Здавалка
Главная | Обратная связь

Политическая мысль Беларуси X—XIX вв.



1.Формирование Киевской Руси и госуд-ти на белорусских землях:

-формирование идейных оснований восточно-славянских земель-княжеств, укрепление осуществлялось феодальный власти;

-утверждение христианской религии в проповедях и произведениях К. Туровского, Е. Полоцкой;

-обоснование идеи единства русских земель.

2.Период Великого Княжества Литовского характеризуется:

-формированием единой белорусской народности;

-обсуждением проблем соотношений права и закона, путей утверждения справедливого правления. Формирование Статусов ВКЛ (1529, 1566 и 1588). зарождением идеи гуманизма и патриотизма, справедливости и равенства людей в творчестве С. Будного, А. Волана, Н. Гусовского, Ф. Скорины, В. Тяпинского.

3Период Речи Поспалитой имеет следующие характерные черты:

-формирование идеи государственно-политического объединения белорусского, украинского и русского народов;

-обоснование путей утверждения свободы, главным образом свободы вероисповедания, жизнедеятельности людей;

-развитие демократических идей борьбы с польскими феодалами, католической церковью за национальную независимость Беларуси и ее единение с Россией. Представители: С. Зизаний, Г. Конисский, С. Полоцкий, Л. Смотрицкий

4.период Российской Империи характеризуется:

-разработкой проектов революционно-демократического преобразования общества;

-формированием идей национального самоопределения белорусов. Представители: М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Колас, Я. Купала.

-появлением революционно-демократических взглядов К. Калиновского, направленных против крепостничества и царского самодержавия.

5.В Советский и постсоветский периоды осуществлялся поиск путей государственного устройства Республики Беларусь и приоритетов ее внутренней и внешней политики. представители: Д. Жилунович, А. и И. Луцкевичи, В. Ластовский, А. Лукашенко, Г. Машеров, А. Чарвяков.

11) Современная политология включает множество направлений:

1.социологическое направление (М. Вебер, Э. Дюркгейм, М. Дюверже и др.)

Его работа «Социология политики» 1917 г. изучает явление политики через призму общества и его развития. Итальянцы В. Парето и П. Моска разработали основы современной концепции элит, способ манипулирования массами с помощью понятий «львы и лисы». Русский ученый М. Острогорский и немецкий политолог Р. Михельс разработали концепцию политической партии, идею олигархического перерождения всей демократической партии.

2.институционализм (М. Дюверже, С. Липсет, Ч. Миллс).

Основное понятие: «политический институт», его влияние на естественноисторическое поведение людей и роль в управлении обществом.

3.системно-функциональная концепция (М. Вебер, Д. Истон, М. Крозье, Г. Лассуэл, Т. Парксонс,). Политолог Д. Истон создал теорию политической системы, Г. Алмонд, С. Верба делают предметом политического исследования политическую культуру и выделяют основные типы политических культур;

4.концепция политического плюрализма. Представители: Р. Даль, Р. Дарендорфф, М. Дюверже, Э. Дюркгейм, П. Сорокин.

Для данной концепции характерна социальная солидарность, теория стратификации (т. е. исчезновение классов, функций государства как арбитра между конкурирующими политическими силами), присутствуют демократические свободы и плюрализм мнений;

5.теория демократии. Ее представители А. де Токвиль, Й. Шумпетер разработали современное учение о правовом, гражданском обществе, свободе и правах человека с позиции демократического построения общества, где главным источником власти является народ;

6.теория бюрократии. Ее основоположники М. Вебер, С. Липсет, Р. Мертон исследуют функции и структуру бюрократической власти, вопросы соотношения бюрократии и демократии, принцип рационализма;

7.концепция тоталитаризма (Х. Арендт, И. Бердяев, Ф. Хайек).

Развитие тоталитаризма связано с антилиберальной идеей: личность выступает как «элемент, винтик» системы. Экономика — командно-административная, государство осуществляет контроль за собственностью и за деятельностью граждан, их поведением. Экономическую основу составляет государственная собственность на средства производства;

8.теория международных отношений.

Раскрывает взаимосвязь политических явлений и процессов с развитием международных отношений, геополитических изменений в мире. Р. Арон, Р. Моргентау, С. Ханктингтон («Становление цивилизаций» — 1993) и Ф. Фукуяма («Конец истории») показали победу демократических идей в мире после распада СССР и других авторитарных политических режимов.

 

12) Основные причины возникновения политики:

-объективная потребность в регулировании социальных отношений;

-становление государства и права; -реализация общих интересов.

В политологии существует мн. трактовок политики как общественного явления:

-экономическая: политика рассматривается с позиции экономического детерминизма как надстройка над экономическим базисом;

-стратификационная: политика — соперничество социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов с помощью государственной власти (М. Вебер, П. Сорокин);

-правовая: политика — производное от права и ее задача — формирование концепции правового государства (Т. Джеферсон, Дж. Локк, Ш. Монтескье);

-этическая: в основу политики положен нормативный, ценностный подход к политике как средству достижения общего благополучия;

-институциональная: политика определяется как деятельность государственных и общественных институтов;

-антропологическая: источник и сущность политики усматривается в природе человека как социального существа в естественном стремлении людей к цивилизованному общению и коллективному взаимодействию;

-конфликтно-консенсуальная: объясняет политику как совокупность социальных противодействий и конфликтов, требующих целенаправленных усилий по их разрешению, примирению субъектов политического процесса.

Виды политики:

-внутренняя — основные направления деятельности государства по регулированию отношений людей внутри данного сообщества;

-внешняя — вопросы, связанные с регулированием отношений данного государства с другими государствами и народами;

-международная — деятельность мирового сообщества (в первую очередь ООН) по разрешению стоящих перед ним проблем.

Функции политики:

-интеграция общества, сплочение граждан для достижения общих целей, предупреждения и разрешения социально-политических конфликтов;

-управление общественными процессами по средствам принятия, выполнения политических решений, использования ресурсов государственной власти, создание и применения механизмов политических действий, государственного контроля, убеждения, принуждения;

-политическая социализация личности — усвоение человеком политических ценностей, приобщение к управлению делами государства и общества;

-выражение и реализация социальных интересов;

-проектирование социально-политического развития;

-регулирование отношений и поведение субъектов политики, выработка норм поведения и контроль их соблюдения, распределение политических функций и ролей, обеспечение политической коммуникации.

 

13)Политика и экономика. Влияние политики демократического государства на экономическую жизнь общества проявляется в:

-разработке и реализации экономических стратегий, отвеч потребностям общества;

-принятии законов и политических решений, эффективно регулирующих и стимулирующих экономические отношения;

-создании благоприятных условий для научно-технического и технологического процесса, привлечении инвестиций для обновления и укрепления экономического потенциала страны;

-постепенном сужении сферы государственного администрирования в экономике и расширении свободы действий субъектов хозяйствования;

-целенаправленном формировании социальной структуры общества, развитии предпринимательства, фермерства и индивидуальных хозяйств как базиса демократических преобразований.

Политика и право. Политическое управление обществом невозможно без регулирования его нормами права. Правовая политика воплощается в Конституции государства, его законах и иных нормативно-правовых актах. Она является средством легитимации (признание другими государствами) социального строя, юридического закрепления и реализации политической стратегии и тактики государства, защиты и укрепления государственности.Главная задача правовой политики — правовое обеспечение деятельности субъектов политики и демократизации общества, поддержание стабильности и совершенствования политической системы. Гармоническое взаимодействие политики и законов возможно только в правовом государстве.

Политика и мораль. В истории политической мысли прослеживается различные представления о взаимоотношениях политики и морали:

-морализаторские — нравственные принципы имеют приоритетное значение по сравнению с политическими целями. Основатель: Платон с концепцией «Идеальное государство»;

-ценностно-негативные — допускается, оправдывается нарушение нравственных норм во имя достижения общего блага, справедливости, укрепления государственности. «Цель оправдывает средства» — утверждение Н. Макиавелли («Государь»);

-компромиссный — признается необходимость соблюдения нравственных норм в политике, учета специфики морали и политики. Без союза с моралью политика лишается гуманных ценностей, превращается в инструмент власти с целью достижения определенного результат.

 

14) Политическая власть — реальная способность и возможность определенной социальной группы, организации, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах. «Власть — средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти» (Т. Гоббс); «Власть — возможность осуществлять свою волю вопреки сопротивлению других» (М. Вебер); «Власть не принадлежит одному человеку, а только группе лиц, действующих совместно» (Х. Арендт); «Обладать властью означает способность изменить порядок вещей» (А. Гиденс). Власть — система социальных отношений «господства — подчинения», форма организации индивида и общественной жизни.

Структура власти:

-субъекты власти. Непосредственные носители, агенты власти: индивид, социальная группа, организация, учреждение, мировое сообщество;

-объекты власти: человек, социальные группы, этнические общности, государственные органы, общественные организации, учреждения;

-источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения;

-ресурсы власти, её средства и методы: экономические, социальные, нормативно-правовые, административно-принудительные, организационные, культурно-информационные, демографические.

Функции власти:

-управление делами государства и общества;

-поддержание гражданского мира и общественного порядка;

-выявление локализации и разрешение конфликтов в обществе;

-обеспечение общественного согласия — консенсуса;

-принуждение во имя социально-значимых целей и сохранение стаб-ти в обществе;

-организация и мобилизация общества на решение поставленных задач.

Формы политической власти:

-государственная; -партийная;

-власть общественно-политических организаций и движений.

Органы гоc власти РБ в соответствии с Конституцией:

-Президент Республики Беларусь — Глава государства, гарант конституционных прав граждан;

-Парламент Республики Беларусь — Национальное Собрание Республики Беларусь — законодательный, представительный орган власти;

правительство — Совет министров Республики Беларусь — исполнительная власть;

-Конституционный Суд Республики Беларусь, общие и хозяйственные суды, судебная власть;

-прокуратура, Комитет государственного контроля, контрольно-надзорные органы власти.

 

15) Легитимность (лат. legitimus согласованность с законами, правомерный, надлежащий, должный, правильный) — признание народом и политическими силами правомерности, целесообразности власти, ее права управлять и добровольное подчинение предписанным данной властью правилам и нормам. Легитимная власть — власть, признаваемая народом, которая базируется на его доверии. Легальная политическая власть (в переводе с лат. legalis — правовой) — юридически законная власть, сформированная и функционирующая в соответствии с Конституцией и законами страны. Референдум 17 октября 2004 г. об изменении статьи 81 Конституции Республики Беларусь — снятии сроков ограничений полномочий Президента Республики Беларусь, тем самым обеспечил легитимность и легальность политической власти.

Немецкий социолог М. Вебер различал три типа легитимности власти:

-традиционная. Основана на авторитете традиций и обычаев. Характерна для стран Востока: Египта, Индии, Персии, Китая, средневековой Европы;

-харизматическая. Основана на вере исключительно личного качества лидеров, обладающих особым божественным даром — харизмой. Харизматический способ легитимности власти характерен для переходных обществ, где недостаточно развиты демократические принципы управления;

-рационально-правовая. Ее отличает понимание властью обязательности выполнения долга перед обществом. Граждане доверяют не отдельному представителю власти, а устройству государства, законам, согласно которым действуют институты власти. Характерна для демократических государств, в которых соблюдаются права человека и принципы правопорядка.

Политолог Д. Истон выделяет три разновидности легитимности: идеологическую, структурную, личную.

-Идеологическая легитимность основана на определенной идеологии. CCCР

-Структурная легитимность опирается на приверженность граждан механизму и нормам политического режима. Граждане доверяют существующей системе власти с устоявшимися отработанными механизмами её функционирования.

-Личная (персонализированная) легитимность основана на одобренной массами власти конкретного лидера, опирается на заслуженный авторитет уважения, на рациональный расчет.

 

16) Термин «политическая система» введен в политическую науку Д. Истоном в 1953 г. и с этого времени является одним из ключевых категории политологии.

Политическая система — совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом.

Значительный вклад в развитие теории политических систем внесли Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч, Т. Парсонс.

Подходы к изучению политических систем:

-институциональный — рассматривает политическую систему государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения ( Г. Алмонд);

-системный — исследует социальную систему, ее функции, системную теорию политики и политической власти (Т. Парсонс, Д. Истон).

Модель политической системы Д. Истона следующая:

Структура политической системы общества вкл. в себя следующие подсистемы:

-институциональная — гос-во ,политические партии, общественные организации и движения, группы давления и церковь;

-нормативно-регулятивная — корректирует и развивает политико-правовые и нравственные нормы, где особую роль играют правовые нормы, закрепленные в Конституции, законах и других нормативно-правовых актах;

-коммуникативная — обеспечивает обмен информацией между политической властью и гражданами, соблюдение действующих норм политических отношений и контроль со стороны социальных институтов за деятельностью власти;

-культурно-идеологическая — включает политическую идеологию и культуру, служит ценностной основой развития и совершенствования политической системы;

-функциональная — представляет собой средства и методы реализации политической системой социальных интересов и властных отношений, обеспечивает взаимосвязь личности, государства, общества.

Основные функции политической системы:

-приобщение граждан к политике, формирование и обогащение политической культуры общества;

-мобилизация материальных и человеческих ресурсов на удовлетворение социальных интересов;

-поддержание стабильности в обществе на основе общих целей и ценностей;

-определение и выработка конкретного политического курса, целей и задач, развитие общества;

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.