Здавалка
Главная | Обратная связь

Демократический режим.



А. Линкольн(«Демократия — правление народа, для народа, посредст­вом народа»).

Характерные черты:

-характер и мера осуществления власти оп-ся конституцией. Оппозиция нах. вне контроля со стороны власти если они не наруш. закон.

-формирование власти. Власть выбирается гражданами на основе принципов преемственности, определенных в законах.

-отношение людей к власти. Общество выбирает конкретных носителей власти и контролирует власть.

-роль идеологии в обществе. Официальная идеология существует, но сохраняется плюрализм в идеологической сфере.

-сфера допустимого и запретного. Разрешено все, что не запрещено законом.

положение средств массовой информации.

-Средства массовой информации свободны и независи­мы. Общество относится к ним как к «четвертой» власти.

-наличие демократических прав и свобод. Права и свободы граждан гарантированы законом. За­кон же определяет механизм их реализации.

21)Государство — основной институт политической системы, организующий повторную и контролирующую деятельность и отношение граждан, общественных групп, классов, ассоциаций с помощью государственного аппарата. Государство — универсальная политическая организация, осуществляющая суверенную власть в интересах проживающих в пределах определенной территории людей и регулирования их взаимодействия на основе права с помощью специального аппарата. Государство обладает следующими признаками:

Государство — единая территориальная организация политической власти. Идея территориального единства государства впервые была провозглашена французской Конституцией 1791 г.

Государство — общность людей, объединенных правовым союзом граждан (гражданством). Институт гражданства выражает сущность государства для каждого его гражданина.

Государство обладает специальным механизмом управления обществом, органами и учреждениями, наделенными властными полномочиями.

Государство — суверенная организация власти, обладающая верховной властью, которая самостоятельно и независимо осуществляется на своей территории, а также в рамках международного права обеспечивает интересы во внешней политике. Суверенитет является атрибутом государства.

Государство обладает монополией на издание нормативно-правовых актов, взимание налогов и сборов с населения, применение средств и методов принуждения.

Функции государства:внутренние:

политическая — осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами;

организаторская — обеспечение взаимодействия всех звеньев политической системы в решении социально-политических проблем;

экономическая — стимулирование и регулирование экономической деятельности, использует для этих целей налоговую и кредитную политики;

правовая — установление правовых норм, поддержание правопорядка и законности в обществе;

социальная — удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизации социальной среды;

культурно-воспитательная — охрана и обогащение историко-культурного и духовного наследия общества, совершенствование условий социализации личности;

внешние:

обеспечение суверенитета, независимости и территориальной целостности государства;

развитие взаимовыгодного международного политического и экономического сотрудничества;

участие в программах по преодолению глобальных проблем современности, экологического кризиса, предотвращение ядерной войны.

 

22) Термин «устройство государства» подразумевает форму административно-территориального устройства и государственного направления.

Формы административно-территориального устройства:

унитарное государство;федерация; конфедерация; империя.

Унитарное государство — государство, которое не имеет в своем составе административно-территориальных единиц, обладающих суверенитетом. В таком государстве единая Конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти.Федерация — устойчивый союз суверенных субъектов, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий. Члены федерации не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. Конфедерация— временный союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для решения политических, военных, внешнеполитических и других задач, отвечающих национальным интересам и целям. Члены конфедерации сохраняют государственный суверенитет, самостоятельность, гражданство, независимость, передавая в компетенции союза вопросы обороны, внешней политики, транспорта и связи. Империя — государственное образование с обширной территорией, сильной централизованной властью, разнородным этническим, культурным и религиозным составом. Формы правления— формы организации государственной власти. Различают две основные формы правления: монархия; республика.

Монархия (греч. monarhia — единовластие) — форма правления, при которой власть концентрируется в руках главы государства (монарха). Имеет определенные признаки:власть передается по наследству; не зависит от воли населения;

осуществляется бессрочно. Выделяют виды монархии:

абсолютная— неограниченная власть монарха в его руках сосредоточены три ветви власти: законодательная, судебная, исполнительная. Как правило, монархия является и духовным лидером власти (Саудовская Аравия, Ката, Оман);

конституционная — полномочия монарха ограничены в одной или нескольких ветвях власти. Действует основной принцип, где власть монарха ограничена парламентом — «монарх царствует, но не правит» (Великобритания, Швеция,);

дуалистическая — власть монарха ограничена в законодательной области и имеет широкие полномочия в исполнительной области (Иордания, Кувейт, Ирак).

Республика (лат. respubliku — общественное дело) — форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа — парламента.

Различают три вида республики:президентская — значительная роль президента в системе органов.парламентская. Правительство формируется на парламентской основе.Полупрезидентскаясильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства, которое несет двойную ответственность перед президентом и парламентом.

 

23)Теорию правового государства разработали Т. Джефферсон, И. Кант, Дж. Локк, Ш. Монтескье. Термин «правовое государство» утвердился в трудах немецких юристов К. Велькера и Р. Молля. Существенный вклад внесли русские ученые Б. Кистяковский, С. Котляровский, П. Новгородцев, Б. Чичерин. Значительным шагом к построению правового государства стали конституции США 1787 г. и Франции 1791 г. Правовое государство — тип государства, последовательно воплощающий принципы конституционализма, ограниченное в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем. Признаки правового государства:

-Приоритет прав личности, равная ответственность и обязанность государства перед гражданами и граждан перед государством.

-Действует принцип «Разрешено все, что не запрещено законом» (Ш. Монтескье). Верховенство гуманных законов.

Сфера отношений между государством, общностью и личностью регулируется не только законами, но и демократическими нормами самоуправления, свободной инициативой граждан.

-Разделение властей, общественный контроль за их функционированием.

Социальная основа государства — зрелое гражданское общество.

Гражданское общество— система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

Характерные признаки гражданского общества:

гуманизм и стабильность социальных отношений; правовая защищенность каждого гражданина; высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности; политический плюрализм (множество мнений), развитая система самоуправления, свободная инициатива граждан; эффективный социальный контроль над деятельностью институтов власти.

 

24)Конституция – главный закон государства кот. опр. основы конституционного строя, правовое положение гр-н, стр-ру и ф-ции органов гос. власти, административно территориальное деление.

Функции конституции:

Юридическая функция заключается в том, что конституция как главный источник права является базой для развития текущего законодательства и закрепляет основы конституционного строя, определяет основы правового положения личности, основные права и свободы человека и гражданина.Политическаяфункция проявляется в том, что конституция устанавливает основы организации власти, статуса государства и общественных объединений, принципы участия граждан в управлении делами общества и государства. Идеологическая функция выражается в том, что конституция наиболее авторитетный закон, обращается к признанным в обществе ценностям, убеждает человека следовать тому, что записано в Осн Законе.

После распада СССР произошли значительные перемены в государстве и обществе, конституционная комиссия разработала новую Конституцию Республики Беларусь, её приняли 15 марта 1994 г. Важным элементом в совершенствовании конституционного законодательства было принятие на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 г. , предложенных президентом Республики Беларусь.

 

25)Конституционный строй — это определённый порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с Конституцией и законодательством.

Основные принципы:

Суверенитет государства и народа (проявляется в том, что РБ обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внешнюю и внутреннюю политику (ст 1);

Приоритет прав и свобод человека, их защита — государство берёт на себя обязательство признавать, соблюдать и обеспечивать права и свободы человека Народовластие. Проявляется в том, что народ выступает источником власти, а его воля, выраженная в юридических формах (законах), является подлинным и единственным базисом государства (ст 3);

Разделение властей. Согласно статьи 6 «государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную, судебную».

Верховенство права(ст. 7). Означает, что государство, все его органы и должностные лица, действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Цель общественного развития — формирование правового государства, основным признаком которого является верховенство права;

Приоритет общепринятых принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства (ст. 8).

Единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь (ст. 9 )позволяет обеспечить безопасность и неприкосновенность государства, защищать его целостность.

Равенство государственной и частной форм собственности (ст. 13);

Полноправное участие в международном сообществе. Основные общепринятые принципы межгосударственных взаимоотношений нашли своё отражение в ст. 18.

 

26) Особую роль в охране конституции и обеспечении её соблюдения играет Конституционный Суд Республики Беларусь, осуществляющий контроль за конституционностью нормативных актов. Основными принципами деятельности являются: законность, независимость, коллегиальность, гласность, равноправие, состязательность сторон, независимость при исполнении своих функций.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд Республики Беларусь даёт заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Предложение о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.

Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Высшие гарантии безопасности Конституции заложены в самом её тексте: «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства» (статья 7); «Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать её Конституция, законы, уважать национальные традиции» (статья 52); «Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь» (статья 137) и др.

Но главную ответственность за соблюдение и охрану Конституции несут всё же государственные органы и должностные лица государства. В Республике Беларусь — прежде всего Президент Республики Беларусь, который согласно Конституции, является её гарантом (статья 79).

Обязанность по охране и соблюдению Конституции возлагается на государственные органы, особенно на правоохранительные органы и Вооружённые Силы Республики Беларусь.

 

27) Утверждение гуманизма в качестве основополагающего принципа в подходе к решению социально-политических проблем, реализации прав человека — универсальной ценности современного мира — концептуальная задача развития современного белорусского общества. Наиболее полно служение политики личности, обществу и всему человечеству отражает принцип гуманизма. Он предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, её прав на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм в политике и идеологии выражается в формах её организации, целях и содержании, а также в средствах политической деятельности. Применительно к целям и содержанию политики и идеологии гуманизм проявляется в их направленности на реализацию интересов человека, проведение социально-ориентированной рыночной экономики, направленной на повышение благосостояния и улучшение условий жизни граждан, укрепление социальной справедливости. Перед человечеством в XXI в. стоят важные проблемы — сохранение мира и устойчивого развития, здоровой окружающей среды для нынешнего и грядущих поколений, сохранение культурного наследия человечества, борьба с преступностью, терроризмом, противостояние ядерной угрозе. Гуманизм в средствах политики и идеологии проявляется в устранении наиболее жёстких, варварских форм политического противоборства: войн, в запрете пыток и других средств, разрушающих личность и уничтожающих человеческое достоинство. Решение всех этих задач основывается на реализации прав человека, как необходимом условии нормальной жизни общества, народа, науки, человечества в целом. Поэтому политика и идеология государства неразрывно связаны с правами человека; они являются приоритетом, в соответствии с которым осуществляются все политические преобразования, программы, акции.Права человека призваны определить границы свободы политики и идеологии. Конституция Республики Беларусь закрепляет основные права и свободы граждан. Государство возложило на себя ответственность за создание условий для свободного и достойного развития личности.

Права на труд, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, социальную защиту стариков, поддержку молодёжи и студентов — приоритет социально-ориентированной рыночной экономики.

 

28)Основные принципы организации и деятельности гос органов:

разделение властей; демократический централизм;законность;

принятие управленческих решений и обеспечение их исполнения;

отчетность перед гражданами, гласность управленческой деятельности;

невмешательство государственных органов в деятельность общественных организаций. Статья 6 Конституции Республики Беларусь гласит: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».

Демократический централизм проявляется в единстве системы государственных органов, обязательности решений вышестоящих властных институтов для нижестоящих, в единстве правовой основы их построения и функционирования.

Демократизм проявляется в деятельности тех государственных органов, которые избираются гражданами и подотчетны избирателям.

Принцип демократического централизма предполагает последовательное осуществление политического курса государства, согласованность в действиях властных структур, гармонизацию общегосударственных, групповых и местных интересов, развитие творческой активности граждан, ответственность каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело. Демократия без централизма в управлении обществом чревата стихийности и хаосом в социальном развитии. В систему органов государственной власти нашей страны входят:

Президент Республики Беларусь — глава государства (президентская власть);

парламент — Национальное Собрание Республики Беларусь (законодат власть);

правительство — Совет Министров Республики Беларусь (исполнительная власть Конституционный Суд Республики Беларусь, общие и хозяйственные суды (судебная власть);

органы прокуратуры, Комитет государственного контроля (контрольно-надзорные органы); органы местного управления и самоуправления.

Эти институты олицетворяют единую государственную власть Республики Беларусь. В законах страны закреплен их статус, определены функции и полномочия в управлении обществом.

 

29) Термин «Президент» по отношению к главе государства начал употребляться только после принятия Конституции США 1787 г. и введения института президентства. Статья 79 Конституции Республики Беларусь гласит: «Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешний политики, представляет Республики Беларусь в отношениях с другими государствами и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом». Президентом может быть гражданин Республики Беларусь по рождению не моложе 35 лет, проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Порядок избирания и компетенция Президента Республики Беларусь, порядок его освобождения и смещения закреплены в главе 3 раздела IV Конституции Республики Беларусь Полномочия Президента:

назначает республиканский референдум, выборы в Палату представителей Республики Беларусь, Совет Республики и местные представительные органы;

с согласия Палаты Представителей Республики Беларусь назначает на должность премьер-министра;

назначает шесть судей Конституционного Суда и с согласия Совета Республики Председателя Конституционного Суда;

ежегодно обращается с посланиями к парламенту и белорусскому народу по положению в государстве, основным направлениям внутренней и внешней политики;

возглавляет Совет безопасности Республики Беларусь;

является главнокомандующим Вооруженных Сил Республики Беларусь;

в случае стихийного бедствия или военной угрозы вводит чрезвычайное положение и объявляет мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения Совета Республики.

В области законодательства Президент Республики Беларусь в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на территории нашей страны, избирательные декреты, имеющие силу закона.

30) Законодательная власть — система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства. Порядок формирования парламентазависит от его структуры:Однопалатный парламент формируется всеобщим избирательным правом граждан, мажоритарная система по округам. Двухпалатный парламент, где нижняя палата избирается гражданами прямыми всеобщими выборами при тайном голосовании, верхняя палата формируется по территориальному принципу. Классификация парламента:

-парламентская республика, где правительство ответственно за работу перед парламентом: (Германия, Италия, Австрия);

-страны с президентской формой правления, где присутствует принцип разделения властей: (Российская Федерация, Республика Беларусь);

-парламент — совещательный орган: (Кувейт, Катр, Арабские Эмираты).

Статья 90 Конституции Республики Беларусь гласит:«Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь». Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики, которые избираются на четыре года. Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей по одномандатным округам осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по восемь членов Совета Республики, восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Основные полномочия: -рассмотрение по предложению Президента Республики Беларусь или по инициативе 150 000 граждан изменения и дополнения в Конституцию Р Б;

-рассмотрение проектов законов об основных направлениях внутренней и внешней политики, военной доктрины, об утверждении республиканского бюджета, установлении республиканских налогов и сборов;

-назначение выборов Президента Республики Беларусь;

-дает согласие Президенту Республики Беларусь на назначение премьер-министра.

Парламент выполняет следующие функции:

законодательную. Основная задача — принятие законов;

представительную. В Парламенте Р Б работают депутаты, избираемые народом, которые получили право принимать законы и представлять интересы граждан;

контроль. Парламент контролирует деятельность исполнительной власти, что служит интересам государства и общества, содействует эффективности исполнения законов.

 

31)Исполнительная власть — это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства. Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство Республики Беларусь — Совет министров Республики Беларусь. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Состав правительства: премьер-министр и его заместители, министры; председатели государственных комитетов, руководители иных республиканских органов управления.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Республики Беларусь.

Основные функции правительства:

-руководить системой подотчетных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

-разрабатывать основные направления внутренней и внешней политики и принимать меры по их реализации;

-разрабатывать и представлять Президенту Республики Беларусь для внесения в парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

-обеспечивать проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения;

-принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

-выступать от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организовывать управление государственной собственностью;

-обеспечивать выполнение законов, Конституции Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие общую силу на всей территории Республики Беларусь.

 

32) Судебная власть — система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативно-правовых актов. Судебная власть Республики Беларусь принадлежит судамСуд — орган, который применяет государственные санкции. Функции суда:

-наказание за уголовное, административное правонарушение;

-рассмотрение споров и конфликтов между личностью и государством;

разрешение споров между государственными структурами и негос. структурами.

Структура судебных органов:

-Конституционный Суд Республики Беларусь — следит за соблюдение норм Конституции в стране;

-общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, военные -хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и городские хозяйственные суды); -хозяйственный суд города Минска.

Образование чрезвычайных судов в Республики Беларусь запрещается.

Задачи судебных органов:

-защита конституционного строя Республики Беларусь, интересов личности, общества и государства;

-правовое, гражданское воспитание граждан.

Основные принципы правосудия:

-независимость судей и их подчинение только закону;

-коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе; -гласность судебного разбирательства;

-обеспечение обвиняемому права на защиту; -обязательность судебных актов для всех организаций и граждан; -неприкосновенность судей.

 

33) Контрольно надзорные органы.К ним относятся органы прокуратуры и Комитет государственного контроля. Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, нормативных актов Правительства Республики Беларусь осуществляет Генеральная прокуратура Республики Беларусь, областные, городские, районные и специализированные (транспортная, военная) прокуратуры. Государственный контроль исполнения республиканского бюджета, использования государственной собственности, исполнения актов Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов осуществляет Комитет государственного контроля, который образуется Президентом Республики Беларусь.

 

34) Местное (территориальное) управление — управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные и распорядительные органы и должностные лица, которые назначаются центральными или иными вышестоящими государственными органами.

Местное управление — форма организации деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов населения, проживающих на соответствующей территории. Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы и местные администрации. Органы территориального общественного самоуправления избираются гражданами сроком на четыре года. Состав исполнительного комитета: председатель исполкома, заместители председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах — секретарь), члены исполнительного комитета.

Председатели облисполкомов назначаются Президентом Республики Беларусь и утверждаются областными Советами депутатов. Заместители председателя, управляющий делами и члены областного и Минского городского исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности председателя исполкома.

Председатель райисполкома и горисполкома назначается председателем облисполкома и утверждается районным (городским) Советом депутатов.

Акты органов местного управления: решения, распоряжения, приказы.

Органы территориального общественного самоуправления избираются гражданами и наделяются определенными правами для решения вопросов местного (регионального) значения. Такими органами являются: Советы депутатов, собрания (сходы) по выборам органов территориального самоуправления, собрания уполномоченных, местные референдумы и другие формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного самоуправления (как и управления) определяются законодательством. Местное самоуправление в Республике Беларусь является существенным элементом конституционного строя и одного из форм осуществления власти народа через выборы.

 

35)Под общественным объединением понимают добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединяющихся на основе общих интересов для достижения социально значимых целей и имеющие относительно устойчивую организационную структуру, фиксированное индивидуальное или коллективное членство. Общественные организации и движения появляются как реакция на возникновение социально-значимых проблем в экономической, экологической, политической сфере, отражающие изменения в мировоззрении людей.Политические организации претендуют на власть, активно и целенаправленно участвуют в политической жизни. Они имеют политическую программу, стройную организационную структуру и профессиональный кадровый аппарат. Периодически проводят политические акции, поддерживают конкретных политиков в правительственных и других структурах, предлагают свои кандидатуры на государственные должности, оказывают влияние на выработку и принятие политических решений.

Неполитические организации не ставят целей завоевания государственной власти. Они в основном выражают и превращают требования граждан в альтернативы государственной социальной политики Формы общественных объединений:

политические партии; профсоюзы; общественно-политические движения;

спортивные общества; женские, молодежные, студенческие организации;

творческие союзы; ассоциации предпринимателей; союзы фермеров;

научные общества; религиозные объединения.

По масштабам деятельности выделяют:

Международные движения;Республиканские движения;Местные движения; Религиозные движения; Особым типом общественных объединений являются группы давления— относительно немногочисленные общественные объединения, добивающиеся удовлетворения своих интересов посредством давления на институты государственной власти. Эти группы располагают ресурсами и связями с политиками, заключают сделки с бюрократией, оказывают давление на центры власти с целью принятия выгодных решений. Группы давления оказывают негативные последствия для общества и государства:

препятствуют удовлетворению общественно-целостных интересов;

порождают коррумпированность государственных чиновников;

содействуют укоренению теневых криминальных форм правления;

дестабилизируют государственную политику, блокируют нужные обществу решения.

 

 

36) Политическая партия — основанное на общности идей и ценностей добровольное объединение людей, представляющих интересы определенных общественных классов, групп и слоев и стремящихся к их реализации путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Структура политической партии в зависимости от типа имеет ряд элементов:

избиратели, голосующие за партию; сторонники, симпатизирующие партии;

члены партии; партийный актив; партийный аппарат; руководство партии: партийные лидеры и парламентская фракция.

Функции политической партии:

-коммуникативная — обеспечивает взаимосвязь общества с властью;

-разработка программ, политических доктрин, которые становятся не только основой деятельности партии, но в случае прихода ее к власти превращает ее в правящую, определяет принципиальное содержание и основные направления деятельности органов государства; -формирование политической элиты, кадрового состава государственного управления из числа лидеров; -участие в выборах и деятельности органов государственной власти; политическая социализация граждан, формирование общественного мнения.

Классификация типов политических партий, М. Дюверже:

кадровые— большинство европейских партий. Их структура, организация внутренней жизни и деятельности нацелена на победу на выборах в органы государственной власти.массовые, имеющие первичные территориально-производственные организации, профессиональный аппарат управления, стремящиеся увеличить численный состав. (в КПСС 20млн человек). Правящей партией является партия власти, победившая на выборах и сформировавшая Правительство. Оппозиционная партия выражает интересы, ценности, которые не совпадают с целями правящего режима.Революционныепартии нацелены на радикальное преобразование в обществе. Реформаторские партии акцентируют внимание на общественных изменениях путем реформ, парламентских форм и методов деятельности.Либеральные партии считают приоритетом своей деятельности обеспечение социальных условий реализации прав и свобод личности, равенства граждан перед законом, их ответственность перед обществом и государством, народовластие, плюрализм, конституционализм, разделение властей.

Консервативные партии ориентируются на сохранение традиционных исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни. Партийная система — совокупность партий, действующих в политической системе отношений между партиями, партиями и государством, партиями и обществом. Типы партийных систем — определенная конфигурация, совокупность партий и их взаимосвязь в процессе конкуренции, борьбы за власть и ее осуществление. Выделяют следующие типы партийных систем:

монопартийные— монополией на власть обладает одна партия, которая сливается с государственным аппаратом (КПСС);

двухпартийные— складывается в обществе, где существует несколько партий, но две из них наиболее влиятельны и при этом каждая из них в состоянии сформировать правительство (США, Великобритания);

многопартийные — характеризуются тем, что в них несколько партий располагают приблизительно равными шансами в борьбе за власть.

37) В 1991 г. Республике Беларусь приобрела государственный суверенитет и независимость. В октябре 1994 г. начал действовать Закон «Об общественных объединениях и политических партиях в Республики Беларусь». В 1999 г. был принят Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению действий политических партий, профессиональных союзов, иных общественных организаций».

Перерегистрацию прошли 1 января 2000 г. 1 326 общественных объединений, в том числе 18 политических партий, 40 профсоюзов, 35 ветеранских, 37 молодежных, 18 женских общественных объединений.

В докладе Президента Республики Беларусь 28 марта 2003 г. «Сильная процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент» ведущая роль принадлежит профсоюзам Беларуси куда входит около 4 млн человек, БРСМ насчитывает около 350 тыс. человек, Советом депутатов различных уровней в составе 22 500 человек, которые составляют основные институты гражданского общества в Республике Беларусь.

В настоящее время в Республике Беларусь действует 16 политических партий. Политическое влияние партий и общественных объединений в нашей минимально, что свидетельствует о недостаточном уровне развития гражданского общества. Абсолютное большинство граждан Республике Беларусь РБ не симпатизируют ни одной политической партии.

 

38)Политический процесс — политическая жизнь общества в его динамике взаимодействия субъектов политики, обеспечения достижения общественных целей с помощью механизмов и ресурсов государственной власти.

Структура политического процесса:

субъекты политики (личности, группы личностей, социальные институты);

объекты политики (государство, институты государственной власти, политические партии, общественные организации);

политические интересы; политические отношения; средства и метода политической деятельности; политическая власть.

Содержание политического процесса:

-изучение общественных проблем и определение политических приоритетов;

-выявление, согласование и представление властными институтами интересов социальных групп; -принятие политических решений, организация и контроль их исполнения; -урегулирование политических конфликтов; -совершенствование избирательной системы и проведение выборов; -создание или реорганизация органов государственного управления, корректировка их полномочий; -политический маркетинг; -проведение мероприятий с целью создания благоприятного имиджа политических институтов, лидеров, идей и концепций; -оценка субъектами политики эффективности своих действий.

Режимы политического процесса:

Режим функционирования политической системы воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между гражданами и государством, элитой и массами. Используются преимущественно традиционные консервативные механизмы господства, связанные с преемственностью в развитии политической системы.

Режим развития различается устойчивостью качественных изменений в политической сфере общества Используются средства и методы политического управления, отвечающие запросам времени и общества, демократическим нормам и принципам. Этот режим характерен для политического развития РБ.

Режим упадка характеризуется застоем в политической жизни, нестабильностью общества, недовольствием граждан, неспособностью государственных органов к преодолению социальных противоречий. Это выражается в конфликтах, столкновениях, массовых демонстрациях, что в результате приводит к революции или недовольствию масс.

 

39) Эволюционный процесс— политическая трансформация, характеризующаяся постепенностью, непрерывностью и продуктивностью нововведений. Граждане удовлетворены происходящими переменами, доверяют властным структурам.

Признаки революционного процесса: радикальные коренные изменения в обществе отличаются решительностью действий политических субъектов; используются преимущественно насильственные средства и методы.

Признаки открытого политического процесса: 1) политический курс государства, его проблемы и приоритеты заинтересованно и свободно обсуждаются общностью; 2) властные структуры учитывают общественное мнение в своей деятельности; 3) используются открытые формы — референдумы и выборы.

Признаки скрытогопроцесса: субъекты политики скрывают от общества объективную информацию и о своих истинных целях, процессах в стране и мире, а также о своих негативных действиях в политической, социальной, экономической деятельности. Признаки стабильного процесса: преобразования в обществе осуществляются последовательно, комплексно и эффективно; политические отношения отличаются устойчивостью и цивилизованностью, граждане доверяют институтам власти; преобладают позитивные тенденции в социально-экономическом развитии; обеспечиваются права и свободы граждан.

Признаки нестабильного политического процесса: неустойчивость политической ситуации в обществе, массовое недовольствие граждан уровнем и качеством жизни, характером реформ и политического режима.

Для Республики Беларусь характерен стабильный эволюционный открытый политический процесс.

 

40) Участники политического процесса реализуют свои цели и задачи, применяя разнообразные методы, приемы, процедуры, знания и умения, т. е. политические технологии. Процесс формирования и использования политических технологий условно можно выразить следующим образом:Сбор информации → диагностика ситуации → оценка проблем → прогнозно-проектные операции → выработка целей → определение последовательности действий → обоснование рекомендаций → практическое применение технологий.

Процесс формирования технологий включает:

-анализ политической ситуации в обществе;

-обоснование стратегии и тактики методов действий в конкретной ситуации;

-политическое прогнозирование;

-разработка технологий подготовки, принятия и реализации политических решений;

-консультирование субъектов политических действий.

Политическое решение есть сознательный выбор стратегии и тактики политического поведения достижения цели в сфере государственной власти.

Правильный выбор стратегии и тактики предполагает:

-анализ ситуации в обществе;

-разработку стратегии и тактики действий, соответствующих политической ситуации в стране и общественным запросам;

-сравнение альтернативных вариантов политического поведения и экспертную оценку его последствий;

-принятие научно-обоснованных политических решений и определение механизмов их реализации;

-применение демократических, нравственных средств и методов достижения политической цели.

 

 

41)Политическое действие — сознательное и добровольное вмешательство личности или группы в отношения власти данной политической системы с целью реализации и защиты своих интересов и ценностей. Политические действия могут быть:рганизованные — основываются на сознании целей, наличии четкого плана действий, разработки стратегий и тактики достижения целей:

ациональные — в их основе находится соотношение целей и средств, необходимых для достижения результата. В зависимости от характера целей выделяют: целерациональные и ценностнорациональные действия;

-иррациональные; -стихийные — основываются на эмоциях, традиционно сложившихся моделей поведений. Виды политических действий: Революция представляет собой свержение господствующих групп преобразования общества в целом. . В результате революции происходит качественное преобразование обществ. Целью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних порядков. В случае успеха контрреволюции начинается этап открытой реставрации власти, прежних господствующих групп. Реформы, которые ведут к общественным переменам, не подрывая основ существующего строя и власти правящего класса; Политические перевороты: государственный переворот, путч, дворцовый переворот, военный заговор. Они ведут к переменам в сфере власти в первую очередь путем использования физического насилия.

Особыми видами политических действийявляются выборы и проведение избирательных компаний, референдумы, официальные визиты государственных и партийных делегаций в другие страны, дипломатические переговоры. Политический протест — вид негативной реакции индивида или группы на сложившуюся в обществе политическую реакцию или конкретное действие отдельных органов государства. Абсентеизм — отказ граждан от участия в выборах.

 

42) Выборы — способ формирования высших и местных органов государственной власти. Выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных законодательных органов власти. Функции выборов:

-легитимация и совершенствование политической системы общества;

-способ смены политических элит волеизъявлением граждан;

-форма коммуникации граждан с властью, общественный контроль за деятельностью политических институтов;

-формирование представительных законодательных органов;

-средство политической социализации личности и рекрутирования элиты.

Существуют общепринятые демократические принципы выборов:

-свободное волеизъявление избирателей; всеобщее избирательное право;

равенство голосов избирателей; прямое избирательное право;

тайное голосование; открытость и гласность.

Избирательное система — совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

Типы избирательных систем:

пропорциональная; мажоритарная; пропорционально-мажоритарная.

Пропорциональная избирательная система — регулированный правовыми нормами порядок выбора органов государства, предусматривающий пропорциональное распределение депутатских мандатов между политическими партиями в соответствии с числом поданных за них голосов.

Мажоритарная избирательная система — такой правовой порядок, при котором победителем на выборах считается кандидат, получивший установленное (абсолютное или относительное) число голосов в избирательном округе.

Смешанная избирательная система — сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной системы с целью уменьшения их недостатков.

 

43) Подготовка к выборам и их проведение включает ряд обязательных процедур:

-назначение выборов; -регистрация избирателей; организация избирательных округов; выдвижение и регистрация кандидатов; агитация и пропаганда в пользу кандидатов на государственной должности; проведение выборов; распределение депутатских мандатов. Избирательная кампания — комплекс организационных информационно-технологических и агитационно-пропагандистских мероприятий.

Основные этапы избирательной кампании:

подготовительный — включает создание избирательных округов, участков, избирательных комиссий; выдвижение кандидатов и их регистрация;

соперничество претендентов, агитационно-пропагандистская кампания;

голосование и подведение его итогов.

Избирательная технология — совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их отдать их голоса за определенного кандидата или политическую партию. Избирательная технология включает в себя:

-анализ политической ситуации в обществе, настроение, интересы, ожидания избирателей, определение социальных проблем;

-разработку стратегии (что делать?), тактики (как делать?) и плана избирательной кампании;

-изучение информации о кандидатах в депутаты, политических субъектах их поддерживающих, предпочтения избирателей;

-определение содержания, методики, процедур, приемов, технических возможностей, пропаганды и агитации.

-организацию публичных выступлений кандидатов, информирование населения о кандидатах и их программах.

 

44)Статья 3 Конституции РБ гласит: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в РБ является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные органы в пределах, определенных Конституцией». В статье 38 излагает следующее: «Граждане РБ имеют право свободно избирать и быть избранным в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании». Правовой основой выборов является Конституция РБ (раздел III «Избирательная система. Референдум») и Избирательный кодекс, в котором подробно изложены принципы свободных демократических выборов.

Выборы депутатов являются всеобщими, право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет.

Выборы являются свободными, избиратель лично решает участвовать ему в выборах и за кого голосовать.

Выборы являются равными, избиратели имеют равное количество голосов.

Выборы являются прямыми, депутаты избираются гражданами непосредственно.

Голосование на выборах является тайным, контроль за волеизъявлением граждан в ходе голосования запрещается. Референдум— голосование граждан, обладающих избирательным правом по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

В Республике Беларусь проведено четыре референдума:

17 марта 1991 — по вопросу о сохранении СССР;

14 мая 1995 — по вопросам, предложенным Президентом РБ о статусе русского языка, о новом государственном гербе и флаге, об экономической интеграции с Россией;

14 ноября 1996 — об изменениях и дополнениях в Конституцию Республики Беларусь;

17 октября 2004 — об изменении статьи 81 Конституции Республики Беларусь (снят срок ограничения).

 

45)Политическая элита- немногочисленная внутренне сплоченная привилегированная социальная группа, осуществляющая функцию руководства властными отношениями в обществе.Правящая элита имеет сложную структуру: политическую элиту-вершину властной пирамиды. В ее состав входят руководители государства правящих политических партий, члены парламента. Ведущая роль политической элиты обусловлена тем, что её решение распространяется на всех граждан, может принимать форму законов обязательных для исполнения на территории государства;

деловую(экономическую) элиту, которая обладает большим спектром воздействия на политические процессы, субсидируя политические партии, избирательные компании, лоббируя соответствующие законы. В её состав входят крупные собственники, предприниматели, банкиры;

административную (бюрократическую) элиту. Высокопоставленные чиновники государственного аппарата, которые по долгу службы должны подготавливать и следить за реализацией управленческих решений, не вмешиваться в политическую борьбу. военную элиту, состоящую из высших армейских чинов, командующих крупными воинскими формированиями. идеологическую элиту — ведущих деятелей науки, культуры.

В структуре политической элиты индийский политолог Шаран выделил три группы:

Высшая элита насчитывает около 100—200 человек, которые непосредственно участвуют в принятии политических решений и занимают стратегические посты в парламенте, правительстве, ведущих политических партиях; К средней элите относятся около 5% взрослого населения, одновременно обладающего тремя признаками: высоким уровнем образования, профессионального статуса и дохода.

К административной элите относят верхний слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления.

Функции политической элиты:

-определение стратегических целей развития общества

-выработка и реализация государственной политики, защита общественных интересов;

-координация действий всех ветвей власти;

-поддержание политической стабильности общества, защита ценностей и идеалов, характерных для данного общества;

- защита корпоративного интереса всех социальных групп, на базе которых формируется политическая элита.

 

 

46) Вклад в развитие теории элит внесли ученые: античного периода: (Конфуций, Платон); Нового времени: (Н. Макиавелли); периода начала XX в. (Ф. Ницше).

Существует две тенденции формирования элит:

аристократическая — проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты;

демократическая — реализовывается по средствам включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что создает условия для эволюции элиты. Ученый В. Парето ввел в политическую науку термин «элита». В элите он выделял два главные типа, последовательно сменяющих друг друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерно использование силовых методов правления, консерватизм. «Лисы» предпочитают поддерживать свою власть пропагандой, они мастера политико-финансовых комбинаций, хитрости и изворотливости. Правление «лис» эффективно, когда политическая система неустойчива, когда требуются новаторы. Социолог Р. Михельс исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества и вывел «железный закон» олигархических тенденций: правящая элита постепенно выходит из-под контроля своих рядовых членов, отрывается от них и подчиняет политику собственным интересам, заботясь о сохранении своих привилегий.

Во второй половине XX в. сложились различные подходы к проблемам элитарности общества:Макиавелистский подход (Дж. Бэрнхэн) формирует представление об элите как о властвующем привилегированном меньшинстве, обладающим выдающимися качествами и способностями в управлении политики и экономики. Смена элит происходит в ходе борьбы за власть, нравственные принципы и моральные аспекты не интересуют.

Ценностный подход (Н. Бердяев, Х. Ортего-и-Гассет) в основе находится соц. равенство людей и рав-во возможностей, демократические принципы формирования элиты на основе опр. общественных ценностей.

Структурно-функциональный подход ( Г. Лассуэл, С. Липсет) выделяет в качестве главного признака элит ее социальный статус в системе властных структур и взаимодействие различных властных структур в управлении обществом.

Либеральный подход (Ч. Миллс, И. Шумпетер) исходит из того, что общество управляется одной властной элитой, которая занимает ключевые позиции в государстве и на этой основе обеспечивает себе власть, богатства и известность. Отличается демократичностью в ходе формирования политических элит путем выборов.

 

47) Политическое лидерство — приоритетное постоянное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на группу, организацию, общество в целом. В лидерстве принято выделять два аспекта: Формальное лидерство-приоритетное влияние лидера на группу в силу занимаемого им руководящего поста. Официальная должность представляет лидеру ряд административных прав, с помощью которых он может активно воздействовать на поведение подчиненных. Неформальное лидерство основывается на заслуженном авторитете лидера, на его умении исполнять роль лидера, на добровольном признании за ним прав на руководство со стороны членов группы или общества.

Основные подходы к определению лидерства:

-Лидерство — разновидность власти, носителем которой является один человек или группа лиц, обладающие возможностью изменять нужным для себя образом поведение других людей.

-Лидерство — управляющий статус, социальная позиция, которая связана с принятием решений, руководящая должность.

-Лидерство — влияние на других людей, которое должно быть постоянным приоритетным, опираться на реальный авторитет и распространяться на всю группу, организацию или общество.

Американский политолог Р. Такер выделил три основные функции, которые выполняет лидер:

диагностическую — определение ситуации, её оценка, выделение главных проблем, выработка решений;

директивную — определение направлений действий для решения проблем;

мобилизационную — сплочение вокруг лидера группы социальных слоев, общества в целом.

Политический лидер — авторитетный субъект политического процесса, личное влияние которого позволяет ему консолидировать и повести за собой различные социальные группы для решения проблем общественного развития.

 

48) Первым исследовал проблему лидерства Н. Макиавелли с помощью дихотомии в работе «Государь», где использовал понятия лидеры «львы» и лидеры «лисы». Дж. Бернс выделил лидеров-преобразователей и лидеров-дельцов. Г. Лассуэл определил склонность лидеров к определенной модели поведения: (лидеры-агитаторы, лидеры-организаторы, лидеры-теоретики) и сделал вывод, что данными качествами обладал В. И. Ленин. В настоящее время социологами выделяется 80—250 качеств лидера. Ситуационная теория лидерства разработана исследователями Р. Строгдим, Т. Химтон, А. Голдиер, которые считают, что появление лидера есть результат места, времени и обстоятельств, т. е. сложившиеся обстоятельства определяют отбор политического лидера, который обладает качествами необходимыми для данной ситуации.

Ученый Э. Фромм считает, что в современных условиях лидером становится ловкий приспособленец, карьерист, формирующий у себя качества соответствующей конъектуры. З. Фрейд разрабатывает психологическую теорию лидерства. Он рассматривал лидерство как определенный вид помешательства, невроза. З. Фрейд и его последователи делили общество на психически нормальных людей, не способных к творчеству, и психически ненормальных, способных к творчеству (у данных людей доминирует стремление к власти, лидерству, господству). М. Вебер, исходя из политических традиций, политической системы общества и политических режимов выделил следующие типы лидерства:

традиционный — основывается на традициях общества;

рационально-правовой — основывается на демократической системе общества;

харизматичный — обладает даром управления и влияния на массы, в значительной степени, как правило, является авторитарным.

 

49) Понятие «идеология» ввел в научный оборот французский ученый А. де Трасси во время Великой французской революции. Он рассматривал идеологию как науку о законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта.Ученые и общественные деятели по-разному истолковывают сущность идеологии как духовного явления, ее влияние на политику и социальные процессы. Причем их мнения не совпадают или диаметрально противоположны:

-Идеология — форма иллюзорного сознания как отражения противоречивого бытия и социально-политических интересов (К. Маркс).

-Идеология — интеллектуальная система «добровольной мистификации», которая сплачивает людей и которой свойственны сознательная ложь, обман, сокрытие истины (К. Маннгейм).

-Идеология — разновидность коммуникации, направленной на поддержание сплоченности политического сообщества ( Г. Лассуэл).

Уровни функционирования политической идеологии:

-теоретико-концептуальный (политическая философия);

-программно-политический (на этом уровне принципы и идеалы преобразуются в политические программы, лозунги и требования властвующей элиты);

-актуализированный (он отражает степень социальной эффективности идеологии — усвоения ее гражданами, меру воплощения идеологических ценностей в общественной практике):

Функции идеологии:

-познавательно-воспитательная (идеология способствует познанию и преобразованию социально-политической действительности, формированию политической культуры личности и общества);

-нормативно-ценностная (идеология ориентирует личность и общество на усвоение определенных политических идеалов, норм и принципов;

-интегрирующая (обеспечивая ценностную ориентацию сознания и поведения субъектов политики);

-мобилизационная (идеология побуждает людей к политическим действиям, служит «компасом» в процессе принятия управленческих решений).

 

54) Особенности политической культуры РБ обусловлены тем, что страна формировалась на стыке двух великих цивилизаций восточно-славянской и западной. С одной стороны, существовало отрицание крайних форм этих цивилизаций, с другой стороны — стремление взять лучшие черты этих культурно-исторических типов. В процессе исторического развития белорусский народ стал поликонфессиональным. Большое влияние на белорусских землях имели как польские, так и русские традиции, нормы культуры. В этих условиях нормировался национальный характер белорусов как определенная система позиций, ценностей, убеждений, разделяемых большинством нации. Известная толерантность белорусов, их спокойствие, уравновешенность, хозяйственность, бережливость, законопослушание, бесконфликтность, религиозная терпимость — эти качества в определенной мере формировались как приспособительные механизмы в условиях частых войн и лишений. Во многом эти черты влияют и в настоящее время на политическое поведение граждан. Вместе с тем толерантность может перерастать в излишнюю притерпелось, непритязательность к жизненным условиям. Многие исследователи отличают такие черты современных белорусов, как невмешательство в политику и упорный повседневный труд на благо своей семьи. . Белорусы мыслят не абсолютными, а более относительными категориями, не говорят сразу «да» или «нет», взвешенно относятся к соответствующим ситуациям. Постоянные нашествия и войны, а в последние годы и экономический кризис, чернобыльская катастрофа обуславливают ориентацию белорусов на заботу и защиту со стороны государства. По сформировавшейся в советское время традиции белорусы зачастую не хотят высказывать свое мнение публично, иногда опасаются, что не могут повлиять на ход исторических событий. Белорусская политическая культура отличается терпимостью, компромиссным характером. Вместе с тем принято преувеличивать возможности властных структур.

50) Либерализм.Основные идеи либерализма:

-признание самооценности личности, уважение ее прав и свобод;

-равенство граждан перед законом, их ответственность перед обществом и государством; -народовластие и политический плюрализм;

конституционализм и разделение властей; -свобода предпринимательства и конкуренции в экономической сфере; -ограничение регулятивного влияния государства на общественную жизнь.

Носителями идеологии либерализма являются политические партии.

Консерватизм — это политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни; приверженность политическим ценностям, выдержавшим испыта







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.