Здавалка
Главная | Обратная связь

Формирование командно-административной системы в СССР.



Режим власти, созданный И.В.Сталиным в 1930-е гг., получил название тоталитарного. При тоталитаризме во главе государства стоит один человек, осуществляющий высшую власть. Отсутствуют всякие права и свободы, подавляется любое инакомыслие, единственно верной провозглашается та доктрина, которой придерживается лидер. Но для существования тоталитарного режима необходимо было создать особую государственную систему. Сталин ее создал, и она получила название командно-административной. Основу ее составлял бюрократический аппарат, номенклатура (круг должностных лиц, назначение и утверждение которых относится к компетенции какого-либо вышестоящего органа). Именно в руках номенклатуры сосредоточивалось управл всеми сферами жизни советского общества. Административно-командная система напоминала пирамиду, на вершине которой находился вождь, окруженный пятью-шестью ближайшими соратниками, вместе с которыми он вырабатывал основные решения по вопросам внутренней и внешней политики страны, позднее оформлявшимися номенклатурой в виде законов и указов. По некоторым данным, за все годы советской власти, с 1917 по 1991, число лиц, непосредственно участвовавших в принятии и оформлении таких кардинальных решений, не превысило 2-3 тыс. человек. В основании же пирамиды находились миллионы простых советских тружеников.

1.Предпосылки становления командно-административной системы в СССР в 1920-30 гг.
Для возникшего в СССРв 30-е гг. политического строя был характерен тоталитаризмрежим, который полностью подчиняет, контролирует и регулирует все сферы жизни общества.
Одной из важных предпосылок становления этой системы являлась монополия на власть одной партии. Внутри самой партии постепенно свертывались демократические начала, ослабевали коллективные принципы руководства. Все реже стали созываться съезды ВКП (б), партийные конференции.
В конце 1920-х гг. начался кризис нэпа. Промышленность СССР не успевала за развитием сельского хозяйства.Крестьянин-единоличник не мог купить на вырученные от продажи своей продукции деньги необходимые промышленные товары. Посевные площади стали сокращаться. Упали государственные закупки сельхозпродуктов, в городах начался голод. Преодолеть кризис можно было двумя путями. Экономический план, сторонниками которого были Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и другие их партийные единомышленники, предусматривал иностранные инвестиции в советскую экономику, насыщение рынка (за счет этих средств) промышленными товарами, постепенный запуск отраслей промышленности, производящих ТНП (товары народного потребления). Но выполнение этого плана растянулось бы на многие годы и поставило СССР в зависимость от капиталистических государств. И.В. Сталин и его сторонники предпочли проверенный способ насильственного изъятия сельхозпродукции у крестьян.

С этой целью в 1928 г. было решено провести коллективизациюполитику советского государства, направленная на массовое создание насильственными методами коллективных хозяйств. Целью коллективизации провозглашались: «ликвидация кулачества как класса», обобществление средств производства, централизованное управление сельским хозяйством, повышение эффективности сельскохозяйственного труда, получение средств на индустриализацию страны.

Насильственное проведение коллективизации обеспечило приток средств для проведения индустриализации − процесса создания крупного машинного производства, формирования новой социальной структуры и перехода на этой основе от аграрного общества к индустриальному. Впервые лозунг перехода к индустриализации провозгласила ХIV Всероссийская партийная конференция большевиков в 1925 г. Целями индустриализации определялись: преодоление технико-экономической отсталости СССР от развитых западных государств, превращение страны из аграрной в индустриальную, ликвидация отсталости аграрного сектора экономики, создание мощной оборонной системы и укрепление международного положения СССР .
Для успешного проведения коллективизации и индустриализации потребовалось держать в повиновении миллионы людей, не допускать никаких проявлений самостоятельности и инакомыслия. С этой целью в нашей стране была создана могучая репрессивная система, возникшая еще в годы Гражданской войны и окончательно сформировавшаяся в 1930-х гг. Ее основу составили органы наркомата внутренних дел − НКВД, которые постепенно вышли из-под контроля не только государства, но и партийного аппарата, непосредственно подчиняясь лишь И.В.Сталину.

Нужно отметить, что сталинская политика находила одобрение у основной массы коммунистов, вступивших в партию в то время, когда И.В.Сталин был ее генеральным секретарем. Это были в своей основной массе малообразованные, культурно отсталые, политически неграмотные люди, связывающие свое вступление в партию с возможностью сделать быструю карьеру, получить привилегированное положение. Репрессии выдвигали на руководящие должности − первых секретарей обкомов, наркомов, директоров крупнейших заводов − молодых людей в возрасте тридцати с небольшим лет. Вот почему перед Великой Отечественной войной среди высшего руководства страны, командующих армиями и военными округами оказалось слишком мало опытных кадров.

После разгрома «правого уклона» в партии уже не было открытой организованной оппозиции. Правда, еще имели место отдельные проявления недовольства, несогласия с «генеральной линией». Но они уже не могли изменить ситуацию.

XVII съезд, названный «съездом победителей», прошел при отсутствии какой-либо критики в адрес Сталина, выступавшие всячески восхваляли его. К ним присоединились и присутствовавшие на съезде бывшие члены оппозиционных группировок. При этом бывшие оппозиционеры каялись в своих ошибках, признавая тем самым свое окончательное поражение. Впервые в истории партии съезд не принял по отчетуЦК развернутой резолюции, а просто предложил «всем парторганизациям руководствоваться в своей работе положениями и задачами, выдвинутыми в докладе товарища Сталина».

Т.о, диктатура партии все больше превращается в диктатуру ее вождя, формируется культ его личности.
2. Характерные черты общественно-политической жизни страны при сложившейся командно-административной системе.

Одной из черт политической системы 30-х гг. являлось сращивание партии с государством, превращение работников партгосаппарата (так называемой номенклатуры) в новый господствующий слой общества. Одновременно с этим трудящиеся массы на деле отчуждались от реальной власти. Это видно на примере новой Конституции СССР, принятой в декабре 1936 г. Ее текст содержал много демократических норм: отменялись ограничения прав граждан по классовому признаку, вводилось всеобщее, прямое, равное, тайное голосование, провозглашались широкие права и свободы и т.д. Но Конституция не имела механизма их реализации и оставалась во многом документом − декларацией, резко расходившимся с реальной жизнью того времени.

Репрессии являлись одной из важнейших составляющих общественно-политической жизни этого времени в СССР. Проводились они руками мощного картельного аппарата, основу которого составляли органы ОГПУ(Государственное политическое управление при НКВД). С 1934 г. – НКВД(Народный комиссариат внутренних дел) СССР, в чьем ведении находилась разветвленная система ГУЛАГа(Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения). Жесткий идеологический контроль над обществом, монополия на средства массовой информации позволяли внедрять в общественное сознание образ внутреннего врага.Сопровождать репрессии широкомасштабными пропагандистскими кампаниями.


5. Культурно-духовная жизнь республики.

Политика белорусизации способствовала расцвету просвещения и культуры в 20-е годы. Важное значение придавалось ликвидации неграмотности. Одиннадцатого декабря 1920 г. была создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности в Беларуси. Однако в довоенное время неграмотность в Беларуси не была полностью ликвидирована.

К середине 30-х гг., после ряда экспериментов, шло формирование советской системы народного образования. Школа подразделялась на начальную, неполную среднюю, среднюю, среднюю специальную, высшую. Тридцатого октября 1921 г. начались занятия на двух факультетах Белорусского государственного университета. Ректором БГУ стал известный историк-славист В.И. Пичета. В 1925 - 1926 гг. кроме БГУ в БССР готовили кадры три высших учебных заведения: Коммунистический университет в Минске, Белорусский ветеринарный институт в Витебске и Белорусская сельскохозяйственная академия в Горках. Кроме того, в республике насчитывалось 25 техникумов, 20 профтехникумов и 20 других специальных учебных заведений. В основу комплектования высших и средних специальных учебных заведений был положен классовый принцип.

Становление белорусской науки в 1920-е гг. происходило в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях. Двадцатого января 1922 г. на базе научно-терминологической комиссии был открыт Институт белорусской культуры (Инбелкульт).В результате реорганизации Инбелкульта 1 января 1929 г. была создана Академия наук БССР.

Много внимания в 20-е гг. уделялось политико-воспитательной и культурно-просветительной работе. Центрами этой работы стали клубы и избы-читальни, библиотеки. Увеличилось количество республиканских периодических изданий. В 1925 г. в БССР издавалось 20 газет и 15 журналов, из них 10 газет и 11 журналов на белорусском языке. В 1924 г. при народном комиссариате просвещения БССР было создано Государственное издательство Беларуси. В это же время было создано Государственное управление по делам кинематографии - Белгоскино. В 1926 г. был поставлен художественный фильм «Лесная быль» Ю. Тарича.

В 20-е гг. широкое развитие получила литература. В писательскую среду влилась большая группа талантливой сельской молодежи. Они группировались вокруг различных организаций. В конце 1923 г. возникло литературное объединение «Молодняк», которое считало себя организацией пролетарских писателей. В 1926 г. группа писателей и поэтов вышла из «Молодняка» и создала новое литературное объединение «Узвышша». Его основателями были А. Бабарэка, З. Бядуля, П. Глебка, В. Дубовка, К. Крапива, М. Лужанин, К. Черный. Новое объединение проповедовало принципы высокого искусства, критиковало нигилистическое отношение молодняковцев к классическому наследию, большое внимание уделялонациональной специфике. В 1927 г. сформировалось литературное объединение «Полымя». В него вошли преимущественно писатели старшего и среднего поколения. Среди них были Я. Колас, Я. Купала, А. Александрович, Т. Гартный, А. Дудар, М. Чарот и другие. Это объединение стало сдерживающим центром, уравновешивающим крайние позиции.

Важным событием в культурной жизни стал выход в свет поэм Я. Коласа «Новая земля» и «Сымон музыка», романы Т. Гартного «Соки целины», М. Зарецкого «Стежки-дорожки», К. Черного «Сестра». Основная тематика белорусской прозы 20-х гг. - годы революции и гражданской войны.

Плодотворно работал коллектив Первого Белорусского драматического театра, созданного в 1921 г.По республике гастролировала Белорусская театральная группа под руководством В. Голубка, выросшая из кружков художественной самодеятельности.В 1926 г. она была преобразована в Белорусский передвижной театр. В этом же году в Витебске открылся Второй Белорусский государственный театр.

В белорусском музыкальном искусстве преобладало самодеятельное творчество музыкальных, хоровых и танцевальных коллективов. Композиторы В. Теравский, Н.Н. Соколовский и другие записывали и обрабатывали белорусские народные песни.

Успешно проходило и становление белорусского изобразительного искусства. В 1919 г. в Витебске начала действовать народная школа искусств. Ее организатором и директором (1919 - 1921 гг.) был Марк Шагал. В школе преподавали в разные годы А. Бразер, К. Малевич и др. В 1925 и 1927 гг. в Минске состоялись выставки произведений белорусских художников.Интересом зрителей пользовались картины В. Волкова «Кастусь Калиновский», Б. Владимирского «Кросна», М. Филиповича «Баррикады».

Таким образом, в 20-е гг. БССР достигла значительных успехов в развитии образования, науки, литературы и искусства.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.