тесты (англ. «испытания, пробы») — один из наиболее распространенных и практически эффективных видов методик психологической диагностики; его выполнение требует актуализации некоторых обобщенных умений, имеющих значение в деятельности человека – учебной, профессиональной, спортивной и др. этим тесты отличаются от анкет, опросов и др. диагностических методик.

Технократия (от греч. «ремесло, мастерство» и «власть») — направление в общественно-политической мысли, согласно которому общество регулируется принципами технико-организационной рациональности, носителями которой являются инженеры, организаторы производства, эксперты (технократы).

Технологическая революция — радикальное изменение доминирующего в обществе технологического уклада под воздействием научно-технического прогресса, в результате которого коренным образом изменяются не только способы организации общественного производства, прием и методы труда, но и его инструментальная основа – орудия и средства производства.

Толерантность политическая — равноправные и уважительные взаимоотношения участников политического процесса, проявление их готовности к согласию и общественно полезному сотрудничеству на основе принципа политического плюрализма.

Тоталитаризм — 1) форма правления; 2) концепция, призванная объяснить особый тип политической системы (государства) и политического режима. Крайняя форма тоталитаризма — фашизм. Основными чертами тоталитаризма являются: верховенство государства, носящее тотальный характер; сосредоточение всей полноты государственно-политической власти в руках вождя (фюрера, дуче и др.) партии, влекущие фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных и партийных органов; абсолютный примат «общества» (нации, народной общности и т. п.) над индивидом; полное бесправие человека; подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического массового террора; широкая система принудительного труда; устранение всех политических партий, кроме правящей, и автономии других общественных организаций; сращивание партийного и государственного аппарата при монополии партий и одной определенной идеологии.

Унитарное государство — форма территориального устройства государства, не имеющего в своем составе административно-территориальных образований на правах субъектов, обладающих суверенитетом. В таком государстве единая конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти.

Фашизм — правоэкстремистское политическое движение и идеология, сформировавшиеся в Италии, Германии и Испании в 20–30 гг. ХХ в.; открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, шовинистических групп финансового капитала.

Феминизм (франц. от лат. «женщина») — движение в защиту прав и освобождения женщин, возникшее в эпоху буржуазных революций во Франции, Англии и США.

Формация общественная — сложившаяся на основе данного способа производства форма бытия общества. Специфический способ взаимодействия основных структур (экономической, социальной, политической и идеологической) той или иной формации придает ей характер особого социального организма. Общество, находящееся на определенной стадии развития, было обозначено К. Марксом термином «Общественная формация».

Футурология — обобщенное название концепций о будущем человечества; в узком значении — область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов и явлений (в этом смысле футурология синонимична прогнозированию и прогностике). С начала 60-х гг. XX в. под футурологией понималась «наука о будущем», «история будущего», ориентированная на познание перспектив всех явлений, и, прежде всего, социальных.

Харизма (греч. «божественный дар, благодать») — в католической теологии означает исключительный духовный дар, ниспосылаемый богом кому-либо ради блага церкви (пророческий дар святых, «непогрешимость» папы и др.); особая одаренность выдающихся людей, благодаря которой они способны совершать то, что лежит, казалось бы, за пределами человеческих способностей; в социологии политики используется для определения отношений между вождями и массами, природы харизматической власти тоталитарных диктатур.

Ценностные ориентации — элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации. Ценностные ориентации — это, прежде всего, предпочтения определенных смыслов, привязанностей, убеждений и жизнеорганизующих начал и готовность вести себя в соответствии с ними.

Ценность — термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающих к миру должного, целевого, значимого, абсолютного.

Эволюция — постепенное, непрерывное, преимущественно необратимое развитие явления, информационного процесса. В широком смысле синоним развития, в узком — постепенные изменения, в отличие от революции.

Эгоизм (от лат. «я») — себялюбие, жизненный принцип, продиктованный заботой человека лишь о себе самом, ставящего свои интересы выше интересов др. людей и общества. Понятие, противоположное альтруизму.

Элита (от фр. «лучшее, отборное») — 1) наиболее видные представители какой-либо части общества, высшие слои в системе социальной иерархии; 2) избранный, изысканный круг людей.

Эмоция (фр. «волнение»; лат. «возбуждать, волновать») — особый класс психических процессов и состояний, характеризующий отношение человека к окружающему миру. Основная функция эмоции заключается в регуляции активности субъекта путем оценки значимости внешних и внутренних сигналов для его жизнедеятельности в целом.

Этнос (от греч. «народ») — особый, возникший исторический вид социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией или др. образованиями.

Этноцетризм — система взглядов, в которых жизнь др. народов, их нравы и обычаи рассматриваются через призму традиционных установок и ценностных ориентаций своей этнической общности. Этноцентризм в бытовой сфере, на личностно-семейном уровне связан с тем естественным противопоставлением «мы — они», которое лежит в основе этнической идентификации, уходит своими корнями в особенности психики, негативно реагирующей на все незнакомые и в конечном счете обусловлен этнокультурной спецификой процесса социализации личности в определенной этнокультурной среде, восприятием бытующих в ней стереотипов и т. д.

Язык государственный — язык большинства или значительной части граждан государства, который конституирован в качестве государственного языка. Согласно ст. 17 Конституции Республики Беларусь, государственными языками в стране являются белорусский и русский.


Литература

Основная :

 

1. Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного государства / Е. М. Бабосов. — Минск, 2007.

2. Бабосов, Е. М. Сущность идеологии, ее структура, функции и роль в обществе / Е. М. Бабосов // Основы идеологии современного государства. — Минск, 2007.

3. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл. — М., 1999.

4. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. / Г. А. Василевич. — Минск, 2003.

5. Вішнеўская, I. У. Гісторыя палітычнай і прававой думкі Беларусі / І. У. Вішнеўская. —Мінск, 2004.

6. Государство для народа: док. и материалы третьего Всебелорус. нар. собр. (2–3 марта 2006 г.) / редкол.: А. Н. Рубинов [и др.]. — Минск: Беларусь, 2006.

7. Данилов, А. Н. Переходное общество : проблемы системной трансформации / А. Н. Данилов. — Минск, 1997.

8. Данилов, А. Н. Социология власти : теория и практика глобализма / А. Н. Данилов. — Минск, 2002.

9. За сильную и процветающую Беларусь : материалы второго Всебелорус. нар. собр. (18 мая 2001 г.). — Минск, 2001.

10. Земляков, Л. Е. Религиозные процессы в Республике Беларусь. Проблемы государственно-правового регулирования / Л. Е. Земляков. — Минск, 2001.

11. Идеология и молодежь Беларуси : пособие / Л. С. Аверин, [и др.]; под ред. Л. Е. Землякова, С. Д. Лаптенка. — Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005.

12. Князев, С. Н. Национальная безопасность Республики Беларусь / С. Н. Князев, А. В. Гулякевич. — Минск, 2005.

13. Котляр, И. И. Права человека : учеб. пособие / И. И. Котляр. — Минск, 2002.

14. Криштапович, Л. Е. Беларусь и Россия : историко-философское и цивилизационное единство / Л. Е. Криштапович. — Минск, 2006.

15. Князев, С. Н. О некоторых проблемах совершенствования идеологической работы / С. Н. Князев // Инф. бюлл. Администрации Президента Республики Беларусь. — 2002.

16. Князев, С. Н. Основы идеологии белорусского государства / С. Н. Князев, С. В. Решетников. — Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2004.

17. Лукашенко, А. Г. В процветании Родины — благополучие всех: Послание Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Парламенту // Советская Белоруссия. — 2006. — 24 мая.

18. Лукашенко, А. Г. Послание Президента Республики Беларусь Национальному собранию Республики Беларусь // Советская Белоруссия. — 1999. — 8 апр.

19. Лукашенко, А. Г. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь: «Независимая Беларусь — наш достойный и общий дом» // Советская Белоруссия. — 2007. — 25 апреля.

20. Макаренко, В. П. Главные идеологии современности / В. П. Макаренко. — Ростов н/Д., 2000.

21. Матусевич, Е. В. Идеологическая работа в Республике Беларусь / Е. В. Матусевич, С. Г. Паречина. — Минск, 2006.

22. Матусевич, Е. В. Национально-государственные интересы Республики Беларусь в контексте процесса глобализации / Е. В. Матусевич. — Минск, 2005.

23. Мельник, В. А. Государственная идеология Республики Беларусь : концептуальные основы / В. А. Мельник. — Минск, 2007.

24. Мельник, В. А. Политическая идеология и ее общественное предназначение / В. А. Мельник // Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы. — Минск, 2007.

25. Михеев, В. М. Идеология: размышления и выводы / В. М. Михеев. — Минск, 2004.

26. Мясникович, М. В. Наука Беларуси на современном этапе. Задачи и организация научной, научно-технической и инновационной деятельности / М. В. Мясникович, А. И. Лесникович, С. М. Дедков. — Минск, 2006.

27. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я. М. Александрович [и др.]. — Минск, 2004.

28. Никитенко, П. Г. Ноосферная экономика и социальная политика: стратегия инновационного развития / П. Г. Никитенко. — Минск, 2006.

29. О развитии гуманитарных наук в Республике Беларусь и повышении их роли в государственном строительстве : материалы совещания в НАН Беларуси с ведущими учеными и преподавателями-обществоведами республики (20 ноября 1998 г.). — Минск, 1999.

30. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию : материалы постоянно действующего семинара рук. работников респ. и местн. гос. органов. — Минск, 2003.

31. Основы идеологии белорусского государства: история и теория : учеб. пособие / С. Н. Князев [и др.]; под общ. ред. С. Н. Князева, В. И. Чуешова. — Минск, 2005.

32. Основы идеологии белорусского государства : учеб. пособие / Г. А. Василевич [и др.]; под общ. ред. Г. А. Василевича, Я. С. Яскевич. — Минск, 2004.

33. Основы идеологии белорусского государства : учеб. пособие для вузов / Т. И. Адуло [и др.]; под общ. ред. С. Н. Князева, С. В. Решетникова. — Минск, 2004.

34. Петриков, П. Т. Очерки новейшей историографии Беларуси (1990-е – начало 2000-х годов) / П. Т. Петриков. — Минск, 2007.

35. Современные идеологические концепции и доктрины / Л. Е. Земляков [и др.]; под ред. В. И. Малиновского. — Минск, 2006.

36. Слука, А. Г. Нацыянальная ідэя: шлях народа (генэзіс, праблемы) / А. Г. Слука. — Мінск, 2005.

37. Сташкевич, Н. Исторический путь белорусского народа / Н. Сташкевич, В. Козляков // Беларуская думка. — 2003. — № 9, 10.— С.

38. Трещенок, Я. И. История Беларуси : Досоветский период. В 2 ч. Ч. 1. / Я. И. Трещенок. — Могилев, 2004.

39. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. — М, 2003.

40. Чыгрынаў, П. Г. Беларускі народ: вытокі, кансалідацыя, сучаснасць / П. Г. Чыгрынаў. — Мінск, 2002.

41. Шинкарев, В. В. Идеология и государственность // Информ. бюлл. Администрации Президента Респ. Беларусь. — 2002. — № 6.— С.

42. Фукуяма, Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. — 1990. — № 3.— С.

43. Юхо, Я. А. Кароткі нарыс гісторыі дзяржавы і права Беларусі / Я. А. Юхо. — Мінск, 1992.

 

Дополнительная :

 

1. Алексеева, Т. Д. Перспективы интеграционной идеологии (тезисы) / Т. Д. Алексеева, Б. Г. Капустин, И. К. Пантин // Полис. — 1997. —№ 3.— С.

2. Андреев, И. Л. Россия и Беларусь: аспекты современной геополитики / И. Л. Андреев, П. Г. Никитенко. — Минск, 2002.

3. Антонович, И. И. Социодинамика идеологий / И. И. Антонович. — Минск, 1995.

4. Берк, Э. Размышления о революции во Франции / Э. Берк. — М., 1993.

5. Бернштейн, Э. Возможен ли научный социализм? / Э. Бернштейн // Свободная мысль. — 1992. — № 16. — С. 94–106.

6. Багдановіч, М. Беларусы // М. Багдановіч // Поўны зб. тв.: у 3 т. Т. 3.– Минск, 1992–1995.

7. Бухарин, Н. Становление Белорусской государственности 1991–1995 гг. и Российский фактор / Н. Бухарин // Сравнительные этнополитические исследования. — 1999. —№ 3.— С.

8. Довнар-Запольский, М. В. История Белоруссии / М. В. Довнар-Запольский. — Минск, 2003.

9. Доўнар-Запольскі, М. В. Асновы Дзяржаўнасці Беларусі / М. В. Доўнар-Запольскі. — Мінск, 1994.

10. Калиновский, К.<







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.