Политическая мысль Беларуси X—XIX вв.Стр 1 из 9Следующая ⇒
1.Формирование Киевской Руси и госуд-ти на белорусских землях: -формирование идейных оснований восточно-славянских земель-княжеств, укрепление осуществлялось феодальный власти; -утверждение христианской религии в проповедях и произведениях К. Туровского, Е. Полоцкой; -обоснование идеи единства русских земель. 2.Период Великого Княжества Литовского характеризуется: -формированием единой белорусской народности; -обсуждением проблем соотношений права и закона, путей утверждения справедливого правления. Формирование Статусов ВКЛ (1529, 1566 и 1588). зарождением идеи гуманизма и патриотизма, справедливости и равенства людей в творчестве С. Будного, А. Волана, Н. Гусовского, Ф. Скорины, В. Тяпинского. 3Период Речи Поспалитой имеет следующие характерные черты: -формирование идеи государственно-политического объединения белорусского, украинского и русского народов; -обоснование путей утверждения свободы, главным образом свободы вероисповедания, жизнедеятельности людей; -развитие демократических идей борьбы с польскими феодалами, католической церковью за национальную независимость Беларуси и ее единение с Россией. Представители: С. Зизаний, Г. Конисский, С. Полоцкий, Л. Смотрицкий 4.период Российской Империи характеризуется: -разработкой проектов революционно-демократического преобразования общества; -формированием идей национального самоопределения белорусов. Представители: М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Колас, Я. Купала. -появлением революционно-демократических взглядов К. Калиновского, направленных против крепостничества и царского самодержавия. 5.В Советский и постсоветский периоды осуществлялся поиск путей государственного устройства Республики Беларусь и приоритетов ее внутренней и внешней политики. представители: Д. Жилунович, А. и И. Луцкевичи, В. Ластовский, А. Лукашенко, Г. Машеров, А. Чарвяков. 11) Современная политология включает множество направлений: 1.социологическое направление (М. Вебер, Э. Дюркгейм, М. Дюверже и др.) Его работа «Социология политики» 1917 г. изучает явление политики через призму общества и его развития. Итальянцы В. Парето и П. Моска разработали основы современной концепции элит, способ манипулирования массами с помощью понятий «львы и лисы». Русский ученый М. Острогорский и немецкий политолог Р. Михельс разработали концепцию политической партии, идею олигархического перерождения всей демократической партии. 2.институционализм (М. Дюверже, С. Липсет, Ч. Миллс). Основное понятие: «политический институт», его влияние на естественноисторическое поведение людей и роль в управлении обществом. 3.системно-функциональная концепция (М. Вебер, Д. Истон, М. Крозье, Г. Лассуэл, Т. Парксонс,). Политолог Д. Истон создал теорию политической системы, Г. Алмонд, С. Верба делают предметом политического исследования политическую культуру и выделяют основные типы политических культур; 4.концепция политического плюрализма. Представители: Р. Даль, Р. Дарендорфф, М. Дюверже, Э. Дюркгейм, П. Сорокин. Для данной концепции характерна социальная солидарность, теория стратификации (т. е. исчезновение классов, функций государства как арбитра между конкурирующими политическими силами), присутствуют демократические свободы и плюрализм мнений; 5.теория демократии. Ее представители А. де Токвиль, Й. Шумпетер разработали современное учение о правовом, гражданском обществе, свободе и правах человека с позиции демократического построения общества, где главным источником власти является народ; 6.теория бюрократии. Ее основоположники М. Вебер, С. Липсет, Р. Мертон исследуют функции и структуру бюрократической власти, вопросы соотношения бюрократии и демократии, принцип рационализма; 7.концепция тоталитаризма (Х. Арендт, И. Бердяев, Ф. Хайек). Развитие тоталитаризма связано с антилиберальной идеей: личность выступает как «элемент, винтик» системы. Экономика — командно-административная, государство осуществляет контроль за собственностью и за деятельностью граждан, их поведением. Экономическую основу составляет государственная собственность на средства производства; 8.теория международных отношений. Раскрывает взаимосвязь политических явлений и процессов с развитием международных отношений, геополитических изменений в мире. Р. Арон, Р. Моргентау, С. Ханктингтон («Становление цивилизаций» — 1993) и Ф. Фукуяма («Конец истории») показали победу демократических идей в мире после распада СССР и других авторитарных политических режимов.
12) Основные причины возникновения политики: -объективная потребность в регулировании социальных отношений; -становление государства и права; -реализация общих интересов. В политологии существует мн. трактовок политики как общественного явления: -экономическая: политика рассматривается с позиции экономического детерминизма как надстройка над экономическим базисом; -стратификационная: политика — соперничество социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов с помощью государственной власти (М. Вебер, П. Сорокин); -правовая: политика — производное от права и ее задача — формирование концепции правового государства (Т. Джеферсон, Дж. Локк, Ш. Монтескье); -этическая: в основу политики положен нормативный, ценностный подход к политике как средству достижения общего благополучия; -институциональная: политика определяется как деятельность государственных и общественных институтов; -антропологическая: источник и сущность политики усматривается в природе человека как социального существа в естественном стремлении людей к цивилизованному общению и коллективному взаимодействию; -конфликтно-консенсуальная: объясняет политику как совокупность социальных противодействий и конфликтов, требующих целенаправленных усилий по их разрешению, примирению субъектов политического процесса. Виды политики: -внутренняя — основные направления деятельности государства по регулированию отношений людей внутри данного сообщества; -внешняя — вопросы, связанные с регулированием отношений данного государства с другими государствами и народами; -международная — деятельность мирового сообщества (в первую очередь ООН) по разрешению стоящих перед ним проблем. Функции политики: -интеграция общества, сплочение граждан для достижения общих целей, предупреждения и разрешения социально-политических конфликтов; -управление общественными процессами по средствам принятия, выполнения политических решений, использования ресурсов государственной власти, создание и применения механизмов политических действий, государственного контроля, убеждения, принуждения; -политическая социализация личности — усвоение человеком политических ценностей, приобщение к управлению делами государства и общества; -выражение и реализация социальных интересов; -проектирование социально-политического развития; -регулирование отношений и поведение субъектов политики, выработка норм поведения и контроль их соблюдения, распределение политических функций и ролей, обеспечение политической коммуникации.
13)Политика и экономика. Влияние политики демократического государства на экономическую жизнь общества проявляется в: -разработке и реализации экономических стратегий, отвеч потребностям общества; -принятии законов и политических решений, эффективно регулирующих и стимулирующих экономические отношения; -создании благоприятных условий для научно-технического и технологического процесса, привлечении инвестиций для обновления и укрепления экономического потенциала страны; -постепенном сужении сферы государственного администрирования в экономике и расширении свободы действий субъектов хозяйствования; -целенаправленном формировании социальной структуры общества, развитии предпринимательства, фермерства и индивидуальных хозяйств как базиса демократических преобразований. Политика и право. Политическое управление обществом невозможно без регулирования его нормами права. Правовая политика воплощается в Конституции государства, его законах и иных нормативно-правовых актах. Она является средством легитимации (признание другими государствами) социального строя, юридического закрепления и реализации политической стратегии и тактики государства, защиты и укрепления государственности.Главная задача правовой политики — правовое обеспечение деятельности субъектов политики и демократизации общества, поддержание стабильности и совершенствования политической системы. Гармоническое взаимодействие политики и законов возможно только в правовом государстве. Политика и мораль. В истории политической мысли прослеживается различные представления о взаимоотношениях политики и морали: -морализаторские — нравственные принципы имеют приоритетное значение по сравнению с политическими целями. Основатель: Платон с концепцией «Идеальное государство»; -ценностно-негативные — допускается, оправдывается нарушение нравственных норм во имя достижения общего блага, справедливости, укрепления государственности. «Цель оправдывает средства» — утверждение Н. Макиавелли («Государь»); -компромиссный — признается необходимость соблюдения нравственных норм в политике, учета специфики морали и политики. Без союза с моралью политика лишается гуманных ценностей, превращается в инструмент власти с целью достижения определенного результат.
14) Политическая власть — реальная способность и возможность определенной социальной группы, организации, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах. «Власть — средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти» (Т. Гоббс); «Власть — возможность осуществлять свою волю вопреки сопротивлению других» (М. Вебер); «Власть не принадлежит одному человеку, а только группе лиц, действующих совместно» (Х. Арендт); «Обладать властью означает способность изменить порядок вещей» (А. Гиденс). Власть — система социальных отношений «господства — подчинения», форма организации индивида и общественной жизни. Структура власти: -субъекты власти. Непосредственные носители, агенты власти: индивид, социальная группа, организация, учреждение, мировое сообщество; -объекты власти: человек, социальные группы, этнические общности, государственные органы, общественные организации, учреждения; -источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения; -ресурсы власти, её средства и методы: экономические, социальные, нормативно-правовые, административно-принудительные, организационные, культурно-информационные, демографические. Функции власти: -управление делами государства и общества; -поддержание гражданского мира и общественного порядка; -выявление локализации и разрешение конфликтов в обществе; -обеспечение общественного согласия — консенсуса; -принуждение во имя социально-значимых целей и сохранение стаб-ти в обществе; -организация и мобилизация общества на решение поставленных задач. Формы политической власти: -государственная; -партийная; -власть общественно-политических организаций и движений. Органы гоc власти РБ в соответствии с Конституцией: -Президент Республики Беларусь — Глава государства, гарант конституционных прав граждан; -Парламент Республики Беларусь — Национальное Собрание Республики Беларусь — законодательный, представительный орган власти; правительство — Совет министров Республики Беларусь — исполнительная власть; -Конституционный Суд Республики Беларусь, общие и хозяйственные суды, судебная власть; -прокуратура, Комитет государственного контроля, контрольно-надзорные органы власти.
15) Легитимность (лат. legitimus согласованность с законами, правомерный, надлежащий, должный, правильный) — признание народом и политическими силами правомерности, целесообразности власти, ее права управлять и добровольное подчинение предписанным данной властью правилам и нормам. Легитимная власть — власть, признаваемая народом, которая базируется на его доверии. Легальная политическая власть (в переводе с лат. legalis — правовой) — юридически законная власть, сформированная и функционирующая в соответствии с Конституцией и законами страны. Референдум 17 октября 2004 г. об изменении статьи 81 Конституции Республики Беларусь — снятии сроков ограничений полномочий Президента Республики Беларусь, тем самым обеспечил легитимность и легальность политической власти. Немецкий социолог М. Вебер различал три типа легитимности власти: -традиционная. Основана на авторитете традиций и обычаев. Характерна для стран Востока: Египта, Индии, Персии, Китая, средневековой Европы; -харизматическая. Основана на вере исключительно личного качества лидеров, обладающих особым божественным даром — харизмой. Харизматический способ легитимности власти характерен для переходных обществ, где недостаточно развиты демократические принципы управления; -рационально-правовая. Ее отличает понимание властью обязательности выполнения долга перед обществом. Граждане доверяют не отдельному представителю власти, а устройству государства, законам, согласно которым действуют институты власти. Характерна для демократических государств, в которых соблюдаются права человека и принципы правопорядка. Политолог Д. Истон выделяет три разновидности легитимности: идеологическую, структурную, личную. -Идеологическая легитимность основана на определенной идеологии. CCCР -Структурная легитимность опирается на приверженность граждан механизму и нормам политического режима. Граждане доверяют существующей системе власти с устоявшимися отработанными механизмами её функционирования. -Личная (персонализированная) легитимность основана на одобренной массами власти конкретного лидера, опирается на заслуженный авторитет уважения, на рациональный расчет.
16) Термин «политическая система» введен в политическую науку Д. Истоном в 1953 г. и с этого времени является одним из ключевых категории политологии. Политическая система — совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом. Значительный вклад в развитие теории политических систем внесли Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч, Т. Парсонс. Подходы к изучению политических систем: -институциональный — рассматривает политическую систему государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения ( Г. Алмонд); -системный — исследует социальную систему, ее функции, системную теорию политики и политической власти (Т. Парсонс, Д. Истон). Модель политической системы Д. Истона следующая: Структура политической системы общества вкл. в себя следующие подсистемы: -институциональная — гос-во ,политические партии, общественные организации и движения, группы давления и церковь; -нормативно-регулятивная — корректирует и развивает политико-правовые и нравственные нормы, где особую роль играют правовые нормы, закрепленные в Конституции, законах и других нормативно-правовых актах; -коммуникативная — обеспечивает обмен информацией между политической властью и гражданами, соблюдение действующих норм политических отношений и контроль со стороны социальных институтов за деятельностью власти; -культурно-идеологическая — включает политическую идеологию и культуру, служит ценностной основой развития и совершенствования политической системы; -функциональная — представляет собой средства и методы реализации политической системой социальных интересов и властных отношений, обеспечивает взаимосвязь личности, государства, общества. Основные функции политической системы: -приобщение граждан к политике, формирование и обогащение политической культуры общества; -мобилизация материальных и человеческих ресурсов на удовлетворение социальных интересов; -поддержание стабильности в обществе на основе общих целей и ценностей; -определение и выработка конкретного политического курса, целей и задач, развитие общества;
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|